«история искусств» тема: Готическое искусство
материал по изобразительному искусству (изо)

Трофимчук Анастасия Ивановна

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Актуальность выбранной темы раскрывает и подчеркивает главные отличительные черты готики, основные этапы ее развития, выражения мысли и мировосприятия людей в искусстве, живших в эпоху средневековья и положивших начало развития нового художественного стиля, который до сих пор восхищает и удивляет человечество созданными им прекрасными памятниками архитектуры и искусства, их величественности и возвышенности, целостной одухотворенности, приближенности к Абсолюту.

Готика - это исторический художественный стиль, господствовавший в период позднего средневековья в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Термин «готика» (от французского - qothique, от итальянского - Qotico, от латинского Gothi - готы общее название племен, вторгшихся с севера в пределы Римской империи в III-V вв.) возник в Италии в эпоху Итальянского Возрождения в XVI в. искусство готический стиль

Цель написания контрольной работы - изучить особенности архитектуры и искусства, создания уникальных скульптур.

К задачам данной контрольной работы относятся: раскрытие своеобразия искусства готики, готической архитектуры и описание готического мировосприятия для осознания значимости и величия готической эпохи развития, которая внесла неоценимый вклад в общее развитие истории.

В ходе данной контрольной работы мы рассмотрим зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в Париже, Германии, Франции, Англии. Рассмотрим лучшие образцы готического стиля. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goticheskoe_iskusstvo.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»

Педагогический факультет

Контрольная работа

по дисциплине «история искусств»

на тему:

Готическое искусство

Выполнил:

студент группы ПЗ-10718с                                                А.И.Кровякова                                                 

Направление «Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Социальная педагогика»

Проверил:

к.п.н., доцент                                                                С.А. Быстрова

        

Курган 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1.Средневековое искусство Западной Европы………………………………….3

2.Термин “готика” и его происхождение………………………………………..4

3. Доминирующая роль архитектуры в синтезе искусств…………………......5

4.Развитие скульптуры и ее роль в общем архитектурном убранстве…..…...6

5. Тематика и система размещения фигур и рельефов………………………...7

6.Развитие витража……………………………………………………………......8

7.Лучшие образцы готического стиля…………………………………………...9

8.Франция: соборы Нотр-Дам в Париже и в Реймсе……………………..…...10

9.Аббатство Мон Сен Мишель……………………………………………….....11

10.Германия: соборы в Кельне и Фрайбурге……………………………….….11

11.Скульптура Бамбергского и Наумбургского соборов. ………………...…14

12.Англия. Вестминстерское аббатство, соборы в Уэльсе и Солсбери…….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы……………………………………………...20

Приложение

Введение

"Величие и красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость", - так говорил о готике русский писатель Н. В Гоголь.

Актуальность выбранной темы раскрывает и подчеркивает главные отличительные черты готики, основные этапы ее развития, выражения мысли и мировосприятия людей в искусстве, живших в эпоху средневековья и положивших начало развития нового художественного стиля, который до сих пор восхищает и удивляет человечество созданными им прекрасными памятниками архитектуры и искусства, их величественности и возвышенности, целостной одухотворенности, приближенности к Абсолюту.

Готика - это исторический художественный стиль, господствовавший в период позднего средневековья в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Термин «готика» (от французского - qothique, от итальянского - Qotico, от латинского Gothi - готы общее название племен, вторгшихся с севера в пределы Римской империи в III-V вв.) возник в Италии в эпоху Итальянского Возрождения в XVI в. искусство готический стиль

Цель написания контрольной работы - изучить особенности архитектуры и искусства, создания уникальных скульптур.

К задачам данной контрольной работы относятся: раскрытие своеобразия искусства готики, готической архитектуры и описание готического мировосприятия для осознания значимости и величия готической эпохи развития, которая внесла неоценимый вклад в общее развитие истории.

В ходе данной контрольной работы мы рассмотрим зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в Париже, Германии, Франции, Англии. Рассмотрим лучшие образцы готического стиля.

  1. Средневековое искусство Западной Европы

Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в.) до начала эпохи Возрождения (XV в.) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Они считали это время диким и варварским в противоположность античности и культуре их времени. Позднее ученые пересмотрели эту негативную оценку. Подробное изучение художественных памятников, документов, произведений литературы позволило сделать вывод, что средневековое искусство было важным и значительным этапом в развитии мировой культуры.

