Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Артыкова Дильбар Саидалиевна

Образовательное

учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Нарьян-Мара»

Предмет

Начальные классы, интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства.

Класс

2 класс

УМК

«Школа России»

Тема урока

Стихотворение С.А.Есенина «Берёза»

Цель

Задачи

Создать условия для формирования учебно-познавательных и художественно – эстетических компетентностей учащихся посредством художественных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.  

    Образовательные:

  • Познакомить со стихотворением С.А. Есенина «Берёза», особенностями его языка.
  • Формировать читательские умения, нравственную сторону развития личности ребенка посредством произведений художников, писателей, композиторов.                                                                                                                                    Развивающие:
  • Развивать умение работать над языком художественного произведения, навыки работы с учебной информацией, речь, творческие способности.
  • Развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах; навыки самоконтроля и самооценки. 

Воспитательные:

  •  Воспитывать положительную мотивацию в обучении, бережное отношение к природе.
  • Воспитывать стремление передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

                                                                                                                                                                             

Тип урока

Интегрированный урок

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Личностные:

Пробудить познавательную активность, формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Метапредметные.                                                                                                                                                                                                                                    Познавательные: работать над развитием читательских умений; расширять кругозор, формировать умение работать с разными источниками информации.                                                                                                                                                                                                                                                              Регулятивные: формировать умение формулировать учебную задачу, планировать пути её решения; оценивать и контролировать свои действия.                                                                                                                                           Коммуникативные:  развивать умение договариваться и сотрудничать, осуществлять совместный поиск решения.

Предметные:

Определять порядок учебных действий для работы над стихотворением, выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, аргументировать своё мнение.

Выполнять творческие работы на основе впечатлений от прочитанного.                       

Методы обучения: 

Словесные и наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, мотивации и  стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Средства обучения:

- учебник «Литературное чтение. 2 класс» (авт. Л.Ф.Климанова и др.);

- портрет С.А.Есенина

- видеоклип произведений: П.И.Чайковский «Зимнее утро»,

- видеоклип песни «Берёза» в исполнении Галины Ненашевой.

- мультимедийная презентация

Оборудование и материалы: 

проектор, интерактивная доска, компьютер, жетоны-снежинки, альбомные листы, карандаш, краски, свечи.          

Межпредметные связи:  

литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.

Дидактическая структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Оргмомент

1.Мотивация учащихся.

Психологическая подготовка к восприятию темя

Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть на уроке.

- А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь  улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше!

Все покрыто белым пушистым снегом. Чисто и красиво вокруг.

2.Выдвижение проблемы. Формулирование темы урока.

Начнем урок

Посмотрите в окно. Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.

- Что вы чувствуете?

  • Ребята, вы любите зиму?
  • Чем она вас привлекает?

Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов.

Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее  краски. В конце урока посмотрим, что нам удалось. А поможет нам в этом С.А.Есенин со своим стихотворением…

А название вы узнаете, отгадав загадки:

1.Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. 

2.Русская красавица 
Стоит на поляне 
В зелёной кофточке, 
В белом сарафане. 

Все покрыто белым пушистым снегом. Чисто и красиво вокруг.

Да.

Зима - прекрасное время года. Можно кататься с горки, играть в снежки, лепить снежные фигуры.

Берёза.

II. Целеполагание

О чем мы будем говорить на уроке?

Что будем изучать?

 - Как вы поняли, чему будем учиться? Сформулируйте цели работы.

Высказывания учащихся: познакомимся с творчеством С.А.Есенина, больше узнаем о берёзе, будем учиться читать выразительно стихотворение.

Формулирование целей урока учащимися

III. Планирование предстоящей учебной деятельности.

- Что будем делать сначала? Что потом? Что нам поможет решить проблему?

