Тема: «Красивые рыбы. Монотипия», 1 класс изобразительное искусство (урок творческая мастерская)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Пухтеева Юлия Александровна

Тема: «Красивые рыбы. Монотипия» 1 класс 

Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы; познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.

Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Красивые рыбы. Монотипия» 1 класс   

Цель урока: Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы; познакомить с новой техникой выполнения работы – монотипией.

Расширить знания учащихся о рыбах; развивать наблюдательность, творческое воображение, способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, учить видеть красоту природы.

Задачи:

Образовательная: научить видеть красоту формы, окраски разнообразных видов рыб; научить рисовать рыбок в технике монотипия; ознакомить со способом последовательного изображения рыбы.

Развивающая: развитие у детей творческого воображения, фантазии, эстетического вкуса при украшении узорами рыб; умения понимать и ценить прекрасное;  развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная:  воспитывать аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты для ученика:

Предметные:

Научатся работать с красками в новой технике рисования.                                                                                                

Метапредметные:

Личностные:  

Адекватная мотивация. Внутренняя позиция, самооценка. Смело работать  красками.                                                                                                          

Регулятивные:

работать с инструментами и материалами ИЗО.

Познавательные:

наблюдать и познавать окружающий мир.

Использовать технику рисования "Монотипия"; умение анализировать, сравнивать, находить отличия.

Коммуникативные:

Умение рассуждать, задавать вопросы. 

 Понятийный аппарат: техника "Монотипия".

                                                       Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(слайд №1)

(слайд №2)

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Предлагаю вам подарить улыбку гостям. Поздоровайтесь. (здравствуйте).

- Можете садиться.

- Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.                            (на слайде: Улыбка – это универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.) 

- Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к творческой работе. (слайд №3)

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, жёлтая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас: 

  • Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
  • Жёлтый цвет – вы спокойны, хотите узнать что-то новое.
  • Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. (Успокойтесь, желаю вам удачи)

- Спасибо!  Ребята, какими мы должны быть на уроке, чтобы у нас всё получилось? (Внимательными, старательными, аккуратными, дружными)

2. Планирование деятельности.

- Верно, начинаем урок изобразительного искусства. Чему учимся на уроке рисования? (Учимся рисовать в различных техниках, учимся наблюдать красоту в окружающем мире, знакомимся со знаменитыми художниками).

- Сегодня мы продолжим учиться любоваться красотой.

Что мы уже умеем замечать? (Красоту цветов, узоры на крыльях бабочек.)

- А ещё мы можем слышать звуки…

(слайд №4)

- Послушайте. Какие звуки вы услышали? Что напоминают вам эти звуки? (звук воды, море, река)

- Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие в подводный мир.

В этом мире живут маленькие и большие, разноцветные, необыкновенной красоты рыбки. Предлагаю вам отправиться в путешествие по реке,  которая протекает через наш город, а как она называется? (Чесноковка)

(слайд №4!!!)

- Итак, мы с вами на берегу реки. Красивые берега, порой заросшие кустарником и камышом. В нашей реки водится много рыбы. Ее называют-речной.

(слайд №5 чёрный фон)

Игра «Узнай рыбу» (на доске)

-Узнайте, какие рыбы представлены вашему вниманию. Подсказка: все они живут в нашей реке.       (щука, окунь, лещ, карась, ёрш, карп- номера на рыбах)

3. Формулирование темы урока.

-  Молодцы! Много знаете! Но, на самом деле их гораздо больше! Огромное количество рыб живет в морских глубинах, океанах, озерах, и все они разные по форме, размеру, окраске. Сформулируйте тему урока, о чём сегодня мы будем говорить? (О красоте рыб) (на доске тема урока)                                

- Вы правы, сегодня изображать мы будем рыб и тема урока «Красивые рыбки». (открываю на доске тему урока)

- Как вы думаете, что нового мы узнаем, чему мы сегодня научимся? Ответы детей.

- (обобщая ответы детей) Верно, увидим различных красивых рыб, узнаем о них много нового, научимся изображать рыбок, но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией. Кто-нибудь из Вас уже слышал о такой технике или может быть знаком с ней? (нет)

          4. Изучение нового материала. (Словесный метод. Игровая форма – заочная экскурсия)

- Что же, давайте отправимся в увлекательное путешествие. Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн) (слайд №6)

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Морская фигура проснись.

Открыли все глазки.

Итак, мы на дне морском.

(слайд №6!!!)

Посмотрите, какая здесь красота, лучи солнца пробиваются сквозь воду к морским жителям. Каких морских жителей видим? (рыб)

(слайд №7) (видео комментируется 4.15) В настоящее время в морях и океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб. Рыбы – одни из самых древних животных на нашей планете. Они появились много миллионов лет назад. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разные рыбы живут в холодных океанах, теплых морях, озерах и реках. Все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень. (моё мнение - это лишнее)

Разные виды рыб выглядят по-разному. Некоторые из них плоские и толстые, проводящие всю жизнь на дне океана. Другие – гладкие, быстро плавающие охотники.

Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе, поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание.

1. А вот летучие - рыбы которые научились «летать». Передние плавники этих рыб развились в настоящие крылья. Перед полетом летучие рыбы сначала разгоняются в море до скорости 40 километров в час, плотно прижав плавники к телу. Затем рыбы широко расправляют плавники и резко выпрыгивают из воды. Они бьют по воде хвостом, чтобы увеличить скорость. Взлетая над водой, летучие рыбы уходят от преследующих их хищников. В полете рыбы не машут плавниками, как птицы, а просто планируют над водой. Таким образом летучие рыбы пролетают расстояние от 10 до 300 метров.

2. Рыба-зебра своё название получила благодаря необычным разноцветным полосам, покрывающим всё её тело. Несмотря на свою красоту и экзотичность, эта небольшая рыба не может похвастаться кротостью и благодушием: надёжно замаскированные в длинных плавниках ядовитые иглы служат ей верным оборонительным оружием.

3. Рыба-еж с виду-это обычная рыбка, но учуяв опасность, она превращается в огромный шар, покрытый множеством острейших шипов с ядом. При любой опасности эта рыба надувается и становится похожа на шар с колючками. Такую рыбу очень трудно хищнику съесть.

4. Рыба-пила эта непростая жительница загадочных глубин океана отличается от своих «соседей» костяным наростом на голове, который очень напоминает пилу. При этом пила составляет практически половину длины самой рыбы. Пила является ее главным оружием, так она иногда добывает себе пищу. Для человека она не представляет никакой опасности. Рыба пила занесена в Красную книгу.

5. Рыба фугу - очень необычная небольшая рыбка, не имеющая чешуи, а покрытая нежной эластичной кожей. Поразительно, но фугу умеет плавать хвостом вперед! При приближении опасности она проглатывает как можно больше воды, раздувается и выпускает множество колючих шипов. Рыба фугу содержит сильнодействующий яд. Один миллиграмм яда - и летальный исход человеку обеспечен. А в одной рыбе - сорок таких доз. Противоядие до сих пор не найдено.

6. Рыба-лопата, другое ее название – «рыба-ходун». Ученые предполагают, что раньше рыба-лопата могла только ходить. Причем делала она это очень быстро, практически бегает. В процессе эволюции у нее появились плавники. И рыба понемногу научилась плавать. Название много говорит о ее внешности: ее сжатое тело действительно напоминает лопату, а длинные плавники скорее похожи на руки. И даже красивый розовый цвет не делает ее привлекательной. Рыба-ходун находится на грани исчезновения.

- И в природе, ребята, еще много-много необычных рыб. С ними вы познакомитесь на таких предметах как окружающий мир и биология.  Ну что же, мы узнали много интересного о рыбах, но пришла пора нам возвратиться в класс. У нас ещё много дел. Итак, закройте все глазки, поднимем руки вверх, изобразим покачивание волн. (Звучит шум волн) (слайд №8)

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три

Морская фигура проснись.