В истории западноевропейского искусства средних веков принято различать три периода — искусство раннего средневековья (V— IX вв.), романское искусство и готику. Последние два названия имеют условный характер. Романскими (от латинского слова «Рома» — «Рим») археологи XIX в. назвали постройки X—XII вв., в которых они нашли черты сходства с римской архитектурой, впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием.

  1. Термин “готика” и его происхождение

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья.

Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

В средние века впервые слово "готы" было употреблено применительно к племенам варваров, которые в 14- веке завоевали всю цивилизованную Европу, несмотря на отсутствие технологий и более слабый уровень культуры. Ирония последующего употребления слова "готы" в плане сегодняшней субкультуры состоит в том, что далее оно обозначало скорее вкусовых интеллектуалов от мира сего...

В архитектуре название "готика" происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Шпили костелов тянущиеся в небо. Готика как вечная попытка идти вверх, подняться к небесам. Самый красивый стиль архитектуры - готика - сочетающий изящество и силу.

  1. Доминирующая роль архитектуры в синтезе искусств

В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства, чьи образы были доступны даже неграмотным людям. В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к Богу и страстная земная мечта народа о счастье.

В середине XII в. готический стиль получил импульс для развития, которое особенно бурно проходило в XIII, XIV и XV вв. XV в. — это поздний период, получивший название «пламенеющей готики», когда возрастает изощренность и искусность, приоритет элементов формы. Развитие готического стиля — новый этап в развитии средневековой Западной Европы. Готика расцветает в период борьбы городов за независимость от феодального сеньора, в период развития средневекового города-коммуны. Готическое искусство (как и романское) утвердило в храмовой архитектуре так называемый базиликальный принцип, предполагавший особое строение собора, имевшего в плане форму вытянутого прямоугольника с расширяющимися нефами

В Византии и Древней Руси получил распространение иной — крестово-купольный — принцип строительства храмов. В средневековой Европе XI—XII вв. собор в городе представлял собой нечто большее, чем место для церковной службы. Наряду с ратушей он выступал средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, кроме богослужений читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии.

В 1450 г. итальянский архитектор и теоретик искусства Л. Б. Альберти пишет свой знаменитый трактат «О зодчестве», в котором в решающей степени определяет развитие архитектуры эпохи Возрождения, подчеркивая, что в ее основе должны лежать принципы и формы античной классики.

С конца XVI до середины XVIII в., в эпоху становления национальных государств, сопровождавшегося войнами, развивается барокко (большое количество лепных украшений, сложность членений и пространственных соотношений, парадность, экзальтированность, контрастность форм).

Сооружения в стиле барокко служили прославлению и утверждению абсолютизма (см. Приложение 1) и католицизма (см. Приложение 2)

        

  1. Развитие скульптуры и ее роль в общем архитектурном убранстве

''Готическая скульптура''' представляет собой как пластическое искусство Средневекового периода c середины XII и по XV век включительно, так и соответствующие произведения искусства, являющиеся частью архитектурных сооружений, созданных в готическом стиле. Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции. Первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) (см. Приложение 3) и Шартрского собора (см. Приложение 4). Затем он распространяется по всей Европе и популярен вплоть до начала нового времени, когда на смену готике приходит искусство возрождения, ориентирующееся на традиции античности.

Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. Стали приобретать самостоятельное значение и другие виды искусства, в первую очередь скульптура. Высшее создание готики — величественный городской собор. На родине готического искусства, во Франции, соборы возводили на одной из городских площадей. Строители, трудившиеся над созданием грандиозного здания, объединялись в особую организацию — ложу, в которую входили каменщики, плотники, скульпторы и стеклодувы, изготовлявшие цветные стекла для витражей. Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. Они сумели разработать сложную конструкцию, которая позволяла выделить в здании строительный каркас из опор свода и дополнительных подпорных столбов — контрфорсов.

Особые соединительные арки — аркбутаны передавали давление сводов центрального нефа, который был выше боковых, на контрфорсы, расположенные вдоль стен. Теперь не стена, а эта конструкция в целом держала своды, поэтому готические мастера смело прорезали в стенах окна, а между опорами сооружали легкие и высокие аркады. Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. Во Франции мастера уделяли особое внимание оформлению западного фасада, который был богато украшен скульптурой. Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. Внутри собора стройные столбы, окруженные тонкими полуколонками, стремительно поднимались вверх, к стрельчатым сводам, аркады создавали величественную перспективу нефов.

