Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Падерина Алиса Андреевна

По программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_izo_4_klass.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

4 КЛАСС

(базовый уровень)

на 201_-201_ учебный год

Учитель изобразительного искусства

______________________  категории

_______________________________

Челябинск, 201_


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование и учет учебно-тренировочной работы

На основе учебного плана и программы педагог разрабатывает для каждой учебной группы поурочные планы. В рабочем плане излагаются основные задания, применяемые в уроке.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

Учебно-тематический план

«Каждый народ − художник» - 34 часа

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

из них

общее

творческие работы

контрольные работы

1.

Истоки родного искусства

8

8

0

2.

Древние города нашей земли

7

6

1

3.

Каждый народ художник

11

10

1

4.

Искусство объединяет народы

8

7

1

Итого часов

34

32

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Истоки родного искусства (8 часов)

1.

Пейзаж родной земли

Урок новых знаний.

Показать разнообразие природной среды. Изучить характерные черты пейзажа России. Русские художники и великие произведения русской живописи.

Задание: рисунок-пейзаж «Леса и поля» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение характеризовать красоту природы;

3) умение изображать особенности пейзажа России.

Повторение темы

Урок новых знаний.

Показать разнообразие природной среды на территории родного края

Задание: рисунок-пейзаж «Горы и реки» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение характеризовать красоту природы;

3) умение изображать особенности пейзажа родного края.

Набросок «Урал»

Материал:

цветные карандаши

2.

Деревня – деревянный мир

Урок новых знаний.

Архитектурный облик традиционного деревянного дома. Декор и конструкция избы, назначение ее частей.

Задание: рисунок «Русская деревянная изба» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о культуре прошлого;

3) изучение традиционной архитектуры Древней Руси.

Эскиз «Избушка в лесу»

Материал:

карандаш В2

Урок новых знаний.

Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, колодцы, амбары, сараи и т.д.

Задание: создание облика деревни (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о культуре прошлого;

3) изучение традиционной архитектуры Древней Руси.

Рисунок «Деревня» выполнить в цвете

Материал:

акварель/ гуашь

3.

Красота человека. Народные костюмы

Урок новых знаний.

Представление женского народного образа. Традиционная одежда женщин России. Особенности костюма и его украшения.

Задание: рисунок женщины в традиционном летнем русском костюме (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) расширение представлений о культуре прошлого

4) умение охарактеризовать внешний облик человека.

Рисунок «Традиционный русский женский зимний костюм»

Материал:

акварель

Урок новых знаний.

Представление мужского народного образа. Традиционная одежда мужчин России. Особенности костюма и его украшения.

Задание: рисунок мужчины в традиционном русском костюме (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) расширение представлений о культуре прошлого

4) умение охарактеризовать внешний облик человека.

Рисунок «Традиционный русский мужской зимний костюм»

Материал:

акварель

4.

Красота человека. Сцены труда крестьянской жизни

Урок новых знаний.

Образ русского человека в произведениях великих русских художников и образ труда в народной культуре.

Задание: рисунок «Сельский быт» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи;

4) расширение представление о культуре прошлого.

Эскиз «Пахота»

Материал:

карандаш В2

5.

Народные праздники

Урок новых знаний.

Календарные праздники, ярмарки, народные гуляния. Роль традиционных народных праздников в жизни людей.

Задание: рисунок на тему «Народные гуляния»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление основ языка изобразительного искусства;

4) расширение представлений о культуре прошлого.

Рисунок «Ярмарка»

Материалы:

акварель/гуашь

Древние города нашей земли (8 часов)

9.

Родной угол. Город-крепость

Урок новых знаний.

Образ древней крепости на примере Челябинска. Постройки и архитектурные особенности.

Задание: рисунок «Челябинская крепость» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) расширение представлений о культуре прошлого;

4) умение композиционно строить архитектурные формы.

Повторение тем I четверти

10.

Древние соборы

Урок новых знаний.

Конструкция и символика древнерусского каменного храма и его частей. Соотношение пропорций и объемов в организации пространства.

Задание: изображение древнерусского каменного храма (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

4) умение конструировать архитектурные формы.

Эскиз «Четырехглавый храм»

Материал:

карандаш НВ

11.

Города Русской земли

Урок новых знаний.

Организация внутреннего пространства города, где кремль, посад и торг – основные части города. Единое композиционное решение. Образ жизни людей в древнерусском городе. Быт горожан, князя, дружины.

Задание: рисунок древнерусского города (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Рисунок «Древнерусский город»

Материал:

акварель

12.

Москва. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль

Общий характер и архитектурное своеобразие городов. Архитектурная среда и памятники древнего зодчества, создающие уникальный облик города.

Задание: рисунок «Жизнь городская» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Эскиз на тему древнерусский город

Материал:

карандаш В4

13.

Древнерусские войны-защитники

Урок новых знаний.

Образ русского война, богатыря. Особенности обмундирования. Создание героического образа.

Задание: рисунок «Русский богатырь» (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Набросок «Русский богатырь на поле боя»

Материал:

Карандаш НВ

14.

Узорочье теремов

Урок новых знаний.

Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, усадьбы и их внешний облик. Резные украшения и отражение природных элементов в орнаментах.

Задание: рисунок «Терем» (карандаш)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) расширение представлений о культуре прошлого;

4) умение композиционно строить архитектурные формы.

Закончить рисунок «Терем» в цвете

Материал:

акварель

15.

Пир в теремных палатах

Урок обобщения.

Внутреннее убранство усадеб и боярских палат. Стилистическое единство костюмов людей и облика помещения.

Обобщение материала II четверти.

Задание: рисунок на тему «Праздник в боярских палатах» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Повторение тем

II четверти

Каждый народ художник (11 часов)

17.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Урок новых знаний.

Особое поклонение природе в японской культуре. Традиции любования и созерцания природы. Традиционные постройки Японии.

Задание: рисунок-пейзаж «Фудзияма весной» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи;

4) расширение представлений об истории культуры других стран.

Рисунок «Храм-пагода»

Материал:

акварель

Урок новых знаний.

Традиционный японский женский и мужской костюм. Многозначность и символичность элементов костюма.  Индивидуальность лица.

Задание: рисунок «Женский костюм» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи;

4) расширение представлений об истории культуры других стран.

Рисунок «Мужской костюм»

Материал:

акварель

18.

Народы гор и степей

Урок новых знаний.

Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Художественные традиции в культуре народов гор

Задание: рисунок «Горная деревня» (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства;

4) расширение представлений об истории культуры других стран.

Закончить работу в цвете

Материал:

акварель

Урок новых знаний.

Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Художественные традиции в культуре народов степей

Задание: рисунок «Степное поселение» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства;

4) расширение представлений об истории культуры других стран.

Рисунок «Убранство Юрты»

Материал:

акварель

19.

Города в пустыне

Урок новых знаний.

Орнаментальный характер художественных образов. Архитектурные особенности религиозных построек.

Задание: рисунок-пейзаж «Город в песках» (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Рисунок «Город в песках»

Материал:

акварель, гуашь

20.

Древняя Эллада

Урок новых знаний.

Особое значение искусства Древней Греции для культуры всего мира. Особенности природы Греции и влияние ее на формировании искусства. Архитектура Древней Греции.

Задание: рисунок «Греческий город» (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) расширение представлений об истории культуры других стран.

Эскиз городского пейзажа Греции

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

Древний грек, его костюм и внешний облик. Украшения, одежда и гармония

образа

Задание: рисунок костюма простого горожанина Древней Греции (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Эскиз костюма знатного горожанина Древней Греции

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

Искусство греческой живописи. Украшение ваз. Сюжеты живописи из греческой жизни.

Задание: рисунок «Греческая ваза» с сюжетом олимпийских игр (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Рисунок «Ваза» с сюжетом древнегреческого пира.

Материал:

акварель, гуашь

21.

Европейские города Средневековья

Урок новых знаний.

Изучение архитектурных форм средневекового европейского города. Культурные особенности, элементы традиционного искусства.

Задание: рисунок «Средневековая улочка» (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение применять формы и символическое значение цвета для создания художественного образа;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Закончить рисунок в цвете

Материал:

акварель, гуашь 

Урок новых знаний.

Особенности нарядов жителей средневекового города. Одежда знатных горожан, одежда простого люда, их различия и общие черты.

Задание: рисунок костюма знатного жителя средневекового города (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение воспроизводить символическое изображение;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Эскиз костюма знатного жителя Средневекового города

Материал:

акварель, гуашь

22.

Многообразие художественных культур в мире

Урок обобщения.

Обобщение материала III четверти.

Задание: викторина «Культура народов мира»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение материала за III четверть

Искусство объединяет народы (8 часов)

27.

Материнство

Урок новых знаний.

Воспевание темы материнства в искусстве. Великие произведения искусства и их авторы. Развитие навыков композиционного изображения.

Задание: рисунок «Мама и дитя» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение;

4) умение работать с пропорциями при построении лица человека.

Эскиз «Моя мама»

Материал:

карандаш В4

28.

Мудрость старости

Урок новых знаний.

Красота связи поколений. Тема уважения старости. Выражение мудрости старости в произведениях искусства великих художников.

Задание: рисунок дедушки (карандаш НВ, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками построения композиционного пространства;

4) умение работать с пропорциями при построении лица пожилого человека.

Рисунок «Моя бабушка»

Материал:

акварель

29.

Сопереживание

Урок новых знаний.

Изображение печали и сострадания в искусстве. Умение передавать через картину настроение сопереживания.

Задание: рисунок на тему сопереживания близкому человеку (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение передавать эмоциональное состояние через изображение.

Закончить рисунок в цвете

30.

Герои-защитники

Урок новых знаний.

Воспевание в искусстве героизма и справедливости. Образы войны, битвы, сражения и людей, защищающих свою землю.

Задание: рисунок «Войны-защитники» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение работать с пропорциями при построении лица человека.

Эскиз памятника-монумента героям России

Материал:

акварель

31.

Юность и надежды

Урок новых знаний.

Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Произведения искусства великих художников на тему детства.

Задание: рисунок ребенка (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение работать с пропорциями при построении лица ребенка

Рисунок «Автопортрет»

Материал:

карандаш НВ

Искусство народов мира

Урок новых знаний.

Многообразие художественных культур в мире. Влияние культур разных стран друга.

Задание: визуальная викторина

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение темы урока

Урок повторения

Восприятие произведений искусства на отдельного человека. Многообразие образов и восприимчивость к ним.

Задание: высказать впечатление от изображений

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение материала

IV четверти

32.

Итоговый тест

Урок обобщения.

Итоговый годовой тест по изобразительному искусству.

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение обобщать полученные знания.

Повторение материала

всего года

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

1. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского / А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. – Волгоград: Учитель, 2006

2. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2005

3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)

5. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Б. М. Немецкий, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.

6. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б. М. Неменский, Л.А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Дополнительные пособия для учителя:

1. Государственный Русский музей представляет: Спасибо, Урал! Живопись XVIII-XX веков из собрания Государственного Русского музея / Альманах. Вып. 115. – СПб.: Palace Editions, 2005

2. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990

3. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Нева, 2002

4. Лемон К. Рисуем без страха. – СПб.: Питер, 2015

5. Никодеми Г. Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семенова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001

6. Основные техники изображения. Водный пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

7. Основные техники изображения. Пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

8. Основные техники изображения. Фигура человека. – М.: Мир книги, 2005

9. Основные техники и приемы. Акварель. – М.: Мир книги, 2005

10.Особенности жанра и композиции. Натюрморт. – М.: Мир книги, 2005

11. Особенности изображения. Свет и цвет. – М.: Мир книги, 2006

12. Подробный практический курс. Графика. – М.: Мир книги, 2006

13. Подробный практический курс. Пастель. – М.: Мир книги, 2006

14. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной
школе. − М.: Просвещение, 2006.

15. Уроки мастерства. Портрет. – М.: Мир книги, 2005

16. Уроки мастерства. Работа с натурой. – М.: Мир книги, 2006

17. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

18. Штрицель Г. Интенсивный курс рисования. Объем и перспектива. – СПб.: Питер, 2013

19. Хамм Д. Как рисовать голову и фигуру человека. – Минск: Попурри, 2007

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Модели и натурный фонд

Оборудование класса

1) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы);

2) методические пособия и книги для учителя;

3) методические журналы по искусству;

4) учебно-наглядные пособия;

5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;

6) книги по искусству;

7) научно-популярная литература по искусству.

1) Портреты русских и зарубежных художников;

2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;

4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно-прикладному искусству;

5) альбомы с демонстрационным материалом;

6) дидактический раздаточный материал.

1) Мультимедийные образовательные ресурсы,

2) мультимедийные обучающие программы;

3) мультимедийные презентации;

4) электронные библиотеки по искусству.

1) Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц;

2) экспозиционный экран;

3) персональный компьютер;

4) проектор.

1) Краски: акварельные, гуашевые;

2) тушь художественная;

3) альбомные листы А4;

4) бумага цветная;

5) набор кистей белка, пони;

6) емкости для воды;

7) пластилин;

8) клей;

9) ножницы.

1) Муляжи фруктов и овощей;

2) гербарии;

3) изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

4) гипсовые геометрические тела;

5) керамические изделия;

6) предметы быта.

1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

2) стол учительский с тумбой;

3) шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр;

4) стенды для вывешивания иллюстративного материала.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения, навыки.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

1) Устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

2) письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

3) практический (художественно-творческие задания, индивидуальные задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
  • самостоятельность;
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • правильное решение композиции, предмета, орнамента, пропорций;
  • владение техникой, как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении, аккуратность всей работы);

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс

ГОдовое  тематическое  планирование (34 часа) по изобразительному искусству по  программе Б. Неменского ( 4 класс).Логика  изложения  материала полностью соответствует  т...

календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе составлено Финько Ниной Николаевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 29 станицы Петровск...

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс

тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс по программе В.С. Кузина...

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе

Данное календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России"  из  расчёта 1ч Х 34недели, вс...

Тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс, С.В. Кузин

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 3 класс...