Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Тарарушки" 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Тарарушки"2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

ФИО учителя: Устьянцева Д.А                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     класс: 2                                                                                                                                                                   

                                                                         конспект урока изоискусства

Тема урока: Тарарушки из села Полховский Майдан                                    

 

Цели деятельности учителя:

    - ознакомить с изделиями Полховского Майдана;

    - освоить этапы выполнения изделия Матрешка;        

    - развивать воображение, творческое мышление, внимание.

Планируемые результаты:

личностные:

      - понимание важности изучения народного прикладного творчества;

      - стремление к использованию художественных умений в жизни.

предметные:         

         - использование практических приёмов изображения элементов арнамента;

         -  применение знаний о Полховском Майдане на практике;

         -  включение в творческую деятельность.

Тип урока: открытие нового знание 

       

Оборудование урока:  для   учителя: шаблон, образец, гуашь, кисти, желтый лист А4.                              

                                        для учащихся: шаблон, желтый лист А4, гуашь, кисти.

 

Словарная работа: Полховский Майдан, старинная утварь.

Этап, время

Методы, приёмы

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

   УУД

1.Орг. момент

15 сек.

словесный

Приветствие учителя.

приветствовать учителя

настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

1-2 мин.

словесный

фронтальный опрос

Актуализация знания и опыта

- Над какой темой мы работаем в этой четверти на уроках изоискусства?

-Что мы с вами проходили на прошлом уроке?

-Что такое колорит? Назовите его художественные особенности.

активно слушать,

отвечать на вопросы, оценивать  свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

1-2 мин.

эвристический вопрос,

наглядный

Подведение к определению темы урока.

- Сейчас я загадаю вам загадку, ваша задача предположить, какую тему мы будем изучать:

- Она на вид одна, большая,

Но в ней сестрица сидит вторая,

А третью-во второй найдешь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри из всех – малютка, крошка,

Все вместе –сувенир-(Матрешка)

- Предположите какова тема нашего урока? (Тарарушки из села Полховский Майдан)

- Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с тарарушками из села Полховский Майдан.

- Как вы думаете, какое задание мы сегодня выполним? (матрёшку)

Тема на слайде.

Задачи:

-познакомиться с понятием Полховский Майдан и его историей;

-познакомиться со старинною утварью (грибки-копилки, птички-свестульки, матрешки);

- рассмотреть элементы орнамента (цветок-мальва, листья, ягоды, оживки-усики и завитки);

-рассмотреть основные цвета в композиции.

Познакомимся с историей Полховского Майдана и изделиями

Выполним работу - матрёшку

самостоятельно или с помощью опоры  формулировать  тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4.Решение учебной задачи

30 мин.

Эвристический, беседа,

наглядный

наглядный, словесное пояснение

демонстрационный,

практический 

инструктаж

самостоятельная

1).  Знакомство с новым материалом-3-4мин

- Ребята, как вы думаете, кто такие тарарушки?

- Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

- Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "место собраний, сходов у казаков; станичный круг", а реку назвали "Полховка" (полыхать, гореть) потому что переселенцам приходилось расчищать берега под пашню, выжигая заросли и бурьян. Вот и получился – Полховский Майдан.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

- Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. В 1928–1930 выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи. В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

2). Анализ изделий (образов, композиций) -2-3 мин.

- Давайте с вами посмотрим какие еще бывают изделия Полховского Майдана. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки. Все они щедро украшены сочными орнаментами и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках.

-Ребята, давайте с вами рассмотрим матрешку. Из чего состоит матрешка?

(Лицо, платок, фартук, платье)

-Какие элементы характерны, что вы видите? И как расположены элементы?

(Цветок, листья, ягоды, оживки. Цветок в центре, листья вокруг)

- А в каких цветах выполнено изделие?

(синий, малиновый, зеленый, черный –контур)

Педагогический показ приёмов выполнения задания-3-4мин.

По этапам описать действия при показе

(Цвет фона –желтый)

1этап- нанести черным фломастером контуры лица, платка, и фартука.

2-ой этап – окрасить фон платка (красным или зеленым)

3-ий этап- нанесение крупных элементов узора на фартук гуашью (Цветок в центре, листья вокруг)

4-ый этап – украшение фартука мелким деталями (мелкие листья, ягоды, гуашью или черным фломастером)

5-ый этап – изображение лица черным фломастером.

6-ой этап-окраска красным(зеленым) цветом гуашью платья внизу на подставке.

- вначале изображаем контуры лица, платка, фартука.

- размещаем в центре крупно цветок

- далее дополним мелкими элементами

 продолжим работу над образом фартука

4). Постановка творческой задачи- 15 сек.

-Выполняем эскиз росписи матрешки по шаблону

- Желаю вам успешной, творческой работы

5). Самостоятельная практическая работа учащихся -20мин.

- Поощрение  всех учащихся.

- Демонстрация лучших работ классу с анализом достоинств

наблюдать  за объектами;

высказываться по теме;

аргументировать  свое мнение;

анализировать особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта

наблюдать, запоминать порядок выполнения задания

слушать,

воспринимать задание

выполнять задание соблюдать требования, проявлять творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе.по программе Шпикаловой Т.Я." Почему цвет красный называют прекрасным"

Урок основан на традициях народных промыслов..................................................................................................................................

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Сказочная птица. Изображение и фантазия»

Тип урока: комбинированный. Вид занятий: декоративное рисование. Цели и задачи:1.     знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре;2.     ...

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе

Т е м а: УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ.  ПАУТИНКА.  УЗОР НА СТЕКЛЕП е д а г о г и ч е с к и е   з а д а ч и: создать условия для ознакомления с украшениями, которые создала природа...

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Свободное рисование на тему «За лесами, за горами»

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Свободное рисование на тему"За лесами, за горами"...

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе по теме "Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение любимого животного."...

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе школы для детей с ОВЗ: "Рисование нарядной ёлки"

Рисование нарядной ёлкиЦель: учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки.Задачи:- Образовательные: - формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями;- учить пользо...