Рабочая программа внеурочного курса "Народный костюм"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Елена Михайловна Тарасова

Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnyy_kostyum_tarasova_e.m._5_kl.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

      муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
__________________________________________

Тарасовой Е.М.

по внеурочному курсу

Народный костюм

КЛАСС     5-6 класс


КОЛ_ВО ЧАСОВ  34

                                            Переславль-Залесский, Ярославская область     

                           

  1. Пояснительная записка

        Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства.

              Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления.

         Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии.  Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся обучающиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности.

        Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся.  Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.

Цели программы:

  1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
  2. Формирование  у учащихся устойчивой потребности к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.
  3. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

Задачи  программы:

  1. Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. Познакомить учащихся с русским национальным костюмом.
  2. Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды. 
  3. Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.  
  4. Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
  5. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в

различных техниках.

  1. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся,  развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  2.  Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность
  1. Общая характеристика курса

Актуальность программы

                Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир народного костюма, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

         Внеурочная деятельность, направлена на использование обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

        Содержание программы «Народный костюм» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства.

        На занятиях мы вновь возвращаемся к изучению русского народного костюма, уделяя внимание изучению условно-символического языка крестьянского прикладного искусства, выраженного, в частности, в женском народном костюме.
        
Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из-за того, что на протяжении многих лет стереотипное представление о нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини-сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник. 

        За один - два урока нет возможности подробно рассказать обо всех особенностях русского костюма в разных регионах России и, конечно, познакомиться с историей ярославского костюма. Решить эту проблему можно, используя внеурочное обучения.

        Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

        Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

        Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.  По  реализации данной программы  обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Программа курса внеурочной деятельности «Народный костюм» разработана для обучающихся 5 классов, рассчитана на один год обучения (34 часа), по 1 часу в неделю во внеурочное время.

Основные формы и методы работы:

            В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ, экскурсии, реализация творческих проектов.

  1. Планируемые  результаты освоения программы

        Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;           формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной   мудрости;
  • умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям народного искусства;
  • уважительное отношение к традициям русского народа.

 Метапредметные рузультаты :

                                             Регулятивные

  • умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами (осуществлять контроль);
  • умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

                                               Познавательные

  • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • анализировать объекты с целью выделения существенных признаков
  • составлять целое из частей (синтез)


Коммуникативные

  • способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства;
  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
  • оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Предметные результаты

  • различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их  место и роль в жизни человека и общества;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
  • осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма;
  • освоить, характерные для той или иной области России, народные орнаменты и особенности  цветового строя;
  • создавать композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы; 
  • осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;
  • создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
  • решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий. 

                             

               

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса включено в поурочно-тематический план

  1. Учебно-тематический план

 

№п/п

Содержание программного материала

Общее количество

часов

Теоретические

Практические

Экскурсии

Название возможных проектов

1

Народная одежда - хранитель русской национальной культуры

3

1

1

1

«Особенности народного костюма»

2

Головной убор.

8

2

5

1

«Платок и мода»

3

Основа женского костюма- рубаха.

4

1

3

«О чем говорит вышивка»»

4

Народная праздничная одежда

5

2

3

«Собираемся на праздник»

5

Народные костюмы славянских народов

6

3

3

«Сравнение славянских костюмов»

6

Секреты русского быта — экскурсии в музей

2

2

«Быт в русской деревне»

7

Подготовка выставки , подготовка к выступлениям

2

2

Всего

19

15

4


Поурочно-тематический план

п\п

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся

(какие умения формируются)

Практическая работа

Народная одежда - хранитель русской национальной культуры

1.

Народная одежда - хранитель русской национальной культуры

Беседа.

На первом занятии учитель сообщает детям о вариациях  народного костюма в зависимости от региона России.

- познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства;

- формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- изучать, характерные для той или иной области России, народные орнаменты и особенности цветового строя

Задание: Обсуждения и выступления по теме.

2.

Экскурсия в музей.

Экскурсия в музей  Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

 -перерабатывать полученную информацию и делать выводы о результате совместной работы группы и ученика в отдельности;

-анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

-внимательно слушать и стараться понять речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задание: Сбор материала к теме курса. Работа в группах.

3.

Народный костюм в разных областях России.

Предлагается рассмотреть русский костюм на иллюстрации И..Я. Библина к сказке «Василиса Прекрасная» и в презентациях.

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-определять последовательность действий на уроке;

- высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

-  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– составлять целое из частей;

–выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

-доносить свою позицию до других: оформить свою мысль посредством рисунка;

-слушать и понимать речь других;

Задание : самостоятельное составление презентации на темы:

«Головной убор». Работа в группах.

