Технологическая карта по изобразительному искусству тема: "Русский изразец в архитектуре (муравленный изразец)"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Еремеева Ольга Евгеньевна
Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства, углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого.
Планируемые результаты
Предметные: 
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; 
- овладевать художественным (эстетическим) вкусом; 
- проявлять интерес к искусству.  
Личностные: 
- овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; 
- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Тип урока: открытие нового знания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  30.01.18                                                                                                                               ФИО учителя: Нестерова Лариса Александровна

Школа: 104                                                                                                                                    ФИ студента: Еремеева Ольга

Класс: 2-б                                                                                                                                      ФИО методиста: Мотовилова Надежда Васильевна 

Кабинет: 210

КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина изоискусство 

Тема: Русский изразец в архитектуре (муравленый изразец)

Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства, углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого.

Планируемые результаты

Предметные:

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- овладевать художественным (эстетическим) вкусом;

- проявлять интерес к искусству.  

Личностные:

- овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Тип урока: открытие нового знания 

Оборудование: рабочая тетрадь по изоискусству «Изобразительное искусство. 2 класс», презентация, лист зеленой бумаги, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

30 сек.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Присаживайтесь! Сегодня на уроке нам понадобится только зеленая краска. Остальные цвета пусть будут закрытыми.

Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

1 мин.

Ребята, сегодняшнее занятие я предлагаю начать со строк Ивана Ивановича Кулагина.

Я к изразцам прильну спиной –

Я снова в детстве.

Пускай бушуют за стеной

Метели бедствий…

Внимательно слушать учителя.

Л.: самоопределение к учебной деятельности

Словесный: побуждающий диалог

1 мин.

В строках встречается слово изразец. Как вы думаете, что это такое?

Изразцами называли обожженные и расписанные плитки из глины.

Ребята, а где чаще всего используют такие плитки?

Отвечать на поставленные вопросы.

(керамические плитки)

(в архитектуре)

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

1 мин.

Исходя из нашей беседы, определите, что сегодня мы будем изучать.

Тема нашего урока: «Русский изразец в архитектуре».

Какие цели мы поставим перед собой?

Отвечать на вопросы.

(изразец в архитектуре)

(узнать, что такое изразец, познакомиться с историей изразца, научиться изображать изразец)

П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

2 мин.

Любовались ли вы когда-нибудь кафельными облицовочными плитками у себя дома? Какие они?

Верно!

Но, оказывается, в развитии нашей культуры и искусства было время, отмеченное изготовлением особых керамических плиток – изразцов. По-другому, это керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен.

В слове изразец заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (слово со старых времен), то есть украсить.

Отвечать на вопросы

(да, любовались, плитки белые, однотонно-цветные)

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Л: проявление активности в общей работе

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный:

презентация

3 мин.

Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью разных форм. Набивали сырую глину в деревянную резную форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово образец, то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами.

Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика.

Ребята, как вы думаете где применялась керамическая мозаика?

Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты.

Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X –XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в светской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров.

Ребята, скажите, а что в интерьере дома украшалось изрезцами?

Осознанно слушать и анализировать рассказ учителя.

Отвечать на вопрос учителя

(гончары с успехом применяли в украшении церквей и каменных теремов, в облицовке печей)

Отвечать на поставленный вопрос учителя

(печи)

Л: проявление активности в общей работе

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный:

презентация

2 мин.

Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи. Первые изразцы были рельефными. Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о легендарном царе Александре Македонском, о штурме града, о семиглавом драконе и чадолюбивом пеликане, кормящим птенцов собственным мясом.

Ребята, скажите, а из чего первые русские изразцы изготавливались?

- из традиционной красной глины;

- несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зеленой глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава

- с синим узором по белому фону (гжельские)

- многоцветные

Осознанно отвечать на вопрос учителя

(из глины)

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Л: проявление активности в общей работе

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный:

презентация

2 мин.