В алтаре, боковых нефах и в верхнем ярусе центрального нефа многочисленные окна светились разноцветными витражами. В зависимости от погоды, времени дня или года свет, проникавший сквозь цветные стекла, по-разному окрашивал внутренние помещения храма, делал их то таинственными, то ликующе-праздничными.

Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. Фигуры, хотя и приставлены к колонне или стене, стали объемнее, они смелее выступают в реальное пространство. Более разнообразными стали и темы изображений. Наряду с церковными сюжетами появились фигуры античных философов, королей, правдивые изображения представителей разных народов, иллюстрации назидательных басен. \

Изображения святых стали походить на современников, появились и первые попытки создания портретов светских лиц. Ранее такие изображения встречались лишь на надгробиях знатных феодалов и видных представителей церкви. Средневековые мастера не работали с натуры и создавали идеальные и представительные портретные образы. В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. Скульпторы, создавшие около 1250 г. в немецком, городе Наумбурге двенадцать статуй феодалов, пожертвовавших средства на строительство храма, не могли видеть портретируемых, которые задолго до этого умерли. Тем не менее мастера наделили их индивидуальными чертами, выразительными лицами, характерными жестами.

  1. Тематика и система размещения фигур и рельефов

Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Всё, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, всё, что раньше служило опорой, теперь свисает сверху вниз. Возникает декоративное богатство, изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые, однако, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.

Большие изменения претерпел и орнамент, украшающий капители.

Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. Растительная капитель - важное нововведение реймской пластики, имевшее большой европейский резонанс.

На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью.

Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

  1. Развитие витража

Витражи и ранее (в романскую эпоху) использовались в храмах, но готические витражи наполняются особыми красками, им отводится особое место. Обогащается набор стекол, цветное стекло часто дополняют бесцветным, используется роспись. Восхитительны готические витражи 14-15 века в Вестминстерском аббатстве (Англия) (см. Приложение 5), в Соборе Парижской Богоматери (Франция) (см. Приложение 6), в Аугсбургском соборе (Германия) (см. Приложение 7).

Техника изготовления готического витража заключалась в скреплении свинцом вырезанных из окрашенного стекла деталей, эта техника существовала еще в романской эпохе, и пришла в готику практически без изменений. Для того чтобы краска была устойчивой ее обжигали в печи, где она намертво спекалась со стеклом, такой витраж мог простоять под открытым небом веками.

Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. По декоративности с ним не может сравниться ни один отделочный материал. Именно поэтому витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль.

Основная тематика готических витражей - религиозная. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый - основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах - бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища - драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

Создавать витражи начали отнюдь не в эпоху готики, а еще в античности. Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы - цветного стекла. Для прорисовки контуров использовалась черная непрозрачная краска. Позже, в Средневековье, художники стали накладывать краски на непрозрачную основу, а свет передавать с помощью золотых и осветленных белой краской тонов.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

  1. Лучшие образцы готического стиля

Готическая архитектура больше, чем просто удивительна. Она неподвластна времени и зачастую захватывает дух. Не стоит и говорить, что Готическая архитектура была одним из самых экстремальных самовыражений человечества.

Существуют несколько различных типов, но все они прекрасны. От французского до английского и итальянского стиля, Готическая архитектура не идёт ни в какое сравнение с любой другой. Франция была местом зарождения Готической архитектуры.

 Это один из самых пленительных архитектурных стилей известных на сегодняшний день. Красота заключается в чрезвычайной сложности конструкций и в каждой мелкой детали отделки.

Рассмотрим несколько лучших образцов готического стиля:

  • Собор Нотр-Дад-де-Пари (Notre-Dame de Paris)
  • Собор Нотр-Дам-де-Реймс (Notre-Dame de Reims)
  • Аббатство Мон Сен Мишель  (Mont Saint-Michel)
  • Кёльнский собор (Kölner Dom)
  • Фрайбургский кафедральный собор
  • Скульптура бамбергский всадник (нем. Bamberger Reiter)
  • Двенадцать скульптур донаторов
  • Вестминстерское Аббатство
  • Собор в Уэльсе
  • Собор в Солсбери

  1. Франция: соборы Нотр-Дам в Париже и в Реймсе

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам- де-Пари (см. Приложение 8(Рис.1)) - старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части - острове Сите.

Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали. Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции. 

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной (см Приложение 8 (Рис. 2)).

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий (см Приложение 9) и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.

Собор Нотр-Дам-де-Реймс (см. Приложение 10) был построен в основном (кроме западного фасада) в 1211—1311 гг.

