Образ калмыцкой кибитки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Мадеева Марина Геннадьевна

Формирование представлений о богатстве и многообразии художественных культур мира; развитие компетентностей личности ребенка через изучение народной культуры  Калмыкии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_po_teme_obraz_kalm.kibitki.docx198.89 КБ

Предварительный просмотр:

       Открытый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»                       «Каждый народ - художник».

Тема урока: Образ калмыцкой кибитки (3 класс)

Тип урока: урок-путешествие.

Практическая работа: работа по группам:

1 группа «Алтн зүн» -  изготовление жилища калмыков, украшение его аппликативными цветными орнаментами.

2 группа «Мөӊгн утцн» - изображение фигур женщин в калмыцкой национальной одежде.

3 группа «Бат зәӊгдә»- изображение фигур мужчин в калмыцкой национальной одежде.

 .

Зрительный ряд: презентация «Калмыцкие кибитки кочевые». фотографии с изображением построек характерных для жителей гор и степей (сакля, иглу, яранга, чум, юрта), таблицы с изображением предметов и орнаментов калмыцкого народа.  

Музыкальный ряд: Отрывок из народной песни «Калмыцкие кибитки кочевые…»,  записи калмыцких народных песен.

Оборудование для учителя: 

Иллюстративный ряд:

Репродукции:

1.Ким Менгенович Ольдаев(1933-1995гг)
«Калмыцкий хотон»

2.И.М. Прянишников « У кибитки» 1887 г. Акварель

3.

Образцы кибиток.

Работы детей.

Презентация «Калмыцкие кибитки кочевые...»

 

 ИКТ, панно на доске «Степь» (пейзаж, который к концу урока должен быть населён фигурами людей в национальной одежде и изображением кибиток),  шаблоны кибиток,  шаблоны фигур вырезанные из бумаги, тюльпаны.  

Оборудование для учащихся: бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, ножницы, клей.

                                         Технологическая карта изучения темы

Цель

Формирование представлений о богатстве и многообразии художественных культур мира; развитие компетентностей личности ребенка через изучение народной культуры  Калмыкии.

Задачи

  • Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством своего народа.
  • Развивать творческое воображение и мышление,  художественный вкус

путем создания узоров с использованием образов и мотивов.

  • Воспитывать интерес к истории,  культуре,  быту калмыков;  чувство

национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

  • Повышать мотивацию к изучению поставленных задач,  определяя

необходимость выбора способа решения на основе полученных знаний.

Расширение знаний учащихся о разнообразии и красоте узоров и

орнаментов, применяемых при декорировании кибитки.

1) обучающие: понимать связь художественного образа культуры калмыков с природными условиями жизни, уметь различать национальные мотивы в орнаменте, подбирать орнамент и украшать ковер и одежду в традициях калмыцкого народа, умение изготавливать кибитку способом вырезания и украшения аппликацией;
2) воспитывающие: формирование уважительного отношения к культуре своего народа; бережного отношения к результатам своего труда, умение работать в группе;
3) развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности и применение их в процессе выполнения работы (аппликация, декоративная работа). Умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ; умение рассуждать о многоообразии представлений о красоте у народов мира, способности в самых разнообразных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.

Личностные: уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Регулятивные: с помощью учителя выдвигать цель работы, составлять план выполнения творческой задачи; работая по плану, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки; определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку ей.
Познавательные:
логические: выполнять универсальные логические действия (анализ – выделение признаков);
общеучебные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; отстаивать свою точку зрения; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; умение договариваться о распределении функции, ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.

Основные понятия

Кочевники, ишкә гер, зег, домбр, махла, бүшмүд.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир (знание других  национальностей). 
Технология (правила работы с ножницами). 
Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Музыка (национальные мелодии, музыкальные инструменты).

География (знание природных особенностей региона).

Группо вая, индивидуаль ная

1. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. - 282 с., ил.

2.Xreferat.ru » Рефераты по краеведению и этнографии » Декоративно-прикладное искусство Республики Калмыкия.

