Тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Падерина Алиса Андреевна

По программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_izo_1_klass.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1 КЛАСС

(базовый уровень)

на 201_-201_ учебный год

Учитель изобразительного искусства

______________________  категории

_______________________________

Челябинск, 201_


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование и учет учебно-тренировочной работы

На основе учебного плана и программы педагог разрабатывает для каждой учебной группы поурочные планы. В рабочем плане излагаются основные задания, применяемые в уроке.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

Учебно-тематический план

«Ты изображаешь, украшаешь, строишь» - 34 часа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

из них

общее

творческие работы

контрольные работы

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения

8

7

0

2.

Ты украшаешь

8

7

1

3.

Ты строишь

11

10

1

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

5

1

Итого часов

34

31

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Задачи

Домашнее задание

Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения (8 часов)

1.

Изображения всюду вокруг нас

Урок новых знаний.

Кабинет искусства – это художественная мастерская. Важность изображений в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство»

Задание: изобразить любимый образ (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) понимание роли культуры и искусства в жизни человека;

3) умение рассуждать о содержании изображения

Повторение темы

2.

Мастер Изображения. Учимся видеть

Урок новых знаний.

Красота и разнообразие окружающего мира и природы. Знакомство с понятием «форма предмета»

Задание: рисунок «Форма листа» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о культуре прошлого;

3) умение определять предмет через геометрическую форму

Рисунок «Кленовый лист»

Материал:

акварель

3.

Изображать можно пятном

Урок новых знаний.

Пятно как способ изображения на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Задание: рисунок «Оттиск-бабочка» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение создавать фантазийный образ на основе цветового пятна

Эскиз «Полевые цветы»

Материал:

акварель

4.

Изображать можно линией

Урок новых знаний.

Знакомство с понятием «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.

Задание: рисунок «Гриб в траве» (карандаш В2)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение пользоваться твердыми графическими материалами;

4) умение создавать графический рисунок на основе линий

Рисунок «Букет»

Материал:

карандаш В2

5.

Изображать можно в объеме

Урок новых знаний.

Объемные изображения. Отличия изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Изучение понятия «Пропорция»

Задание: скульптура «Птица» (пластилин)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков использования пластичных материалов;

4) умение создавать объемную пластичную форму

Скульптура «Поросенок»

Материал:

пластилин

6.

Разноцветные краски

Урок новых знаний.

Знакомство с цветом. Краски акварель и гуашь. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.

Задание: рисунок «Радуга» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение различать цвета и оттенки

Рисунок «Попугай»

Материал:

акварель

7.

Изображать можно то, что невидимо

Урок новых знаний.

Изображения настроения, состояния природы, погоды и звука. Эмоциональное состояние картины.

Задание: рисунок «Портрет человека на морозе» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение показывать состояние предмета или человека с помощью вспомогательных линий

Рисунок «Ветер»

Материал:

акварель

Художник и зрители (обобщение темы)

Урок обобщения.

Цвет и краски в картинах художников. Первоначальный опыт художественного творчества.

Обобщение материала I четверти.

Задание: визуальный тест

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности

Повторение тем

I четверти

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)

9.

Мир полон украшений

Урок новых знаний.

Украшения, созданные природой

Разнообразие окраса у животных. Любование красотой природы.

Задание: рисунок «Рыба» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение работать с декоративными элементами

Рисунок «Петух»

Материал:

акварель

Урок новых знаний.

Украшения, созданные человеком

Декор, расписная посуда и игрушки. Разнообразие форм и деталей.

Задание: рисунок «Матрешка»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение работать с декоративными элементами.

Рисунок «Расписная ложка»

Материал:

акварель

10.

Красоту надо уметь замечать

Урок новых знаний.

Наблюдательность художника. Умение видеть красоту во всем, и изображать это.

Задание: рисунок «Северное сияние»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение наблюдать за окружающим миром и находить художественные кадры

Рисунок «Созвездия»

Материал:

акварель

11.

Узоры, которые создали люди

Урок новых знаний.

