Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Чемоданова Наталия Вячеславовна

Программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pvr_smotryu_na_mir_glazami_hudozhnika.docx338.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Приложение к аттестации Чемодановой Н.В\Раздел 2.1\014.jpg

I. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов разработана на основании:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта (2009г.);
  • Авторской программы Е.И. Коротеевой  художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва,  «Просвещение», 2014 г., - 111 с.- (Стандарты второго поколения)

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве и творческой деятельности.
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
  • освоение детьми основных правил изображения;
  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
  • развитие стремления к общению с искусством.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи:

  • умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
  • развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Согласно образовательной программе начального общего образования и календарному графику школы, рабочая программа курса  по внеурочной деятельности  для 1-4 классов предусматривает обучение в объеме  1 часа в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что учебный год в 1 классе составляет 33 рабочие недели, в 1 классе сокращено количество учебных часов с 34  до 33 часа в год (были сокращены часы на изучение радела    «Работа с природными материалами» с 3 часов до 2 часов).  Во 2 - 4 классах количество учебных часов составляет 34 часа. Таким образом, рабочая программа 1-4 классов рассчитана на 135 часов

Программой предусмотрено проведение:

  • в 1 клссе -33 практические работы;
  • во 2 клссе -34 практические работы;
  • в 3 клссе - 34 практические работы;
  • в 3 клссе - 34 практические работы.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретические занятия:

  • Беседа.
  • Сообщения.
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы.
  • Выставки декоративно-прикладного искусства.
  • Коллективные творческие дела.
  • Викторины.
  • Практические работы.

         Ведущие формы организации занятий по программе:

  • Групповые (творческие мастерские).
  •  Индивидуальные  (самостоятельная работа).
  •  Коллективные (занятия, экскурсии, игра).

На занятиях по программе используются  методы: 

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный контроль, методы самоконтроля).

         Текущий контроль осуществляется с помощью практикума в форме практических работ и практических заданий, фронтального опроас, опроса в парах, выставок творческих  (индивидуальных и коллективных) работ. Тематический контроль осуществляется по завершению изучения темы в форме викторины, беседы, отчетной выставки.

2.  Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Общая характеристика внеурочной деятельности  соответствует авторской программе Е.И. Коротеевой  художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва,  «Просвещение», 2014 г., с - 22.

3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.

Всего на освоение программы по художественно-эстетическому  направлению 1 – 4  классов  «Смотрю на мир глазами художника»   по внеурочной деятельностй  выделяется 135 часа, то есть по 1 часу в неделю, в 1 классе - 33 учебных недели, во 2-4 классах - 34 учебных недели в год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.  

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

 Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают   одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.

 Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучащихся.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

 Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  рассчитано на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • учебно – познавательный интерес к   изобразительному искусству;
  • толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных ценностей и духовных  традиций
  • навык самостоятельной работы  и работы в группе,  при выполнении практических творческих работ;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • самооценка на основе критерия успешности деятельности;
  • трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

  • устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметные рузультаты:

  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
  • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства,  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
  • осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Предметные результаты:

  • уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  • сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их   чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
  • выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
  • воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
  • создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

6. Содержание курса внеурочной деятельности.

Содержание курса соответствует авторской программе Е.И. Коротеевой  художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», изданной в сборнике «Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование». Под редакцией В.А. Горского. – 4е изд. - Москва,  «Просвещение», 2014 г., с – 24-29.

7. Тематическое планирование.

п/п

        

Разделы и темы

Количество часов

В авторской программе

 В  рабочей программе

1 класс.

1

Живопись

10

10

2

Графика

9

9

3

Скульптура

4

4

4

Аппликация

4

4

5

Бумажная пластика

3

3

6

Работа с природными материалами

3

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

1

Итого

34

33

2 класс.

1

Живопись

11

11

2

Графика

10

10

3

Скульптура

3

3

4

Аппликация

4

4

5

Бумажная пластика

3

3

6

Работа с природными материалами

2

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

1

1

Итого

34

34

3 класс.

1

Живопись

11

11

2

Графика

10

10

3

Скульптура

4

4

4

Аппликация

4

4

5

Бумажная пластика

2

2

6

Работа с природными материалами

2

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

1

Итого

34

34

4 класс.

1

Живопись

12

12

2

Графика

11

11

3

Скульптура

4

4

4

Аппликация

4

4

5

Бумажная пластика

1

1

6

Работа с природными материалами

1

1

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

1

1

Итого

34

34

Всего за 1-4 классы.

1

Живопись

44

44

2

Графика

40

40

3

Скульптура

15

15

4

Аппликация

16

16

5

Бумажная пластика

9

9

6

Работа с природными материалами

8

7

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

4

4

Итого

136

135

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:

  • Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
  • Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
  • Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  • Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
  • Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.

Информационное обеспечение учебного процесса:

Технические средства обучения.

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

Интернет-источники

  • www.mon.gov.ru  -      Министерство образования и науки РФ.
  • www.standart.edu.ru - Сайт Федерального государственного
  • образовательного стандарта второго поколения.  
  • www.ed.gov.ru  -        Федеральное агентство по образованию.  
  • www.prosv.ru  -          Издательство «Просвещение».      
  • www.school.edu.ru -   Российский общеобразовательный Портал.
  • www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых  образовательных ресур  
  • http://festival.1september.ru.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  • www.prosv.ru/umk/konkurs - Конкурс «Учитель - Учителю». Материал ежегодного творческого конкурса «Учитель-Учителю».
  • www.np.prosv.ru - Наглядные пособия.

        

        

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс

По плану

Фактически

Живопись (10 часов)

Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

1

Исследование, наблюдение сравнение предметов (форма, размер, цвет, характер, детали).

Что такое живопись.

1

Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи.

Три основных цвета.

1

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых оттенков.

Тёплые цвета. Осенние листья.

1

Анализ приема получения живописного пятна. Исследование особенностей строения разных форм листьев, деревьев.

Холодные цвета. Рисуем воду.

1

Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

Цветовое пятно. Рыбки.

1

Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей рыб. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью)

Цветовое пятно. Рисуем деревья, пейзаж.

1

Создание композиции пейзажа, используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью.

Насыщение цветового пятна белым цветом. Небо.

1

Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна.

 Насыщение цветового пятна чёрным цветом.

1

Составление разнообразных оттенков цветов. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

Изображение животных, птиц.

1

Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Прорисовывание конструктивных деталей контуром.

Графика (9 часов)

Техника «Граттаж» паутинка.

1

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

Творческая работа «Коралловый риф».

1

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

Техника «Цветные карандаши» штрихи, упражнения.

1

Выполнение упражнений: линий разного вида, штриховки.

Техника «Цветные карандаши, фломастеры» узоры.

1

Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами. Составить орнамент из геометрических фигур в квадрате.

Техника «Фломастеры» попугай.

1

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы.  Деление целого на части.

Техника «Чёрный фломастер» зимнее дерево.

1

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Реализация выразительного, яркого образа. Анализ формы.

Техника «Чёрный фломастер» зимний лес.

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

Техника «Восковой мелок и акварель» снежинки.

1

Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью.

Линия, штрих, пятно «Сказочный замок»

1

Композиционное решение рисунка, анализ геометрических форм, линейное построение рисунка, цветовое пятно.

Скульптура (4 часа)

Симметрия, пропорции. Насекомые (пластилин).

1

Анализ конструктивной формы насекомых. Использование в работе приёмов лепки.                                          

Лепка из жгутиков (пластилин) улитка.

1

Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.

Рельеф (тесто из газет), рыбка.

1

Заготовка материала, применение в работе приёмов лепки. Сравнение приемов лепки из пластилина и теста. Моделирование композиции «Подводный мир». Оформление работы в цвете.

Объёмная лепка, транспорт.

1

Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.

Аппликация (4 часа)

Аппликация из бумаги «На даче» из деталей квадрата, прямоугольника.

1

Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей.

Обрывная аппликация из бумаги «Жук на листочке».

1

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации.

Аппликация «Осенний ковёр».

1

Заготовка деталей композиции, анализ конструктивных форм листьев, цветовое решение.

