Внеклассное занятие. 2 класс
классный час по чтению (2 класс) по теме

«Осень в стихах и сказках А.С. Пушкина» «Я в гости к Пушкину спешу…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_2_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия:

( 2 класс )

«Осень в стихах и сказках А.С. Пушкина»

«Я в гости к Пушкину спешу…»

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с детством А.С. Пушкина, лицейскими годами, с его стихами о природе /осени/.
  2. Воспитывать интерес к творчеству А. Пушкина, желание ближе познакомиться с его произведениями.
  3. Развить у детей восприятие различных цветов, воображение при выполнении творческой работы.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, DVD проигрыватель, музыкальный диск  с музыкой Михаила Ивановича Глинка поэма «Руслан и Людмила»; альбом, краски; осенние листья

Ученик:

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

Г. Гоц.

Учитель:

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Москва в это время гордилась своим университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве. К образованной Москве  относился и дом Пушкиных.

Отец поэта Сергей Львович, отставной военный, был потомок знатного рода, острослов, страстный любитель поэзии, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатейшую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, образована, остроумна. Дядя Пушкина Василий Львович был известным в то время поэтом. Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков. Мальчиком Александр Сергеевич был свидетелем литературных споров, чтения и обсуждения новейших произведений.

Как принято, было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.

Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги стали главным источником знаний. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение!» - любил говорить Пушкин.

Благодаря книгам он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу, за что в лицее друзья ему дали прозвище «француз».

Учитель:

Страсть к поэзии проявилась в Пушкине рано. На восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В девять писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом.

Самыми близкими сердцу А.с Пушкина стали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и его няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни, сказки запомнились ему на всю жизнь.  Большую часть народных былин, песен, сказок, которых Пушкин так много знал, слышал от своей няни. Многое записывал, а затем использовал в своих произведениях.

Ученик:

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя, с усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

А.С.Пушкин. «Сон». 1816г.

Учитель:

Арина Родионовна стала другом Александра Сергеевича на всю жизнь. И, когда поэт жил вдалеке от нее, он скучал по ней и посвящал ей свои стихотворения.

Ученик:    Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

А.С.Пушкин «Няне».

Учитель:

Юность поэта прошла в Петербурге.  В1811 году в Царском Селе открылся Лицей. Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. Там Александр Сергеевич нашел верных друзей. Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. В садах лицея Пушкин стал поэтом. Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.

Учитель:

Стихи Александра Сергеевича прекрасны. Читая, слушая их, мы представляем наяву картины, которые рисует нам поэт.

Любимое время года поэта – осень.

Он пишет:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой

красою тихою, блистающей смиренно…»

Сейчас мы с вами послушаем прекрасные строки об осени.

Дети прочитают нам любимые стихотворения.

Ученики

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак

Уснувшие дубравы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод…

Учитель:

   Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 г. повторное его сватание к Наталии Николаевне Гончаровой, восемнадцатилетней московской красавице, было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: последние главы "Евгения Онегина",  "Сказка о попе и о работнике его Балде", несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.
   Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и по тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830 г.

Осенью 1833 г. он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 г. За полтора месяца Пушкин завершает работу над "Историей Пугачева" и "Песнями западных славян", начинает работу над повестью "Пиковая дама", создает поэмы "Анджело" и "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях", стихотворение в октавах "Осень".

Учитель:

 

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

( по иллюстрациям)

Учитель:

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло известных художников, композиторов на создание своих произведений. Известные художники Левитан, Репин, Васнецов, Врубель, Серов иллюстрировали его произведения. Иллюстрации к сказкам Пушкина создавали художники И.Я. Билибин, В.Д. Назарук, В.М.Конашевич, О. Зотов, и многие другие.

Влияние Пушкина на отечественную музыкальную культуру огромно: многие оперы, балеты, симфонические и камерные произведения написаны на его стихи и сюжеты.

Не раз русские композиторы – М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов – вдохновленные стихами поэта, зачарованные их пронизывающей музыкальностью, обращались к ним.

Большой интерес к пушкинскому творчеству проявляли его современники, к числу которых принадлежал русский композитор Михаил Иванович Глинка. На стихи А.С. Пушкина композитор создал 10 романсов. Он был первым русским композитором, написавшим оперу на сюжет поэмы «Руслан и Людмила».

И сегодня мы с вами под музыку Михаила Ивановича Глинка поэмы «Руслан и Людмила» выполним творческую работу. Вы будете художниками. И тема наша: « Осень в стихах и сказках А.С. Пушкина».

 (Выставка рисунков детей)

Учитель:

Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалованье за свои произведения. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи поэта, воздвигнуты памятники.  В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Опекушин создал образ поэта понятный, доступный и близкий всем. Сроки стихотворения Александра Сергеевича стали пророческими:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…

« Я в гости к Пушкину спешу…» - такими словами на протяжении школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные  великому поэту. И так же ласково будет смотреть Пушкин на своих потомков, как бы говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А мы будем отвечать: «Здравствуй Пушкин!»

Учитель:

Стихи о Пушкине.

Читая Пушкина, я вижу

Картины милой старины,

И перед взором возникают

Виденья, сказочные сны.

Как будто в веке не в двадцатом,

А в девятнадцатом живу.

И все, что было там когда-то,

Я вижу как бы наяву.

Не спиться белыми ночами,

И из открытого окна

Созвучная моим виденьям,

Подобная чудесным пеньях,

Прекрасна музыка слышна.

Ушло томящееся лето,

Пришла осенняя пора.

Она любима так поэтом,

Так памятна и дорога.

И Петербург уж не пустынен,

И начинаются балы.

И, вслед за пушкинской строкою,

Туда отправимся и мы.

Но все проходит. Миновала

Поэту милая пора.

И вслед за осенью златою

Приходит снежная зима.

А Пушкин с нянею своею,

Подружкой давних юных лет,

Творит и няне посвящает

Давно знакомый всем куплет.

Чтоб не грустить в пору ненастья,

Чтобы не слышать ветра стон,

В мир сказок Пушкин возвратился,

Которым был всегда пленен.

И на просторах русских, снежных,

Очарования полна,

Вдруг шамаханская царица,

Как солнце,  вышла из шатра.

Вот Лебедь поступью неслышной,

В красу-девицу обратясь,

Подходит к князю, и царевну

На танец приглашает князь.

А фантазия поэта

Дале в сказки мир влечет:

О невесте Елисея

Сокрушается Народ.

Где она? Что стало с ней?

Книгу открывай скорей.

В ней узнаешь,  что случилось,

Как царевна заблудилась,

Как на терем набрела,

Братьев как себе нашла.

Не спеши все рассказать,

Надо Пушкина читать.

Предлагаю в заключенье

Вам еще одно творенье.

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить нам выступленье

Граница времени велит.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто и тыщу лет.

Он не померкнет, не увянет

Великий русский наш поэт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Семья. Сердце матери»

Цели: - Развитие речи и слухового восприятия, - расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.Задачи:  - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса,- совершенст...

Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».

Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой  «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...