Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Макахова Татьяна Леонидовна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 4 классы. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx94.83 КБ

Предварительный просмотр:

                      Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций  ЛНР по изобразительному искусству для I – IV классов  (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 г. № 483), которая служит ориентиром для разработки рабочей программы по предмету,определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.

Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.- М. 2014 г.

Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. /Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского .  – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013-159с.

Цель изучения  предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

 Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

 • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Цели изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре своего народа и народов других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Цели изучения  предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе:

  • освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества. 
  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Задачи изучения  предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе :

  • Овладение уч-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
  • Воспитание интереса и любви к искусству.

Цели изучения  предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе:

  • введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий.
  • формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.                                                            Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» во 3 классе:
  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;  фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства; 
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;          
  •  формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями  

Цель изучения  предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе:

  • развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения  и  ориентации  в  художественном  и  нравственном пространстве  культуры.

Задачи изучения  предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально- пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание  уважения  к истории  культуры  Родного  края,  выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально- нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами  и  инструментами  для  эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

                Общая характеристика учебного предмета

         Приоритетными направлениями художественного образования являются: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.  Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

       Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.  

            Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

                Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).  

           Место предмета в базисном учебном плане школы

Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 135 часов: в 1 классе отводится  33 часа  по  1 часу в неделю (33 учебные недели); во 2 классе отводится  34 часа по  1 часу в неделю (34 учебные недели);  в 3 классе отводится  34  часа  по  1 часу в неделю (34 учебные недели); в 4 классе отводится 34 часа по  1 часу в неделю (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  • Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
  • воспитание  гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своей Родине, прошлое и настоящее своего народа; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов всего человечества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных  проблем  на  основе  личностного  выбора,  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего народа и народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализапредъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Познавательные универсальные учебные действия:
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  •  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты  1 класс

Учащиеся должны знать:

  • три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
  • названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  •  правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
  • простейшие приёмы лепки.

Учащиеся должны уметь:

  •  правильно держать лист бумаги, карандаш;
  •  правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
  •  выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  •  применять элементы декоративного рисования.

Предметные результаты  2 класс

  Учащиеся должны знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

               Учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • использовать навыки компоновки;
  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Предметные результаты 3 класс:

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

  • - основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • - основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • - имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • - названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • - названия известных центров народных художественных ремесел России.

должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • - различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • -узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • -применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
  • - для самостоятельной творческой деятельности;
  • - обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
  • - оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Предметные результаты 4 класс 

Учащиеся 4 класса должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  •  простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • названия наиболее крупных художественных музеев Родины;
  •  названия известных центров народных художественных ремесел Родины.

уметь:

  •  применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой
  • деятельности;
  •  различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  •  узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  •  применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной
  • творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
  • иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  •  добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  •  для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  •  оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа,
  • синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Формирование универсальных учебных действий:

  • Регулятивные универсальные учебные действия:
  • определять цель деятельности на уроке и формулировать её с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Основное содержание программы учебного предмета

«Изобразительное искусство»

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

Всего

1

класс

2

класс

3

класс

4 класс

1

Ты изображаешь, украшаешь, строишь

33

33

1.1

Ты изображаешь. Знакомство с  Мастером Изображения.

9

1.2

Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения.

7

1.3

Ты строишь. Знакомство с мастером  Постройки.

9

1.4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

8

2

Искусство и ты

34

34

2.1

Как и чем работает художник

8

2.2

Реальность и фантазия

8

2.3

О чём говорит искусство

10

2.4

Как говорит искусство

8

3

Искусство вокруг нас

34

34

3.1

Искусство в твоём доме

8

3.2

Искусство на улицах твоего города

8

3.3

Художник и зрелище

10

3.4

Художник и музей

8

4

Каждый народ  художник

 ( изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)

34

34

4.1

Истоки родного искусства

8

4.2

Древние города нашей Земли

8

4.3

Каждый народ  художник

10

4.4

Искусство объединяет народы

8

Всего

  135

33

34

34

34

Содержание программы

1 класс

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.

Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (9 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Содержание курса «Ты и искусство» 2 класс

Чем и как работают художники. 8 часов.Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия. 8 часов. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чем говорит искусство. 10 часов.  Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.

Как говорит искусство. 8 часов.  Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.

Содержание учебного курса: 3 класс

 Искусство в твоем доме (8 ч)

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка.Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки".

 Искусство на улицах твоего города (8 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

 Художник и зрелище (10 ч)

Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк.  Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.