Реймсский собор является одним из самых известных католических соборов — и как яркий образец готической архитектуры, и как символ важнейших событий европейской истории. Со времён раннего Средневековья до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада. Порталы украшены круглыми витражными окнами-розами, необычными по композиции.

Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями — доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей. Эти особенности характеризуют следующую, более позднюю стадию развития готического стиля. Отличительной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещённой под стрельчатой аркой их общего проёма.

  1. Аббатство Мон Сен Мишель

Мон-Сен-Мише́ль (фр. Mont Saint-Michel, норманд. Mont Saint Miché — гора святого Михаила) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции(см. Приложение 11(Рис.1).

Остров является единственным обитаемым из трех гранитных образований бухты Сен-Мишель (Монт Сен-Мишель, Томблен и Монт Доль). Город на острове существует с 709 года. В настоящее время насчитывает несколько десятков жителей. С 1879 года остров связан дамбой с материком.(см. Приложение 11(Рис.2))

Остров Мон-Сен-Мишель расположен в Нормандии, департамент Манш, на острове-скале, возвышающейся над средним уровнем моря на 78,8 метра, и резко выделяется на фоне окружающего его пространства бухты и плоского берега.

Мон-Сен-Мишель известен бенедиктинским аббатством, построенным в XIXVI веках. Аббатство занимает площадь около 55.000 м² и представляет собой образец средневекового французского укреплённого монастыря. В связи с празднованием тысячелетия монашества, в 1969 году в помещениях аббатства поселилась община бенедиктинцев, насчитывающая в настоящее время 7 человек. Ежедневно проходит служба, в которой могут принять участие прихожане и туристы, а сам храм вернулся к роли духовного центра, которую он утратил в 1790 году.

  1. Германия: соборы в Кельне и Фрайбурге

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) —  Внешний вид Кельнского собора вызывает восхищение благодаря необычной изящной архитектуре этого грандиозного строения, сотканной из каменного кружева порталов, башен, арок, колонн и пилястр, а также благодаря очертаниям всего здания, выполненным в виде латинского креста(см. Приложение12(Рис.1)). Хранящиеся в Кафедральном соборе бесценные христианские реликвии делают его одной из главных опор католической веры. Высота Кельнского собора в Германии составляет 157,18 метров, поэтому он стоит на третьем месте в списке самых высоких соборов мира.

Уникален не только внешний и внутренний вид Кафедрального Собора в Кельне, но и сама история его строительства. Место для возведения было выбрано не случайно. Интересно, что в первой половине I столетия здесь уже был храм, посвященный римским богам. Начиная с IV столетия, на этой территории начали строить христианские храмы, которые ветшали от времени или уничтожались пожарами. В середине XIII века, после передачи кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю святых мощей трех волхвов, хранившихся ранее в Милане, было решено построить храм, который превзойдет все ранее построенные.

Первый камень в основание Кельнского собора в Германии положил архиепископ Конрад фон Гохштаден в середине августа 1248 года. Поначалу работы продвигались быстро, но вскоре они затормозились, и только к 1560 году была возведена основа сооружения. Вплотную к строительству Кёльнского собора вернулись в 1824 году, в результате чего, по обнаруженным в архивах чертежам и планам, были достроены знаменитые 157-ми метровые башни и остальные части, а также украшены фасады. Для этого мастера изготовили множество скульптур на библейскую тематику, собрали сотни квадратных метров уникальных витражей(см. Приложение 12(Рис.2)) и отлили из бронзы ворота для порталов. Завершение строительства собора в Кельне, длившегося 632 года, с большими торжествами отметили в 1880 году. Сочетание в облике этого храма черт средневековья и неоготики, характерной для XIX столетия, сделали Кельнский собор в Германии одним из величайших историко-архитектурных памятников.

Во время Второй Мировой войны здание Кельнского собора почти не пострадало, за исключением нескольких незначительных повреждений и выбитых взрывной волной с южной стороны витражей. Основную реставрацию закончили уже к 1956 году, а в 2007 восстановили витражи Кельнского собора, используя для этого более 11500 составных разноцветных стеклянных элементов. Начиная с 1996 года, собор внесен в списки ЮНЕСКО как памятник мирового наследия и находится под защитой этой организации.