-Открыли все глазки.

Игра «Рыбы из сказок»

- Теперь поработаем в группах…Ребята, которые сидят за первыми партами, повернитесь к ребятам, сидящим за второй партой.

- У вас на столах лежат конверты, достаньте пазлы из конверта. Перед вами стоит задача, сложить правильно пазл, и подобрать к собранному название. Выбрав одно из четырёх. (1.Сказка о рыбаке и рыбке. 2.По щучьему велению. 3.Конёк – Горбунок, 4.Сказка лиса и волк) 

- Ребята, так где же ещё мы встречаемся с рыбками? (В сказке) 

(слайд №8!!!)

- Назовите эти сказки? (1.Сказка о рыбаке и рыбке. 2.По щучьему велению. 3.Конёк – Горбунок, 4. Сказка лиса и волк) 

- Проверяем, (слайд №8!!!) молодцы, справились с заданием.

5. Физкультурная минутка. Игра «Рыбки»

(слайд №9 чёрный фон)

- Поиграем? Встаём.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.  (Дети изображают резвящихся рыбок)

6. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику

- Откройте учебник на странице 54.

- Рассмотрите чудесных рыб.

- Чем похожи все рыбы? (У них есть тело, хвост, плавники, глаза, рот и т.д.)

- Чем отличаются друг от друга рыбы? (Дети отвечают).

  • формой тела (Круглое, овальное, вытянутое, короткое);
  • плавниками (длинные, короткие, похожие на веер, на парус, треугольники и т.д.)
  • хвостами (серповидные, вильчатые, закругленные и т.д.)

- Интересно, что стоит изменить только один элемент, получится совсем другая рыбка. (показываю на доске) Например, можно поменять плавники, хвост или даже форму тела и получится совсем другая рыбка. Попробуем?

Игра «Собери рыбку» (работа в паре)

- Давайте каждый из вас соберёт свою рыбку. (Предлагается собрать вырезанную из бумаги рыбку)

- К туловищу приставляем голову, хвост и плавники.

- Ребята, а для чего рыбам хвосты? (При помощи них рыбы плавают, и даже некоторые из них могут летать, ползать, прыгать)

- Ребята, а для чего рыбам плавники? (Плавники не позволяют телу рыбы заваливаться набок)

– А яркая и пестрая окраска чешуи помогает рыбам прятаться среди камней и песка или в зарослях растений.

(слайд №10)

Сегодня мы с вами, используя различные цвета, нарисуем красивых рыбок необычным способом, который называется монотипия. Повторите хором: мо-но-ти-пи-я.

Слово монотипия - состоит из двух древнегреческих слов «моно — один, типия — отпечаток», то есть это рисунок полученный при помощи отпечатка. Давайте посмотрим на технику выполнения.

(слайд №11)

(видео комментируется 2.35) Монотипия - простая, но в то же время удивительная техника рисования, позволяет создавать уникальные работы всего за один прием. Этот метод относится к графике и доступен всем, от малышей до самых взрослых.

1. Монотипия – это творчество, подразумевающее отпечаток краски с одной поверхности на другую. Наносить краску нужно достаточно быстро, чтобы она не высохла. Лист для нанесения отпечатка, лучше взять поплотнее, чтобы он не размок.

2. Затем аккуратно руками придавливаем и разглаживаем.

3. Со всей аккуратностью снимаем шаблон с листа… эффект должен получиться неожиданным.

Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали фломастером или маркером.

4. Особое внимание, я бы хотела обратить на завершающий этап. «Монотипия» - это графическая техника, а главным выразительным средством в графике является – линия. Завершающим и обобщающим этапом будет являться линия. Поэтому исследуем полученный отпечаток. Используем фломастер, чётче обводим очертания рыбы дорисовываем те части, которых не хватает. Украшаем рыбку узорами, придумываем ей красивый наряд. 

