Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс) на тему:
    Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс ФГОС

    Федотова Наталья Васильевна

    В программе даны, пояснительная записка, тематическое планирование, НРК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon izo.zip26.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Статус документа

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

    1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.

    2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

    3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

     Рабочая программа разработана с учетом особенностей учащихся МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

    Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Структура документа

    Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, календарное планирование, технологическую карту, планируемые результаты, список использованной литературы.

         Общая характеристика учебного предмета

    Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

    В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

    —  изобразительная художественная деятельность;

    —  декоративная художественная деятельность;

    —  конструктивная художественная деятельность.

    Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

    Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

    Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

    Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы.

    Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

    Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

    Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

    Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

    Место учебного предмета  в учебном плане

          В соответствии с  Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

    В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

    • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
    • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
    • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
    • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень

    сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
    • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
    • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
    • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
    • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ

                                                Содержание программы

    ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

    Искусство в твоем доме

    Твои игрушки придумал художник.

    Посуда у тебя дома.

    Мамин платок.

    Обои и шторы в твоем доме.

    Твои книжки.

    Поздравительная открытка.

    Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

               Искусство на улицах твоего города

    Памятники архитектуры — наследие веков.

    Парки, скверы, бульвары.

    Ажурные ограды.

    Фонари на улицах и в парках.

    Витрины магазинов.

    Транспорт в городе.

    Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

    Художник и зрелище

    Художник в цирке.

    Художник в театре.

    Маски.

    Театр кукол.

    Афиша и плакат.

    Праздник в городе.

    Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

    Художник и музей

    Музеи в жизни города.

    Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

    Картина-портрет.

    Картина-натюрморт.

    Картины исторические и бытовые.

    Скульптура в музее и на улице.

    Художественная выставка (обобщение темы).

    Литература для учителя:

    1.  Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова «Оценка достижения планируемых результатов», М.,          « Просвещение», 2011г

    2. Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.  «Планируемые результаты начального общего образования», М., «Просвещение», 2011г

    3. Методическая литература

    4. Н.И.Неменский «Программа по изобразительному искусству», М., « Просвещение», 2009г

    5. Сайты Интернета

    6.  С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова                     « Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы.»  Пособие для  учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011г


    Календарно-тематический  план

                                                                                       

    № п/п

    Раздел

    Тема урока

    Оборудование

    Решаемые проблемы: цели деятельности учителя

    Планируемые результаты

             Искусство в твоем доме

    1

    Воплощение замысла в искусстве.  “Мои впечатления о лете”

    Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

    Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

    Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять  конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

    Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

    Личностные:

    - формирование социальной роли ученика;

    - формирование положительного отношения к учению;

    - представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

    развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

    - осмысление своего поведения в школьном коллективе;

    - ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

    - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

    - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

    - умение видеть красоту труда и творчества.

    формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

    - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

    Регулятивные:

     Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные:

     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую  и самостоятельно выполнять творческие задания.

    Коммуникативные:

    Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    донести свою позицию до собеседника

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

    Учиться согласованно работать в группе:

    учиться планировать работу в группе;

    учиться распределять работу между участниками проекта;

     понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

    уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметные:

    Конструирование и лепка.

    Рисование с натуры и представлению

    Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

    Конструирование из цветной и белой бумаги

    Выполнение эскизов.

    2

    Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина.

    Пластилин, стеки, дощечка.

    3

    Посуда у тебя дома Изображение праздничного сервиза

    Альбом, гуашь, кисти.

    4

    Изготовление рисунка  

      « Платок для своей мамы»

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    5-6

    Обои и шторы у тебя дома

    Альбом, гуашь, акварель, кисти.

    7

    Иллюстрирование русских народных потешек.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    8

    Труд художника для твоего дома. Изображение  самой красивой вещи в доме.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

              Искусство на улицах твоего города

    9

    Памятники архитектуры. Изображение  проекта  здания.

    Альбом, цв. карандаши.

    Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.  

    10

    Изображение  парка, сквера.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    11

    Ажурные ограды.

    Бумага, ножницы, клей.

    12

    Волшебные фонари.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти

    13

    Витрины.

    Бумага, ножницы, клей.

    14

    Удивительный транспорт.

    Альбом, цв. карандаши,  восковые мелки.

    Фантазировать, создавать творческие проекты Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

    15

    Труд  художника на улицах города.

    Бумага, ножницы, клей.

    Художник и зрелище

    16

    Художник в цирке.

    Альбом, гуашь, кисти.

    Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

    Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

     Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты.

    17

    Образ театрального героя.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    18

    Театральные маски.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    19

    Театр кукол.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти

    20

    Театр кукол.  Костюм куклы

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти

    21

    Художник в театре.  

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    22

    Художник в театре. Декорации.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти

    23

    Афиша и плакат.

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    24

    Праздник в городе

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    25

    Место художника в зрелищных искусствах.

    Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов.

    Художник и музей

    26

    Музей в жизни города

    Альбом, цв. карандаши, пастэль, акварель, кисти.

    Понимать и объяснять  роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

     Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

     Называть самые значительные музеи России.  Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

     Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

    Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор.

    27

    Картина-натюрморт

    Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти.

    28

    Натюрморт.

    Бумага, гуашь, кисть

    29

     Пейзаж.

    Альбом, гуашь, кисти.

    30

    Картина-портрет

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    31

    Картины исторические и бытовые.

    Альбом, цв. карандаши,  акварель, кисти.

    32

    Скульптура в музее и на улице.

    Пластилин, стеки, дощечка.

    33

    Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

    Альбом, цв. карандаши, гуашь, кисти.

    34

    Обобщение темы раздела. Подготовка к выставке

    Детские работы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по ФГОС

    Рабочая  программа  по  УМК  "начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по   ФГОС...

    ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

    Рабочая программа по  изобразительному искусству    2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс по ФГОС.

    Пояснительная записка и тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс по ФГОС....

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...

    Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

    Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС

    Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...