Гимнастика для памяти
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2, 3, 4 класс) на тему

Конспект развивающего внеклассного занятия по ИЗО "Гимнастика для памяти" для 2-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_pamyati.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по ИЗО  «Гимнастика для памяти»

для учащихся начальных классов.

Цель: развитие образной, зрительной памяти

Задачи: познакомиться с основными видами памяти (зрительная, слуховая, тактильная, образная),  с простыми способами тренировки памяти, уделить внимание зрительной памяти

Необходимые материалы и оборудование:

На рабочих столах у детей - листы А-4, карандаши, ластики,  кисти, краски, баночки для воды

На учительском столе - кувшин несложной формы

Лимон

Ход занятия:

Сегодня у нас за окном весна, а не так давно мы с вами рисовали зиму. Рисовали заснеженные улицы, дома, деревья, всё в снегу. Скажите, пожалуйста, а какой он – снег? Какой у снега вкус, цвет, как он падает на землю - шумно, или тихо, что вы чувствуете, когда прикасаетесь к снегу? Расскажите мне о снеге, опишите его. (ответы детей с места)

Правильно. Снег белый, холодный. Он бывает мелким и колючим, а может быть пушистым и мокрым. Иногда он падает бесшумно, а когда метет метель - шуршит по крышам. Молодцы. А теперь скажите, почему вы так точно описали снег, ведь его сейчас нет перед вашими глазами? (ответы детей с места). Верно, вы его помните с зимы. И вот сегодня наше занятие посвящено этому замечательному свойству человека – способности помнить и запоминать. Мы будем говорить о нашей памяти. Вы узнаете о том, какой бывает память, как её можно улучшить, а заодно и проверим ваши способности к запоминанию.

Итак, природа нас одарила таким чудесным подарком – памятью. А что же нам приходится запоминать? Очень многое:

- звуки (всё, что слышим). Отвечает за это слуховая память.

- существующий зримый мир вокруг нас (всё, что видим). Отвечает зрительная память.

- ощущения (всё, что ощущаем - вкус, запах, тепло, холод, боль…). Отвечает тактильная память

- незримый мир наших мыслей, снов, фантазий, представлений, эмоциональных чувств (всё, о чём думаем). Работает образная память.

Сегодня мы попытаемся выяснить, какие виды памяти у вас развиты хорошо, а какие требуют тренировки. Ведь память как любой способ мышления можно и нужно развивать.

 Задание

Я прочитаю небольшой детский стишок, а вы должны подсказать мне последнее слово в этом четверостишии.

- Что за – ЛИ, что за – МОН?

- В звуках нет тут смысла.

- Но едва шепнут «ЛИМОН», сразу станет….(?)

Какое последнее слово нужно вставить в строчку? (ответы детей с места). Правильно – это слово «КИСЛО». А теперь я достаю то, о чём говорилось в стишке (детям показывается лимон). Вы уже почувствовали кисловатый привкус во рту? Да?! Но ведь вы лимона не ели, вы его только увидели, так что же произошло? Правильно, просто вы хорошо помните кислый вкус лимона. А хорошо ли вы помните запахи? Например, аромат свежих яблок, или запах испеченных мамой пирожков. Вкусные запахи, и по вашим лицам я вижу, что с  этим видом памяти у вас всё в порядке.

А теперь проверим - насколько хороша у вас слуховая память.

Повторите, пожалуйста, тот ряд чисел, который я произнесу (задаётся любой ряд из 5 чисел, который дети легко могут повторить). Это было очень простое задание, но учась в школе вам приходится очень многое запоминать на слух, например стихи.

 Задание

Попытайтесь запомнить и повторить то, что я вам прочитаю – кто сколько сможет.

- Только мама скажет – спать, я несу с собой в кровать

- Кубики, мартышку, плюшевого мишку,

- Двух резиновых котят, и котята спать хотят.

- Трактор и грузовичок.

- Положу я на бочок поросёнка, куклу  Катю, мячик и велосипед.

- Ох, теперь в моей кровати для меня и места нет!

Кто запомнил первую строчку? Повторите (индивидуальные попытки повторить текст). Молодцы. А следующие строки помните? Согласитесь - сразу запомнить всё довольно трудно. Обычно стараясь выучить какой либо текст наизусть, мы как правило повторяем его несколько раз вслух, заглядываем в книгу, когда забываем что-то.   Я тоже приготовила для вас такую подсказку, с помощью которой вы без труда прочитаете стихотворение, хотя в ней нет ни одного печатного слова.

Таблица №1

Все слова в моей шпаргалке заменены на рисунки-символы, которые нам помогут вспомнить соответствующие слова (читаем хором  зашифрованное стихотворение). Молодцы. Итак, для лучшего запоминания некоторых слов или цифр достаточно представить их зримый образ и вспоминать ужу не само слово, а его зашифрованный зримый образ.

А теперь у вас будет новое задание по карточкам, на которых вы видите текст    стишка:

- Картошка хрустящая

- В пакетике блестящем

- Хруст, хруст, хруст, хруст

- И пакетик пуст.

Под словами «картошка», «пакетик» изображены рисунки. А под словами «хрустящая», «блестящем», «хруст», «пуст» стоят знаки вопроса.  

Задание  

Представить какие простые предметы могут блестеть, а какие хрустеть, нарисовать вместо  знаков вопроса эти предметы.

(индивидуальная работа с карточками)

Мы поработали над слуховой и образной памятью, и теперь пришло время узнать, как развита у вас зрительная память – очень важная для художника память. Художник должен быть очень внимательным и наблюдательным человеком. Мы с вами поиграем в игру, которая поможет нам потренировать вашу зрительную память. Я буду показывать вам  на несколько секунд различные картинки, а вы должны попытаться запомнить всё, что на них изображено и потом - ответить на мои вопросы и выполнить задание. За каждый точный ответ вы ставите себе по 1 баллу.

1 Картинка с шариками

Вопросы:

 Сколько всего было шариков ?

Какого цвета были шарики?

Сколько шариков оторвалось от общей связки?

Какого цвета оторвавшиеся шары?

2 Картинка с разными предметами

Вопросы: 

Что из изображённого съедобно?

С чем можно поиграть?

Что из изображённого берут в школу?

3 Картинка с 6 различными предметами

Вопрос:

Какие предметы были на картинке?

Подсчёт баллов, подведение итогов игры

Итак, мы выяснили, какие у нас есть виды памяти, узнали, как можно развивать свою память с помощью интересных игр и несложных упражнений, и даже  попробовали тренировать память. А сейчас мы выясним, насколько вы наблюдательны, как хорошо вы умеете замечать всё, что вас окружает.

 Итоговое задание:

Нарисовать тот предмет, который на протяжении всего урока стоял на учительском столе и был у вас перед глазами, но я специально ни разу на него не обратила вашего внимания. Этот кувшин я убираю со стола, и вы должны нарисовать его красками по памяти.

(индивидуальная практическая работа)

Обсуждение готовых рисунков, подведение итогов урока, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»

Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Авторская программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах «Фитбол-гимнастика» по ФГОС.

Современная школа стоит на пороге внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельнос...

«Ты в памяти и сердце моем, Афганистан» (посвящается памяти Максима Ванданова)

Прошло уже 25 лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор политики и историки спорят о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов ...

Сценарий урока-памяти " Свеча памяти"

Сценарий урока-памяти  " Свеча памяти"...

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...