Главные вкладки

    Национальный орнамент как средство развития детского творчества.
    статья по изобразительному искусству (изо) на тему

    Лерансене Розалия Шамильевна

    декоративно-прикладное искусство, национальные промыслы. Матрёшка, казанская узорная вышивка, батик.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Национальный орнамент как средство развития детского творчества.

    Национальный аспект активно используется в педагогике, особенно как средство развития детского творчества по ряду причин. Одна из них – это многонациональный коллектив учащихся. Вторая причина это то, что я люблю декоративно-прикладное искусство, которое тесно связано с народным творчеством и промыслами такими как: гобеленное ткачество, батик, роспись по дереву. Изучение основ композиции декоративно-прикладного искусства научит детей приёмам их построений. Они поймут значение гармонии, формы, ритма, законов цветовых соотношений. Узнают историю орнаментов и способы их применения, поскольку декорирование различных материалов таких как дерево, ткань, кожа, металл и керамика значительно отличается друг от друга. Работая с различными материалами, техниками и стилями, учащиеся расширяют свой кругозор и навыки ручного труда. Учатся уважительно относиться к народному творчеству и национальным особенностям.

    Учебный процесс включает в себя изучение примеров декоративно-прикладного искусства разных народов и применение полученных знаний и умений на практике. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям.

    Первым примером нашей работы будет матрёшка. История матрёшки всем известна: она очень молода, ей всего чуть более 100 лет. Праобразом её является японский божок Фукуруму. На примере русской матрёшки можно рассмотреть разнообразные методы и приёмы, применяемые не только в росписи по дереву, но и в росписи по ткани, металлу и керамике. Матрёшка – это собирательный образ всего декоративно-прикладного искусства русского народа. Например: при декорировании матрёшек используются приёмы росписи Палеха, жостовских подносов, хохломской росписи, росписи Полх-Майдана и Гжели, узоры павлово-посадских платков, вышивки, кружевоплетения и др. В последнее время матрёшка стала также образом  и современного российского искусства. Матрёшки расписываются в различных стилях: от русского народного до авангардного и модерн. Изучение детьми этого совершенно уникального изделия позволяет узнать множество русских народных промыслов, массу всевозможных приёмов, применяемых в росписи, проследить историю развития не только русского сувенира, но и всего декоративно-прикладного искусства России. В мире больше нет такого ёмкого по своей сути изделия.

     Для того чтобы дети смогли расписать матрёшку, им необходимо научиться приёмам компоновки орнаментов в полосе, круге, квадрате и треугольнике, т.к. всё это присутствует в матрёшке: треугольник – это угол платка; круг, овал или квадрат – передник; канва на подоле или рукавах – это орнамент в полосе. Роспись по дереву позволяет освоить учащимся технику работы с гуашью, акрилом, тушью.

    Рассматривая орнаменты и приёмы, применяемые в татарских национальных промыслах, дети узнают совсем другие техники применяемые в национальном творчестве. Принятие и распространение ислама способствовало развитию в татарском искусстве условной художественной системы.

    В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Цветочно-растительные изображения подразделяются на три большие группы: степного, лугового и садового характера. Геометрическому орнаменту в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Мотивы меандра, спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, верёвочки  – используются в композициях каймы и бордюров. Сложные геометрические формы – розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т.д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов. Зооморфные мотивы в татарских орнаментах встречаются очень редко. Одна из причин этого – запрет мусульманской религии на изображение живых существ. Изображения птиц, бабочек, коней и прочих живых образов были тщательнейшим образом стилизованы и переработаны в духе растительного орнамента.

    Изучение татарского орнамента и промыслов научит детей применять на практике стилизацию, законы компоновки орнаментов, отличающихся от русских орнаментов. Они научатся применять метод полихромности – это когда один и тот же элемент выполняется в разных цветовых решениях, что даёт визуальное богатство орнамента. Учащиеся познакомятся с забытыми промыслами, например, таким как казанская узорная вышивка по коже. Шов, применяемый в вышивке, настолько уникален, что его невозможно механизировать. С его помощью можно украсить не только обувь и одежду, но и различные изделия из кожи: кошельки, подушки, различные панно, накидки, сумки и т.д.

    Ещё один интереснейший вид декоративно-прикладного искусства – это батик.

    Батик – это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском».

    Этот способ для получения на ткани рисунка использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, на Индокитае, в африканских странах. Сейчас под батиком  подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шёлка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шёлке.

     На занятиях посвященных искусству батика, учащиеся знакомятся с его историей, видами, приёмами исполнения. На занятиях предусмотрено изготовление изделий с применением двух технологий: горячего и холодного батика. Холодный батик предусматривает контурный рисунок, в отличие от горячего батика. Работа с воском и акварелью разнообразит учебный процесс и навыки работы с новыми материалами.

    Подводя итоги, хочется отметить, что национальное искусство даёт многогранное и объёмное представление учащимся о декоративно-прикладном искусстве. Учит их творчески мыслить, видеть красоту окружающего мира, применять полученные знания и навыки на практике для изготовления предметов для дома и интерьера. Любить и уважать ручной труд и культуру разных народов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие детского творчества и фантазии на уроках технологии.

    С первого класса на уроках технологии и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать у детей правильное отношение к любому виду труда, который нужен коллективу и близким людям....

    РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

    В этой статье представлен материал о том, какое влияние оказывают театрализованные игры и художественная литература на всестороннее развитие ребёнка....

    Кинетический песок для детского творчества и развития

    Кинетический песок - материал, состоящий из обычного песка и полимерного связующего. Предназначен для учебно-познавательной, игровой деятельности, а также в терапевтических целях.Состоит из чистого пе...

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

    В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...

    В мире национальных орнаментов.

    На уроках изобразительного искусства, трудового обучения, на классных часах, на адыгейской литературе обучающиеся  знакомились с орнаментами, росписями мастеров Российской  Федерации. ...

    Творческий проект Татарский национальный орнамент в одежде

    Творческий проект Татарский национальный орнамент в одежде...

    Открытый урок «Бурятский национальный орнамент» в 3 классе

    Открытый урок «Бурятский национальный орнамент» в 3 классе...