Работа с графическими материалами в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)

Адушева Ирина Борисовна
Аннотация. В статье рассматривается работа с графическими материалами в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-2.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 76.02

Ирина Борисовна Адушева

магистрант 1 курса ЧГПУ им. Яковлева

г.Чебоксары, РФ

Е-mail: barbariska-07@list.ru

Научный руководитель: Н.Б.Смирнова

профессор, доцент педагогических наук

Е-mail: smirn.05@mail.ru

Работа с графическими материалами в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.

Аннотация. В статье рассматривается  работа с графическими материалами в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: графические материалы, инструменты, рисование, общеобразовательная школа.

           Интерес к рисованию как к учебной дисциплине возник очень давно.            Цель на сегодня является повышение нравственного и трудового воспитания в школе, укрепление связи обучения с жизнью.           

           Рисование как общеобразовательный предмет в Древней Руси были тесно связаны с обучением грамоте. Вместе с грамотой ученики овладели и рисунком. В основу обучения рисованию был положен копировальный метод, перерисовывание образцов рисунков с помощью калькированной бумаги.  Обучали рисунку греческие и византийские мастера, а впоследствии и представители русского духовенства. В 10-11 вв. приехавшие к нам греческие и византийские учителя познакомили жителей Руси с методами работы на деревянных досках, покрытых воском. Более серьезно обучению рисованию проходило у иконописцев. Рисованию кистью и пером учились в первую очередь. Для изучения особенностей иконописного рисунка служили альбомы и тетради рисунков-подлинников. Однако к копированию ученик приступал после того, как научился калькировать (т.е переводить с помощью кальки), затем научился работать с образцов-прописей, где линии проколоты иглой. Ученик должен был с помощью угольного порошка перенести рисунок на белую бумагу, далее прорисовать согласно образцу [1, с.7].

ГРАФИКА (от греч. graphikos - письменный) Изобразительное искусство, пользующееся комбинацией линий и штрихов и контрастов белого и черного, без применения красок [2].

К графическим материалам можно соотнести все то, что применяется для рисования на бумаге, ткани.

К красящим материалам относятся: пастель, уголь, карандаши (графитные, различные прессованные и в виде порошка), масляные краски, темпера, акварель, гуашь, чернила, тушь.

            Инструменты, которые использующиеся для работы графическими материалами это кисти разных сортов, авторучки, палочки (деревянные, камышовые), перо, рапидографы, аэрографы, фломастеры, пульверизаторы, растушевки [3, с. 257].

          Широкий спектр графических материалов и инструментов способствуют быстрому развитию творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства, а также во время внеурочной и кружковой деятельности.  Искусство тесно воздействует на творческий потенциал школьника, приобщение к работе различными графическими материалами формирует и расширяет интерес к искусству, развивает успешную гармоничную личность. Навыки в графическом творчестве дети приобретают уже в начальных классах, что необходимо для усовершенствования операционных навыков в будущем. В общеобразовательных программах подчеркивается широкое значение применения художественных материалов на уроках изобразительного искусства. Но практическое применение графических материалов на самом деле оставляет желать лучшего. Большинство педагогов, пришедших преподавать изобразительное искусство без художественного образования, не дают возможность детям расширить свои творческие познания и поэкспериментировать с новыми для себя графическими материалами, оттолкнуться от привычного рисования только графитным карандашом и акварельными красками. Применение различных графических материалов развивает в ребенке уверенность в собственных силах, глазомер, микро-моторику руки и сенсо-моторику, укрепляет руку и мышечный аппарат.

          Вопросами формирования графического образа в детских рисунках занимались Глинская И.П., Комарова Т.С.

         Анализ учебной литературы позволил нам разнообразить уроки изобразительного искусства в школе применением различных графических материалов. Посредством этого, повышали требования к композиционному решению, организовывали пространство светотенью и тоном. Также была отмечена реалистичная передача предметов и их тональности. Например, уголь имеет большие художественные возможности в отличие от графитного карандаша, положив уголь «плашмя» мы покрывали большие площади рисунка, он богат по силе тоном и имеет бархатистый штрих. Растушевывать уголь можно как пальцем, так и специальной растушевкой из прессованной бумаги. Легко стирается ластиком или сухой тряпкой. При зарисовке вазы углем мы предварительно заточили палочку угля для более тонкого штриха и наметили форму предмета на бумаге, уточнили конструкцию, штрихом проложили тени. Ребром ладони сверху вниз и слева направо протерли рисунок-чернота исчезла, а рисунок стал казаться цельнее. Светлые места и блики проложили мелом, сочетая вместе два материала. Сложность штриховки и самой конструкции варьировалась в зависимости от возраста детей и класса обучения.

Таким же образом детям было предложено поработать сангиной, ее издревле использовали люди как подручный материал для изображения. Сангина состоит из глинистого вещества, окрашенная окисью железа, имеет устойчивый красно-коричневый цвет, выпускается в виде палочек. Рисовать сангиной можно линией штрихом и растушевывать на различных бумагах, лучше с шероховатой поверхностью. Работы сангиной выполняли такие известные художники как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Андреа де Сарто, Рубенс, Микеланджело, Репин, Брюллов и Рембрант. Показав детям произведения искусства на электронной доске, принялись рисовать свои произведения. Использовали сангину в комбинированной технике с гуашью при написании кустов в зимнем пейзаже, постепенно, понимая, что сангину как и уголь нужно использовать с осторожностью, т.к любое неосторожное движение может испортить работу.

Таким образом, использование разнообразных графических материалов позволило нам активизировать процесс обучения изобразительному искусству. Был проведен опрос детей 2-8 классов, которые отметили, что при работе углем и сангиной достигается реалистическая передача предметов и тональности. Эксперимент доказал необходимость системного подхода к использованию различных графических материалов, а анализ результатов графической деятельности, показал эффективность данной методики и практическую значимость для учителей и образовательного процесса.

Список литературы.

  1. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования: Рус. И сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож. -граф. фак. пед. ин-тов по спец.№ 2109 «Черчение, рисование и труд» – М.: Просвещение, 1982.-240с.,ил.
  2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. – 800 c.
  3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий» / Н.П.Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 271 с: ил.- (Изобразительное искусство)
  4. Глинская И. П. Формирование способов овладения пространственной информацией на плоскости у младших школьников на основе использования приемов передачи пространства в изобразительной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1979. – 43 с.

         

©И.Б.Адушева, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты и материалы к урокам изобразительного искусства

конспекты и материалы к урокам изобразительного искусства...

Урок изобразительного искусства в 3 классе (региональный компонент) «Архитектурные памятники г. Белёва. Средства выразительности графического рисунка»

Цели урока:·        знакомство с одной из сторон творчества русского народа − архитектурой и памятниками градостроения г. Белёва·...

Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине»

Урок изобразительного искусства во 2 классе. Тема: «Выразительность материалов для работы в объеме. Пингвинчик на льдине»...

Возможности использования интерактивной доски на уроках изобразительного искусства в начальных классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Ознакомительная статья о возможностях такого инструмента, как интерактивная доска, е функциях и способах их использования на уроке изобразительной деятельности в начальной школе....

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Сборник игровых графических упражнений на уроках изобразительного искусства в 1 классе специальной коррекционной школы.

Планирование игровых графических упражнений, обеспечивающих развитие мелкой моторики у младших школьников   первого класса с интеллектуальной недостаточностью При проведении игровых гра...