Фрайбургский кафедральный собор (церковь святой девы Марии) - римско-католическая городская приходская церковь, построенная во Фрайбурге в романском и по большей части в готическом стиле(см. Приложение 13(Рис.1)). Она была сооружена примерно с 1200 по 1513 годы. Поскольку Фрайбург с 1827 года был епископством (архиепископство Фрайбурга), церковь сегодня формально является кафедральным собором, но традиционно называется «Мюнстер» (Монастырская церковь).

Историки искусства со всего мира восхваляют монастырскую церковь святой девы Марии во Фрайбурге как архитектурный шедевр готики.

Первая церковная постройка во Фрайбурге была названа в честь основателя города, Церингена Конрада I, и относится к фазе основания города в районе 1120–1140 годов. От этой первой постройки сохранились лишь остатки фундамента.

Бертольд V († 1218) пожелал создать себе подходящее место захоронения и в то же время заменить слишком маленькую для растущего числа жителей города приходскую церковь Конрада. Строительство новой церкви началось примерно в 1200 году, первоначально в позднем романском стиле, по образцу Базельского кафедрального собора (нем. Basler Münster)(см. Приложение 13(Рис.2). От нее сегодня сохранились лишь поперечный неф и подвал боковых башен, которые во время готической фазы строительства были настроены сквозными шпицами башенных крыш.

Примерно с 1230 года строительные работы были продолжены в новом стиле французской готики продольным нефом и башней. Они были завершены около 1330 года. Впоследствии городской совет решил заменить поздне-романский хор новым большим рядом капелл и поручил это реализовать Иоганну фон Гмюнду (нем. Johann von Gmünd). Освящение нового хора монастырской церкви состоялось 5 декабря 1513 года. Король Максимилиан пожертвовал хору витраж, заботясь о памяти о себе для будущих поколений. Венец капеллы хора перед главным алтарем был завершен лишь к 1536 году. этот год и обозначает завершение строительства церкви. Позднее были добавлены пристройки, так, в 16-ом веке, у южного фасада романского поперечного нефа появилась паперть в стиле ренессанса, а в 19-м и 20-м веках - навесные детали опорных стоек вокруг хора перед главным алтарем.

Хотя сооружение в одном латинском документе от 27 мая 1298 года все еще упоминается в качестве приходской церкви, обозначение Мюнстер, монастырская церковь, появляется впервые 24 декабря 1356 года в документе графини Клары фон Тюбинген (нем. Klara von Tübingen), дочери графа Фридриха фон Фрайбурга, умершего 9 ноября 1356 года.

Собор не был разрушен во время Второй мировой войны, хотя окружающие его здания подверглись значительному разрушению бомбардировкой 27 ноября 1944 года. Повреждена была только крыша церкви, которую, однако, полностью восстановили до зимы 1945/46 года. Витражи собора также оригинальны, поскольку они были сняты и хранились в безопасном месте до окончания войны.

Потрясающая башня Фрайбургского кафедрального собора(см. Приложение 14), однажды названная швейцарским историком искусства Якобом Буркхардтом «самой красивой башней на земле», имеет высоту 116 метров и обладает смотровой площадкой высотой 70 метров. После завершения 116-метровой западной башни около 1330 года, Фрайбургский собор более века являлся одной из самых высоких церковных построек, а также одним из самых высоких зданий в мире. Почти в то же время около 1333 года была завершена 123-метровая башня над пересечением продольного и поперечного нефов Солсберийского собора, а в 1350 году последовало строительство двух-башенного фасада высотой почти 125 метров Мариенкирхе в Любеке.

  1. Скульптура Бамбергского и Наумбургского соборов

Бамбергский всадник (нем. Bamberger Reiter) — это статуя рыцаря, расположенная на одном из столбов у входа в Бамбергский кафедральный собор(см. Приложение 15). Созданный в первой половине 13 века неизвестным скульптором, каменный всадник является одним из самых известных произведений искусства эпохи Средневековья.

Бамбергский всадник украшает северную колонну у входа в Георгиевский хор. Ученые спорят о точной дате создания скульптуры. Считается, что всадника установили до освящения собора в 1237 г. Согласно исследованиям, за всю историю существования, всадника не перемещали, изменился только внешний вид скульптуры. Изначально статуя была покрыта яркой краской. На белом коне восседал гордый рыцарь, облаченный в алую мантию, расшитую золотыми и серебряными звездами. Позолоченные шпоры украшали коричневые сапоги. Насыщенный зелёный цвет пьедестала выделял скульптуру на фоне каменной стены. Стоит отметить, что конь рыцаря подкован — в начале 13 века это было большой редкостью.

