Мониторинг развития художественно-творческих способностей учащихся
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Плахова Виктория Олеговна

           ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОТЕЙ УЧАЩИХСЯ

           ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Методика создания тестов успешности обучения

Объективным методом контроля качества знаний учащихся является тест. Инструмент, позволяющий выявить факт усвоения. Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т.е. образца полного и правильного выполнения действия. По эталону легко определяется число существенных операций (операции по выполнению теста, которыми отражается умение выполнять деятельность только в проверяемой предметной области; действий в оцениваемой деятельности на данном уровне усвоения), необходимых для решения теста.

              Результат определяется коэффициентом усвоения: К = ср, где с - число операций теста, выполненных испытуемым правильно, р - общее число операций в тесте.                      

Система разноуровневых заданий формируется в зависимости от степени овладения содержанием обучения, который задается уровнем его усвоения, измеряющим достигнутое в обучении мастерство, овладение деятельностью и отображает развитие опыта учащегося в данном предмете в процессе обучения:

         1 уровень - репродуктивный, узнавание (знакомство) умение выполнить деятельность только при повторном восприятии раннее изученного, деятельность с подсказкой.

         Задание составляется в форме вопросов с подсказкой. Задание по опознанию, различению и классификации удовлетворяют этому требованию.  

        2 уровень - алгоритмический, деятельность по памяти, воспроизводится необходимая информация о правилах действий, и решаются типовые задачи в данной области.

          Задание формулируется как типовая задача, которой ученик должен владеть в данной области. Задания подстановки, требуют от испытуемого заполнить пропуск в известных высказываниях в разных формах. Задания-копии (конструктивные) требуют воспроизведения целостных высказываний. Задания - типовые задачи: задания на деятельность, в которой сформулированы все условия выполнения деятельности и задан ее искомый конечный результат.

          3 уровень - креативный, деятельность выполняется не по готовым, ранее усвоенным алгоритмам, а по аналогии на ранее не изучавшихся учебных элементах (УЭ) данного учебного предмета. Задания, предполагающие использование ЗУН одной деятельности в другой.

          4 уровень - творческий (для одаренных детей), создание объективно-новой информации, открытие новых УЭ или построение новых алгоритмов. Задания - проблемы.

           5 уровень - эмоционально-ценностный, деятельность эмоционально-ценностного восприятия в аффективной области.

Задания на воспроизведение бинарных оппозиций: добро - зло; тепло - холодно как вербально, так  и средствами изобразительной деятельности.

Для ряда видов деятельности важны и некоторые другие параметры:

  • автоматизм - скорость включения испытуемого в работу и скорость ее выполнения
  • осознанность - умение доказательно аргументировать принимаемые решения и выбираемые методы действий:

      Степень осознанности действий по глубине и аргументации:

  • локальная - аргументация опирается на основные положения конкретного предмета;
  • межпредметная аргументация опирается на основные положения близких по объекту изучения предмета;
  • межсистемная - аргументация опирается на любые интегративные положения современной науки.

 Коэффициент усвоения К при:

  • К менее 0,7 баллов  оценка 2 балла;
  • К  от 0,7 до 0,8          оценка 3 балла;
  • К от 0,8 до 0,9           оценка  4 балла;
  • К от 0,9 до 1,0           оценка  5 баллов.

Анализ деятельности учащихся при выполнении разноуровневых заданий:

Ведомость учета результатов поэлементного анализа:

Этапы деятельности

Правильность ответа

Качество ответа (полнота)

Время выполнения

Самостоятельность

Организованность, дисциплинированность

Оригинальность

Общее количество баллов

При анализе выполненных заданий исследовать пробелы, характер ошибок с целью корректировки дальнейшей работы учителя. Данную систему можно использовать в качестве индивидуального или группового собеседования в игровой форме - викторина, конкурс, сказочного путешествия, КВН и др.

       Диагностика успешности обучения учеников подразумевает обработку и систематизацию данных математически и графически на основе срезовых работ.

Структура срезовых работ:

  1. Тема, сложность которой определяется разноуровневым подходом к учащимся;
  1. Источники темы.
  2. Оформление.
  3. Грамотность.
  4. Логика рассказа.
  5. Умение рассказать.
  6. Уровни новизны.

