План -конспект урока ИЗО во 2 кл на тему: "В мастерской мастера-гончара"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

План- конспект урока ИЗО во 2 классе на тему: "В мастерской мастера-гончара"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО во 2 классе
ТЕМА: «В МАСТЕРСКОЙ МАСТЕРА-ГОНЧАРА»

Педагогические цели: способствовать формированию пред-ставления о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира; создать условия для углубления эстетического восприятия учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце; содействовать формированию художественно-графических умений: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: в познавательной сфере – осваивают основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – овладевают художественным (эстетическим) вкусом; в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют художественный вкус, воображение, фантазию; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личностные: овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий; умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; видят, воспринимают и передают в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи; овладевают навыками использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Метапредметные: активно используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием.

Тип урока: формирование новых знаний (урок-повтор и вариация).

Форма урока: урок-путешествие.

Вид занятия: рисование по образцу (декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики).

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: керамика, гончар, гончарное искусство, орнаментальная роспись, балхарское керамическое искусство, чернофигурные и краснофигурные вазы.

Оборудование: акварель, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, меандр.

Образовательные ресурсы:  презентация  «Гончарное  искусство».

Зрительный ряд: фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана; фото: балхарская посуда,  балхарский сосуд (З. Умалаева), древнегреческие вазы.

Литературный ряд: стихотворения и загадки о керамических изделиях.

Сценарий урока

I. Мотивирование  к  учебной  деятельности  (организационный момент).

Проверка готовности учащихся к уроку, смачивание красок, приветствие учащихся:

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

II. Постановка учебной задачи.

– Справедливы слова поэта К. Бальмонта:

Земля, ты так любви достойна

За то, что ты всегда иная.

– Как вы понимаете эти слова?

– Действительно, удивительна красота нашей планеты: все живое на ней, земные пространства и водные просторы, города и страны и, конечно, люди. А какими красивыми могут быть их дела!

– Отгадайте загадку:

В земле я родился,

В огне закалился.

                (Горшок.)

Предлагает сформулировать тему и учебные задачи урока.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа «В мастерской мастера-гончара. Узнай тайну рождения древних сосудов».

– Почему про горшок говорят, что он в земле родился?

– Верно, глину добывают в земле. Она бывает разных цветов: белая, красная и даже чёрная. А какие еще сосуды делают из глины?

– Правильно, это различная утварь для хранения продуктов, готовки и подачи пищи на стол: кринки, кувшины – для молока, сметаны, сливок; корчаги – для воды; емкости для хранения масла и других продуктов; сковороды и горшки для варки и жарки, всевозможные миски и тарелки для еды, квасники и прочие сосуды для напитков. Пластические свойства глины и богатство керамического декора позволяют создавать и скульптуру, панно, вазы, игрушки, украшения и другие керамические изделия.

– Изделия и материалы из глин и их смесей, закрепленные обжигом, называют КЕРАМИКОЙ. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали мастера.

– А  как  называют  мастеров,  которые  работают  с  глиной, и их искусство?

– Верно, они носят красивое название ГОНЧАРЫ, а искусство называется ГОНЧАРНЫМ. (Презентация «Гончарное искусство» (см. Приложение, слайд 1.)

– А вот какое стихотворение про глиняную миску сочинила Ольга Ткаченко:

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром кручённая,

В печи обожжённая,

От кувшина – низка

Глиняная… (миска).

– Посмотрите, какие чудесные керамические сосуды создают современные гончары (слайды 2–5).

– Ремесло гончара – одно из самых древних. Человек начал лепить из глины еще в каменном веке.

 Глину для изделий гончар ищет самостоятельно.

 Гончарное дело требует хорошего физического состояния человека.

 Во время производства изделия гончар должен быть настроен на позитивный лад – тогда и изделия получаются крепкими и красивыми.

 Гончар должен обладать творческим мышлением и задатками художника, чтобы изделия получались красивые.

– А сейчас я вас приглашаю в мастерскую гончара. Давайте посмотрим, какие инструменты ему необходимы (слайд 6).

– Гончарный круг в далекие времена и сегодня – верный помощник мастера (любой страны мира). Именно на нем он превращает кусок глины в удивительные по красоте и форме сосуды.

– Чем можно украсить керамические изделия? (Орнаментальной росписью, лепкой.)

– Декор изделия зависит от его формы. Рассмотрите изделия балхар-ских мастеров на слайде 7 презентации, в учебнике на с. 26 и в творческой тетради на с. 10.

– Что вы можете сказать о самом узоре, как он расположен на разных изделиях и о цвете декора?

– Балхарское керамическое искусство насчитывает несколько сотен лет. Сосуды балхарских мастериц отличает изумительный орнаментальный узор, неразрывно связанный с формой сосуда. Каждое изделие поражает особой стройностью, грациозностью и плавностью линий, импровизационностью орнаментальных линий и композиций, основанных на многовековом традиционном опыте. Мастер наносит узор белой глиной.

– А теперь я вас прошу внимательно рассмотреть древнегреческие вазы. (Слайд 8; учебник, с. 26; творческая тетрадь, с. 11.)

– В чем сходство и отличие этих ваз?

– Цвет обожженной глины по-разному сочетается в изделиях с цветом декора (узора), украшающего изделия. Греческий мастер использует черный цвет в изображении орнамента и декоративной композиции (чернофигурные и краснофигурные вазы).

– Очень важно для обоих мастеров, чтобы силуэтность декоративного изображения хорошо гармонировала с поверхностью сосуда и сохраняла ее.

– Внимательно рассмотрите элементы орнамента. Какие знакомые символы вы видите?

– В росписи обоих мастеров используются в основном растительные мотивы, а также магические знаки плодородия. Изображения круга (в том числе с крестом внутри), ромба, квадрата издревле распространены у многих народов мира. Они являются символами солнца, воды, плодородия либо имеют значение оберегов и благожеланий.

 Физкультминутка

– А теперь мы отдохнем,

На разминку в лес пойдём…

Все сейчас мы тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

2. Формирование практических умений.

Тайна рождения древних сосудов. Украшение силуэтов сосудов по мотивам традиционных балхарских и греческих орнаментов.

 Народные мастера Балхар и Древней Греции очень просят помочь им расписать керамические сосуды в творческой тетради на с. 10–11.

Упражнение 1. Повторите белой гуашью узоры балхарских мастеров в творческой тетради на с. 10. Нанесите узоры на кувшин для воды. Рисуйте кистью.

Упражнение 2. Рассмотрите  природную основу созданного сотни веков назад орнамента Древней Греции в творческой тетради на с. 11. Геометрический орнамент волны, или МЕАНДР, передает бесконечность движения (слайд 9).

А в орнаменте из ПАЛЬМЕТТ запечатлены ветки пальмы. Греческие орнаменты встречаются не только в керамике, а и в украшении зданий.

Дорисуйте орнаменты, украшающие вазы из Древней Греции. Распишите силуэты вазы по мотивам греческого орнамента в творческой тетради на с. 11.

– Народные мастера дают нам несколько советов, которые помогут справиться с заданием:

 орнамент рисуем сразу кистью;

 самые крупные элементы орнамента изображаем на верхней, самой выпуклой поверхности «тулова» сосуда;

 мелкие элементы орнамента изображаем на поверхности горла сосуда и на поддоне;

 сферическую, упругую форму сосуда подчеркиваем линиями – поясками, повторяющими движение прикосновения кисти (или палочки) мастера во время быстрого вращения гончарного круга.

Помним о добрых знаках-символах, включаем их в свою орнаментальную роспись.

Для того чтобы ваша орнаментальная роспись гармонировала с поверхностью сосудов и сохраняла ее, чаще смотрите на репродукции народной керамики.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какие красивые рисунки создали наши руки! Давайте приложим свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?

– Мы чувствуем, как бьются наши сердца. Ваши сердечки маленькие, как кулачки. Можно услышать фразы, адресованные человеку: «У тебя большое сердце», «У тебя доброе сердце». Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца всегда были открыты для красоты, доброты, хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники – ваши добрые, трудолюбивые руки.

Выставка детских работ. Оценка, выявление ошибок.

Анализ работ. Определяем, кому из учащихся удалось наиболее выразительно разместить узоры, хорошо гармонирующие с поверхностью сосудов, а также то, какие добрые пожелания и знаки-символы можно прочитать в детских росписях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Презентация к уроку ИЗО по программе Шпикаловой Т.Я. на тему "В мастерской мастера -гончара"

Презентация предназначена как наглядность для уроков ИЗО в помощь учителю начальных классов любого УМК...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

План-конспект урока математики с презентацией по теме "Закрепление по теме «Умножение и деление».

План-конспект урока математики с презентацией по теме "Закрепление по теме «Умножение и деление». ...

Конспект урока по ИЗО (2 класс). Тема: "В мастерской мастера – игрушечника" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умения обучающихся выявлять характерные особенности росписи филимоновской игрушки; умение создавать узоры по собственному замыслу.Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока по технологии 3 класс. Тема: "Переплетная мастерская. Изделие: Вертолет" УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с конструкцией вертолёта, с новым материалом – пробкой и способами обработки.Планируемые результаты:Предметные:знать, как конструиров...

Технологическая карта урока ИЗО. Тема:"В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира. Роспись вазы"(2 класс, УМК "Перспектива").

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об орнаменте народов мира; формирование умения украшать орнаментом форму сосуда.Задачи урокаДидактические:Изучить ...