До сегодняшнего дня ученые не располагают точной информацией о том, чей образ воплощен в скульптуре. Поиск прообраза всадника затрудняет малое количество похожих произведений. Среди них статуя Магдебургского рыцаря в Магдебурге, Орландо из Трессено в Милане и Святой Мартин в Кафедральном соборе Сан-Мартино.

Существует несколько гипотез о значении скульптуры. Предполагается, что может изображать одного из королей или императоров данной эпохи, библейских волхвов, либо является собирательным образом рыцаря Средневековья.

Самое главное украшение Наумбургского собора - двенадцать скульптур донаторов (основателей и основных жертвователей) Наумбургского собора. Исполненные с нарушением всех тогдашних канонов и пропорций искусства, они просто поражают своей реалистичностью. Но вот только имя их создателя остается неизвестным до сих пор. В учебниках и монографиях по истории искусства его так и называют "мастер из Наумбурга" .

     Известно, что появился он в городе в 1240 году, за два года до освящения собора. И на протяжении десяти лет мастер из Наумбурга трудился над украшением западного хора. Помимо скульптур донаторов он создал еще и цикл рельефов "Страсти Христовы"(см. Приложение 16). Наумбургские "Страсти" стали первым в монументальном искусстве Германии воплощением евангельского повествования о страданиях и смерти Христа. Их также отличает высокая степень реалистичности и подчеркнутая "светскость".

     Но вернемся к нашим донаторам. Среди 12 фигур представителей рода графов и маркграфов мейсенских особенно выделяются две семейные пары. Первая пара - граф Эккерхард Второй и графиня Ута (см. Приложение 17).. Образ Уты, изваянный неизвестным мастером, принадлежит к самым ярким женским образам в мировом искусстве. Уту Наумбургскую можно смело ставить в один рад с Нефертити, Моной Лизой и Сикстинской Мадонной. Вы только вглядитесь: величественная, гордая  и одновременно - трепетная и тонко чувствующая; вот такой предстает Ута перед нами много веков спустя.

   А вот и другая пара - Герман и Реглинда (см. Приложение 18).. И посмотрите - совсем другие люди, совсем другие характеры. Это не властный Эккерхард и гордая, но такая нежная Ута. Генрих - явный мямля и подкаблучник. Только посмотрите,каким виноватым взглядом смотрит он на супругу. А Реглинда - хохотушка и протсушка (несмотря не свое высокое происхождение - она была дочерью короля Польши Болеслава Первого). Даже сейчас, спустя 750 лет, она продолжает лукаво улыбаться.

  1. Англия. Вестминстерское аббатство, соборы в Уэльсе и Солсбери

Вестминстерское аббатство (см. Приложение 19(Рис.1)) было основано королём Эдуардом Исповедником, который был у власти с 1042 по 1066 годы. В конце жизни он вместо управления страной занимался исключительно строительством этого храма. Внутри, сразу за основным алтарём, расположена гробница монарха. Возведённое Эдуардом сооружение было полностью разрушено после того, как английский престол был захвачен Вильгельмом Завоевателем, и чтобы узнать как оно выглядело, следует посмотреть на так называемый «гобелен из Байе» ХI века, который представляет собой вышивку по полотну из льна.

Сооружение, которое предстает перед нами сегодня, было построено с 1245 по 1269 годы в готическом стиле. Страной в это время правил Генрих Третий. При строительстве использовались проекты двух архитекторов – Джона Глостерского и Генри Рейнского, которые черпали вдохновение из французской готики. Короли, правившие Англией, постоянно занимались украшением церкви, а также расширяли её.

Внешний вид аббатства напоминает латинский крест(см. Приложение 19(Рис.2)), который с восточной стороны удлинён капеллой Генриха Седьмого. Строилась она в 1503-1509 годах на месте главной башни Вестминстерского аббатства. Сейчас она боле известна как «капелла ордена Бани», основанного ещё в 1399 году Генрихом Четвёртым. Помимо этого были перестроены северный портал и западный фасад собора, а также возведены новые башни.

С середины шестнадцатого столетия и по сей день Вестминстерское аббатство больше не видоизменялось. На данный момент длина собора (вместе с капеллой) оставляет 156 м, высота самого храма – 31 м, его башен – 69 м. Боковой и главный нефы имеют ширину 22 м. Фасад снаружи украшен стрельчатыми арками, окнами-розами и колоннами. В западной его части находятся десять фигур, которые изображают мучеников ХХ века.