3.Калмыцкая кибитка | История, религия | Статьи | Калмыцкий Портал...

harada.ru/news-view-114.html

4. maaam.ruКонкурсы для детей21/view_photo/14015

5.Калмыкия Тур. Туризм Калмыкии » В поисках калмыцкой кибитки |...

kalmykiatour.com/1980/kalmyk-kibitk...

6. Калмыцкая кибитка | История, религия | Статьи | Калмыцкий Портал..

7.maaam.ruКонкурсы для детей21/view_photo/14015maaam.ruКонкурсы для детей21/view_photo/14015.

8.www.kalmykia.ru

Ход урока

  1. Оргмомент.

– Мендвт күүкд болн мана гиичнр!

  1. Введение в тему.

1-й этап. Мотивация к деятельности

Цель: определение настроения детей на начало урока, мотивировать учащихся на изучение темы, создание проблемной ситуации.

 - Начнем урок мы с того, что определим, с каким настроением вы пришли на урок. Ширә деер 2  бамб цецг бәәнә – негнь байрта, хойрдгчнь гейүрсн бәәдлтә. ( выберите тот тюльпан, который соответствует вашему настроению на начало урока).

 - Всюду, где живет человек, есть необходимое жилище. Ведь люди научились жить и в горах, и в низинах, затапливаемых водой во время разливов рек, и среди снегов, и среди раскаленных песков. Давайте же вспомним, какие жилища строят разные народы. (Слайд 3)

Дети перечисляют узнанные жилища разных народов: иглу, чум, сакля, вигвам, кибитка.

 Свой дом каждый народ  с любовью украшает и населяет различными предметами.

 Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и узнать, какой дом строили наши предки, приспосабливаясь к  климатическим условиям.

 

2-й этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Актуализация знаний учащихся
Цель:
 актуализировать знания учащихся о кибитке, её конструкции. Знакомство с терминами: ишкә гер, терм,үүдн, харач, унин.

(Слайд 4)

 Звучит песня «Калмыцкие кибитки кочевые»

 Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить и что будет для нас объектом рисования?

-Это жилище наших предков. Называется она – кибитка или ишкә гер. (слайд 4) Хотите ли вы побольше о ней узнать?

Какое новое слова нам встретилось? Выписываем на доску.

(Слайд 5,6,7) Из истории, сборка кибитки, конструкция кибитки.

 Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску.

Приложение №1

(Слайд 8,9,10) Образ кибитки в работах детей и художников

Расширение знаний
Цель:
 познакомить с орнаментом калмыков, его элементами и мотивами. Знакомство с терминам: зег.

– А еще каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Мы с вами познакомимся с калмыцким орнаментом – зег. (Слайд 13, 14)

 Какое новое слово нам встретилось? Выписываем на доску.

Расширение знаний.

Цель: познакомить с национальным калмыцким костюмом, цветом орнамента. Знакомство с терминами: бүшмүд, махла,бүс, манишк.

- Каждый ли народ имеет свой национальный костюм, как вы считаете?

 Какие новые слова нам встретились? Выписываем на доску.

Музыкально- развлекательная  физминутка.



3-й этап Практическая работа в группах.

Сообщение плана работы.
Цель: 
формировать умение принимать учебную задачу.

– За один урок мы должны показать изученные сегодня направления в искусстве калмыков. Как это можно успеть?

 ( Работа в группах по разным направлениям).
- Чем будет заниматься каждая группа?

1 группа «Алтн зүн» -  изготовление жилища калмыков, украшение его аппликативными цветными орнаментами.

2 группа «Мөӊгн утцн» - изображение фигур женщин в калмыцкой национальной одежде.

3 группа «Бат зәӊгдә»- изображение фигур мужчин в калмыцкой национальной одежде.

 
- Вы будете работать в группах, поэтому сначала давайте вспомним правила работы в группе.
1.Работай дружно. Не ссорься.
2.Советуйся с друзьями.
3. Умей договариваться.
4. Помогайте друг другу.

Каждая группа имеет разноуровневые по сложности задания для детей:  либо работа по образцу, либо самостоятельное творчество.

Практическая работа в группах.
Цель:
проведение инструктажа по ТБ;  уметь  подбирать, компоновать орнамент на  одежде, украшать  одежду в традициях калмыцкого народа, умение изготавливать кибитку способом вырезания из вдвое сложенной бумаги и украшения орнаментом.