- В чьей мастерской мы побываем?                                                                                            - Природа зимой – это всегда вдохновение, полет творческой мысли. С помощью чего могут показать красоту зимы художники, поэты, композиторы? У каждого из создателей прекрасного свое орудие труда. Какое?                                                                

- Какие средства нам помогут это увидеть?                                                                              - Какая информация нам потребуется?  Как мы ее получим? Какими способами поделимся друг с другом? Какие результаты вы предполагаете получить?

Ответы учащихся: художника, поэта, композитора.

Свободные высказывания учащихся: у художника – кисть, у поэтов и писателей – художественное слово, у музыканта – ноты и инструменты.

IV. Учебные действия по реализации плана.

1.Работа над музыкальным произведением П.И. Чайковского «Зимнее утро»

а) беседа о творчестве композитора;                                                                                      - Мы с вами в мастерской композитора. Узнали, кто это? Что вы знаете о творчестве композитора? Что хотели бы еще узнать? Кто догадался, какое произведение мы прослушаем? Почему?                                                                                                                б) прослушивание произведения;                                                                                                 -  Послушаем музыкальную композицию П.И. Чайковского «Зимнее утро» и перенесемся в прекрасный мир музыки.

 А потом расскажете, о чем вам поведает музыка.                                                - Поделитесь своими впечатлениями. Вслушайтесь в себя. Какое настроение автора вы почувствовали?  

Ответы учащихся.

 П.И.Чайковский, «Зимнее утро».

Обмен впечатлениями

2. Художественное восприятие текста произведение С.А.Есенина Маршака «Берёза»:

а) вступительная беседа

Мы с вами побывали в мастерской композитора. А сейчас мы в мастерской поэта. Кто это?

А сейчас наши ребята расскажут нам о поэте.

  Берёза вызывает трепетное чувство. Это дерево прекрасно и на крутом холме, и в поле, и за окном дома. Поэты всегда чувствовали  поэтическое  очарование берёзы. Для них – это символ родной земли, частичка Родины.

    Замечательный русский поэт С.Есенин никогда не разделял понятия «берёза», «родина», «любовь». Поэзия Есенина наполнена любовью к людям, к родной земле. В этом году мы будем отмечать 120-летие со дня его рождения.

б)  чтение стихотворения учителем (слайд №7-8).

в) первичный анализ стихотворения                                                                              Что вы почувствовали?                                                                                                                  Какое настроение возникло у вас?

С.А.Есенин.

Выступление подготовленных учеников.

Обмен впечатлениями. Обоснование своей точки зрения

3. Художественный анализ произведения С.А Есенина «Берёза»;

а) словарная  работа (слайд №9).

Прочитайте стихотворение вполголоса, найдите непонятные слова 

(толкование даётся по словарю Ожегова).

кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.                                                                                                                    бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.                     кисти – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

б) анализ произведения (слайд № 10).

- Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения?

- А почему вы решили, что о красоте?

- При помощи чего поэт показывает красоту березы?

– какие вы знаете художественные средства? (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение).
– с чем сравнивает поэт снег в первой строфе?

– с чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток?
– как называется этот приём?
– прочитайте последнее четверостишье хором;

Обратите внимание, что поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приёмы. В первой строфе он использует сравнение. В последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто.

– как называется такое сравнение?

– найдите в стихотворении ещё метафоры?

Зачем поэт употребляет метафоры?

Поэты часто изображают неживые предметы, как живые. Такой приём называется олицетворением.

Найдите в тексте олицетворения?

А сейчас я хочу проверить вашу догадливость. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне.

В каком значении – прямом или переносном – употреблено слово горят? 

Подберите синоним к слову “огонь”?

Что такое “заря”?

А почему поэт считает зимнюю зарю ленивой? Прочитайте эти строки.

Ребята, закройте глаза и ещё раз представьте эту чудесную снежную берёзу.

Какие краски использовал поэт?

Найдите описание инея

Какую мелодию вы слышите в стихотворении?

Какой должен быть темп чтения?

Работа в группах. Поиск толкования слов в словаре Ожегова:

1 группа – кайма

2 группа – бахрома

3 группа – кисти

Красоты березы, восхищение ею, любви к природе.