Также изразцы бывают:

- рельефными

- живописными

Соединяясь в облицовку, они составляют декоративные фризы, панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены. Декоративное изразцовых облицовок охватывает все виды орнаментальных и сюжетных изображений.

Как вы думаете, откуда муравленый изразец получил свое название?

Правильно!

Внимательно слушать и осознанно отвечать на вопрос учителя

(от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета)

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

Л: проявление активности в общей работе

Словесный: слово учителя

1 мин.

ФИЗМИНУТКА

Ребята встаньте, проведем физминутку!

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания – руки вверх и в стороны)

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

(Повороты туловища влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

(Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

(Дети садятся)

Повторять движения за учителем.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Наглядный: рабочая тетрадь

2 мин.

Вопросы для обсуждения.

Какого цвета изображены изразцы?

Какая тематика?

Что вы можете сказать про каждый лучик (лепесточек)?

Осмысленно отвечать  на вопросы

(зеленого цвета)

(тематика природы)

(они симметричны)

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Наглядный: пед. показ

20 мин.

Сейчас ребята давайте с вами нарисуем изразец. Внимание на меня. Беру кисточку и краску зеленого цвета. Сначала из углов  листа веду  2 пересекающиеся прямые. Они поделили наш лист на 4 части. Сейчас через центр провожу  еще 2 прямые и у нас получается лист разделенный на 8 частей. Дальше изображаю рамку при помощи двулистников, трехлистников. Остальные 2 стороны я показывать не буду так как времени мало. Но их вы также должны будете продолжить украшать двулистниками, трехлистниками. Рисую в верхнем углу круг, это будет солнышко. Веду от него лучики. Лучики должны быть симметричны. Симметричней солнышка рисую еще одно но с другой стороны. В середине изображаю цветок. Каждый лепесток цветка должен быть симметричен другому. Внутри  лепестков может быть какой-нибудь узор. Вокруг цветка изображаю узоры. Я покажу только с 1 стороны ведь времени у меня мало чтобы рисовать во всем изразце. Но остальные части также вы должны будете закончить этим же узором.

Всем понятно как рисовать изразец?

Приступайте к работе.

Если возникнут затруднения, поднимите руку я подойду.    

Внимательно смотреть за показом учителя, самостоятельно работать.

Л.: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания;

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

2 мин.

Выставка работ.

Ребята, смотрите, какие замечательные работы у нас получились. Скажите, при помощи, какого цвета выполнялась данная работа?

Какая особенность изразца?

Какие цвета еще можно добавить, чтобы получить оттенки?

Анализировать работы, отвечать на поставленные вопросы

(зеленым цветом)

(все детали должны быть симметричны)

(черный, желтый)

П.: доказательство качества выполнения задания;

К.: умение полно и точно выражать своё мнение

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа 

2 мин.

Какая тема нашего занятия была сегодня?

Какие цели мы поставили?

Достигли ли мы их?

Что вам понравилось на уроке? Запомнилось?

Вы огромные молодцы! Урок окончен!

Отвечать на поставленные вопросы

(«Русский изразец в архитектуре», узнать, что такое изразец, познакомиться с историей изразца, научиться изображать изразец, достигли целей, запомнилась выставка работ)

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства Тема: "Русский изразец в архитектуре" (2 класс)

Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Средневековья. Архитектура готического стиля» (УМК «Перспектива» 4 класс)

Цель урока: расширение знаний и представлений об образе готических соборов Средневековья.Задачи урокаДидактические:Знать особенности архитектуры и искусства средневековой Европы;Учить выражать в творч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.Задачи урокаДидактические:  1. Расширить знания и представлен...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Архитектура старинная и современная" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цель урока: ознакомление обучающихся с архитектурой городаДидактические:1. Познакомить обучающихся с архитектурой нашего города;2. Научить видеть различия межу современной и старинной архитектуройРазв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Памятники архитектуры» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «Памят...