Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности по изобразительному искусству НРЭО с 1 по 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Падерина Алиса Андреевна

Вариант тематического планирования по курсу внеурочной деятельности по изобразительному искусству с 1 по 4 класс с НРЭО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_izo_nreo.doc499.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИЗОСТУДИЯ»

  1. Планируемые результаты освоения курса «Изобразительное искусство»

Личностные планируемые результаты

Критерии

сформированности

Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях

1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края

1.2. Преобладание внешнего мотива

к осознанию своей этнической

и национальной принадлежности

1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа

1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа

1.2. Осознанность своей этнической

и национальной принадлежности

1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя

1.3. Демонстрация творчества

в проявлении ценностных установок

1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий

1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества

1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме

1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым

1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения

1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций

1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром

1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе

1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде

1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

1.6. Действия согласно установленным учителем правилам

1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности

1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений

1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся

и развивающемся мире

1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее

членам, традициям

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены

1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья

1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни

2

Смыслообразование

2.1. Осознание себя в роли первоклассника

2.1. Принятие социальной роли школьника

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности

2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней

2.2. Наличие познавательных и

социальных мотивов учебной деятельности

2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых,

в том числе педагогов

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре своего народа

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей

3.2. Доброжелательность в отношении

к одноклассникам, членам семьи

3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

3.2. Этические чувства, доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и

сопереживание чувствам других людей

3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности

3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений

о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей

3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

3.5. Информированность о

профессиях, представленных

в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума

3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих

и инженерных

3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности

3.6. Уважительное отношение

к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей

и чувств

3.7. Освоение правил общения

в классном коллективе

3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях

3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях

3.7. Навыки сотрудничества со

взрослыми

и сверстниками в разных социальных ситуациях

3.8. Способность быть доброжелательным

3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение

3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы

3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные планируемые результаты

Универсальные учебные

действия /

разделы программы

Метапредметные планируемые

результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

1. Регулятивные

1.1. Целеполагание

умение принимать и сохранять учебную задачу

+

+

+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале

+

+

+

+

+

+

+

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

+

+

+

+

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

+

+

+

+

1.2. Планирование

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

+

+

+

+

+

+

+

умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи

+

+

+

+

+

+

+

умение различать способ и результат действия

+

+

+

+

+

1.3. Прогнозирование

осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия

+

+

+

+

+

+

1.4. Контроль

умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

+

+

+

+

+

+

умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

+

+

+

+

+

+

+

умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

+

+

+

+

1.5. Оценка

способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

+

+

+

+

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

+

+

+

+

+

+

+

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

+

+

+

+

1.6. Коррекция

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

+

+

+

+

+

+

+

1.7. Познавательная рефлексия

умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

+

+

+

+

+

2. Познавательные:

2.1. Общеучебные

умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель

+

+

+

+

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

+

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет

+

+

+

+

+

+

способность структурировать полученные знания

+

+

+

+

+

умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

+

+

+

+

+

умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

+

+

+

+

+

+

+

владеть рядом общих приемов решения задач

+

+

+

+

+

+

способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач

+

+

+

+

+

+

владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

+

+

+

+

+

+

+

умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

+

+

+

+

+

+

умение определять основную и второстепенную информацию

+

+

+

+

+

+

освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля

+

+

+

+

+

+

сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям

+

+

+

+

+

+

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий

+

+

+

+

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

+

+

+

+

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

+

+

+

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

+

+

+

2.2. Знаково-символические

умение использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач

+

+

+

+

+

+

умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

+

+

+

+

2.3. Логические

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

+

+

+

+

+

+

+

умение осуществлять синтез как составление целого из частей

+

+

+

+

+

+

умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

+

+

+

+

+

+

+

умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

+

+

+

+

+

умение устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений

+

+

+

+

+

+

+

умение представлять цепочки объектов и явлений

+

+

+

+

+

+

+

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

+

+

+

+

+

умение устанавливать аналогии

+

+

+

+

+

умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи

+

+

+

+

+

+

умение выдвигать гипотезы и обосновывать их

+

+

+

+

+

умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей

+

+

+

+

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

+

+

+

+

умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

+

+

+

+

2.4. Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы

+

+

+

+

+

+

самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

+

+

+

+

3. Коммуникативные

3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия

+

+

+

+

+

+

+

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

+

+

+

+

умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

+

+

+

+

умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

+

+

+

+

3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+

+

+

+

+

+

+

умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

+

+

+

+

3.3. Разрешение конфликтов

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

+

+

+

+

+

+

+

+

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

+

+

+

+

+

+

+

умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его

+

+

+

+

+

способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

+

+

+

+

умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

+

+

+

+

умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

+

+

+

+

3.4. Управление поведением партнера

умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера

+

+

+

+

+

+

умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

+

+

+

+

+

умение формулировать собственное мнение и позицию

+

+

+

+

+

умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

+

+

+

+

3.5. Умение выражать свои мысли

умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

+

+

+

+

+

+

умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

+

+

+

+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

+

+

+

+

+

+

+

3.6. Владение монологической и диалогической формами речи

владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения

+

+

+

+

+

+

использование речи для регуляции своего действия

+

+

+

+

+

умение строить монологическое высказывание

+

+

+

+

+

+

владение диалогической формой речи

+

+

+

+

+

+

умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

+

+

+

+

понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

+

+

+

+

+

+

умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

+

+

+

+

+

умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

+

+

+

+

+

+

умение использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

+

+

+

+

умение работать с несколькими источниками информации

+

+

+

+

умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

+

+

+

+


Предметные планируемые результаты

Раздел

Планируемые результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

Формирование

Оценка

1.Восприятие произведений искусства.

