Конспект урока по изобразительному искусству УМК "Перспектива". Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Данилина Екатерина Владимировна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»

 

 

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения

народного промысла «Павловские платки»; формирование умения учащихся правильно

расположить рисунок, изображать орнаменты различного характера; развитие творческой фантазии

в украшении платка.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

  • понимать значение искусства в жизни человека и общества;

  • осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

 

Личностные:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

  • развитие творческого потенциала при выполнении задания.

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Набойка Цветочные узоры46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 19.04.19

Учитель: Расчектаева С.В..

Школа: 104

Студентки: Данилина Екатерина.

Класс: 3-в

Методист: Мотовилова Н.В.

Кабинет: 212

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема: «Цветочные узоры на Павловских платках. Русская набойка»

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «Павловские платки»; формирование умения учащихся правильно расположить рисунок, изображать орнаменты различного характера; развитие творческой фантазии в украшении платка.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • понимать значение искусства в жизни человека и общества;
  • осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

        Личностные:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • развитие творческого потенциала при выполнении задания.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива», 3 класс, презентация, гуашь, листы бумаги, кисти.


№ п\п

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

беседа

1 мин

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Садитесь, пожалуйста. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнём наш урок.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на работу.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Самоопределение (Л)

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

учебный диалог

1-2 мин

- Скажите, о какай теме вы говорили на прошлом уроке?

-Верно, мы сегодня снова отправимся в путешествие в город Павловский Посад, более подробно познакомимся с деревянной набойкой, с помощью которой мастера набивали рисунок на шалях и платках. Во время путешествия вы должны рисовать красивые платки для своих мам или бабушек. Будьте внимательны и аккуратны.

 - О Павло-пасадских платках

Слушают

 

Анализ (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Структурирование знаний (П)

3.

Постановка учебной задачи

Словесный метод:

учебный диалог

1 мин

-Наш сегодняшний урок посвящён цветочным узорам на Павло- посадских платках и русской набойке

- Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок?

- Хорошо, спасибо.

- Узнать, как создавался павловский платок. Изобразить Павловский платок

Целеполагание (Р)


Планирование (Р)

4.

Открытие нового знания

Словесный метод:

учебный диалог

10-12 мин

В Павлове шумели богатые ярмарки, на которых торговали тканями, хлебом, различными изделиями, и, конечно же, знаменитыми набивными Павловскими платками.

- Что изображалось на платках? Вспомните из прошлого урока.

- Верно, на них изображали красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы, которые сплетались в узоры — и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом.

-А почему их называют набивными? Давайте посмотрим небольшое видео. Да-к почему же их называли набивными?

-Во время просмотра видео, вы услышали новые слова, скажите какие?
-Кто может объяснить значение слов?
-Спасибо!
-Успех каждого платка начинался с творчества рисовальщика (художника), который создавал рисунок для ткани, затем этот узор переносился на набойную доску - специальную деревянную печатную доску с вырезанным рельефным узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки». На каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Вот так и возникло название «набойка», «набивная ткань».
-Вы уже знаете о мотивах павлов-х мастеров. Что является украшением Павловских платков?
- Назовите любимые цветы, которые изображали на платах.
- Заметьте, для большей выразительности узор был всегда очерчен тонким черным контуром.

Слушают

- Изображали различные цветы

Смотрят видеофрагмент

-Потому что деревянную форму устанавливали на ткань, а затем пристукивали сверху, чтобы краска отпечаталась на ткани.

-Мануфактура, набойка, фабрика.

Объясняют значение новых слов.

- Цветочные мотивы, геометрические узоры, восточные мотивы «опахало», «огурец».

- Роза, васильки, маки, пионы, ромашки и другие садовые и полевые цветы.

Анализ (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Структурирование знаний (П)

Анализ (П)

Поиск и выделение необходимой

информации (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Анализ (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

5.

Первичное закрепление в устной речи

Словесный метод:

учебный диалог

4-5

 мин

- Ребята, давайте посмотрим на платок как на цельную, замкнутую композицию. В ней существует опред-й порядок в расположении элементов. Что такое орнамент. Прочитайте со слайда.

-Скажите, как понять симметричный рисунок или ассиметричный?

-Обратим внимание на цветовое решение. П. п. может быть оформлен в тёплой цветовой гамме, холодной, или контрастной.   Вдоль сторон платка выполняется кайма. (на слайде)Она может быть широкая или узкая. При этом центр оформляется мелким геом-м рисунком.

- А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка для глаз

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полёт!

Правое крыло отвёл.

Левое крыло отвёл.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу!

Поднимаюсь и лечу,

Возвращаться не хочу!

- Орнамент- узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов.

-Сложить пополам (одна часть рисунка при складывании платка должна соот-ть другой).

Соотносят

Выполняют физкультминутку

Анализ (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

Анализ (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный метод:

учебный диалог

Практический метод:

практическая работа

20-25 мин

- Хорошо, закончили. Прежде чем вы будете изображать павловский платок, я вам покажу, как это можно сделать. Сели хорошо, руки положили на парты, ничего не трогаем, внимательно слушаем.

- Сегодня мы будем заниматься набойкой узора на платках

Посмотрите внимательно у меня есть вот такие эмитированные набойки, сделанные из многослойного картона, с помощью которых мы сделаем набивку.  

- Я буду изображать ПП в тёплых цветах. Я уже придумала композицию и начинаю её изображать.

Пед. показ

- Молодцы! А теперь можете начинать!

Воспринимают информацию

Внимательно слушают

Смотрят

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Структурирование знаний (П)

7.

Включение в систему знаний, повторение

Наглядный метод:

демонстрация материалов

1 мин

- Итак, заканчиваем работу, наводим порядок на рабочих местах, моем кисточки, выливаем воду, убираем гуашь.

- Ребята, давайте сделаем выставку наших работ на полу. Посмотрите на работы друг друга. Какие они красивые!

- Теперь вы знаете, как мы можем изобразить павловский платок.

Наводят порядок на столах

Рассматривают работы


Действие нравственно-этического характера (Л)

8.

Рефлексия по продукту деятельности

Словесный метод:

учебный диалог

3

мин

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Нам удалось их выполнить?

-Какой рисунок вам кажется наиболее интересным? Почему?

-Что особенно интересное узнали на уроке?

-Всем спасибо за урок.

 -Узнать, как создавался павловский платок. Изобразить Павловский платок

-Да

Отвечают на вопросы

Оценка (Р)

Самооценка (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Русская народная одежда».

Цели урока: знакомство учащихся с народными традициями и историей русского костюма; развитие творческие способностей; воспитание эстетико-художественного восприятия мираЗадачи:- познакомить учащихся с...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка» 3 класс

Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка»...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений об украшениях, которые создала природа; способствование развитию видеть прекрасное в окружающем нас мире; способствование развитию своего отн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Цветы России на павловских платках» 3 класс УМК «Перспектива»

Цель деятельности учителя: формирование интереса к народной культуре посредством изучения народного промысла «павловские платки».Планируемые результатыПредметные:приобретают практичес...