В монотипии мы можем фантазировать, помните об этом!

    7. Реализация творческой деятельности. Практическая работа учащихся. Самоконтроль. Коррекция.

- Проверим, всё ли готово у вас для работы, для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: 

  • клеёнка;
  • лист плотной бумаги (картон);
  • краски (акварель или гуашь);
  • непроливайка;
  • кисти;
  • чёрный маркер, фломастеры;
  • салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности;

-Теперь, можно приступить к работе в необычной для нас технике. С чего начнём? (слайд №12)

Этапы выполнения работы: (на слайде)

1)  на шаблон наносим краску; (слайд №12!!!)

2)  получаем отпечаток; (слайд №12!!!)

3)  исследуем полученный отпечаток. Используем фломастер, чётче обводим очертания рыбы;                      (слайд №12!!!)

4)  дорисовываем те части рыбы, которых не хватает. Украшаем рыбку узорами, придумываем ей красивый наряд. (слайд №12!!!)

- А что ещё нужно нарисовать рыбке? (глаза, рот).

- Украсьте рыбку узорами, придумайте ей красивый наряд, используйте фломастер. Мы можем фантазировать, помните об этом!

(под музыку дети выполняют работу)

Выставка работ учащихся – на доску.

         8. Итог урока. Рефлексия. (за 5 минут)      

- Молодцы, ребята, каждый из вас нарисовал необыкновенную рыбку.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились? (Рисовать рыб и украшать их узорами.)

- Кто запомнил, как назывался необычный способ, которым мы рисовали?

(Монотипия)

9. Саморефлексия.

(слайд №13)

Продолжите мои фразы:

-Сегодня я понял(а)…

-Своей работой на уроке я…

-Урок для меня показался …

-Вызвало затруднение…

-Я научился…

-Мне захотелось…

- С каким настроением ваша рыбка отправится к вам домой? Это сейчас решите вы.

- У вас на столах цветные полоски: красная, синяя, жёлтая. (слайд №14)

  • Если вы считаете, что урок вам понравился, у вас всё получилось, поднимите жёлтую полоску.     
  • Если вы решили, что у вас что-то не получилось, поднимите - синюю полоску.
  • Если вы совсем ничего не сделали - поднимите красную полоску.

- Спасибо, ребята, всем понравилось работать на уроке, у всех хорошее настроение.

(слайд №15)

Спасибо вам за урок! С вами было очень интересно работать!

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

         10. Домашнее задание. 

- Придумайте о своей рыбке сказку.

- Пора наводить порядок на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Красивые рыбы в 1 классе (по программе Б.М. Неменского).

Данный конспект урока разработан по программе Неменского Б.М. в соответствии с моей темой самообразования «Развитие интереса к познанию окружающего мира посредством урока изобразительного искусства».К...

Презентация к уроку ИЗО 1 класс "Красивые рыбы" из раздела "Ты украшаешь"

Яркая презентация с фантастической мелодией сождаст эмоциональный настрой на работу....

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕМУ "Красивые рыбы. Украшение рыб"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ "Красивые рыбы. Украшение рыб" В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Презентация к уроку ИЗО 1 класс "Красивые рыбы"

Презентация к уроку ИЗО 1 класс "Красивые рыбы"...

"Красивые рыбы", презентация к уроку ИЗО, 1 класс

В презентации предсталены фотографии и краткое описание необычных рыб, образцы работ и поэтапное рисование рыбки с необычными узорами....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Красивые рыбы"

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Красивые рыбы" для 1 класса...

Конспект урока по изобразительному искусству «Красивые рыбы. Украшение рыб»

Цели деятельности учителя: познакомить с новой техникой выполнения работы – примакивание, учить видеть красоту разнообразных поверхностей; развивать творческое воображение и эстетический вкус пр...