Технологическая карта урока №1 по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 127.44 КБ
Файл 236.09 КБ
Файл 3148.98 КБ
Файл 420.84 КБ
Файл 533.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1
ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ

Образовательные ресурсы:

 информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

– Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013;

– Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. – М. : Просвещение, 2010;

 художественные материалы: акварель, кисти, альбом;

 музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко!» (сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского);

 зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно, детские рисунки, выполненные различными материалами.

План урока

1. Беседа о предмете «Изобразительное искусство».

2. «Знакомимся с учебником». Введение в тему.

3. «Изображая мир, люди учатся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.

4. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.

Цели: ознакомить учащихся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником; пробуждать интерес к изобразительному творчеству.

Задачи художественного развития учащихся:

 развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;

 формирование навыков работы акварельными красками;

 развитие способности к творческому самовыражению.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия (УУД) (умение учиться).

Предметные УУД: активно овладевает необходимыми приемами работы с красками, кистью, умениями применять цвет для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость альбомного листа; изображает солнышко, используя выразительные свойства художественного материала.

Регулятивные УУД: оценивает результат своего труда.

Познавательные УУД: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.

Личностные УУД: стремится к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Звучит песня «Улыбайся, солнышко!» (слова школьника Володи Кузнецова, музыка С. Стемпневского).

Я очень люблю рисовать

Деревья, и птиц, и зверят.

Мне нравится думать, мечтать

О будущей жизни ребят.

Улыбайся, солнышко, нам почаще!

Улыбайся, солнышко, нам на счастье!

Под музыку учащиеся входят в класс. На доске развешаны ученические творческие работы.

II. Предмет «Изобразительное искусство». Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

– Ребята, вы уже освоились в школе, у вас прошли первые уроки. Сегодня вы познакомитесь с новым школьным предметом. Посмотрите на оформление кабинета. Может, кто-то из вас уже догадался, как называется новый предмет? Верно, это «Изобразительное искусство».

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства? (Ответы детей.)

– Послушайте еще раз первый куплет песни, под которую вы вошли в класс. О чем поет мальчик? (Он очень любит рисовать.)

– Какими словами из песни мы могли бы обозначить тему нашего урока? (Ответы детей.)

– Все ли согласны с предложенным названием темы? Какие будут еще предложения? (Ответы детей.)

– Тема нашего первого урока созвучна словам песенки: «Все дети любят рисовать».

III. «Давайте познакомимся с учебником». Введение в тему.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – рассмотреть обложку, титульный лист и содержание; прочитать название учебника (фамилию автора и заглавие); познакомиться с аппаратом ориентировки; определить учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Эвристическая беседа.

– А вы любите рисовать?

– Посмотрите, сколько детских рисунков на доске! Как вы думаете, дети, нарисовавшие их, любят рисовать?

– У вас есть свои рисунки?

– Что вы любите рисовать?

– На уроках изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить, выполнять аппликации, учиться изображать все то интересное, что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать. У вас будут помощники: учебник и различные художественные принадлежности для уроков изобразительного искусства.

Давайте познакомимся с учебником. Откройте его. Что вы видите на 3-й странице?

– Чем заняты дети? (Дети рисуют.) 

– Да, это их коллективная работа. Посмотрите, как дружно они работают. Все довольны, у всех хорошее настроение. Сейчас я прочитаю обращение авторов учебника к вам, ученикам. (Читает.)

– Переверните страницу учебника. На этих страницах напечатано содержание. Познакомьтесь с названиями тем, над которыми мы с вами будем работать. (Читает темы.)

– Что нарисовано на следующей странице? (Портрет.)

– Обратите внимание: девочка широко открытыми глазами пытливо всматривается во все окружающее. Прочитайте название раздела. («Ты учишься изображать».)

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса – одноклассниками, учителями, партнерами по общению.

– Как вы понимаете предложение: «Изображая мир, люди учатся его понимать»?

– Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы. Давайте рассмотрим рисунки детей на с. 8–9.

Познавательные УУД: осуществляет поиск и выделение необходимой информации; применяет методы информационного поиска.

– Что на них изображено? Что больше всего привлекло внимание юных художников?

– Чем рисовали дети?

– Какие цветы они использовали?

– Посмотрите, какие яркие рисунки. Ребята рисовали все то, что нас окружает: природу, птиц, животных, людей. У вас есть любимые рисунки, похожие на эти?