Объёмная аппликация «Зимний пейзаж».

1

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой.

Бумажная пластика (3 часа)

Солнышко и полянка на плоскости.

1

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой.

Цыипленок на плоскости.

1

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Колокольчик из конуса.

1

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса (колокольчика

Работа с природным материалом (2  часа)

Аппликация из семян клёна «львёнок».

1

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

Овечка из чечевицы.

1

Составление объёмной композиции, соединение деталей.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы  учебного

времени

Характеристика основной деятельности ученика

Сроки проведения

Примечания

По плану

По плану

        Живопись (11 часов)

Игра с красками. Основные цвета.

1

Знакомство с понятием – живопись. Разнообразие жанров живописи. Анализ картин художников. Смешивание и получение новых оттенков красок.

Тёплые цвета

1

Классификация  основных цветов, их сравнение и различение. Смешивание красок для получения новых тёплых оттенков.

Холодные цвета.

1

Анализ приема получения живописного пятна. Смешивание красок для получения новых холодных оттенков.

Осенняя грусть (пейзаж).

1

Сравнение оттенков одного цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах.

Натюрморт «Цветы».

1

Анализ, сравнение формы, цвета, разновидностей цветов. Применение в работе разных видов линий, мазков (работа кистью).

 Рисуем деревья (сказочные образы).

1

Создание композиции пейзажа с изображением сказочных форм деревьев (развитие фантазии, воображения), используя технику акварели. Совершенствовать приёмы работы кистью, акварелью.

Насыщение цветового пятна белым цветом. Зима.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Составление сюжетной композиции на заданную тему.

Композиция «Зимние игры, забавы».

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

Изображение животных, птиц.

1

Работа в технике мазок, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  Прорисовывание конструктивных деталей контуром.

 Насыщение цветового пятна чёрным цветом.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветового пятна. Анализ, сравнение при добавлении белой и чёрной краски.

Первоцвет.

1

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике акварели.

                Графика (10 часов)

Упражнения (штрихи).

1

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

Объёмные предметы (простой карандаш).

1

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки. Передать объем предметов за счёт светотени.

Поздняя осень (пейзаж).

1

Выполнение цветового пятна карандашами и добавление контурного прорисовывания деталей фломастерами.

Зарисовки птиц (фломастеры).

1

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы Деление целого на части.

Упражнения (штрихи).

1

Выполнение упражнений в выполнении линий разного вида, штриховки.

Техника «Чёрный фломастер» лес.

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

Техника «Восковой мелок и акварель» узоры.

1

Выполнение линейного рисунка восковыми мелками, заливка цветового пятна акварелью. Составить растительный орнамент в полосе (ткань, обои), используя элементы чередования, повторения.

Граттаж «Сказочный замок»

1

Работа в технике «Граттаж», соединение в работе разных материалов. Анализ этапов выполнения работы в технике «Граттаж».

Изображение животных (восковые мелки).

1

Анализ конструктивных форм, техники выполнения работы восковыми мелками.

Весенние ручейки (цветные карандаши).

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

Скульптура (3 часа)

Лепка собаки.

1

Анализ конструктивной формы животных. Использование в работе приёмов лепки.

Объёмная лепка транспорт.

1

Анализ конструктивной формы изделия, этапы выполнения изделия.

Рельеф. Орнамент из глины.

1

Анализ конструкции транспорта, применение в работе приёмов конструктивной лепки.

Аппликация (4 часа)

Аппликация «Зимний пейзаж».

1

Создание композиции в технике аппликации на тему. Планирование этапов работы при заготовке, соединении деталей. Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон).

Объёмная аппликация из бумажных комков.

1

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации из бумажных комков.

Обрывная аппликация из бумаги «Натюрморт».

1

Подготовить эскиз работы, анализ выполнения работы в технике обрывной аппликации. Подготовить эскиз.

 Аппликация из ткани.

1

Составление сюжетной композиции на заданную тему. Применение в работе разных приёмов работы с бумагой Сочетание в работе разных материалов (ткань, вата, бумага, картон).