 Художник и музей (8 ч)

Музеи в жизни город.Искусство, которое хранится в этих музея.  Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).  "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

 Содержание учебного предмета 4 класс

        Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.

       Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе.

       Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками  развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной  жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

      Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (8ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (10 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству                                                                    1 класс

                                (1 час в неделю, всего 33 часа)

п/п

урока

в

теме

Тема урока

Дата

проведения

Приме-чание

по плану

по факту

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 9ч

1

1

Изображения всюду вокруг нас (экскурсия).

2

2

Мастер Изображения учит видеть (экскурсия).

3

3

Наблюдение за природой (экскурсия)

4

4

В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве»(экскурсия)

5

5

Изображать можно пятном.

6

6

Изображать можно в объеме.

7

7

Изображать можно линией.

8

8

Разноцветные краски.

9

9

Художник и зрители.

Тема

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 7 ч

10

1

Мир полон украшений.

11

2

Красоту надо уметь замечать.

12

3

Узор на крыльях.

13

4

Красивые рыбы.

14

5

Украшение птиц.

15

6

Узоры, которые создали люди.

16

7

Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Тема

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 9 ч

17

1

Постройки в нашей жизни.

18

2

Домики, которые построила природа.

19

3

Дом снаружи и внутри.

20

4

Дом снаружи и внутри.

21

5

Строим город.

22

6

Все имеет свое строение.

23

7

Постройка предметов.

24

8

Город, в котором мы живем (экскурсия)

25

9

Город, в котором мы живем.

Тема

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу 8ч

26

1

Совместная работа трех Братьев-Мастеров.

27

2

Сказочная страна. Создание панно.

28

3

Сказочная страна. Создание панно.

29

4

Разноцветные жуки.

30

5

Весенний день

31

6

Урок любования. Умение видеть(экскурсия).

32

7

Времена года.

33

8

Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками.

Тема

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству

                         2 класс (1 час в неделю, всего34 часа )

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Приме чание

по плану

по факту

Чем и как работает художник (8 ч)

1

1

Три основных цвета.

Изображение цветов. Работа с гуашью.

2

2

Пять красок – все богатство цвета и тона:

- Темное и светлое. Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождя, тумана и солнечного дня). Работа с гуашью.

3

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Изображение осеннего леса.

4

4

Выразительные возможности аппликации.

Создание коврика «Осенняя земля с опавшими листьями».

5

5

Выразительные возможности графических материалов. Красота и выразительность линии. Изображение зимнего леса.

6

6

Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных родного края.

7

7

Выразительные возможности бумаги.

Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).

8

8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Изображение ночного праздничного города.

Тема

Реальность и фантазия (8ч)

9

1

Изображение и реальность. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Работа с гуашью и цветной бумагой.

10

2

Изображение и фантазия. Фантазия в жизни людей. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Работа с гуашью.

11

3

Украшение и реальность.

Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. Работа с тушью или гуашью, мелом.

12

4

Украшение и фантазия. Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книги).

13

5

Постройка и реальность.

Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира.

14

6

Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой.

15

7

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

16

8

Постройки природы в различных состояниях (обобщение темы).

Тема

О чем говорит искусство. (10ч)

17

1

Изображение характера животных.

18

2

Изображение характера человека: женский образ.

Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха и др.).

19

3

Изображение характера человека: мужской образ.

Изображение героя сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»);

20

4

Образ человека в скульптуре. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь). Работа с пластилином.

21

5

Образ человека в скульптуре.

22

6

Изображение состояний природы по сказке (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

23

7

Выражение характера человека через украшение:

Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов;

24

8

О чем говорят украшения.

Украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы и воротников.

25

9

О чем говорят украшения.

Выражение намерений через украшение:

двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа с гуашью.

26

10

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Тема

Как говорит искусство (8 ч)

27

1

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.

28

2

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного:   изображение пера жар-птицы.

29

3

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета):

 Изображение весенней земли.

30

4

Линия как средство выражения: ритм линий:

Изображение весенних ручьев.

31

5

Ритм пятен как средство выражения:

Ритмическое расположение летящих птиц (аппликация).

32

6

Пропорции выражают характер.

Лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка и т. д.

33

7

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Работа с гуашью и бумагой.

34

8

Итоговый урок года.

Рисование на свободную тему.

Тема

Календарно – тематическое планирование

 по изобразительному искусству 3 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год)

п/п

№ урока

в теме

                         Тема урока

                                                                        Дата проведения

Приме

чания

по плану

по факту

      1

     

1

 Искусство в твоем доме  (8 часов)

Твои  игрушки (создание формы, роспись).