– Прежде чем мы начнем рисовать, я предлагаю вам отгадать загадку и узнать тему, на которую вы будете рисовать.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Гадай, гадай, угадывай,

Загадочку разгадывай:

Был у нашей мамы

Золотой клубочек,

Мать его бросала.

Целый день катился

Он над облаками,

Целый день катился

Он по небосводу.

А под вечер падал

Посредине моря –

Голубое море

Золотом сверкало.

– Что это, кто догадался?

Отгадка:

Посидел, подумал,

Отгадал сыночек:

– Знаю, знаю, солнце –

Золотой клубочек!

                        Ян Райнис

– Конечно же, это солнце. И сегодня вы будете рисовать солнышко.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Солнце глянуло в кроватку,                 Руки на поясе, 

Раз, два, три, четыре, пять.                наклоны в сторону.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.                Выполнение приседаний.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре, пять.                Руки в стороны.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.                         Прыжки на месте.

На носок, потом на пятку –                Поочередно левую и правую

Все мы делаем зарядку.                        ногу ставят на носок 

                        и на пятку.

IV. «Изображая мир, люди учатся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.

Предметные УУД: демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства: цветом, композицией, формой.

– Заранее смочите акварельные краски водой при помощи кисточки. Отгадайте загадку.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбки-лучи

Очень горячи.

– Что это? (Солнышко.) 

– Каким вы представляете солнышко? Как об этом говорилось
в загадках?
(Золотой клубочек, яблочко.)

– Солнце может быть очень разным и по цвету, и по настроению. И сейчас мы в этом убедимся. Давайте посмотрим слайды, на которых мы увидим, каким бывает солнышко в природе, каким его изображают дети на своих рисунках и профессиональные художники на картинах. (Мультимедийная презентация.)

Коммуникативные УУД: умение рассуждать о многообразии и художественных особенностях произведений, изображающих солнце.

– Ребята, вы увидели, как можно нарисовать солнышко. Сколько художников – столько же и вариантов изображений. Каждый художник представляет и изображает по-своему.

Каждый из вас – тоже художник. Нарисуйте свое большое радостное солнце таким, каким вы его себе представляете, используя всю поверхность альбомного листа.

Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация творческого пространства ученика (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества).

– Аккуратно разложите на столе все, что вам понадобится для работы: акварельные краски, которые вы заранее смочили водой, баночку с водой, кисточку, сухую тряпочку, альбом. Тряпочка нужна для вытирания кисточки.

Учащиеся самостоятельно рисуют солнце.

Личностные УУД: проявляет эстетическое просветленное чувство наслаждения красотой рисунка; демонстрирует в рисунке признаки (еще не совсем уверенные) авторского стиля.

Предметные УУД: демонстрирует умение использовать образный язык изобразительного искусства (цвет, линию, композицию) для осуществления своего творческого замысла.

V. «Мир, который нас окружает, легче понять через собственные рисунки и зрительные образы». Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.

Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях детских рисунков, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

– Полюбуйтесь, какие разные солнышки у вас получились! Найдите среди рисунков самое веселое, самое ласковое солнышко.

– Чье солнышко вам больше всего понравилось?

2. Обобщение материала. Рефлексия.

– О каком новом школьном предмете вы узнали сегодня?

– Чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?

– Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

3. Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; проявляет организованность, дисциплинированность на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 2
НАШИ ПОМОЩНИКИ

Цели деятельности учителя

Формировать представления об изучаемом предмете; познакомить с условными обозначениями в учебнике

Тип урока

Конструирование способа действия

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять уровень своих знаний
по предмету «Окружающий мир»; получат возможность научиться
 работать с учебником, рабочей тетрадью.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность – целостно-смысловая): регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственное представление об окружающем мире; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником, рабочей тетрадью.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Карточки с условными обозначениями


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-точный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обуча-
ющихся к уроку, озвучивает
тему и цель урока

Слушают
и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют
себя с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Беседа по теме «Дорога в страну знаний»

Проводит беседу по вопросам:

– Когда Буратино пошел в школу, что купил ему папа Карло?
(Азбуку.) А зачем ему нужна азбука? А Буратино согласен с тем, что он очень мало знает?

(Нет.) Значит, ему нужно объяснить, что первоклассник, когда приходит в школу, знает еще очень мало и ему необходимо проложить маршрут в страну знаний. А вы, ребята, смогли составить карту в страну знаний?