В аббатстве расположены около 3 тысяч гробниц. Кроме королей в соборе похоронены многие известные люди, а также есть памятник времён Первой мировой войны – Могила неизвестного солдата.

Церковь Святого Петра стала местом проведения различных торжественных событий государственного масштаба. В ней стоит трон для коронации из дерева со Скунским камнем, известным также как Камень судьбы, который был создан ещё в 1300 году для короля Эдуарда I, и весом 152 кг. Он является священной реликвией шотландцев, которая хранилась в аббатстве Скуна и использовалась в церемонии коронации монархов Шотландии и, возможно, Дал Риады. В 1296 году камень в числе прочих трофеев был перевезён в Англию королём Эдуардом Длинноногим. С тех пор он и находится под сидением коронационного трона английских королей.

До 1365 года в подземелье Вестминстерского аббатства, где находилась сокровищница, а в наше время расположена библиотека, хранились драгоценности короны, казна государства и предметы, которые использовались во время коронации.

В 1303 году при сговоре аббата Уэнлоха и 48 монахов с купцом Поуделикотом, который занимался торговлей шерстью, произошло разграбление сокровищницы. Когда об этом узнал король, виновные были наказаны. Монахов посадили в Тауэр, который в то время был королевской тюрьмой, а с купца заживо содрали кожу, которой оббили дверь, ведущую в сокровищницу. Полностью вернуть похищенные ценности Вестминстерского аббатства не удалось.

Собор в Уэльсе(см. Приложение 20), начатый постройкой в 1185-1190 гг. и в основном законченный в XIII в. с достройками в XIV и XV вв., знаменовал собою рождение новой раннеготической архитектуры в Англии. Это значительное сооружение, в котором стрельчатая арка окончательно вытеснила полуциркульную, явилось связующим звеном между постройками переходного времени - второй половины XII в. - и вполне развитой готикой XIII столетия. Собор был построен по единому архитектурному замыслу с планом в форме латинского креста (см. Приложение 21),в виде трехнефной базилики с трансептом и небольшим (в три травеи) хором с капеллой Марии.

После расширения и перестройки хора в XIV в. (1340 г.) план собора удлинился и стал сложнее по форме. Нефы и трансепт перекрыты крестовыми сводами, в средокрестии — веерный свод, комбинированный с звездчатым, заменивший старый свод в XIV в.

В Уэльском соборе и особенно в его интерьере рельефно выступают специфические черты ранней английской готики. Это проявляется в относительно небольшой высоте среднего нефа (21,5 м) и в типичном отношении ее к ширине в пределах 1:2.

Характерна и горизонтальность, ярко выраженная в ярусном построении среднего нефа, где аркады, трифории и верхние окна четко разделены и сохраняют свою самостоятельность. Этот прием находит свои отдаленные корни хотя бы в нефе романского собора в Саутуэлл в середине XII в.

Но в основу тектонической системы Уэльского собора были положены новые принципы, направленные на преодоление массивности, характерной для романских построек, что выражено в значительном облегчении стены проемами, в утончении опор и простенков.

В то же время готическая каркасная система здесь еще не вполне выявлена. Опоры нервюр свода в виде коротких стволов колонок доходят лишь до уровня пят арок трифориев, упираясь в выступы консолей. Непрерывная цепь ланцетовидных проемов трифориев, хотя и облегчает стену, но одновременно нарушает ясность структуры. В новой части хора это противоречие было устранено, и готический принцип каркаса и заполнения уже ясно выявлен.

Неповторимую особенность интерьера Уэльского собора составляют его «опрокинутые» арки средокрестия, образующие в целом нечто вроде усеченной внизу восьмерки. Эта своеобразная и смелая конструкция была применена для укрепления центральной башни (закончена в 1321 г.) пришедшей в аварийное состояние вскоре после ее возведения, строителем башни Вильямом Джой из Соммерсета.

Внешний вид собора типичен для ранней готики Англии. Архитектурные массы здания группируются вокруг мощной башни средокрестия. Западный фасад очень широк вследствие того, что его башни не встроены в основное тело храма, а примыкают к нему по бокам. Строго ритмизованный симметричный фасад расчленен на два яруса. Первый ярус (вместе с высоким цоколем) украшен декоративными нишами. Порталы, низкие и очень простые по оформлению, играют подчиненную роль в общей композиции фасада, что было характерно для ранней готики Англии.

Двухъярусный зал капитула (первая четверть XIV в.) примыкает к северо-восточной части трансепта. Его красивый звездчатый свод поддерживается мощным столбом в центре восьмигранного помещения. В комплексе собора этот более поздний зал является наиболее выразительным.