Т.к. автор описывает берёзу, говорит какая она.                                                                   При помощи художественных средств.              Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение.
С серебром.
С белой бахромой.

Сравнение.

Скрытое сравнение называется метафорой.
Распустились кисти, горят снежинки, золотой огонь, новым серебром.                              Для создания образа берёзы.\

Принакрылась снегом, сонная тишина, лениво обходя, обсыпает ветки.

В переносном, снежинки не могут гореть, как дрова.

Жар, пламя.

Яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.

Зимой заря начинается позже, чем летом, как будто лениться встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо.

Ответы учащихся

Y. Физкультминутка

.

Закружились, завертелись           

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей      

Легкие пушинки.                     

Чуть затихла злая вьюга -         

Улеглись повсюду.                  

Заблистали, словно жемчуг,      

Все дивятся чуду.                    

Заискрились, засверкали          

 Белые подружки.

Заспешили на прогулку  

Дети и старушки           

(покружиться на месте)

(поднять руки)

(покружиться на носках)

(опустить руки, встать прямо)

(присесть, руки к полу)

(встать, руки вперёд)

(развести руки в стороны)

(руками выполнить движение «ножницы»)

(шаги на месте)

4.Выразительное чтение стихотворения

- Прочитайте еще раз. Приготовьтесь к выразительному чтению.

Что это значит?            

- Какие чувства вам хотелось бы передать?                                                                              - Давайте ещё раз перечитаем это красивое стихотворение и прочувствуем любовь и нежность к берёзе, которую нам передал С.А.Есенин                                                                                                                       - Как вы считаете, у кого получилось?

(Тон, темп, паузы, логические ударения)

        

Самооценка выразительности чтения.

5. Прослушивание песни «Берёза».

Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню “Берёза” в исполнении Галины Ненашевой. Слова С. Есенина, музыка А. Арутюняна.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню?

Какие картины увидели?

Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем?

Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Многие его стихотворения положены на музыку.

Слушают песню.

Обмен впечатлениями.

6. Работа с репродукциями картин И.Э.Грабаря  «Зимнее утро», «Иней».

- С таким прекрасным настроением мы отправляемся в картинную галерею. Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу и сердце нахлынули чувства…                

- Почему мы рассмотрим эти картины?

Как называются картины и кто их автор?                                                                                                                                             - Как удалось передать художнику красоту зимней берёзы? С помощью чего? Какие чувства вы испытываете?

- В каких источниках вы можете посмотреть репродукции картин?

Обмен впечатлениями

7. Творческая работа учащихся. Художественная мастерская.

Мы с вами знаем, что в душе каждый человек может и должен быть художником и поэтом. Вот сейчас мы с вами попробуем выступить в роли художников и изобразить на бумаге то, что так умело, изобразил в своем стихотворении Сергей Есенин – заснеженную березу на фоне  утренней зари.

Приступаем к рисованию силуэта дерева.

- Легким нажимом карандаша намечаем контуры березы. Ствол у берёзы, как правило, стройный, с черными отметинами на белом стволе. Ветви полукругом свисают сверху вниз. Несколькими легкими движениями определяем основные ветви (слайд № 11).

- После того, как наметили форму, усиливаем нажим и проходим карандашом по стволу и ветвям, детализируя их. Здесь нужно помнить, что ветви не идеально плавные, а имеют разнообразную форму. Вот наша береза и готова (слайд №12).

- Теперь, когда карандашный набросок  готов, ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный), также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки. (слайд №12).

- Поролоном или толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля-прима (рисование по-мокрому) (слайд №13).

- Начинаем закрашивать кисточкой горизонтальными линиями весь лист, начиная голубым  цветом, постепенно переходя к розовому (слайд №14).

- Передаём цветом красоту неба – зарю. Горизонтальными линиями «заливаем» весь лист акварелью, постепенно спускаясь от верхнего края листа к нижнему, выполняем плавные переходы от цвета к цвету. (слайд №14).

