Изобразительное искусство 4 класс УМК "Перспектива" Тема: Тема: «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Андрейко Виктория Сергеевна

Цели деятельности учителя: Дать представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Планируемые результаты:

  предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .

 личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.03.2018                                                                                                                      Учитель школы: Карлова Н.Ф ________  

Школа: 152                                                                                                                              Студент: Андрейко В. 35 группа

Класс: 4                                                                                                                                    Методист: Мотовилова Н.В __________  

Кабинет: 209                                                                                                                         
                                                                                                                                           
   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  КОНСПЕКТ УРОКА (ИЗО)

Тема: «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома»

Цели деятельности учителя: Дать представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Планируемые результаты:

  -предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .

 -личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах.

Тип урока: открытие нового знания 

Оборудование учителя: белый лист бумаги, кисти, гуашь, презентация, шаблон(силуэт девушки)

Оборудование ученика: белый лист бумаги, гуашь, кисти.

                                                                                             

Этапы урока

Время

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I. Этап

самоопределения к

деятельности

Словесный: слово

учителя

8:45-8:46

-Здравствуйте ребята, меня  зовут Виктория Сергеевна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Положительный настрой на урок

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Словесный: слово

учителя

8:46-8:49

 Посмотрите на доску( на доске слова пословицы разбросаны)

- Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Ребята посмотрите это пословица, кто догадался что это за пословица, поднимите руку.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
По этой пословице примечали хорошую хозяйку.

Собирают пословицу

Отвечать на вопросы.

П: строят речевое высказывание в устной форме;

III. Постановка

учебной задачи

Словесный: беседа

8:49-8:50

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?

-Верно, ребята! Как вы думаете какая наша тема урока?

-Наша тема звучит так: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

Дом, народный костюм

 народный костюм и крестьянский дом

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: воспринимают информацию на слух.

IV. Открытие нового

знания

Словесный: слово

учителя, беседа

8:50-8:52

На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментики крестьянского жилища и народного костюма.

Полюбуйтесь общей конструкцией дома изображенного на экране. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, древние орнаменты.

-Ребята, как вы думаете, что такое орнамент

Давайте сравним ваш ответ с экраном. Молодцы!

Посмотрите на дом, передняя его часть -это крыша называется «фронтон», Доски-полотенца украшают фронтон избы

-Ребята, окна украшались наличниками, и ставнями. Ставни устройство для прикрытия окон. Крылья прикрепляются на фасаде крючками или задвижками во избежание ударов в ветренную погоду.

Защищали дома оберегами. Прежде всего были доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание на то, что не только в архитектуре был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента, но и в одежде он тоже присутствовал.

Как вы думаете, а зачем люди наносили символы на свою одежду?(для того, чтобы защитить себя от злых духов)

В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане.

-Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

-Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным.

-Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.

-Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

-Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, подол и рукава.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это украшено ясными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

-Обратите внимание на слайд. Посмотрите, какими узорами украшали костюмы. Кто скажет, что  за элементы изображены?

Слушают учителя.

— узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.)

В этой песне говорится о русской девушке.

Он сравнивает её с “павушкой”

Л:желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства.

V. Первичное

закрепление во

внешней речи

Словесный: беседа

Наглядный: рабочая

тетрадь

8:52-8:54

-Ребята, давайте посмотрим на слайд. Здесь мы видим примеры русских народных костюмов.  

-В чем особенности каждого костюма?

-Ребята, посмотрите на работы, которые  сделала для вас я.

Рассматривают костюмы, выделяя существенные признаки, отвечают на вопросы учителя.

Л: восприятие и характеристика художественных образов

VI. Самостоятельная

работа с

самопроверкой

Словесный: слово

учителя

Наглядный: пед. показ

8:54-8:58

-Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь внимательно послушайте и посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

1 На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди переводите его.

2 Рубаха остается белой ,покажем контур рубахи.

2 Поверх рубахи надевается сарафан. Для его окраски можете взять цвета такие как бордовый, темно синей, фиолетовый, зеленый, красный.

3Изображаю ещё душегрею.

Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно зеленый.

4Теперь украшу костюм.

 Начну с верхнего элемента, чтобы не смазать рукой.

5. Украшаю кокошник элементами, которые мне понравились. Теперь украшаю рубаху, мы наносим только орнамент на рукава и плечи он должен быть симметричен.

Украшу сарафан и душегрею

Кто мне может повторить этапы работы?

-Я вам раздаю шаблоны , по которым вы обведете фигуру человека, затем нарисуете и украсите  наряд.

- Символы, которые использовали в украшениях, представлены на доске.

- А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию.

-Итак, ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду. (Хожу по рядам, слежу за работой учащихся, устраняю ошибки. За 5 минут до конца урока предупреждаю учащихся об окончании работы)

Внимательно смотреть за показом учителя

Отвечать на вопросы учителя,

Усваивать этапы и приемы работы.

Л: формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

VII. Включение в

систему знаний Словесный: беседа Наглядный: демонстрация

9:20-9:23

 Прошу выложить свои работы (на полу у доски) и посмотреть исполнение работ других учеников. Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились.

-Какие элементы народно костюма вы запомнили?

- Каким материалом мы с вами сегодня работали?

Смотрят выставку, оценивают свои работы и работы других, сравнивают.

Р: осуществляют самооценку и самоанализ своей работы

VIII. Рефлексия

деятельности

Словесный: беседа 

9:23-9:25

Ребята вы такие молодцы! У всех получились очень красивые барыни.

-Что вы нового узнали на уроке?

-Что входит в орнамент костюма?

А как связан народный костюм и украшение жилища? Какая связь?

-Какое у вас впечатление оставил урок?

На этом наш урок закончен. До новых встреч.

обереги, символы одни и те же символы

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами

C:\Users\User\Desktop\Снимок.PNG


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве дома" 4 класс "ПНШ"

Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные:      - понимание красоты народных изделий, их места в совре...

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома(УМК "Перспектива" 4 класс)

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма....

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома"

Цель урока: Создание условий по формированию представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.Задачи урока:Дидактические:1. Знать элементы образа в н...

Конспект открытого урока изобразительного искусства (4 класс): «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома».

Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта. На уроке мы узнаем о крестьянском доме как художественном образе...

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди

Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...