Статья
занимательные факты по изобразительному искусству (изо)

Использование краеведческого материала на уроках ИЗО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая находка

«Краеведение на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Учитель начальных классов МБОУ Краснооктябрьская школа

Комкова Наталья  Алексеевна

Цель:

  • воспитание у школьников патриотических чувств и глубокого уважения к истории нашей страны, родного края, через изучение краеведческого материала на уроках изобразительного искусства
  • развитие  познавательного интереса и творческой активности учащихся средствами изобразительного искусства

Задачи:

  • поддержать веру детей в свои художественные способности и введение их в мир истории народного искусства Краснинской земли.

Краеведение

на уроках изобразительного искусства в начальной школе

«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев.

Ни для кого не секрет, что наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают смотреть западные фильмы, играют в иностранные игры, стараются приобретать заграничные предметы быта, одежду, другие вещи. Нарушена связь поколений, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся к культуре своего народа, своего родного края становится чрезвычайно актуальной в работе учителя начальных классов.

   В центре современного образования находится личность ученика, его стремление к восприятию целостной картины мира, освоение культуры как огромного опыта предшествующих поколений, приобщение к богатому духовному наследию прошлого, познанию настоящего, к созидательной творческой деятельности.

   Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», по которой я работаю уже много лет, открывает для детей с первых дней обучения неискаженную суть искусства. В ней даётся много тем по изучению народного искусства и художественных промыслов России. Не нарушает конструкцию и единство общеобразовательной программы, на своих уроках я ввожу краеведческий материал по темам, который лишь помогает  решать поставленные задачи на многообразии и богатстве, особенностях художественного творчества.

В начале учебного года мы с обучающимися посещаем Краснинский  краеведческий музей имени супругов Ерашовых. В течении учебного года на уроках изобразительного мы неоднократно обращаемся к экспозициям музея в ходе бесед по различным темам, пересматриваем фотографии, «возвращаемся в прошлое».

На уроках изобразительного искусства в начальной школе учащиеся знакомятся с «Художественной мастерской», где им первоначально даётся представление о характерном для нашей местности – узоре. Организуются конкурсы рисунков - «Мой любимый сказочный герой» по  народным сказкам Смоленского края, изготовление поделок из пластилина, ткани, картона и глины «Куклы наших бабушек, игрушки наших дедушек».

В настоящее время искусство вышивки в нашем районе практически утрачено, остались лишь отдельные элементы старинного быта. Однако в вышивке, как части народной культуры, отражены религиозные и эстетические воззрения, история и среда обитания, сама душа народа. Знакомясь с традициями народной вышивки, мы познаём ближе сущность своего народа, а, следовательно, и самого себя. Изучаем вышивку на примере экспонатов краеведческого музея по фотографиям, а также посещаем школьный краеведческий уголок. На уроке «Волшебные цветы» рассматривая вышитое полотенце с изображением цветов, птиц, школьники узнают, что каждое изображение имеет своё глубинное значение, ровно, как и цветовая гамма. (Приложение 1.)

Тема «Народный костюм» даёт общее представление об образе наших прабабушек и прадедушек. Перед изучением этой темы, мы посещаем школьный краеведческий уголок, где представлен женский народный костюм наших предков. Вспоминаем по фотографиям из районного краеведческого музея элементы и убранство народного костюма. (Приложение 2.)

На уроке «Убранства русской избы» обучающиеся узнают о том, что имелось в русской избе, как всё располагалось. А помогает этому экспозиция из музея имени супругов Ерашовых. (Приложение 3.)

Особое место на уроках изобразительного искусства я отвожу занятиям, которые посвящены героям – защитникам. Снова мы обращаемся к большой экспозиции районного музея, посвящённой  Великой Отечественной войне. Изучаем  подлинные образцы оружия, найденные поисковыми отрядами на местах боев, фотографии того времени, письма, документы, личные вещи и награды фронтовиков и участников партизанского движения. ( Приложение 4.)

 Огромную помощь в изучении народной культуры на уроке изобразительного искусства даёт представление наш школьный краеведческий уголок. Работа с его экспонатами  даёт положительные результаты. Школьники напрямую соприкасаются с историей края в прошлом, сравнивают с современностью и находят много общего, сопереживают людям, что имеет большое значение в нравственном воспитании. Каждый предмет в  краеведческом уголке буквально согрет руками учащихся. Знакомясь с предметами быта, учащиеся проникаются любовью к ближним, к Отечеству. Здесь они наглядно могут увидеть предметы быта, народный костюм, вышитые полотенца, самотканые половики, лампы, лавки и т. д., то есть те предметы, которые они рисуют в своих работах по темам «Убранство дома», «Вышивка», «Народный костюм». (Приложение 5.)

Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно и нашим предкам. На уроках изобразительного искусства школьники изображают в своих рисунках родное село. Дети приносят на урок фотоснимки родных пейзажей, которые сделали самостоятельно.

На уроках мы знакомимся с прошлым нашей  деревни. Дети с удовольствием принимали участие в создании творческой работы «Дом моей прабабушки», где они создали рисунок русской избы, в которой проживали наши предки.

После масленичных гуляний, в которых активное участие принимали сами обучающиеся, мы создали коллективный рисунок. В своём рисунке школьники являются главными героями. 

Ценность краеведческой работы на уроках изобразительного искусства состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Знакомство и отражение в своих работах быта и истории своего села, расширение знаний об истории своего края, местных обычаев в конечном итоге будет способствовать сохранению традиций своего народа.

Для растущего человека ёмким понятием «Родина» исчерпывается всё, что его окружает, всё «чем он живёт»: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа и окружающие его материальные, а также духовные ценности, созданные соотечественниками. Следовательно, любовь к Родине включает любовь ко всему, что составляет его содержание, любовь к родной природе, к окружающим людям, их труду и результатам труда.
Формирование истинного патриота своей Родины – дело благодатное, значимое и серьёзное. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу, - любовь к своему Отечеству.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...