Отвечают

на вопросы учителя

Фронтальная

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении знаний в жизни человека; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из сказок).

Регулятивные: соотносят знания с индивидуальным образовательным маршрутом

Устные ответы


Приложение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение

нового материала

Презентация индивидуальных карт учащихся «Путешествие в страну знаний».

Физкультминутка

(Приложение 1).

Познакомить с условными обозначениями в учебнике «Окружающий мир» (с. 8)

Помогает презентовать карту «Путешествие в страну знаний», организует беседу по вопросам:

– Что предстоит узнать в первом классе? Трудно было составить маршрут к знаниям? Легко ли будет пройти по этому маршруту? Кто помог вам составить карту?

– Молодцы, ребята, все постарались! Все хотят учиться и получать знания!

Проводит физкультминутку (повторяют 2–3 раза).

Проводит беседу:

– А знаете ли вы, что кроме учителей, родителей, Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи вам на пути в страну знаний встретятся и другие помощники? Давайте с ними знакомиться. Показывает условные обозначения и объясняет их смысл

Проводят презентацию своих карт «Путешествие в страну знаний».

Выполняют упражнения.

Рассматривают условные обозначения, запоминают их

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска наобходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, что и кто поможет освоить новые знания; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). 

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

Индивидуальные презентации.

Устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Первичное осмысление и закрепление

Игра «Узнай меня
в лицо»
(Приложение 2)

Показывает условные обозначения на карточках и проверяет усвоение изученного материала в ходе игры

Отвечают
на вопросы, проговаривают значение условных обозначений

Фронтальная

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу;
 

адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер во время проведения сюжетно-ролевой игры

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения.

Определить свое эмоциональное состояние с помощью

индивидуальных карточек-смайликов (учебник, с. 8)

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке? Что вам было интересно, а что нет?

Раздает индивидуальные карточки-смайлики и объясняет  задания

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке
с помощью поднятой карточки-смайлика

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Приложение 1

Физкультминутка

Ветер тихо клён качает,         Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Вправо, влево наклоняет:        Наклоняем туловище вправо и влево.

Раз – наклон и два – наклон,        

Зашумел листвою клён.         

Видишь, бабочка летает,         Машем руками-крылышками.

На лугу цветы считает.         Считаем пальчиком.

Раз, два, три, четыре, пять.        Хлопаем в ладоши.

Ох, считать не сосчитать!         Прыгаем на месте.

Шесть, семь, восемь,        Хлопаем в ладоши.

Девять, десять.

Даже мудрая пчела         Машем руками-крылышками.

Сосчитать бы не смогла!         Считаем пальчиком.

Приложение 2

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «УЗНАЙ МЕНЯ В ЛИЦО»

На доске начерчена карта, по которой Буратино путешествует в волшебной стране знаний, и на каждой точке его маршрута прикреплен знак с условными обозначениями (учебник «Окружающий мир», часть 1, с. 8). Ученики должны вспомнить и назвать, что обозначает каждый из условных знаков (название условных обозначений проговаривается несколько раз).

Урок 2
ИЗОБРАЖЕНИЯ ВСЮДУ ВОКРУГ НАС
(урок-игра)

Образовательные ресурсы:

 зрительный ряд: керамические изделия с различными изображениями, иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.; мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно;

 художественные материалы: гуашь, кисти;

 литературный ряд: стихи, загадки.

План урока

1. Беседа «В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе».

2. Знакомство с братьями-мастерами, которые помогают нам рисовать, лепить, конструировать.  

3. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.

Цели: познакомить с видами художественной деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правилами работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства.

Задачи художественного развития учащихся:

 формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);

 развитие способности к творческому самовыражению;

 развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумать замысел, выбрать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.

Познавательные: освоение первичных знаний о мире пластических искусств; понимание значения и роли Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки в изобразительном искусстве.

Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению; осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе признания своего «Я» как гражданина России.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

– Прежде чем начать занятие, проверим, все ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

– Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о трех волшебниках-мастерах, помогающих всем желающим освоить и понять изобразительное искусство, познакомитесь с материалами, необходимыми для уроков изобразительного искусства, и основными правилами работы на уроке.

III. «Изображения всюду вокруг нас». Введение в тему урока.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение рассуждать о многообразии изображений в жизни человека и общества.

– В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе. Что представлено на нашей выставке? (Картинки, фотографии, иллюстрации к книгам, керамические изделия, шкатулки.) 

– Красивым все вокруг постарались сделать три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Без них все было бы унылым и некрасивым. А как вы думаете, почему у них такие имена?

2. Работа по учебнику.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное восприятие изображений: слушать учителя, следить по тексту, выражать свое отношение к произведениям искусства.

– Откройте учебники на с. 10. Что вы видите? (Рекламные плакаты, скульптуры, витражи, мозаичные панно, расписную посуду, красочно иллюстрированные книги.)

– Вас приветствует добрый волшебник – Мастер Изображения. Он научит вас рисовать и лепить. С остальными мастерами вы познакомитесь позже.

Перед вами детские книги (показывает). Какие они?

– Посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы увидели?

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

– Это постарались художники, чтобы книги были красивыми. Представьте, как выглядели бы книги, если бы в них совсем не было иллюстраций. Интересно было бы их читать? Могли бы ребятишки наглядно увидеть то, о чем поведал автор книги? Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг. Сравните фотографию животного и рисунок этого животного. Что вы заметили?

– Перед вами скульптуры, керамические изделия, игрушки, изделия из дерева. Они красиво оформлены? Это постарались мастера изобразительного искусства.

Послушайте стихотворение-загадку (расширение познавательной сферы, развитие логического мышления):

Мы рисуем, украшаем, строим.

Нам ничего это не стоит:

Взмахнуть волшебной кистью,

Украсить ткань, игрушку, мебель,

Построить уникальные дома,

И радовать людей

Своим присутствием всегда.

Живем мы вместе, дружно.

Волшебниками все считают нас.

И мы придем, когда кому-то нужно,

И сделаем прекрасным мир наш в тот же час.

– Вы догадались, о ком идет речь?

– В загадке-стихотворении говорилось о мастерах-волшебниках, которые могут сделать наш мир еще прекрасней. Кто из вас запомнил, как зовут мастеров?

– Вы сегодня тоже побываете в роли волшебников и нарисуете свои рисунки, но для этого нужно познакомиться с правилами работы на уроках изобразительного искусства и с материалами, которые вы будете использовать.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.

Рисовали, рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь.

IV. Знакомство с материалами.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

– Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие материалы вам будут нужны для уроков изобразительного искусства (расширение познавательной сферы, развитие логического мышления):

1. Кто альбом раскрасит наш?

 Ну, конечно, … (карандаш).

2. Палочки волшебные

Есть у меня, друзья,

Палочками этими

Рисует детвора:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!

(Цветные карандаши.)

3. Утром в школу я иду,  

 Принадлежности беру.

 На плечах несу свой дом,

 А в нем – для рисования… (альбом).

4. Два кольца,

  Два конца,

  А посередине гвоздик.

(Ножницы.)

5. Над бумажным листом

 Она машет нам хвостом.

 И не просто машет,

 А бумагу мажет.

 Красит в разные цвета.

 Ух, какая красота!

(Кисточка.)

– Молодцы, вы правильно отгадали загадки, эти предметы нам понадобятся для уроков, но это еще не все. Откройте с. 12 и 13 учебника. Рассмотрите материалы для уроков изобразительного искусства. Какие предметы вы видите? Назовите их.

Гуашь – это непрозрачная густая краска. На слайдах вы видите многообразие гуаши, работы художников, выполненные этим материалом. (Мультимедийная презентация.)

Акварель – прозрачная краска. Для работы с акварелью используют воду.

Для смешивания красок необходима палитра, но можно применять для этого крышку от коробочки с красками. (Мультимедийная презентация.)

– Нам необходимы различные кисточки: плоские и круглые. Посмотрите, как ими пользоваться. (Показывает.)

– Рисовать можно и цветными карандашами, и мелками, и фломастерами. (Мультимедийная презентация.)

– В своих учебниках вы уже видели работы детей, выполненные этими материалами. Назовите, что еще будем использовать на уроках. (Ответы детей.)

– Для работы нам понадобятся не только гуашь и акварель, но и белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин. Ведь изобразительное творчество тесно связано с аппликацией, лепкой, прекрасно совмещает рисование и декоративно-прикладные виды деятельности.

V. Знакомство с правилами работы на уроке.

Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место.

Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место.

Правила организации рабочего места:

1) Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы было удобно выполнять работу.

2) Если работаешь гуашью или акварелью, то необходимо иметь баночку для воды и палитру. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой.

3) Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски.

4) При работе с пластилином нужны дощечка, стеки и сухая тряпочка.

VI. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.

Предметные УУД: демонстрирует умение работать художественными материалами.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

– Я предлагаю вам нарисовать то, что вы лучше всего умеете и любите рисовать. Сегодня на уроке можно использовать те художественные материалы, которыми вам больше всего нравится рисовать.

Целеполагание: самостоятельно ставит цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл произведения, оценивает результат своего труда.

VII. Итог урока. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

На доске демонстрируются лучшие работы.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценка усвоения содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.

– Вы очень старались, молодцы. Очень хорошо, что на нашей выставке представлены рисунки с разными сюжетами и выполненные различными художественными материалами.

2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Чему учит нас Мастер Изображения?

3. Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.



Предварительный просмотр:

Урок 3
МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ
(урок-путешествие)

Образовательные ресурсы:

 зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно; детские работы, выполненные в технике аппликации; осенние листья;

 художественные материалы: гуашь, кисти;

 литературный ряд: стихи, загадки;

 музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных».

План урока

1. Беседа «Мастер Изображения учит видеть».

2. Осенний пейзаж. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.

3. Творческая практическая деятельность учащихся: изобразить сказочный лес.

Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма».

Задачи художественного развития учащихся:

 формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);

 развитие способности к творческому самовыражению;

 развитие наблюдательности и творческого воображения;

 развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.

Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса).

Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.

1. Приветствие.

Пришли ребята в светлый класс,

И вы поздравьте нас сейчас:

Учились мы читать, писать,

Учиться будем рисовать.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

– Тема нашего урока – «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».

III. «Осенний пейзаж». Введение в тему урока. 

1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД складываются в процессе рассуждений и диалога «учитель – ученик».

– Вы готовы к путешествию в осенний лес?

– Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.)

– Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

                И. Бунин

– Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?

– Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно-красный.) 

– Вы видели в природе листья такого цвета?

– Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»?

– Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:

Если видишь,

на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется «пейзаж».

– Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж?

2. Работа по учебнику.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (умение сравнивать, анализировать); умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

– Откройте учебник на с. 14. На что похожи опавшие листья?

– Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.

– Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?

– Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?

– Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?

ОСЕНЬ

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены

Пурпуром осенним, только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!»

                З. Федоровская

Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок.

– Так какие же краски разводила осень?

– Какие цвета вам не известны?

– Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур – ярко-красный цвет.)

– Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.)

– Обратите внимание на иллюстрации на с. 15. На что похожи капли дождя на листьях растений? (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.)

– Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.)

– Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть
и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?

– Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета?

– Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.)

– На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.)

– Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали?

– Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии?

– Какой формы деревья? (Ответы детей.)

– Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях?

– Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника?

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.                        Поднимают руки вверх.

Дунул ветер – полетели.                 Движения руками

Мы летели, мы летели                         из стороны в сторону.

И на землю тихо сели.                         Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                 Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.                 Садятся по местам.

IV. Педагогический рисунок. 

Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.

– Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.

Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?  

Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.

– Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)

– Правильно, лист сирени похож на треугольник.

– На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)

– Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.

– Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие
по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.

– Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.

– Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)

– Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.

Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?

– Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся.

Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует  результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.

– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.

2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев.

Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства.

3. Обобщение по теме. Рефлексия.

Коммуникативные УУД.

– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)

– Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)

4. Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.



Предварительный просмотр:

Урок 4
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО И ТО,
ЧТО НЕВИДИМО (НАСТРОЕНИЕ)
(урок-фантазия)

Образовательные ресурсы:

 художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;

 музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные (запись песен «Радостная», «Скворушка»);

 зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно.

План урока

1. Беседа «Мир наших чувств и настроений в изобразительном искусстве».

2. Слушание музыкальных произведений. Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в музыке».

3. Творческая практическая деятельность учащихся.

Цели: развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроений.

Задачи художественного развития учащихся:

 развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;

 формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);

 развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает  результат своего труда.

Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить  с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.

Личностные: умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Личностные УУД.

1. Приветствие.

Есть волшебные слова:

Скажешь – сразу тишина.

Будь внимательней, дружок,

Начинается урок.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

– Сегодня на уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение. Как вы думаете, можно ли это сделать?

– Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.

III. «Рисуем настроение». Введение в тему урока.

Познавательные УУД.

1. Эвристическая беседа.

Звучит в записи «Радостная песня».

Солнце в небе светит,

Радуются дети:

Радуге и небу,

Миру на Земле.

Ведь с друзьями вместе

Жить нам интересней,

Весело щебечут

Птицы в вышине!

           Припев. Хлопайте в ладоши,

День такой хороший!

Вдвое веселее, если рядом друг.

Протяните руку,

Улыбнитесь другу,

И добрее станет сразу все вокруг.

– Каков характер этой песни? (Веселый.) 

– Какие чувства возникали у вас во время слушания?

– Какое название можно придумать к этой песне? (Можно назвать ее «Радостная».)

– Давайте инсценируем припев песни.

Дети поют, хлопают в ладоши, протягивают друг другу руки, улыбаются.

– Какое настроение вам передалось от этой песни?

– Какие картины вы бы нарисовали к ней?

– Послушайте отрывок из другой песни.

Звучит в записи песня «Скворушка».

– Какая по характеру эта песня? (Грустная.)

– Какие чувства возникали у вас при прослушивании? (Печаль, огорчение, жалость.)

– Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?

– Сравните два музыкальных произведения. Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»?

– Можно ли это настроение изобразить на бумаге?

– Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение?

– Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию? (Обсуждение работ.)

– На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили?

– Какие краски использовали дети? (Яркие, светлые.)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сядем, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные и личностные УУД.

– Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все что вам хочется цветом – своими красками.

Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.

Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.

V. Итог урока. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Коммуникативные и личностные УУД.

– Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?

– Кому из вас было грустно?

– Определите по рисунку настроение вашего соседа.

– Как вы догадались?

– Какие краски вы использовали для хорошего настроения?

– Какими красками изобразили грусть, печаль?

– Почему выбрали именно это музыкальное произведение?

– Кто из вас нарисовал картины к двум музыкальным произведениям?

– Легко или сложно изобразить свое настроение, свое отношение к происходящему?

2. Обобщение.

– Чему мы учились сегодня на уроке? (Изображать настроение.)

– Что нового узнали? (Оказывается, можно изображать то, что не видно, но что чувствуешь.)

3. Уборка рабочего места. Личностные УУД.



Предварительный просмотр:

Урок 5
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ
(урок-сказка)

Образовательные ресурсы:

 художественные материалы: гуашь, альбом;

 зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно.

План урока

1. Рассказ учителя «Тень – пример пятна в реальной жизни».

2. «Сказка про кляксу». Творческая практическая деятельность учащихся.

Цели: помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

Задачи художественного развития учащихся:

 формирование навыков работы краской одного цвета;

 развитие воображения и аналитических возможностей глаза;

 развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

УУД (умение учиться).

Регулятивные: создает рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.

Познавательные: развитие воображения и аналитических возможностей глаза; знакомство с пятном – одним из главных средств изображения.

Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение  культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

                      С. Маршак

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала. 

Познавательные и коммуникативные УУД.

– С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)

– Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)

– Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев. Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19. Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?

III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы необычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер… (Дети отвечают: «Изображения».)

IV. «Сказка про Кляксу». Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

– Вы любите сказки? Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. (Читает.)

– О чем эта сказка?

– Почему Клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.)

– Кто согласился помочь Кляксе? (Мастер Изображения.)

– Как вы думаете, в кого превратилась Клякса-пятно?

Дети высказывают свои предположения.

V. Педагогический рисунок.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель демонстрирует изображение Винни-Пуха с шариком, полученное из пятна.

– Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. (Показывает на доске).

– Кто получился у меня?

– А кого еще можно было бы дорисовать?

– При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) 

– Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения – изображение пятном.

VI. Работа по учебнику.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой – осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном.

– Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)

– На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал сам автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!

– Сравните работы художников на с. 22–23.

– Обратите внимание, что тень на стене от руки – это тоже пятно.

– Каких зверушек изображают люди?

Вывод: изображение пятном – это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.  

Каждый день по утрам

Делаем зарядку,                Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку:                Приседания.

Весело шагать,                Ходьба.

Руки поднимать,                Руки вверх.

Приседать и вставать,                Приседания.

Прыгать и скакать!                Прыжки.

VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

 Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

– Хотите ли вы научиться изображать пятном?

– Вспомним правила работы кистью, краской и водой. Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке этого зверя. Дорисовывать можно черным фломастером.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а  при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

– Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

2. Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном.)

3. Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...