2

2

Твои игрушки (лепка из пластилина).

3

3

Посуда у тебя дома.

4

4

Мамин платок.

5

5

Обои и шторы  у тебя дома.

6

6

Твои книжки.

7

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

8

8

 Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

Тема

9

1

Искусство на улицах города  

(8 часов)

Памятники архитектуры.

10

2

Витрины на улицах.

11

3

Парки, скверы, бульвары.

12

4

Ажурные ограды.

13

5

Фонари на улицах и в парках.

14

6

Новогодний фонарик.

15

7

Удивительный транспорт.

16

8

Обобщение темы. Труд художника на улицах твоего города.

Тема

17

1

Художник и зрелище (10 часов)

 Художник в театре.

18

2

Образ театрального героя.

19

3

Театральные маски.

20

4

Театр кукол.

21

5

Театральный занавес.

22

6

Афиша и плакат.

23

7

Художник в цирке.

24

8

Театральная программа

25

9

Праздник в городе

26

10

Обобщение темы. Школьный карнавал.

Тема

27

1

Художник и музей  (8 часов)

 Музеи в жизни города.

28

2

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

29

3

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

30

4

Картина-портрет.

31

5

Картины исторические и бытовые.

32

6

Скульптура в музее и на улице.

33

7

Музеи архитектуры.

34

8

Обобщение темы. Художественная выставка.

Тема

Календарно-тематическое планирование по  изобразительному искусству  4 класс

(1 час в неделю, 34 часа в год) 

п/п

№ урока

в теме

Тема урока

     Дата

 проведения

                   Прим.

 по плану

по факту

1

1

 «Истоки родного искусства» (8 ч)

Пейзаж родной земли.  

2

2

 Деревня – деревянный мир.

3

3

 Украшение деревянных построек

4

4

Образ традиционного русского дома

5

5

Образ красоты человека.

 Женский портрет

6

6

Образ красоты человека.

Мужской портрет

7

7

Народные праздники.  

8

8

 Коллективное панно. Обобщение темы.  

Тема

9

1

 «Древние города нашей земли» (8ч) 

 Древнерусский город крепость

10

2

Древние соборы.

Создание макета древнерусского собора.

11

3

Города Русской земли. Изображение древнерусского города.

12

4

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов.

13

5

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль.

Живописное изображение древнерусского города.

14

6

Узорочье теремов.

Изображение интерьера теремных палат.

15

7

Пир в теремных палатах.

16

8

 Обобщение темы. Изображение праздника в теремных палатах.

Тема

«Каждый народ – художник» (10 ч) 

17

1

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Изображение японок в кимоно.

18

2

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Создание коллективного панно.

19

3

Народы гор и степей. Изображение красоты гор.

20

4

Народы гор и степей. Изображение жизни в степи.

21

5

Города в пустыне.Создание образа древнего среднеазиатского города.

22

6

Древняя Эллада. Изображение греческого храма.

23

7

Древняя Эллада.Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»

24

8

Европейские города средневековья.

Изображение  костюма и предметов быта.

25

9

Европейские города средневековья.

Создание панно «Площадь средневекового города».

26

10

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. Участие в выставке работ.

Тема

27

1

«Искусство объединяет народы» (8ч) 

Материнство. Изображение образа матери

28

2

Материнство. Изображение образа матери и дитя.

29

3

Мудрость старости.Создавать образ любимого пожилого человека.

30

4

Сопереживание.Создание рисунка с драматическим сюжетом.

31

5

Герои-защитники.Лепка эскиза памятника герою.

32

6

Юность и надежды.Изображение радости детства.

33/

34

7

8

Искусство народов мира. Обобщение темы. Выставка работ учащихся.

Тема

Материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

Примерная программа по учебному предмету         «Изобразительное искусство» (I – IV классы,  базовый  уровень)  для  образовательных   организаций (учреждений) Луганской Народной Республики

Учебная литература

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.

Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015.

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.- М. 2014 г.

Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. /Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского .  – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013-159с.

Дополнительная литература

Уроки изобразительного искусства.  Поурочные разработки. 1 -4 классы / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

Портреты художников

  ИКТ и ЦОР

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

РАССМОТРЕНО:

на   заседании

учителей МО начальных классов

Протокол№ 1

от  30.08. 2019г.                                                                                                                                                                            

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора поУВР

__________ / Я.В.Огиенко /

__.__. 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс "Школа России" составлена  в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа России" соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам...

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Школа России ФГОС...