          Рейтинговая оценка качества работы по каждому виду деятельности определяется в баллах. Потом подсчитывается средний балл ученика -Х ср.,

и общий рейтинг по классу.

         Выстраивается ряд диаграмм, которые свидетельствуют об эффективности технологии, методики обучения учащихся.

        Вертикально - количество учащихся, горизонтально динамика срезовых работ.

         После проверки эффективности технологий, методик обучения проводится анализ и корректировка на языке предмета.

Рейтинговая система.

Мониторинг сформированности уровня способа деятельности

Список учеников

Репродуктивный

Алгоритмический

Эвристический

Креативный

Развитие творческих способностей личности

Креативность ( лат. - творить) порождающая способность, характерная черта творческой личности, процесса, продукта, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида или социальной значимости. Термин ввел Дж. Гилфорд. В теории переноса креативность считается процессом научения путем переноса известных аналогов в новую ситуацию. Согласно диалогической теории культуры, креативность порождает культурные ценности посредством интеракции личностей и вещей, социальных групп и общества. Бихевиоризм (теория деятельности) требует креативность как биологическую функцию приспособления поведения к новым условиям посредством проб и ошибок.

Американский психолог Эдвард де Боно разработал программу развития креативного мышления, базирующуюся на следующих принципах:

  • при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения;
  • развитие способности отбрасывать свой прошлый опыт, полученный при решении подобных проблем и подходить к решению проблемы новым нешаблонным путем;
  • развитие способности видеть многофункциональность вещи;
  • развитие способности к соединению самых противоположных идей из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы;
  • развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.

Предложить ситуацию и структуру анализа:

  • структурный анализ;
  • функциональный анализ;
  • Цель -задачи- намерения.
  • Положительные - отрицательные –интересные;
  • Основное преимущество;
  • Точка зрения разных лиц;
  • Последствия и результаты;
  • Альтернатива, возможности, выводы.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности

   Психологическая готовность учителя первична по отношению к профессиональной и предполагает знание психолого - возрастных особенностей ребенка:

  • уровень развития личности;
  • базовые задатки личности: художественное видение как начало творческого процесса и процесс творчества -переживания мира;-эмоциональная память.

     Задача учителя -разбудить их.

Формирование творческой деятельности ученика:

1. Создание ситуации успеха - приемы:  анонсирование, эмоциональное поглаживание.

2.Разработка системы разноуровневых заданий, обращенных к индивидуальной, эмоциональной, творческой памяти детей.

3.Формирование ЗУН в предметной области через обращение к традиции, импровизация через активизацию эмоций.

4.Создание атмосферы восприятия артефакта, произведения искусства.

5.Определение готовности учащихся к творческой деятельности:

  • острая наблюдательность;
  • тонкая восприимчивость;
  • богатство воображения;
  • сила ума;
  • способности, умения и навыки в избранной деятельности.

        Определяя раннюю готовность учащихся к творческой деятельности в сфере изодеятельности можно предложить задание на восприятие сложной геометрической формы и простой.

Психологическая готовность:

1. Парадоксальность осмысления жизни, умение видеть необычное в обычном.

2.Эмоционально писхологическая напряженность, насыщенность, обостренное восприятие окружающего.

3.Метафоричность мышления, умение при анализе и синтезе восприятия действительности в одном явлении увидеть другое в целом или его частию

4.Умение видеть контекст, многосмысловость окружающего мира, многоистинность процесса жизни, неисчерпаемость мира.

5.Обостренное чувство оригинальной формы.

6.Рефлексивное состояние.

                              Тест на изучение «Креативности»

(исследование В. Лоунгфельда при Пенсильванском университете (искусство) и Дж. Гилфорда при университете Южной Калифорнии (наука).

  1. Умение увидеть проблему                               да            нет
  1. Беглость, умение увидеть в

проблеме как можно больше сторон

и связей.                                                             Да           нет

  1. Гибкость, умение:

а). Понять новую точку зрения                        да           нет

б). Отказаться от усвоенной точки

 зрения.                                                               да           нет

  1. Оригинальность отход от шаблона                 да           нет
  1. Способность к перегруппировке

идей и зависимостей                                         да           нет

  1. Способность к конкретизации

или синтезу                                                        да           нет

7. Ощущение стройности идей                        да           нет    

           Задания - проблемы:

  1. Отрывки художественных произведений.
  1. Предложение ситуации выбора.
  2. Привлечение образов-стимулов других видов искусств. Предложить

выделить  доминанту и выразить художественно-выразительными средствами собственной деятельности.

Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня  обучающихся в детской художественной школе

Рекомендации включают таблицу показателей диагностики образовательного уровня  учащихся в течение учебного года. Напротив фамилии ребенка проставляется цифра-номер образовательного уровня ребенка в момент диагностики. Диагностика проводится два раза в год (в течение октября и апреля).

В воспитании художественной культуры выделяются в качестве основных 5 показателей:

  1. ЗУН.
  2. Мотивация к занятиям.
  3. Творческая активность.
  4. Эмоционально-художественная настроенность.
  5. Достижения

Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования:

1-подготовительный.

2-начальный

3-освоения

4 -совершенствования.( начальное профессиональное образование).

Практическое применение методических рекомендаций возможно при соблюдении следующих условий:

1.  Ориентация каждого педагога на индивидуальную деятельность независимо от профиля работы.

2. При диагностике «Мотивация к занятиям» предполагается использование опроса детей и их родителей.

Уважаемые родители!

В целях определения мотивации детей к художественной деятельности просим Вас ответить на ряд вопросов:

Опросный лист детей.

В начале года.

Что привело тебя в данное объединение, класс?

Чего ты хочешь добиться (в данном году)?

В конце года?

Что тебе дали занятия в объединении?

Ты продолжишь обучение в следующем году? Почему?

Опросный лист родителей

В начале года.

Что привело Вашего ребенка к нам?

Какие результаты обучения Вас интересуют?

В конце года?

Удовлетворены ли Вы занятиями в объединении?

Стоит ли Вашему ребенку продолжать обучение в этом объединении в будущем году и почему?

Критерии показателей  образовательно-воспитательного уровня обучающихся

Подготовительный уровень

1

Начальный уровень

2

Уровень освоения

3

Уровень

 совершенстввания

4

Знания, умения и навыки.

Знакомство с направлением деятельности

Владение основами знаний.

Овладение специальными ЗУН

Начальное профессиональное образование.

Мотивация к занятиям.

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне

Мотив случайный, кратковременный.

Интерес иногда поддерживается самостоятельно.

Мотивация неустойчивая. Связанная с результативной стороной процесса.

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация.

Ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться высоких результатов.

Четко выраженные потребности.

Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.

Творческая активность

Интереса к творчеству и инициативу не проявляет.

Не испытывает радости от открытия.

Отказывается от поручений. Заданий.

Производит операции по заранее данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко.

Испытывает потребность в получении новых знаний. В открытии для себя новых способов деятельности.

Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решить способен, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива.

Проявляет инициатив, но не всегда. Может придумать

Интересные идеи. Но часто не может их оценить и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко. быстро увлекается творческим делом.

Обладает оригинальностью мышления. Богатым воображением. Развитой интуицией. Гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Эмоционально-художественная настроенность.

Подавленный. Напряженный. Бедные и маловыразительные мимика. Жесты, речь, голос.

Нет устойчивой потребности воспринимать или исполнять произведения искусства( музыки театра пластических искусств)

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние. Не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства но не всегда.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики жестов. Речи. Голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.

Распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике. Жестам. Речи, интонации.

Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность жестов, мимики, голоса. Высокий уровень включенности в художественный образ.

Ненасыщаяемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.

Достижения.

Пассивное участие в делах объединения.

Активное участие в делах объединения. Учреждения.

Значительные достижения на уровне района  города

Значительные

Достижения на уровне города, области. России.

Класс:

Преподаватель:

Год обучения:

Начало года– конец года (подчеркнуть)

Список обучающихся

ЗУН

1,2,3,4

Мотивация к занятиям

1,2,3,4

Творческая активность

1,2,3,4

Эмоционально-художественная настроенность

1,2,3,4

Достижения

1,2,3,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...

Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"

Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...

Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»

В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности....

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на музыкальных занятиях.

В этой статье говорится об особенностях развития художественно творческих способностей обучающихся с  нарушением слуха на музыкальных занятиях....

Развитие художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства.

В данной статье изложена информация о развитии художественно творческих способностей обучающихся с нарушением слуха на уроках изобразительного искусства....