Главные вкладки

    Интегрированный урок литературное чтение-музыка
    план-конспект урока (4 класс)

    Бычихина Ольга Борисовна

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке. 4 класс. Тема:" Фольклор"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                            Технологическая карта урока

    Бычихина Ольга Борисовна

    ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтский р-н

    УМК «Перспектива»

    Предмет: литературное чтение-музыка

    4-а класс

    Тема:

    Малые фольклорные жанры в литературе и музыке.

    Тип: урок рефлексии, интегрированный, комбинированный

    Цель урока: Проследить взаимосвязь между музыкой и литературой на примере фольклора.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    -закрепить понятие «фольклор»

    -проследить взаимосвязь между литературой и музыкой

    -повторить изученный материал по литературному чтению и музыке

    -подготовиться к проверочной работе по литературному чтению

    -

    Метапредметные:

    -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

    -отработка умения работать в группе;

    - тренировка умения задавать вопросы по прочитанному тексту;

    - умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

    -  навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

    Личностные:

    - развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с фольклорными произведениями литературы и музыки

    - осознание своей принадлежности к русскому народу

    - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, к своей культуре

    - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

    -развитие стремления к совершенствованию речевой культуры

    - осознание себя как творческой личности

    -осознание готовности выступать перед публикой, показать свои исполнительские умения

    Ресурсы урока: компьютер, телевизор (экран), свирели, фортепиано, презентация, распечатанные тексты для каждой группы, тексты песни для вклеивания в тетрадь по музыке, цветные кружки для оценивания своей работы

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Мотивация к деятельности

    -Сегодня мы продолжим разговор о фольклоре. Давайте вспомним, что обозначает это слово.

    (слайд 1)

      Ответы детей (устное народное творчество). Проверка по слайду презентации.

    Актуализация необходимых знаний

    -Какие жанры фольклора вы знаете?

    -А какие темы затрагивает фольклор?

                                                                             

     ответы детей (песни, потешки, сказки, загадки, былины, притчи, колыбельные и т.д.)

    -ответы детей (окружающий  мир, природа, любовь к маме, семье)

                                                                                                               Постановка цели

    -Как вы думаете, литература и музыка связаны между собой?

    Вот об этой связи мы сегодня и поведём речь. Уточним, всегда ли так было, и продолжается ли эта связь в современном мире

     Ответы детей ( да, потому что есть песни, а для них нужны слова - это литература, поэзия очень музыкальна; былины читали в сопровождении гуслей или др. муз. инструментов)

    Организация познавательной деятельности

    ( слайд 2) Определите инструмент. Для чего использовали?

    -Прочитайте текст об этом инструменте (лист 1, текст 1)

    -Задайте вопросы друг другу, чтобы проверить, как другие ребята поняли прочитанное.

    -Можно ли где-то услышать сейчас  дудочку?А какой похожий музыкальный инструмент вы используете на музыке? Что вы знаете об этом инструменте? Прочитайте текст о свирели (лист 1, текст 2)

    Задайте вопросы по тексту.

    Учитель выслушивает ответы детей, корректирует их или помогает сформулировать вопросы.

    - Кто может показать нам возможности этого инструмента?

    -Что вы сейчас исполнили? Определите жанр произведения.

    -Охарактеризуйте эту мелодию.

    -Всегда ли народная музыка бывает такой? Какая может быть музыка?

    -Давайте вспомним одну весёлую песенку, которую выучили в этом году.

    -Эта песня авторская, а могла ли она быть народной? Почему?

    - Охарактеризуйте эту песню.

    Учитель корректирует ответы детей по необходимости.

    -Вот видите, у музыки и у стихов есть настроение. Это тоже их роднит

    -А какие песни человек слышит самыми первыми?

     –Давайте уточним значение слова «колыбельная».

     (слайды 3,4,5)

    -Давайте прочитаем слова нескольких  народных колыбельных

      (лист 2)

    -О чём пели мамы своим детям? Выберите понравившуюся колыбельную и прочитайте её или можете пропеть. О чём необходимо помнить, когда будете читать слова песен?

