Рабочая программа по изо для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела | Количество часов |
Ты учишься изображать | 9 |
Ты украшаешь | 7 |
Ты строишь | 8 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Всего | 29 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела | Количество часов |
Ты учишься изображать | 9 |
Ты украшаешь | 7 |
Ты строишь | 8 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 |
Всего | 29 |
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч)
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата Мастера - интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты учишься изображать (9 ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть - осмысленно рассматривать окружающий мир - надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь. (7 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. (8 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.
Формы организации работы:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
- Парная
Виды учебной деятельности:
Ты учишься изображать.
- Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художником
- Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
- Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
- Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
- Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях природы (листья, капли дождя, паутинки) и рассуждать об увиденном.
- Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
- Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
- Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
- Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы.
- Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
- Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
- Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
- Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников детским книгам.
- Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
- Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
- Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
- Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
- Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
- Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
- Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
- Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
- Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
- Овладевать первичными навыками работы гуашью.
- Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
- Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
- Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
- Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
- Изображать радость или грусть (работа гуашью).
- Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
- Участвовать в обсуждении выставки.
- Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Ты украшаешь.
- Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
- Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
- Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
- Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
- Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
- Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
- Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
- Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
- Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
- Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.
- Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.
- Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.
- Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
- Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
- Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
- Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
- Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
- Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
- Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
- Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
- Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
- Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
Ты строишь.
- Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
- Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.
- Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
- Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
- Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
- Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
- Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
- Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
- Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
- Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
- Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
- Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.
- Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
- Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
- Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
- Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
- Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
- Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
- Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
- Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
- Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
- Участвовать в обсуждении итогов совместной практической.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
- Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
- Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
- Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
- Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.
- Наблюдать и анализировать при- родные пространственные формы
- Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
- Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
- Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
- Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
- Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
- Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
- Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
- Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.
- Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
- Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.
- Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.
- Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.
- Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.
- Любоваться красотой природы.
- Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
- Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
- Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
- Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы:
- основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
- способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
- осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся получат возможность овладеть:
- умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
- навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
- умениями различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
- выразительными средствами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Примечание | ||
по плану | фактически | |||||
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч) Ты учишься изображать (9 ч) | ||||||
1 | Изображения всюду вокруг нас. Изображение солнца. | 1 | 04.09 | |||
2 | Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. | 1 | 18.09 | |||
3 | Изображать можно пятном. Создание образов зверей, птиц, рыб. | 1 | 02.10 | |||
4 | Изображать можно в объеме. Изготовление из пластилина птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания.. | 1 | 16.10 | |||
5 | Изображать можно линией. Изображение маленьких сюжетов из своей жизни | 1 | 30.10 | |||
2 четверть | ||||||
6 | Изображать можно линией. Изображение линиями облаков на небе, брызг волн. | 1 | 12.11 | |||
7 | Разноцветные краски. Создание красочных ковриков. | 1 | 19.11 | |||
8 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изображаем разные лица. | 1 | 26.11 | |||
9 | Обобщение по теме: «Ты учишься изображать» | 1 | 03.12 | |||
Ты украшаешь. (7 ч) | ||||||
10 | Мир полон украшений. Работа гуашью. Роспись цветов-заготовок. | 1 | 10.12 | |||
11 | Красоту надо уметь замечать. Украшение узорами крыльев бабочек. | 1 | 17.12 | |||
12 | Красивые рыбы. Украшение рыбок узорами чешуи в технике монотипии. | 1 | 24.12 | |||
3 четверть | ||||||
13 | Украшение птиц. Объемная аппликация. | 1 | 14.01 | |||
14 | Как украшает себя человек. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. | 1 | 21.01 | |||
15 | Узоры, которые создали люди. Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений. | 1 | 28.01 | |||
16 | Обобщение по теме: Ты украшаешь. Создание украшения для новогоднего праздника. | 1 | 04.02 | |||
Ты строишь. (8 ч) | ||||||
17 | Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей. | 1 | 11.02 | |||
18 | Дома бывают разными. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей. | 1 | 25.02 | |||
19 | Домики, которые построила природа. Изображение сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов. | 1 | 03.03 | |||
20 | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита | 1 | 10.03 | |||
21 | Строим город. Постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра. | 1 | 17.03 | |||
4 четверть | ||||||
22 | Все имеет свое строение. Выполнение аппликации животного из различных геометрических фигур. | 1 | 07.04 | |||
23 | Строим вещи. Конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их. | 1 | 14.04 | |||
24 | Обобщение по теме: «Ты строишь». | 1 | 21.04 | |||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) | ||||||
25 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Конструирование и украшение зверей. | 1 | 28.04 | |||
26 | Конструирование и украшение птиц. | 1 | 05.05 | |||
27 | Конструирование и украшение жуков, стрекоз, бабочек. | 1 | 12.05 | |||
28 | Сказочная страна. Создание иллюстрации к сказке. | 1 | 19.05 | |||
29 | Создание коллажа на тему «Времена года». Обобщение по теме: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....