Головной убор.

4.

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. Платки.

Просмотр презентаций по теме.  

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;учиться высказывать свое предположение (версию);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и ученика в отдельности;

- слушать и стараться понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- сравнивать благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;

- осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма.;

- осваивать, характерный для той или иной области России, народный орнамент и особенности  цветового строя;

- создать композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы

Задание:

 зарисовки на тему «Как носили платки в старину»Работа в группах.

5.

Павлов-посадские платки. История промысла. Беседа.

Рассмотреть презентации на тему .Обсуждение презентаций.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

- высказывать свое предположение (версию);

-переработать полученную информацию: сделать выводы в результате совместной работы группы и ученика в отдельности;

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

- осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма.;

- создание композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы

Задание:

зарисовка старинного узора платка. Работа в группах

6.

Экскурсия в музей.

Экскурсия в музей.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

- осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества.

Задание: рас-

смотреть возможные варианты Павлов-посадских платков. Сфотографировать понравившиеся. Работа в группах.

7.

Разработка эскиза угла платка.

Рассмотреть где расположен главный рисунок на платках, почему он располагался именно там.

-определять последовательность действий на уроке;

- высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией,

- работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме,

- отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

–составлять целое из частей;

–анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

–находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

- слушать и понимать речь других;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ;

-доносить свою позицию до других.

Здание:

самостоятельная(групповая) разработка эскиза угла платка.

8.

Платки в современной жизни. Как носили платки в старину и как их носят современные модницы.

Практическое занятие:

Пробуем сами завязать друг-другу платки как на иллюстрациях. Работа в группах

- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; 

– создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Задание:

пробуем завязать платки по-старинному и рассмотреть разные модели на  современных модницах. Работа в группах

9.

Современные модели сшитые из платков.

Знакомство с моделями выполненными из платков.

- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

-  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе;

 - соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память.

Задание: самостоятельное(групповое)составление эскиза модели из платков.

10-11

Разнообразие головных уборов. Кокошники.

Рассматриваем  виды кокошников в различных областях России.

 -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

–составлять целое из частей;

–анализировать объекты с целью выделения признаков;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию.

-познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства;

-формировать художественный вкус как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

- работать самостоятельно  и   в группе при выполнении практических     творческих работ;

-  реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

- сравнивать благозвучные сочетания цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;

-осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма;

- создавать композиции в традиции костюма одной из областей России в процессе практической творческой работы; 

- осознать нерасторжимость конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

Задание:

зарисовка девичьей головы в кокошнике. Работа в группах.

Основа женского костюма- рубаха.

12.

Основа женского костюма - рубаха.

Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 2 типа (комплекса): понёвный и сарафанный. Основы костюма — рубаха. Рассматривание иллюстраций, презентаций, обсуждение.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- переработать полученную информацию: сделать выводы в результате совместной работы всей группы и ученика в отдельности;

- проанализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 - слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-   точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма.;

- освоить народный орнамент и особенности  цветового строя; характерный для той или иной области России;

- создать композицию в традиции народного костюма;

- осознать нерасторжимость связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

Задание:

зарисовка различных типов кроя рубахи. Работа в группах.

13.

Славянский

орнамент.

Украшение костюма не простая забава. Рассматривание иллюстраций, презентаций. Обсуждение.

-определять последовательность действий на уроке;

- высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией,

-  работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме.

-  отличать верно выполненное задание от неверного, корректно

 - исправлять недочеты и ошибки;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

-  отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

–составлять целое из частей;

–анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

–находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

-слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ;

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.

-сравнить благозвучные сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;

- осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма;

- осознать нерасторжимсть связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

Задание:

создание орнамента для пояса (женского или мужского) Работа в группах

14.

Создание эскиза вышивки для рубахи.

 Рассматривание и обсуждение иллюстраций и презентаций.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

 - решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- моделировать новые формы, путем трансформации известного

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,формировать собственное мнение и позицию;

-осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма.;

- создать композиции в традиции нар. костюма  в процессе практической творческой работы; 

Задание:

создание эскиза вышивки для рубахи на современные мотивы.

15.-

Ярославские узоры

Традиционные ярославские узоры. Рассматривание и обсуждение иллюстраций и презентаций. Обсуждение - «О чем рассказывает орнамент»

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- моделировать новые формы, путем трансформации известного

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 - осуществлять собственный художественный замысел;

- создать композиции в традиции нар. костюма  в процессе практической творческой работы; 

 

Задание: рассмотреть традиционные ярославские узоры и зарисовать понравившиеся.

