Рабочая программа по изо для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Попова Екатерина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название раздела

Количество часов

Ты учишься изображать

9

Ты украшаешь

7

Ты строишь

8

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

Всего

29

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела

Количество часов

Ты учишься изображать

9

Ты украшаешь

7

Ты строишь

8

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

Всего

29

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч)

Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата Мастера - интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть - осмысленно рассматривать окружающий мир - надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Ты украшаешь. (7 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. (8 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

Формы организации работы:

  1. Фронтальная
  2. Индивидуальная
  3. Групповая
  4. Парная

Виды учебной  деятельности:

Ты учишься изображать.

  • Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художником
  • Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
  • Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
  • Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
  • Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях природы (листья, капли дождя, паутинки) и рассуждать об увиденном.
  • Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
  • Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
  • Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
  • Создавать, изображать на плоскости  графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы.
  • Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
  • Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
  • Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
  • Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников детским книгам.
  • Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
  • Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
  • Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
  • Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
  • Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
  • Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
  • Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
  • Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
  • Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
  • Овладевать первичными навыками работы гуашью.
  • Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
  • Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
  • Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
  • Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
  • Изображать радость или грусть (работа гуашью).
  • Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
  • Участвовать в обсуждении выставки.
  • Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Ты украшаешь.

  • Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
  • Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
  • Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
  • Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
  • Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
  • Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
  • Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
  • Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
  • Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
  • Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.
  • Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.
  • Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.    
  • Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
  • Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
  • Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
  • Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
  • Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
  • Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
  • Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
  • Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
  • Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
  • Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Ты строишь.

  • Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
  • Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.
  • Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
  • Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
  • Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
  • Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
  • Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
  • Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
  • Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
  • Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
  • Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
  • Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.
  • Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
  • Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
  • Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
  • Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
  • Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
  • Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
  • Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
  • Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
  • Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
  • Участвовать в обсуждении итогов совместной практической.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

  • Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
  • Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
  • Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
  • Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.
  • Наблюдать и анализировать при- родные пространственные формы
  • Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
  • Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
  • Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
  • Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
  • Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
  • Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
  • Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
  • Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.
  • Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
  • Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.
  • Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.
  • Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.
  • Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.
  • Любоваться красотой природы.
  • Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
  • Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
  • Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
  • Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения курса у обучающихся будут сформированы:

  • основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  • основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

 Обучающиеся получат возможность овладеть:

  • умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • умениями различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • выразительными средствами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (29 ч)

Ты учишься изображать (9 ч)

1

Изображения всюду вокруг нас. Изображение солнца.

1

04.09

2

 Мастер Изображения учит видеть. Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. 

1

18.09

3

Изображать можно пятном. Создание образов зверей, птиц, рыб.

1

02.10

4

Изображать можно в объеме.  Изготовление из пластилина птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания..

1

16.10

5

Изображать можно линией. Изображение маленьких сюжетов из своей жизни

1

30.10

2 четверть

6

Изображать можно линией. Изображение линиями облаков на небе, брызг волн. 

1

12.11

7

Разноцветные краски. Создание красочных ковриков.

1

19.11

8

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Изображаем разные лица. 

1

26.11

9

Обобщение по теме: «Ты учишься изображать»

1

03.12

Ты украшаешь. (7 ч)

10

Мир полон украшений. Работа гуашью. Роспись цветов-заготовок.

1

10.12

11

Красоту надо уметь замечать. Украшение узорами крыльев бабочек.  

1

17.12

12

Красивые рыбы. Украшение рыбок узорами чешуи в технике монотипии.

1

24.12

3 четверть

13

Украшение птиц. Объемная аппликация.

1

14.01

14

Как украшает себя человек.  Изображение любимых сказочных героев и их украшений.

1

21.01

15

Узоры, которые создали люди.

Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

1

28.01

16

Обобщение по теме: Ты украшаешь. Создание украшения для новогоднего праздника. 

1

04.02

Ты строишь. (8 ч)

17

Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

1

11.02

18

Дома бывают разными. Изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

1

25.02

19

Домики, которые построила природа. Изображение сказочных домиков в форме овощей, фруктов, грибов, цветов.

1

03.03

20

Дом снаружи и внутри.  Изображение дома в виде буквы алфавита

1

10.03

21

Строим город.  Постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра.

1

17.03

4 четверть

22

Все имеет свое строение. Выполнение аппликации животного из различных  геометрических фигур. 

1

07.04

23

Строим вещи. Конструирование из бумаги упаковок или сумок,  украшение их.

1

14.04

24

Обобщение по теме:

«Ты строишь».

1

21.04

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

25

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Конструирование и украшение зверей.

1

28.04

26

Конструирование и украшение птиц.

1

05.05

27

Конструирование и украшение жуков, стрекоз, бабочек.

1

12.05

28

Сказочная страна. Создание иллюстрации к сказке. 

1

19.05

29

Создание коллажа на тему «Времена года».

Обобщение по теме: «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....