    -Выскажите своё мнение о чтении друг друга. У кого получилось лучше? Кому и над чем надо ещё поработать?

    Я знаю, что вы можете сыграть одну колыбельную. Как её нужно сыграть? Прошу  на сцену всех желающих показать свои умения.

    После исполнения:

    -Эту музыку сочинил для детей  латышский композитор Раймонд Паулс.

    –А знаете ли вы, что у этой песни есть ещё и слова. Познакомьтесь с ними   (учитель раздаёт слова песни)  

    - Давайте попробуем спеть эту песенку. Не забывайте, что это колыбельная и петь её нужно негромко, очень нежно.

    -Как видите, колыбельные могут быть не только народными, но и авторскими. Несмотря на это, песни сохраняют все народные традиции.

     (слайд 6)

    -дети читают по группам

    -дети задают вопрос от своей группы(блиц-опрос на понимание текста)

    -ответы

    - дети читают, потом задают вопросы по группам

     

    Желающие ребята выходят на «сцену» со свирелями и играют

    «Во поле берёза стояла» (учили на музыке)

    -ответы детей (это песня народная, она нежная, спокойная, мелодичная)

    -ответы детей (народная музыка бывает разной: и грустной, и весёлой, как настроение у людей)

    -дети исполняют песню «Лягушата»

    - ответы детей (да, потому что её герои животные, которые живут рядом, дети их хорошо знали, даже могли играть с ними, а народные песни слагались о том, что было рядом, что любимо, например, берёза, калина, лягушки тоже могли быть героям народной песни)

    - ответы детей (весёлая, озорная, шуточная, поднимает настроение)

    -ответ детей (колыбельные)

    -дети рассматривают старинные колыбельки (слово «колыбельная» произошло от слова «колыбель»)

    -дети работают в группе

    -ответы детей (об окруж.мире, о животных, надо скорее засыпать, чтобы вырасти большим и сильным)

    - читать негромко, слегка нараспев, ласково

    - высказывания детей

    -ответы детей (нежно, негромко, плавно)

    -  желающие играют на свирелях «Сонную песенку» Р.Паулса

    -разучивание колыбельной, а затем её исполнение

    Рефлексия деятельности

    - Давайте вернёмся  в начало урока и вспомним, какую цель перед собой ставили. Как вы считаете, удалось ли нам достичь цели?

    Учитель при необходимости помогает формулировать выводы.

    -Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха (нарисована на доске), используя условные обозначения (написаны на доске)

     (жёл. круг – отлично, всё понятно и интересно,

     син.круг-  интересно, но были сложности, хорошо,

     крас. круг-  ничего не понял, не интересно, плохо получается)

    - Кто бы хотел высказать мнение о сегодняшнем уроке?

    - Кому понравились колыбельные, рассказы об инструментах, можете их забрать и вклеить в тетрадь по чтению или музыке.

    -Мы должны были доказать, что литература и музыка тесно связаны между собой. Цели достигли, потому что…(высказывания детей)

    -чтобы  получилась песня, нужны слова

    -слова песни определяют характер мелодии

    -человек сочиняет музыку и стихи, когда ему хорошо или грустно, передает своё настроение

    - эта связь была раньше, остаётся и в современном мире

    -дети прикрепляют круг на лестницу (чем выше, тем лучше)

    -высказывания детей



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ф ольклор Устное народное творчество Фолькло́р (англ. folk-lore — « народная мудрость»)

    Слайд 2

    Дудочка свирель

    Слайд 3

    колыбель



    Предварительный просмотр:

    СОННАЯ ПЕСЕНКА

    Русский текст О. Петерсон
    Музыка Р. Паулса

    День растает, ночь настанет,
    И придет к нам в дом
    Еле слышными шагами
    Дрёма – добрый гном.

    Он вокруг раскинет полог
    Звездно-голубой
    И рассыплет пестрый ворох
    Сказок предо мной.