- На столах у вас лежат необходимые для работы инструменты. Что вы видите?

   Как правильно работать ножницами? (Слайд 15 )

Каждая группа определяет порядок своей работы и приступает к выполнению задания.

Учитель проводит работу в группах: уточняет, корректирует, поясняет. В процессе работы звучит калмыцкая мелодия.

4-й этап. Оценка результатов деятельности и закрепление.

Цель: учить давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

По окончании  работы заполняется панно фигурками людей и изображением кибиток, всё  вывешивается на доске.

-  Посмотрите, какие интересные и чудесные работы у нас получились! Каждый из вас внес свой вклад в общую работу. (Слайд ) Анализ оценки работы детьми в форме диалога: почему, что понравилось или что не понравилось.

Вопросы на закрепление.

Цель: организация закрепления изученного материала.

(Слайд ).  

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Какие новые слова вам запомнились? Что они означают?
  • Как искусство нашего народа связано с природой  края?
  • Достигли ли мы цели урока?

Рефлексия. Оценка настроения детей на конец урока с целью определения влияния урока на детей.

- А теперь посмотрим на ваше настроение в конце урока. Давайте оценим коллективную работу тюльпаном, который тоже наклеим на панно внизу, образуя таким образом поле тюльпанов.  

- Мы отлично поработали, большое спасибо вам за работу на уроке.

Вводная беседа

Историческая справка ( презентация)

СЛАЙД 2

     Калмыки селятся хотонами, живут в войлочных кибитках; для хотонов характерно круговое расположение кибиток, в центре такого кольца оставалось свободное пространство, куда загоняли на ночь скот.

     В среднем хотон составляли четыре — десять (очень, редко 20—50) кибиток, которые принадлежали родственникам по отцовской линии. Нередко хотоны  назывались по имени старшего, наиболее авторитетного человека. Принцип административно - родственной группировки кибиток постепенно вытеснялся классовым; теперь около кибитки богатого скотовода группировались жилища бедных родственников и батраков. Большое хозяйство кулаков и скотопромышленников требовало, много рабочих рук: чаще всего это были наемные работники. Богатый калмык имел большую кибитку с белым кошмовым покрытием, на зимней стоянке у него был поставлен хороший деревянный дом, обширные помещения и скирды сена для его многочисленных стад. В хотоне кибитка богача ставилась на южной стороне, которая считается почетной и где обычно стояли кибитки людей богатых и старших в роду.

Описание: http://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/images/erdniev_1985/26.jpg

СЛАЙД 3

В конце XIX—начале XX вв. основным видом жилищ у калмыков оставалась покрытая войлоком решетчатая кибитка (ишкә гер) общемонгольского типа. Деревянный остов состоял из 6-8 складных решеток (терм), двухстворчатой двери (үүдн), круглых или квадратных в разрезе и заостренных на верхнем конце жердей (уньн) от 66 до 146 штук и верхнего круга (харач). Кошмовое покрытие кибитки состояло из четырех плечиков (эмчи), четырех кошм для терме (иргевче), четырех нижних квадратных кошм (турго) и двух верхних кошм (девер), покрывавших верхнюю часть кибитки от харачи до головок терме, дверной кошмы и кошмы, которой закрывался верхний круг жилища (өрк). Внешний вид кибитки отражал имущественное состояние владельца. Кибитки, покрытые добротной белой кошмой, как правило, принадлежали богатым, гелюнгам (священникам) и новобрачным, а черной с закопченным войлоком — беднякам.

Многие бедные семьи вынуждены были жить в шалашеобразных полукибитках — джолум и дегля гер, представляющих собой одну купольную часть кибитки (без стенных решеток), которая устанавливалась прямо на землю. Дегля гер отличался тем, что в нем не было дымового отверстия, а унины просто связывались вверху между собой в пучок. Бедняки заменяли кошмы циновками из чакана. В таких кибитках зимой было очень холодно. Поэтому их на зиму обкладывали толстым слоем камыша или чакана, а в приморских улусах — высокой болотной травой.