Понятие «узор». Красота узоров, созданных человеком. Разнообразие узоров и их применение в жизни человека.

Задание: рисунок «Варежки» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованный рисунок из однообразных узоров.

Рисунок «Узор на стекле»

Материалы:

гуашь

Урок новых знаний.

Понятие «орнамент». Природные мотивы и геометрические фигуры в орнаменте. Образные впечатления от орнаментов.

Задание: рисунок-орнамент  «Браслет» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать орнамент из однообразных фигур

Рисунок «Ваза с орнаментом»

Материалы:

акварель

12.

Как украшает себя человек

Урок новых знаний.

Украшения человека рассказывают о своем обладателе. Показывают кто ты такой, каковы твои намерения. Важность внешнего вида в социуме.

Задание: рисунок «Шляпа» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать стилевой образ с помощью цвета, формы и украшения

Рисунок «Валенки»

Материалы:

гуашь

13.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Урок новых знаний.

Украшения интерьера к празднику. Поделки из бумаги, гирлянды, подвесные украшения.

Задание: создание гирлянды к Новому году (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать объемные декоративные украшения из бумаги и прочих материалов.

Закончить работу

Урок обобщения.

Новогодние украшения. Гирлянды и елочные игрушки.

Обобщение материала II четверти.

Задание: викторина на тему «Художественные промыслы России»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем

II четверти

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов)

14.

Постройки в нашей жизни

Урок новых знаний.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Задание: рисунок «Замок Снежной королевы» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение определять архитектурные формы различных строений

Рисунок «Песочный замок»

Материалы:

акварель

15.

Дома бывают разными

Урок новых знаний.

Постройки прошлого. Архитектурные формы прошлого и их назначение. Внешний вид зданий.

Задание: рисунок «Средневековый замок» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умения отличать особенности построек прошлого

рисунок «Старый мост»

Материал:

акварель/гуашь

Урок новых знаний.

Многообразие современных архитектурных форм. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части постройки.

Задание: рисунок «Современная башня» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и архитектуры;

4) умение отличать особенности современных зданий.

Рисунок «Современный дом»

Материал:

акварель/гуашь

16.

Домики, которые построила природа

Урок новых знаний.

Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и пропорций.

Задание: рисунок «Домик для совы» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать конструктивные особенности природных построек

Рисунок «Улитка»

Материал:

акварель, гуашь

17.

Дом снаружи и внутри

Урок повторения.

Понятие «экстерьер». Важность внешнего вида дома. Украшение участка и фасада.

Задание: рисунок «Участок у дома» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать внешний вид дома как целостный образ

Рисунок «Сад»

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Понятие «интерьер».

Задание: рисунок «Моя гостиная» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать внутреннее убранство помещения.

Рисунок «Моя комната»

Материал:

акварель, гуашь

18.

Строим город

Урок новых знаний.

Что такое город? Разнообразие построек в городе. Город ночью и днем.

Задание: рисунок «Ночной город» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение изображать постройки в различное время суток

Рисунок «Закат в городе»

Материал:

акварель, гуашь 

Урок повторения.

Создание объемной композиции. Поделка из картона. Развитие навыков склеивания и вырезания.

Задание: поделка «Дом» (картон, бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать миниатюрную постройку из простых геометрических форм

Закончить объемную форму «Дом»

19.

Все имеет свое строение

Урок новых знаний.

Конструкция предмета. Любое изображение – это взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Аппликация из мелких кусочков бумаги.

Задание: аппликация «Черепаха» (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать аппликацию из мелких кусочков бумаги

Аппликация «Краб»

Материал:

цветная бумага

20.

Строим вещи

Урок новых знаний.

Конструирование предметов быта. Как наши вещи становятся красивыми и удобными. Аппликация из цельных кусков бумаги.

Задание: аппликация «Скворечник» (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать аппликацию из цельных кусочков бумаги

Аппликация «Поднос с фруктами»

Материал:

цветная бумага

21.

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Урок обобщения.

Создание образа Челябинска. Разнообразие построек и архитектурных форм. Коллективная работа.

Обобщение материала III четверти.

Задание: коллективная композиция «Сквер на пл. Революции» (цветная бумага)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности

Повторение материала за III четверть

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов)

22.

Три брата всегда трудятся вместе.

Урок новых знаний.

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Задание: рисунок «Весна» (цветная бумага, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение пользоваться приемами живописи и графики

Рисунок «Цветущие кусты сирени»

Материал:

акварель, цветные карандаши

23.

Сад − место красоты и отдыха

Создание панно. Сад. Царство цветов

Урок новых знаний.

Понятие «Панно». Объемная аппликация. Красота цветов и садовых растений.

Задание: панно «Арка цветов» (цветная бумага, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками построения композиционного пространства;

4) умение работать в команде

Подготовить элементы «Листики» для приклеивания

24.

Конструирование из бумаги. Сад. Мир насекомых

Урок новых знаний.

Конструирование, навыки склеивания и декорирования. Красота насекомых, формы их тел и окрас.

Задание: поделка «Насекомое» (цветная бумага, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить композицию с цветовым решением.

Закончить поделку «Насекомое»

25.

Умение видеть. Урок любования. Сад. Райские птицы

Урок повторения.

Развитие навыков наблюдения. Красота декоративных птиц.

Задание: панно «Райская птица» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать декоративное изображение живых существ

Повторение материала IV четверти

26.

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Урок обобщения.

Итоговый годовой тест по изобразительному искусству.

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение обобщать полученные знания

Подведение итогов собственной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

1. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006

2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2005

3. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Б. М. Немецкий,
Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.

6. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред.
Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Дополнительные пособия для учителя:

1. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990

2. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Нева, 2002

3. Лемон К. Рисуем без страха. – СПб.: Питер, 2015

4. Никодеми Г. Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семенова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001

5. Основные техники и приемы. Акварель. – М.: Мир книги, 2005

6. Особенности изображения. Свет и цвет. – М.: Мир книги, 2006

7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной
школе. − М.: Просвещение, 2006.

8. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

9. Штрицель Г. Интенсивный курс рисования. Объем и перспектива. – СПб.: Питер, 2013

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Модели и натурный фонд

Оборудование класса

1) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы);

2) методические пособия и книги для учителя;

3) методические журналы по искусству;

4) учебно-наглядные пособия;

5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;

6) книги по искусству;

7) научно-популярная литература по искусству

1) Портреты русских и зарубежных художников;

2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;

4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно-прикладному искусству;

5) альбомы с демонстрационным материалом;

6) дидактический раздаточный материал

1) Мультимедийные образовательные ресурсы,

2) мультимедийные обучающие программы;

3) мультимедийные презентации;

4) электронные библиотеки по искусству

1) Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц;

2) экспозиционный экран;

3) персональный компьютер;

4) проектор

1) Краски: акварельные, гуашевые;

2) тушь художественная;

3) альбомные листы А4;

4) бумага цветная;

5) набор кистей белка, пони;

6) емкости для воды;

7) пластилин;

8) клей;

9) ножницы

1) Муляжи фруктов и овощей;

2) гербарии;

3) изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

4) гипсовые геометрические тела;

5) керамические изделия;

6) предметы быта

1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

2) стол учительский с тумбой;

3) шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

4) стенды для вывешивания иллюстративного материала

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения, навыки.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

1) Устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

2) письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

3) практический (художественно-творческие и индивидуальные задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
  • самостоятельность;
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • правильное решение композиции, предмета, орнамента, пропорций;
  • владение техникой, как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении, аккуратность всей работы);

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

ГОдовое  тематическое  планирование (34 часа) по изобразительному искусству по  программе Б. Неменского ( 4 класс).Логика  изложения  материала полностью соответствует  т...

календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс по программе В.С. Кузина...

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе

Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из  расчёта 1ч Х 34недели, вс...

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, С.В. Кузин

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс...