Технологическая карта урока ИЗО на тему "Пейзаж"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Знакомство с пейзажем»
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: «Знакомство с пейзажем»
Цель урока: знакомство с жанровыми особенностями осеннего пейзажа. К концу урока учащийся познакомится с осенним пейзажем и сможет нарисовать свой.
Задачи:
Образовательные:
- формирование первичных представлений о том, что такое жанр в изобразительном искусстве; перечислить и охарактеризовать знакомые детям жанры изобразительного искусства и обогатить этот список (пейзаж, портрет, натюрморт);
- раскрыть значимость природы в жизни человека, взаимоотношения человека и природы, влияния природы на настроение и самочувствие человека, влияние человека на природу (человек – часть природы, природа – его дом), отношение человека к природе (современного человека и наших предков); красота родной природы, в произведениях разных видов искусства;
- рассмотрение природы выделения пейзажа в отдельный самостоятельный жанр изобразительного искусства из сюжетной композиции;
- заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи: И.И. Левитан «Летний вечер», Ф.А. Васильев «Стога», В.Д. Поленов «Осень в Абрамцево», А.А. Дейнека «На просторе».
Развивающие: Развитие дифференцированного зрения: развитие умения видеть и замечать красивое и необычное в природе и окружающей действительности; развитие художественного восприятия, расширение опыта общения с произведениями искусства; художественных образов, зрительной памяти, эмоционально-образной сферы.
Воспитательные: Воспитание умения слушать учителя, выполнять инструкции, формировать эстетический и художественный вкус, любовь к природе.
Оборудование:
- бумага,
- краски гуашевые,
- кисти (широкие, узкие),
- баночка с водой,
- палитра,
- тряпочка,
- репродукции пейзажей русских художников.
- аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского
- учебник «Изобразительное искусство1 класс», Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская , издательский центр «Вентана – Граф», Москва, 2011 г.
Тип урока: Открытие нового знания.
Класс: 1
Ход урока.
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Орг. момент. | - Прозвенел и смолк звонок Начинается урок. Мы за парту тихо сели И на доску посмотрели. | Проверяют свои рабочие места и готовность к уроку. | Личностные: самоопределение |
2. | Актуализация знаний учащихся. | -У нас урок изобразительного искусства. Как мы будем работать, чтобы достичь цели? Что мы можем пожелать друг другу на уроке? - Сегодня на уроке мы познакомимся с жанрами изобразительного искусства. - Посмотрите на доску. Жанры изобразительного искусства (на доске). - Предлагаю вам посмотреть мультфильм, из которого вы узнаете, какие жанры есть в живописи. ( просмотр мультфильма «Если видишь на картине…» | Отвечают на вопросы. Смотрят отрывок из мультфильма, выделяют жанры. | Познавательные умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: умение соотносить то, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Личностные развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
3. | Целеполагание. | - О каких жанрах изобразительного искусства вы узнали из мультфильма? Учитель открывает, до этого закрытые от учащихся: Жанры изобразительного искусства на доске: пейзаж, натюрморт, портрет. (карточки переворачиваются после ответов детей). - Кто запомнил, что изображает художник в каждом жанре? - Сегодня на уроке мы подробнее поговорим о таком жанре, в котором художник изображает природу. Что это за жанр? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какова будет цель нашего урока? - Опираясь на тему урока, сформулируйте учебные задачи. - А для чего мы должны это изучить? - Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? | - Называют жанры изобразительного искусства из мультфильма: пейзаж, натюрморт, портрет. Ответы учащихся. - Пейзаж. Формулируют тему урока. Пейзаж. - Узнать, что такое пейзаж и научиться его рисовать. - Познакомиться с некоторыми пейзажами художников; познакомиться с ролью цвета в передаче настроения в картине; научиться рисовать пейзаж; увидеть особенности изображения основных объектов пейзажа и т.д. - чтобы различать жанры искусства; чтобы передать красоту русской природы; чтобы уметь рисовать пейзаж и т.д. Ответы детей. | Познавательные: извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Коммуникативные: аргументация своего мнения. Личностные: целеполагание |
4. | Изучение нового материала. | - Для того чтобы дополнить наши знания о пейзаже, предлагаю вам обратиться к учебнику (с.72) (дополняет учитель) - «Пейзаж» в переводе с французского «природа». Это один из наиболее любимых художниками и зрителями жанров живописи. Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей и переживаний: радости, грусти, нежности, тревоги и ожидания. Всё это они пытаются выразить в своих картинах .Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по-своему. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года. Перед вами картины русских художников. (на доске) На каждой из них мы видим понравившийся автору уголок природы. Посмотрите на картину И. И. Левитана «Золотая осень». Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень четки и ясны. Художник дает возможность зрительно почувствовать красоту жизни, прелесть осени в золотом сиянии тихого солнечного дня. Его пейзажи, проникнуты любовью к родине, к ее лесам, полям и лугам, не могут не вызывать ответной любви к тому, что он изображает. Но у И. И. Левитана есть и другие картины. Например, «Март». Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она как бы пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный свет везде – на стенах дома, на стволах молодых берёзок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник своё радостное настроение от созерцания весеннего дня передаёт и нам. На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» мы видим другую весну: потемневшие сугробы, вдали тёмное поле, в центре корявые берёзки, а на них много грачиных гнёзд. Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц своей родине. А вот И.И.Шишкин изображал природу в разные времена года. Но картина "Рожь" - одна из удачнейших вещей Шишкина. Художник восхищается величием и мощью русских просторов и передает свой восторг нам. | Работают с учебником стр. 72. Рассматривают картины. | Регулятивные оценка того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные включаемость в коллективное обсуждение вопросов; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: воспитание ценностного отношения к природе. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов. |
5. | Планирование работы. | - А у вас есть любимый уголок природы, где вы любите проводить своё свободное время? - Сегодня мы будем рисовать свой любимый уголок природы. - У кого-то это будет летний пейзаж, у кого-то осенний или зимний, у кого-то весенний. - А как вы думаете с чего нужно начинать работу над пейзажем? Прочитайте Правило №1 (с.73) - Какую палитру красок для фона вы будете использовать для изображения зимы, весны, осени, лета? Подготовка рабочего места. | Ответы учащихся. - Фон. - Изучают правило №1 стр. 73. Ответы детей. Готовят рабочее место. Работа детей ( рисуют фон) | Коммуникативные включаемость в коллективное обсуждение вопросов; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из текста учебника. |
6. | Физкультминутка | Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. | Выполняют упражнения. | Личностные: здоровьесбережение |
7. | Заочная экскурсия (пока сохнет фон) | - Предлагаю вам совершить заочную экскурсию на выставку картин русских художников пейзажистов. Каждому времени года соответствует определённая палитра сочетающихся друг с другом красок. Лето – самое яркое время года. Красок и не счесть Жёлтая, зелёная Голубая есть. Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые пушистые В закате облака. Осень не всегда время увядания природы и вызывает чувство печали и тоски. Когда лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, хорошее настроение. И не случайно, глядя на картину Остроухова «Золотая осень», мы вспоминаем слова Ивана Алексеевича Бунина _из стихотворения «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной. Стоит над светлою поляной. На смену осени приходит зима. (дети читают стихи) Отличается зима От весны и лета Очень снежная она, Вся в снега одета. Реки скованы все льдом, И в узорах стёкла, Иней на ветвях висит, Вьюга дует в окна. Небо серое с утра, Падают снежинки, Спят деревья и кусты, Кормят птиц рябинки. А вот для чуткого и внимательного человека звуки весны необычны и разнообразны. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких постельных тонов: кремового, розового, светло- жёлтого. Наша экскурсия подошла к концу. Вспомните, что мы видели на картинах? | - Учащиеся рассматривают выставку картин, подготовленную учителем. | Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов. Коммуникативные: умение слушать Личностные: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
8. | Практическая работа. | - Перед вами стихотворение, которое вам подскажет, что можно нарисовать. (на партах лежат карточки со стихотворением). Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, - Обязательно картина Называется пейзаж. (Александр Кушнер) - Продолжим работу красками и знакомимся со 2 правилом с.73учебника. - С чего начинаем рисовать дерево? - Ствол может быть… - Ветви внизу…(толстые), а вверху….(тонкие). Учитель на доске показывает образец изображения деревьев. - А что ещё можно изобразить на картине? Природа вдохновляла на творчество не только художников, поэтов, но и композиторов. Пётр Ильич Чайковский написал целый цикл произведений, который назвал «Времена года». Пусть эта мелодия поможет вам в создании ваших пейзажей. (звучит музыка) | Учащиеся читают стихотворение с карточек. Вслух читает хорошо читающий ученик. - Работа с правилом. Ответы детей. (Ствол). - прямой, искривлён. Ответы детей. - реку, горы, и т.д. Учащиеся выполняют работу, учитель оказывает индивидуальную помощь. | Личностные: развитие готовности в решении творческих задач в учебной деятельности. Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
|
9. | Итог урока.Рефлексия. | Учитель вместе с учениками анализирует лучшие работы, выставляет оценки за работу на уроке. – Что мы сегодня с вами учились рисовать? – Какое время года на ваших рисунках? – Назовите основные этапы при выполнении пейзажа. Учитель благодарит учащихся, просит убрать свои рабочие места. | Анализируют работы, выставляют оценки. Ответы учащихся. | Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Личностные: самоанализ Коммуникативные: включаемость в коллективное обсуждение вопросов Познавательные умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...