Солсберийский собор (второе название собор Девы Марии) (см. Приложение 22) – уникальное, культовое строение, созданное в готическом стиле. Расположено на окраине английского города Солсбери. Собор является одним из старейших религиозных строений Великобритании, его основание было заложено в 1220 году.

Возведение собора продолжалось почти четыре десятилетия, в 1258 году состоялось его освящение. Правда, на протяжении полувека после торжественной церемонии внешний вид собора видоизменялся, добавлялись пристройки, совершенствовалось внутреннее убранство.

Шпиль собора взмывает к небу на высоту 123 метра(см. Приложение 23), аналогов ему нет на всей территории Англии. Клуатр собора самый протяженный. Солсбери занимает огромную территорию в 80 соток, так что собор по праву можно назвать самым большим в Британии. Уникален и часовой механизм, встроенный в стену храма, создание датируется 1386 годом, что делает его старейшим часовым механизмом в мире, просуществовавшим до наших дней.

Возводя собор в рамках классической английской готики, мастера преследовали цель создать величественный собор, способный покорить сердца десятков тысяч людей красотой и величием. Декорации стен, сводов, прекрасная мозаика окон, канделябры и другие элементы интерьера, не оставляют равнодушными тех, кому удалось побывать в этом уникальном месте.

Солсберийский собор – это пример величия, роскоши и художественного таланта сотен людей, которые не покладая рук трудились над его возведением. Посреди церкви сооружен уникальный фонтан-источник с рециркулирующей водой. Потребовалось 10 лет, чтобы все рассчитать и установить, но в итоге поверхность воды в фонтане – как зеркало и ее часто принимают за стекло.

Заключение

В данной контрольной работе мы рассмотрели  зарождение и формирование готического стиля в искусстве Западной Европы средних веков, в Париже, Германии, Франции, Англии. Рассмотрели лучшие образцы готического стиля.

Из данной работы мы поняли что готическое искусство отразило глубокие и острые противоречия эпохи, в результате чего и само было внутренне противоречиво: переплетение реалистичности, простоты человеческого чувства с религиозной строгостью, отрешенностью от всего земного. Не случаен и синтез архитектуры, скульптуры и живописи, используемый в создании готических соборов, где каждая деталь несла свою смысловую нагрузку.

Классическое выражение готический стиль получил, несомненно, в церковной культуре. Однако преобладание в период поздней готики светской тематики и области применения обогатило готическое искусство в жанровом и стилистическом аспектах. Не смотря на это, произведения готического искусства отличаются глубокой одухотворенностью, проявлением нравственной жизни человека в религиозно-поэтическом аспекте.

В связи с развитием буржуазного общества и ослабления церковного влияния готического искусство утрачивает свою прогрессивность, но не ценность, так как зародившиеся здесь гуманистические тенденции стали основой следующей эпохи в развитии западноевропейской культуры – эпохи Возрождения.

Список используемой литературы

1.        Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика. 2004. – 336с.

2.        Виолле-ле-Дюк Э. «Энциклопедия готической архитектуры».»Эксмо, Наше слово». 2013. – 536с.

3.        Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. – М.:1. ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

4.        История искусства зарубежных стран: Средние века и возрождение. – М.,1982

5.        Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. – М.,2001.

6.        https://vuzlit.ru/557011/proishozhdenie_termina_gotika

7.        http://gotichno.org/item/4

8.        https://revolution.allbest.ru/culture/00672715_0.html

9.        https://works.doklad.ru/view/OlbglJ9Qvcw.html

10.        https://revolution.allbest.ru/culture/00524055_0.html

11.        https://bugaga.ru/interesting/1146742188-top-10-uvlekatelnye-primery-goticheskoy-arhitektury-v-mire.html

12.        https://traveller-eu.ru/blog/alex/sobor-parizskoi-bogomateri

13.        http://frenchtrip.ru/regions/champagne-ardenne/reims/dostoprimechatelnosti-reymsa/tserkvi-reymsa/reymsskiy-sobor/

14.        https://ru.wikipedia.org/wiki/Мон-Сен-Мишель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Патриотическая тема в искусстве.»

Цели деятельности учителя: Формирование условий для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.Формирова...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.Задачи урокаДидактические:  1. Расширить знания и представлен...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора (завершение композиции)" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоциональноценностного отношения к культуре средних веков, ознакомление с понятием...