- Белая краска не понадобилась. Помогла нам в этом свеча.

И так, работа завершена, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Учащиеся прикрепляют свои работы на доску

YI. Контроль и оценка знаний

- Достигли ли поставленных целей?  Как проверить и оценить свои знания?

Соотнесение целей поставленных и достигнутых

VII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть; закончить рисунок.

Запись домашнего задания

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.

Что нового для себя вы открыли на уроке?

Какие виды искусства помогли создать такую замечательную картину?

С каким настроением вы уходите с урока?

Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке с помощью снежинок, которые лежат на ваших партах.

 Если вы считаете, что работали очень хорошо, возьмите серебристую   снежинку.

 Если вы считаете, что могли бы работать лучше, возьмите снежинку синего цвета.
Я благодарю вас за урок, и желаю вам творческих успехов во всем!

Даже в привычных вещах, которые нас окружают,  можно рассмотреть что-то необычное, удивительное, прекрасное. Живопись, музыка, литературное слово.

Ответы учащихся

Психологический и мотивационный настрой в начале урока создаётся просмотром клипа «Родина». Для реализации поставленных задач урока, выбран наиболее приемлемый метод – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию, а затем в проектную деятельность. Учащиеся самостоятельносформулировали тему и цель урока, спланировали свою дальнейшую работу на уроке. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности, что играет большую роль с точки зрения здоровьесбережения.

Использование проблемных ситуаций заставляет учеников мыслить, искать выход, рассуждать, что способствует развитию активного познавательного интереса. Интересный замысел проекта, слаженно организованная работа в группах, продуктивная деятельность работали на то, что каждый ученик смогпроявить себя на этом уроке, внести свою лепту в общую работу, испытать ситуацию успеха. Работа в малых группах  позволила организовать чёткую деятельность учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания. По окончании урока у детей в руках был реальный продукт слаженной и напряженной творческой работы на уроке. Подготовка мини-проекта даёт ребёнку опыт групповой деятельности, интеллектуального взаимодействия. Такие уроки активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и развивают мотивацию обучения.

Велико воспитательное значение урока – формирование осознанного понятия о значении культурного наследия своей малой родины.

Предлагаемый на уроке материал соответствует возрасту учащихся и их жизненному опыту. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки. Намечена перспектива дальнейшей деятельности – создание мультфильма.

Использование в ходе урокапрезентации, просмотр видеоклипа, мультфильма, работа с интерактивной доской нацелены на развитие личностных качеств учащихся, нравственно-эстетических взглядов и информационно-коммуникационных навыков.

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.  Урок-проект соответствует требованиям ФГОС.

Уважаемые коллеги! Выносим на Ваше обсуждение интегрированный урок литературного чтения, ИЗО и музыки «С. Есенин «Берёза» (урок изучения нового произведения)». Отличительной особенностью предлагаемого подхода является интеграция вышеперечисленных предметов. Презентационное сопровождение содержит портреты С.А. Есенина, П.И. Чайковского, фотографии берёз, картины известных художников, последовательность рисования берёзы, ссылки на музыкальные произведения, используемые на уроке, «вести с урока» (дополнено после проведения урока). В связи с юбилейной датой (95 лет) стихотворения нами был подготовлен и проведён интегрированный урок для более глубокого восприятия произведения через музыку и краски. Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их. В течение урока предусмотрена фронтальная работа, ученикам представилась возможность поработать как индивидуально, самостоятельно, так и в группах. Взаимодействие учащихся при работе в группе (с разноуровневым подбором детей) способствовало созданию обстановки доверия и ситуации успеха для каждого ребенка и класса в целом. Говоря о здоровьесберегающих условиях образовательной деятельности, необходимо отметить предусмотренную смену видов и форм деятельности, создание положительного эмоционального настроя (организационный момент, актуализация знаний и т.д.). Используемые визуализация, физминутка для глаз помогали снимать зрительное утомление у учащихся. Наличие обратной связи учителя с учащимися при самопроверке и проверке выполняемых заданий позволяет контролировать образовательный процесс, снимая ситуацию стресса и способствуя сохранению их психического здоровья. Использование презентационного сопровождения, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это, безусловно, мотивирует обучающихся к изучению литературного чтения, прививает любовь к предмету. Представленная разработка соответствует воспитательным целям и задачам: воспитывает любовь к родному языку, родной природе, эстетически воздействует на детей через слово, живопись и музыку. Полученные детьми на уроке знания о берёзе способствовали более глубокому пониманию стихотворения; дети прослушали музыкальные произведения; научились рисовать берёзу. На этапе рефлексии выявили, что среди нас есть внимательные слушатели (12 человек), талантливые художники (6 человек) и любознательные исследователи (9 человек). Считаем возможным использование данного ЦМР в целом либо его элементов и при работе по другим УМК. Ждем Ваших мнений, советов, рекомендаций. 