СЛАЙД 4

Площадь кибитки, принадлежавшей старшим, многосемейным и состоятельным семьям, была значительно больше, чем площадь жилища семей бедных, малочисленных и молодых. В кибитке размещали все домашнее имущество, исполняли религиозные обряды, в ней принимали гостей, зимой спасали от холода новорожденных телят, ягнят, верблюжат. Число живущих в кибитке площадью 18—22 кв. метра в среднем могло быть 8—12 человек. Народным обычаем был выработан строгий порядок размещения всех домашних вещей, жестких и мягких предметов.

Все внутренние стены кибитки у состоятельных калмыков и гелюнгов занавешивались сплошной ситцевой или коленкоровой занавеской, а земляной пол застилался ширдыками (кошма) или коврами. В бедных семьях ширдык подстилался как сиденье для почетных гостей. Зимой земляной пол утеплялся бараньими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами и изношенной кошмой.

Ночью кибитка освещалась так называемым «шумуром» — светильником, заполнявшимся салом. Фитилем служила тряпица, иногда же просто насыпали кизяк или золу, смешав ее с маслом или пропитав салом.

                                         Подготовительная работа.

СЛАЙД 6- Анализ строения кибитки.

Остов кибитки был придуман просто, но умно. Легко и быстро собирается и разбирается, легко перевозится, так как почти все части складываются. 

Состоит остов кибитки из следующих частей:

6 решеток, дверь с двумя створками, 66 шестов и круглый дымоход.


1.Дымоход-Сверху дымоход накрывается плотной кошмой, с которой на четыре стороны свешиваются до земли длинные веревки. С помощью этих веревок дымоход открывается и закрывается. На ночь дымоход закрывается, веревки натягиваются и привязываются к среднему поясуОписание: Кибитка

2.Шесты 66 шт-С помощью шестов подымается и удерживается над кибиткой круг дымохода: острый конец каждого двухметрового шеста (их количество доходит и до 80) вставляется в отверстие, сделанное в круге, а противоположный конец упирается в головку решетки и крепится с помощью ременной или шпагатной петли. На шесты укладываются сначала нижние, а затем верхние войлочные покрытия кибитки.

3.Решетки -Их шесть. Соединенные между собой (связанные), они составляют круг — стены кибитки, на которых держатся шесты и дымоходный круг.

Решетка всегда делалась из ровных, одинаковых по длине и диаметру круглых оструганных шестов. Их укладывали крест-накрест, в местах пересечения сверлили сквозные отверстия, через которые пропускали тесьму из сыромятной коровьей кожи и завязывали узелки-кулачки с обеих сторон сквозных отверстий. Когда эти узелки-кулачки засыхали, они делались твердыми и упругими. Поэтому-то решетки легко складывались, что было удобно и при перевозке, и при установке кибитки.

Когда устанавливали кибитку, то сначала стыковали решетки между собой с помощью широкой тесьмы, сплетенной из верблюжьей шерсти и конского волоса, затягивая ее в местах соединений крепкими узлами.

4.  Дверь- с южной стороны кибитки, между двумя решетками, крепилась вместе с косяками при помощи той же тесьмы двустворчатая дверь, створки которой открывались вовнутрь. Над дверью укреплялась войлочная накидка.

бамб цецг

ишкә гер

терм

үүдн

харач

уньн

зег

бүшмүд

махла

бүс

манишк

зүн

утцн

зәӊгдә

хәәч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по калмыцкому языку "Намр"

Урок дан в форме КВН на курсах повышения квалификации учителям начальных класов - слушателям курсов...

Калмыцкий национальный праздник "Цаhан сар"

Мероприятие проведено 16 февраля. Участники - учащиеся национальных классов Элистинской многопрофильной гимназии. Ведущая праздника - Кармашова Тамара Александровна, учитель 1 национального класса....

План-конспект урока по математике "Закрепление пройденного. Урок-путешествие по калмыцкой степи"

Открытый урок по закреплению сложения и вычитания в столбик, умению решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, слагаемого, уменьшаемого....

Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа

Воспитание и обучение учащихся на обычаях и традициях калмыцкого народа...

Личный план профессионального образования учителя калмыцкого языка в начальной школе Сенгляевой Татьяны Дорджиевны

Изучение калмыцкого языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:развитие речевых способностей учащихся, их г...