Конспект урока по изобразительному искусству "Древние соборы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с историей создания древних соборов; формирование представлений об особенностях архитектуры.
Планируемые результаты
Предметные: дать представление об образе древних соборов; проявлять интерес к архитектуре; воспринимать эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        12.11.2019 

Школа: 148 

Класс: 4 «Б» 

Кабинет: 222                                                                                                                                                                                         

ФИО учителя Шумаков П.В. 

ФИ студента Комлева А., 46 гр. 

ФИО методиста Буторина В.В.

                                                                        

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема: «Древние соборы»

Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с историей создания древних соборов; формирование представлений об особенностях архитектуры.

Планируемые результаты

Предметные: дать представление об образе древних соборов; проявлять интерес к архитектуре; воспринимать эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

 

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийная презентация, гуашь,  кисти, цветные карандаши.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна. Улыбнитесь друг другу! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа,

Наглядный: презентация

4-5мин

 - Что вы изучали на прошлом уроке?

-Чему научились? Что изучали?

Отвечают на вопросы учителя

-Родной угол.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П.: осознание познавательной задачи

III. Постановка учебной задачи

Словесный, подводящий диалог

Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему нашего урока.

- А может быть ребус поможет нам сформулировать тему:

- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с соборами и нарисовать его.

- Знаете ли вы, что такое собор?

-Собор — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ. Назовите цели урока.

-Прежде чем мы приступим с рисованию, давайте познакомимся с различными соборами, с их составляющими.  Давайте приступим.

-Храм, церковь.

-Собо́р — главный храм города или монастыря.

-Познакомиться с соборами, нарисовать собор.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа

-В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор- главный храм.

 -Как вы думаете, почему собор так назван?

 -Оказывается, собор получил такое название, потому что жители  всей округи собирались  на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом, княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далёкими потомками.

- Как вы считаете, какие функции выполнял собор?

-Представьте себе храм посреди деревянных изб.

 -Какое впечатление он вызывает?

 -Каменный храм, его мощный и светлый облик напоминает образ богатыря. Словно упёрся крепкими руками в родную землю - выстоит, не сдвинуть! При этом нет в нём ничего устрашающего, это здание создаёт ощущение величавой простоты, и уверенной в себе силы.

- Собор строили всем миром, им гордились, восхваляли его. Соборы всегда вмещали в себя много людей, их строили просторными.

-Рассмотрим части храма.

-Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга это арка.

 -Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод.

- Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба! -Стены, арка и свод- основа каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов.

- Соборы украшали различными фресками.

-Всё в храме неслучайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток - навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь - самая главная и сокровенная часть храма. Устройство храма – это строго определённый порядок. И тем не менее каждый собор своё особое лицо и, как человек, легко узнаваем.

 -В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В её облике долго сохранялись черты деревянной церкви с головкой-луковкой, с тонкой шейкой над двускатной кровлей, которая затем превратилась в высокий шатёр с нарядными кокошниками.

-Познакомьтесь с наиболее известными соборами. Возможно вы уже встречали эти соборы.(Софийский Собор в Новгороде, Храм покрова на р Нерль , Кремль)

- В чем отличие Софийского Собора от Храма Покрова?

*богослужение

*хранили в нем казну

* оборонительное сооружение

* хранили в нем стратегический запас

- Софийский собор имеет суровый облик, а Храм Покрова тонкий, изящный, изысканный.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Практический: выполняют движения

2 м

Динамическая пауза

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: диалог учителя и учащихся

Практический:

-Итак, ребята! Прежде чем начнете рисовать, сядьте правильно: спины выпрямите, ноги поставьте вместе.

-Вам нужно рисовать внимательно, чтобы у собора были все части, а я буду проверять, не забыли ли вы чего.

-Расположите лист вертикально. Сначала вы можете воспользоваться карандашом, чтобы нанести контуры собора. На карандаш сильно не нажимайте.

Рисуем от руки горизонтальную линию земли. Строим на ней прямоугольник церковного здания, крышу и меньший прямоугольник с куполом. Пристраиваем меньший прямоугольник с крышей – это апсида. Делим здание пополам. Изображаем вход, окна и детали архитектурного декора. Можете оживить пейзаж с помощью деревьев, летящих птиц.

-Приступайте, пожалуйста, к работе; ваша задача – нарисовать свой собор.

-Желаю творческого успеха!

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

7-9мин

- Теперь давайте выйдет 1\2\3 ряд к доске, и мы посмотрим, что они нарисовали.

- Что бы вы поставили Васе\Пете?

- Ребята, что сегодня вы узнали на уроке?

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

3мин

 -Ребята, убрали все принадлежности на край парты.

-А теперь давайте вспомним, что такое собор?

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2-3мин

-Ребята, давайте вместе полюбуемся красивыми соборами, которые у вас получились. Каждый собор по - своему красив и нет ни одного похожего!

- А сейчас наше занятие подошло к концу. Что запомнилось вам больше всего? Что-то для вас было новым? Чему вы научились?

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПРОГРАММА Т.Я. ШПИКАЛОВОЙ, Л.В. ЕРШОВОЙ, 2 КЛАСС, «ПЕРСПЕКТИВА» ТЕМА УРОКА: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»

Конспект урока по изобразительному искусству Программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, 2 класс, «Перспектива»Тема урока: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ В СЮЖЕТНОЙКОМПОЗИЦИИ И НАТЮРМОРТЕ»...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Готический собор"

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс  "Готический собор "...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б.М. Неменского на тему урока: "Весенний натюрморт"

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс, учебник Б. М. Неменского на тему урока: «Весенний натюрморт»...

Конспект урока по изобразительному искусству «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер. Урок 2», 3 класс УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: создание условий для продолжения знакомства детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты: Предметные:- освоить знания об ордерной системы...

План-конспект урока по изобразительному искусству «Урок Победы».

9 мая 2020. 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот день остается общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 года , тем яснее становится в...