    Сказку слушая украдкой,
    Замурлычет кот,
    И до света от кроватки
    Дрёма не уйдет.

    СОННАЯ ПЕСЕНКА

    Русский текст О. Петерсон
    Музыка Р. Паулса

    День растает, ночь настанет,
    И придет к нам в дом
    Еле слышными шагами
    Дрёма – добрый гном.

    Он вокруг раскинет полог
    Звездно-голубой
    И рассыплет пестрый ворох
    Сказок предо мной.

    Сказку слушая украдкой,
    Замурлычет кот,
    И до света от кроватки
    Дрёма не уйдет.

    СОННАЯ ПЕСЕНКА

    Русский текст О. Петерсон
    Музыка Р. Паулса

    День растает, ночь настанет,
    И придет к нам в дом
    Еле слышными шагами
    Дрёма – добрый гном.

    Он вокруг раскинет полог
    Звездно-голубой
    И рассыплет пестрый ворох
    Сказок предо мной.

    Сказку слушая украдкой,
    Замурлычет кот,
    И до света от кроватки
    Дрёма не уйдет.

    СОННАЯ ПЕСЕНКА

    Русский текст О. Петерсон
    Музыка Р. Паулса

    День растает, ночь настанет,
    И придет к нам в дом
    Еле слышными шагами
    Дрёма – добрый гном.

    Он вокруг раскинет полог
    Звездно-голубой
    И рассыплет пестрый ворох
    Сказок предо мной.

    Сказку слушая украдкой,
    Замурлычет кот,
    И до света от кроватки
    Дрёма не уйдет.

    СОННАЯ ПЕСЕНКА

    Русский текст О. Петерсон
    Музыка Р. Паулса

    День растает, ночь настанет,
    И придет к нам в дом
    Еле слышными шагами
    Дрёма – добрый гном.

    Он вокруг раскинет полог
    Звездно-голубой
    И рассыплет пестрый ворох
    Сказок предо мной.

    Сказку слушая украдкой,
    Замурлычет кот,
    И до света от кроватки
    Дрёма не уйдет.

    СОННАЯ ПЕСЕНКА

    Русский текст О. Петерсон
    Музыка Р. Паулса

    День растает, ночь настанет,
    И придет к нам в дом
    Еле слышными шагами
    Дрёма – добрый гном.

    Он вокруг раскинет полог
    Звездно-голубой
    И рассыплет пестрый ворох
    Сказок предо мной.

    Сказку слушая украдкой,
    Замурлычет кот,
    И до света от кроватки
    Дрёма не уйдет.



    Предварительный просмотр:

                                                              1.

    Дудка представляет собой трубку, длина которой может варьироваться от 10 до 90 см, с 3–7 отверстиями для игры. Чаще всего материалом для изготовления является древесина ивы, бузины, черёмухи. Однако часто используют и менее долговечные материалы (тростник, камыш). Трубка может быть ровной цилиндрической, может сужаться или расширяться к концу в зависимости от вида инструмента. Одна из старейших разновидностей дудок – жалейка. Преимущественно она использовалась пастухами для подзывания скота. Выглядит она как короткая трубочка из тростника (её длина составляет примерно 10-15 см) с раструбом на конце. Игра на ней достаточно проста и не требует специальных навыков или подготовки.

    раструб*- расширение на конце трубы

                                                                  2.

        Когда и как свирель появилась на Руси, об этом сейчас никто точно сказать не может. Искусствоведы предполагают, что инструмент на русскую землю попал из Древней Греции. Существование свирели у русичей насчитывает многие сотни лет, но первые сведения о музыкальных инструментах мы получили только из «Повести временных лет», самой ранней дошедшей до нас русской летописи, составленной Нестором, монахом Киевско - Печерского монастыря в двенадцатом веке. А более точное представление о древней свирели, на которой играли наши предки, мы приобрели только в результате находок научной археологической экспедиции, проводимой в районе древних городов Новгорода и Пскова в середине прошлого века. Было найдено два инструмента: один, относящийся к концу одиннадцатого века, имел 22,5 см в длину и четыре звуковых отверстия. Второй, несколько меньший по размеру и датируемый 15 веком, имел всего три звуковых отверстия и длину 19 см.

    Свирель была любимым инструментом пастухов и скоморохов. Скоморохи в 17 веке из-за своих нападок на церковную и светскую власть попали под опалу и по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона отправлялись в ссылку, а их инструменты, в том числе и свирели, безжалостно уничтожались. В результате такой расправы инструмент сохранился только в глухих деревнях у пастухов, и за ней даже закрепилось название «пастушья свирель».



    Предварительный просмотр:

    "Месяц взошел..." 
    Баю-баюшки-баю!
    Во лазоревом краю
    Солнце село,
    Скрылось прочь,
    День угас, настала ночь.
    Тишина в лугах, в лесах,
    Звезды ходят в небесах,
    И дудит им во рожок
    Тихий месяц-пастушок.
    Он дудит, дудит, играет,
    Складно песню напевает,
    Да негромкая она,
    Только звездам и слышна.
    Только звездам, только ночке
    В синей сини над селом...
    А для нашего сыночка
    Сами песню мы споем.
    Мы сыночка покачаем
    Под припевочку свою:
    В ней начало: "Баю-баю!"
    А конец: "Баю-баю!"

    "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…"
    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придет серенький волчок,
    Тебя схватит за бочок
    И утащит во лесок,
    Под ракитовый кусток;
    Там птички поют,
    Тебе спать не дадут.

    "Уж ты, котинька-коток»

    Уж ты, котинька-коток,
    Уж ты, серенький бочок,
    Приди, котя, ночевать,
    Мого детку покачать.
    Уж как я тебе, коту,
    За работу заплачу:
    Дам кувшин молока
    Да кусок пирога.

    Баю-бай, баю-бай,
    Ты, собачка, не лай,
    Ты, собачка, не лай,
    Нашу Машу не пугай.

    И в дудочек не гуди,
    До утра не разбуди.
    А прийди к нам ночевать -
    Нашу Машеньку качать.

    Баю-бай, баю-бай,
    Ты, собачка, не лай.
    Белолапа, не скули,
    Нашу Машу не буди.

    Ночка темная, не спится,
    Наша Машенька боится.
    Ты, собачка, не лай,
    Ты мне Машу не пугай!

    Баю-баю,баю-бай!
    И у ночи будет край.
    А покуда детвора
    Спит в кроватках до утра.

             

                             ***

    Спит корова, спит бычок,
    В огороде спит жучок.
    И котёнок рядом с кошкой
    Спит под лавкою в лукошке.

    На лужайке спит трава,
    На деревьях спит листва.
    Спит осока у реки,
    Спят сома и окуньки.


    Баю-бай, крадётся Дрёма,
    Он разносит сны по дому.
    И к тебе пришел, Малыш,
    Ты уже так сладко спишь...
     

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок/лит.чтение,музыка,ИЗО/ Поэзия К.Д.Бальмонта

    Урок был проведён по программе "Начальная школа 21 века", после  изучения всех произведений К,Д,Бальмонта....

    ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

    В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

    Интегрированный урок литературное чтение - музыка "Волшебник или великий музыкант..." 3 класс

    Интегрированный урок литература - музыка с элементами проектной деятельности....

    Интегрированный урок литературного чтения музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э. Мошковская "Двойка в дневнике", УМК "Начальная инновационная школа", авторы учебника Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова

    Данная разработка интегрированного урока литературного чтения, музыки и изобразительного искусства для 2 класса по теме Э.Мошковская "Двойка в дневнике" составлена по УМК "Начальная инн...

    Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"

    Интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства С. А. Есенин "Белая берёза"...

    Бинарный урок литературного чтения + музыка « Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» + « Стихов и музыки союз»

    laquo;Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» ( лит. чтение) +  « Стихов и музыки союз» ( музыка) - 3 класс...