Народная праздничная одежда

17-18-

Народная праздничная одежда

Старинная праздничная одежда имеет трехъярусный строй украшений. Рассматриваем свадебный костюм ярославской крестьянки. Обсуждение в группках.

 

- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

-  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Задание: зарисовать понравившийся костюм. Работа в группах.

19-20

Мужской костюм  в разных областях России.

Пробуем ответить на вопрос: «Мужской костюм был одинаков в разных областях России?»

-  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе,

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Задание:

создание презентации на тему «Мужской костюм» Работа в группах.

21-22

У Архангельских поморов.

Наряд Архангельской крестьянки. Рассматривание иллюстрации, презентации.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, формировать собственное мнение и позицию;

- осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач.

Задание:

зарисовать понравившийся наряд. Работа в группах

22-23-

Вологодская невеста.

Праздничный наряд вологодской невесты. Рассматривание иллюстрации, презентации.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-моделировать новые формы, путем трансформации известного

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 -сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,формировать собственное мнение и позицию;

- осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы и украшением ее в традиции народного костюма;

- осознать нерасторжимость связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

Задание:

зарисовать понравившийся наряд. Работа в группах

24-25

Ярославское узорочье

Ярославский женский костюм

Рассматривание иллюстрации, презентации.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-моделировать новые формы, путем трансформации известного

 - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма.;

Задание: составление презентации на тему, зарисовка понравившегося костюма. Работа в группах

Народные костюмы славянских народов

26-27

Народные костюмы славянских народов Украины и Белоруссии.

Рассмотреть иллюстрации и презентации по теме «Украинский и Белорусский костюм» Обсуждение в чем сходство и различие костюмов наших народов.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- осознать нерасторжимость связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;

Задание:

Подбор иллюстраций по теме. Работа в группах.

27-28

Народный костюм Украины.

Рассмотреть иллюстрации и презентации по теме «Украинский костюм» Обсуждение в чем сходство и различие костюмов наших народов.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- моделировать новые формы, путем трансформации известного

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

- развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

 - осуществить собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее  в традиции народного костюма.;

Задание:

Зарисовки понравившихся костюмов. Подготовка рассказа на тему. Работа в группах.

29-30

Народный костюм Белоруссии.

Рассмотреть иллюстрации и презентации по теме «Белорусский костюм» Обсуждение в чем сходство и различие костюмов наших народов.

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- освоить, характерный для той или иной области , народный орнамента и особенности  цветового строя;

- искать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях народного творчества;

Задание:

Зарисовки понравившихся костюмов. Подготовка рассказа на тему. Работа в группах.

Секреты народного быта

31

Экскурсия в музей

Экскурсия в музей народного быта( Музей хитрости и смекалки)

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы и ученика в отдельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задание: составление рассказа «Путешествие в музей».

32.

Экскурсия в музей

Экскурсия в музей народного быта (Утюга).

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; учиться высказывать свое предположение (версию);

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задание: составление рассказа «Путешествие в музей».

33-34

Подготовка итоговой работы.

Подготовка выставки. Выступления с презентациями в 5,6-х классах и начальной школе.

Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса и ученика в отдельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задание:

выступления с презентациями в 5,6-х классах и начальной школе.

Итого 34 часа

  1. Формы подведения итогов реализации программы

  • выставки, презентации
  • коллективные проекты
  • работа в парах, малых группах
  • индивидуальные работы

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Литература:

  • Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”
  • Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.
  • Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.
  • Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
  • Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 2.
  • Горяева Н.А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.» Учебник для 5 класса
  • Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.
  • Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных термин изд. Титул, 1996.
  • Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение, 2007.
  • Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель-АСТ, 2004
  • Кузин В. С., Кубышкин Э .И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 1997
  • Шпикалева Т. Я. Декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984
  • Величайшие творения человечества. Энциклопедия. Волгоград: Учитель- АСТ, 2001
  • Популярная художественная энциклопедия. Под редакцией В. М. Полевого. М.: Просвещение.1986
  • А.Ю.Андреева «Русский народный костюм». Санкт-Петербург «Паритет» 2011

Технические средства обучения

  • Компьютер с проектором.
  • Экспозиционный экран.
  • Образовательные ресурсы (диски)

Учебно-практическое оборудование

  • Краски акварельные, гуашевые.
  • Бумага А4.
  • Бумага цветная.
  • Фломастеры.
  • Восковые мелки.
  • Кисти беличьи, кисти из щетины.
  • Емкости для воды.
  • Клей.
  • Ножницы.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
  • "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
  • Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 4 типа (комплекса). Эти комплексы заметно отличаются друг от друга количеством и покроем входивших в них предметов одежды, временем возникновения и географией распространения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...