Бумажная пластика (3 часа)

Дерево из мятой бумаги.

1

Знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Композиция из мятой бумаги «Опушка леса».

1

Работа с использованием мятой бумаги, скручивание.  Способы декоративного оформления готовых работ.

Силуэты героев сказок Пушкина

1

Выполнение работы с использованием шаблона, приёмы скручивания при получении конуса. Украшение изделия.

Работа с природным материалом (2  часа)

Аппликация из семян клёна «корзина»

1

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

Рыбки из грецких орехов

1

Выполнение работы с использованием аппликации из разных природных материалов по рисунку.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы  учебного

времени

Характеристика основной деятельности ученика

Сроки проведения

По плану

Фактически

Примечания

Живопись (11 часов)

Смешанные цвета и их особенности.

1

Составлять разнообразные оттенки цвета. Создание цветовых пятен.

Осеннее настроение.

1

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

Образ дерева

1

Передача характера различных видов деревьев

Родственные цвета.

1

Составление композиции «Зеленный лягушонок в зеленом болоте».

Контрастные цвета. Зонтики.

1

Беседа о первичных представлениях контраста темного и светлого пятен.

Зарисовка фруктов и овощей.

1

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Зарисовка вазы с веточками рябины

1

Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Живописные техники.

1

Изучение способов наложения красок  по сырому или просохшему листу.

«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.

1

Знакомство с приемом тампования. Составление композиции.

Изображение доброго и злого сказочного образа

1

Изображение сказочного героя по представлению. Способы передачи эмоционального состояния человека

Живописный прием подмалевок. «Зимняя красавица».

1

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

Графика (10 часов)

Техника рисования цветным карандашом и фломастером.

1

Работа в технике рисования цветным карандашом и фломастером.

Линия в пространстве

1

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.

Рисунок шара.

1

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.

Рисунок куба.

1

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок домика.

Техника печати «сухой кистью»

1

Изображение животных и кроны деревьев на картоне

Создание графических образов. Зарисовка.

1

Работа гелевой ручкой. Изображение цветов – астр.

Рисование без отрыва от плоскости.

1

Изображение животных и крон деревьев на картоне

Штриховка. «Идет дождь»

1

Применение в рисунке разных выразительных средств (линия, штрих).

Зимний сад

1

Упражнения по прорисовке перспективного сокращения объемных предметов.

Создание графических образов

1

Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.

Скульптура (4 часа)

Наши друзья – животные.

1

Знакомство со способами и правилами работы с пластилином скатывание, сплющивание, вытягивание).

Птицы в полёте.

1

Лепка птиц. Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

Коллективная  работа «Разноцветный зоопарк»              

1

Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных  

Брошь из массы для лепки.

1

Лепка декоративного украшения

Аппликация (4 часа)

Использование фломастеров в аппликации «Замок».

1

Понятие аппликация, разметка деталей по шаблону, способом складывания. Правила работы с ножницами, клеем. Использование фломастеров в аппликации

Декоративная аппликация «Веер»

1

Основы композиционного решения, разметка деталей, этапы выполнения.

Работа над сюжетной аппликацией «Букет сирени».

1

Обрывная аппликация, заготовка материала, этапы выполнения работы.

Аппликация «Чаепитие»

1

Понятия (объёмная аппликация), создание композиции на заданную тему. Свойство бумаги (сминание, скручивание).

Бумажная пластика (2 часа)

Балерина в пачке.

1

Освоение  приемов художественной обработки бумаги.

Панно «Бал во дворце»

1

Освоение техники  работы с бумагой.

Работа с природным материалом (2  часа)

Найди свой образ

1

Нахождение  в камнях образа с последующей дорисовкой

Флористическая композиция «Сказочная поляна»

1

Сравнение свойств различных природных материалов: листьев, шишек, желудей, каштанов. Составление композиции.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подведение  итогов работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.

4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы  учебного

времени

Характеристика основной деятельности ученика

Сроки проведения

По плану

Фактически

Примечания

Живопись (12 часов)

Основные законы живописи.

1

Представление законах  живописи.  Заочная экскурсия в картинную галерею. Виды жанров живописи.

Цветовой спектр.

1

Беседа. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.

Разнообразие цвета, светлота, насыщенность.

Красоту нужно уметь замечать. Монотипия.

1

Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Знакомство с техникой монотипии.

Выполнение упражнений  «Цветные тени»

1

Изображение цветового этюда с

различным цветовым решением.

«Прощай осень».

1

Знакомство с  композициями выдающихся художников на тему осени: И. И. Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Опавшие листья». Беседа о красоте осенней природы.

Учить выражать свое отношение к красоте осенней природы.

Линия горизонта, передний и дальний план, композиционный центр.

Герой рнародной сказки

1

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов, Билибин) и беседа о красоте мира сказок. Процесс работы над композицией, сюжет, главное и второстепенное, композиционный центр.

Колективное панно «Павлин»

Знакомство с законами  построения орнаментов: симметрией, чередование элементов. Создание декоративного панно.         

Законы композиции. Композиционный центр.

1

Развитие навыков грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.

Свет, тень, оттенок.

1

Знакомство с понятиями: свет, тень, оттенок. Закреплять знания о теплых и холодных, дополнительных  цветах, понятие «цветовой контраст». 

 «История из предметов»

1

Составление композиции. Пере-

дача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Скатерть самобранка

1

Развитие композиционного мышления и воображения. Создание декоративного панно.

«Цветущий луг». Знакомство с приемом тампования.

1

Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)

Графика (11 часов)

Выразительные средства графики.

1

Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

Приемы работы с мелом.

1

  1. Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

Космический пейзаж.

1

Понятие пейзаж, линейная и воздушная перспектива. Линейно-конструктивное построение рисунка. Линия, штрих, пятно.

Приемы работы с углем и сангиной.

1

Создание композиции рисунка, применение разных линий, используя ритм пятен.

В зоопарке.

1

Анализ формы, цвета. Поэтапное выполнение рисунка птицы.  Деление целого на части.

Книжная графика.

1

Знакомство с книжной графикой. Анализ, сравнение книжной графики со станковой.

Иллюстрация к сказке

1

Формирование композиционных навыков. Линейно-конструктивное построение рисунка.

Шрифт. Буквица.

1

Знакомство с понятием шрифти его составными элементами. Выполнение  эскиза буквицы.

Приемы работы гелевой ручкой.

1

Знакомство с индивидуальнымиособенностями художественных материалов.

Ветка сакуры.

1

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике гелевая ручка.

Пришелец из далекой галлактики.

1

Анализ, сравнение конструктивных форм, цвета. Линейное построение рисунка, работа в цвете в технике гелевая ручка.        

Скульптура (4 часа)

Лепка колокольчика.

1

Знакомство с выразительными возможностями материала для лепки — глины.

Лепка лошади.

1

Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-анималистов. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

Лепка на картоне сказочного героя

1

 Освоение приемов объёмной, плоскостной  работы с пластилином.

Рельеф «Маска»

1

 Освоение приемов объёмной, плоскостной  работы с пластилином.

Аппликация (4 часа)

Аппликация «Родные просторы» из листьев.

1

Создание небольших пейзажей из природных материалов.

Объемная аппликация. Сова

1

Освоение приемов объёмной аппликацией.

Аппликация «Сказочный сад».

1

Беседа о технике «вырезанная аппликация».

Аппликация из ткани  «Ковер» (коллективная работа)

1

Освоение приемов аппликации из ткани. Ознакомление с условиями коллективного творчества.

Бумажная пластика (1 час)

Балерина в пачке.

1

Трансформация плоского листа бумаги и освоение его возможностей.

Работа с природным материалом (1  час)

Проект «Уголок природы»

1

Создание небольших объёмных пейзажей из природных материалов.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

Подводится итог работы каждого участника кружка, обсуждение лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г

Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся  у некоторых народов  с древнейших времён....

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми иде...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

Программа внеурочной деятельности по самбо 1-4 класс и КТП 1-4 классы

Программа разработана на основе примерной рабочей программы учебного модуля "самбо"  для образовательных организаций реализующих проект "Самбо в школу" г. Краснодар 2021г....