Дополнительные сведения

Размер мультимедиа компонента

___Мб

Вид мультимедиа компонента

(презентация, видео, электронная таблица, др.)

презентация, презентация SmartNotebook, видео

Ресурсы, оборудование и материалы

Список учебной и дополнительной литературы

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

https://www.google.ru/search?q=С.А.Есенин+биография+картинки&newwindow

http://www.liveinternet.ru/users/koteroza/post267674928

http:// www/bfoto/ru

http://subscribe.ru/group/s-detmi-i-dlya-detej/5854719/

http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-lebedeva/belaja-ber-za-pod-moim-oknom-master-klas-po-risovaniyu.html

http://radugaart.blogspot.ru/2013/11/blog-post_22.html

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Педагогические технологии:

  • проектная технология,
  • технология проблемно-диалогического обучения,
  • ИКТ-технология,
  • технологияздоровьесбережения,
  • технология оценки образовательных достижений.

Методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • проблемно-поисковые методы.
  • проектно-исследовательские методы.

Приёмы:

  • работа с интерактивной доской
  • создание ситуации успеха;
  • разработка схемы маршрута;
  • работа в группах;

самооценка, взаимооценка;рефлексия.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Педагогом – на этапе моделирования прблемной ситуации

Учащимися – на этапе создания и презентации проекта

Дополнительная необходимая информация

Подготовка к интегрированному уроку состояла из нескольких этапов:

1.        В сентябре - октябре были проведены классные часы об истории села Уинское и его достопримечательностях, экскурсия в краеведческий музей и прогулки по селу.

2.        Учащиеся были разделены на группы для проектно - исследовательской деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин

Слайд 3

Александр Никитич и Татьяна Федоровна — отец и мать поэта.

Слайд 4

Федор Андреевич Титов — дед поэта по матери.

Слайд 5

Детские годы в селе Константиново.

Слайд 6

Поэт очень любил свою мамуТатьяну Фёдоровну.

Слайд 9

кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей. кисти – украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков .

Слайд 10

МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении. ЭПИТЕТ – художественное, образное определение предмета или явления. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, указывающее на сходство предметов или явлений. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Слайд 11

Легким нажимом карандаша намечаем контуры березы.

Слайд 12

Ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный), также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки.

Слайд 13

Поролоном или толстой кистью смочим весь лист водой.

Слайд 14

Начинаем закрашивать горизонтальными линиями весь лист, начиная с голубого цвета, постепенно переходя к розовому.

Слайд 15

Передаём цветом красоту неба – зарю.

Слайд 18

https://www.google.ru/search?q=С.А.Есенин+биография+картинки&newwindow http://www.liveinternet.ru/users/koteroza/post267674928 http:// www/bfoto/ru http://subscribe.ru/group/s-detmi-i-dlya-detej/5854719/ http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-lebedeva/belaja-ber-za-pod-moim-oknom-master-klas-po-risovaniyu.html http://radugaart.blogspot.ru/2013/11/blog-post_22.html Использованные ресурсы: