Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми идет по основной теме "Цвет вокруг нас" (Программа Берко О.А. " Я иду по Радуге").

В данном материале дана пояснительная записка и календарное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_postroim_radugu.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

"МЫ   ПОСТРОИМ  РАДУГУ"

"Смотри как схожи

Душевный мир и радуги убранство.

Та радуга и жизнь- одно и тоже!"

И. Гёте

Пояснительная записка:

 Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса

к учению, формирование желания и умения учиться;

- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления  разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся

            Значение курса «Мы  построим Радугу» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о цвете, о значении цвета в природе и жизни человека, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих  компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. При формировании данных умений и действий происходит развитие исследовательских навыков младших школьников

           Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребёнка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребёнка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм.

Особенностью программы "Мы построим Радугу" состоит в том, что развитие общих исследовательских умений и навыков идет через основную тему- Цвет вокруг нас.

Данная проблема связана непосредственно с этическим развитием ребенка которое начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Поскольку, эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержания должно охватывать изучение  и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, хореографии…Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.  «Прекрасное есть жизнь. Прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова она должна быть по нашем понятиям. Прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» это слова Чернышевского

Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которое необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Цель данной программы - трансформация процесса развития интеллектуально - эстетического и творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

  1. развивать познавательные потребности и способности  младших школьников;
  2. расширение и углубление знаний о цвете (основные цвета и оттенки, холодные и теплые тона, хроматические и ахроматические цвета); символике цвета, роли цвета в жизни людей (быту, одежде), в природе, в произведениях изобразительного искусства;  о связи цвета и музыки;
  3. обучать детей специальным знаниям  для проведения самостоятельных исследований
  4. формировать знания о взаимосвязи цвета и эмоционального состояния людей, влияние цвета на здоровье людей.
  5. формировать и развивать  умения и навыки исследовательского поиска.
  6. формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

Содержание программы      

Данная программа включает четыре относительно самостоятельные подпрограммы:

  1. Теоретическая часть- "Цвет вокруг нас"

Знания учащихся расширяются получением информации о теплых и холодных тонах

(синий, желтый, красный, оранжевый, зеленый, фиолетовый, розовый, серый, коричневый),

 ахроматических и хроматических(белый, черный-серый), основных и дополнительных цветах; значение цвета в жизни людей; цветовая символика, цвет в искусстве; подбор цветовой шкалы к произведению, значение холодных и теплых тонов в интерьере, в одежде, при изготовлении различных предметов 

  1. Тренинг исследовательских способностей

             В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска, а именно:

  1. видеть проблемы
  2. ставить вопросы
  3. выдвигать гипотезы
  4. давать определение понятиям
  5. классифицировать
  6. наблюдать
  7. проводить эксперименты
  8. давать умозаключения и делать выводы
  9. структурировать материал
  10. готовить тексты собственных докладов
  1. объяснять, доказывать и защищать свои идеи
  1. Самостоятельная исследовательская практика

    Основное содержание работы- проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

  1. Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

  1. положительное отношение к исследовательской деятельности;
  2. интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  3. ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. выраженной познавательной мотивации;
  2. устойчивого интереса к новым способам познания;
  3. адекватного понимания причин успешности/ неуспешности  исследовательской   деятельности;
  4. стремления к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия

             Обучающийся научится:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  3. планировать свои действия;
  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  5. адекватно воспринимать оценку учителя;
  6. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. проявлять сознательную инициативу;
  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
  1. Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. осуществлять поиск нужной информации с использованием  литературы и Интернета;
  2. использовать знаки, символы, модели, схемы для представления своих результатов;
  3. высказываться в устной и письменной форме;
  4. анализировать объекты, выделять главное;
  5. осуществлять синтез;
  6. проводить сравнение, классификацию;
  7. оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент и т.д.
  8. видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. допускать существование различных точек зрения;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. договариваться, приходить к общему решению;
  4. соблюдать корректность  высказываниях;
  5. задавать вопросы по существу;
  6. контролировать действия партнера;
  7. владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  2. аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  3. допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  4. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам св сотрудничестве необходимую помощь.

Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится из расчета 34 часа  в год

Тематическое планирование

по программе "Мы построим Радугу" (34 ч)

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

Дата проведения

по плану

факт.

Научные исследования и наша жизнь

Вводная беседа

7.09

Методы исследования

Практическая работа на тему "Цвет и свет"

Рассказ учителя.

Практическая работа

14.09

Наблюдения и наблюдательность

Практические задания по развитию наблюдательности во время проведения

Экскурсии  в парк "Цвет в природе"

Коллективная беседа. Экскурсия.

Мини- конференция

21.09

27.09

5.10

Наблюдения и наблюдательность

Ахроматические и хроматические (белый, черно-серый), основные и дополнительные цвета

Презентация учителя и рассказ. Создание творческой работы. Практическая работа.

Мини-конференция

12.10

Эксперимент- познание в действительности

Практическая работа "Холодные и теплые тона"

Презентация и рассказ учителя. Практическая работа. Самостоятельная работа- эксперименты в

домашних условиях

19.10

26.10

Интуиция и создание гипотез

Практическая работа "Цвет и оттенки"

Знакомство с новым понятием. Практические задания на продуцирование гипотез. Практическое задание по созданию и  проверке своих гипотез.

16.11

23.11

Правильное мышление и логика

Практическое задание "Как сделать обобщение"

Вводная беседа. Практическое задание на анализ и синтез.

Мини-конференция

23.11

30.11

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

Опрос учеников о выборе любимого цвета

Коллективная беседа "Умные и глупые вопросы"

Практическое занятие по развитию умений слушать и задавать вопросы.

Опрос учеников друг друга

7.12

Семинар "Как подготовиться к защите"

Практическая работа. Мини-конференция

14.12

Цвет в живописи

Экскурсия в художественный музей

21.12

Подбор цветовой шкалы к музыкальному произведению

Практическая работа. Творческое задание. Выставка работ

18.01

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования под общей темой "Цвет вокруг нас"

Коллективное обсуждение. Выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

25.01

"Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практическая работа по планированию исследовательской работы.

Изложить вопросы, которые собирается решить исследователь

1.02

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Практическая работа "Выявление логической структуры текста"

Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическое задание "Что сначала, что потом"

8.02

Ассоциации и аналогии. Суждения. Умозаключения. Выводы. Искусство делать обобщения.

Практическая работа

15.02

Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Коллективное обсуждение проблем :

"Что такое защита",

"Как правильно делать доклад", "Как отвечать на вопросы"

22.01

"Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований"

Индивидуальная и групповая работа. Самостоятельная работа детей. Создание творческих работ.

1.03

Участие в защитах исследовательских  работ и творческих проектов учащихся

Заслушивание всех докладов об итогах проведения исследовательских работ и выполненных проектах. Вопросы к авторам. Высказывание собственных суждений

9.03

15.03

22.03

Подготовка собственных работ к защите

Создание схем, рисунков, творческих работ. Индивидуальная и групповая работа

5.04

12.04

19.04

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов на тему "Цвет вокруг нас"

Доклады детей. Вопросы и ответы.

26.04

3.05

10.05

17.05

24.05

Заключительное занятие

Рефлексия. Оценка  учащимися своей работы в течении года. Обобщение.

30.05

Литература:  

1. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.- под ред.В.А. Горского, Москва «Просвещение» 2011

2.  Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников», Волгоград Изд. «Учитель» 2011

3. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живопись». М.: Искусство, 1986 г.

4. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве».

http://www.wassilykandinsky.ru/book-116.php

5. Пифагорейская теория музыки и цвета

http://www.jungland.ru/node/2266

6. Цвет ( Фэн Шуй)

http://www.01j.ru/002/22.html

7. Йоханнес Иттен "Искуство цвета", Издательство: Д. Аронов, 2010 г.

8.  Я.Л.Обухов «Символика цвета»

http://www.videoton.ru/Articles/sym_color.html

9. Савенков А.И. "Я- исследователь": рабочая тетрадь для младших школьников - Самара: Издательство "Учебная литература", 2010

10.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара : Издательство "Учебная литература", 2011

11. Савенков А.И. "Психология исследовательского обучения"- М.: Академия, 2005

9. Ческидова И.Б.«Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе»(Автореферат диссертации) Екатеринбург – 2009

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=147


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"

Данные  образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-приклад­ного искусства.  Самостоятельная  или управляемая  проектная...

Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам

Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на  программе Ольги Холодовой  Юным умникам и умницам.1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...