умение находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы  и рассуждать об увиденном.

+

умение находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

+

развитие наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм

+

 

 

+

+

понимание роли природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и Южного Урала

+

понимание влияния формы предмета на представление о его характере

 +

 

+

 

передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала

 

+

умение передавать с помощью линии эмоционального состояния природы

 

+

понимание роли ритма в декоративно-прикладном искусстве 

+

умение узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

+

+

участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа

+

+

 

+

2.Азбука искусства. Как говорит искусство?

знание разнообразия форм предметного мира, простые геометрические формы

 

+

владение понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции

 

+

 

 

знание основных и составных, теплых и холодных цветов, смешение цветов

+

 

знание многообразия линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знакового характера, штрих, пятно и художественный образ.

+

знание видов ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.)

+

знание способов передачи объема

+

знание жанров пейзажа

+

понимание единства декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма и связи изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками

+

+

знание жанров портретов

+

знание произведений народных художественных промыслов в России

+

понимание общности тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов

+

представителей разных культур, народов

+

представление о наиболее ярких культурах мира, представляющими разные народы и эпохи

+

3.Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи

+

владение элементарными навыками бумагопластики

+

создание коллективного панно-коллажа

+

выявление геометрической формы простого плоского тела

+

умение выполнять изображение на плоскости с помощью линии

+

использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров

+

умение изображать на плоскости с помощью пятна

+

экспериментирование и исследование возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен

+

владение элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина, раскатывание, набор объема, вытягивание формы)

+

создание моделей предметов бытового окружения человека

+

передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала

+

умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре

+

знание разнообразия материалов для художественного конструирования и моделирования

+

создание моделей предметов бытового окружения человека

+

создание декоративных композиций

+

создание эскизов для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта, парков, транспорта, книг и игрушек

+

использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов

+

знание элементарных приемов композиции на плоскости и в пространстве

+

владение различными художественными материалами и средствами для создания проектов

+

выполнение творческих работ

+

1 класс

Обучающийся научится:

- находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы  Южного Урала и рассуждать об увиденном;

- находить выразительные, образные объемы в природе Южного Урала (облака, камни, коряги, плоды и т. д.);

- знать разнообразные формы предметного мира, простые геометрические формы;

- осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи;

- владеть элементарными навыками бумагопластики;

- выявлять геометрические формы простого плоского тела.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать коллективное панно-коллаж.

2 класс

Обучающийся  научится:

- развивать наблюдательность и представления о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;

- понимать роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и Южного Урала;

- понимать влияния формы предмета на представление о его характере;

- владеть понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции;

- знать основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов;

- знать многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью и т.д.) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;

- знать виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);

- уметь выполнять изображение на плоскости с помощью линии;

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров;

- уметь изображать на плоскости с помощью пятна;

- владеть элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы);

- создавать модели предметов бытового окружения человека народов Южного Урала.

Обучающийся получит возможность научиться:

- экспериментировать и исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен

3 класс

Обучающийся научится:

- передавать настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала;

- передавать с помощью линии эмоционального состояния природы Южного Урала, человека, животных Южного Урала;

- понимать роль ритма в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала;

- узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках;

- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа;

- знать способы передачи объема;

- знать жанры пейзажа;

- понимать единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала, связи изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала;

- знать жанры портретов;

- выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре;

- знать разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования;

- создавать модели предметов бытового окружения человека в культуре народов Южного Урала;

- создавать декоративные композиции;

- создавать эскизы для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта, парков, транспорта, книг и игрушек.

Обучающийся получит возможность научиться:

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства народов Южного Урала (картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе Южного Урала, на улице, в быту;

- изображать пейзажи  Южного Урала, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним.

4 класс

Выпускник научится:

- давать эмоциональную оценку шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (включая природу Южного Урала);

- участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению;

- выделять образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала, характеризовать образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала;

- знать произведения народных художественных промыслов в России (с учетом НРЭО);

- понимать общности тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов (в том числе - народов Южного Урала);

- знать наиболее яркие культуры мира, представляющие разные народы и эпохи (в том числе - народов Южного Урала);

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы народов Южного Урала;

- знать элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;

- владеть различными художественными материалами и средствами для создания проектов;

- выполнять творческие работы.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира и народов Южного Урала; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Изобразительное искусство»

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе Южного Урала, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы Южного Урала в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи Художественные музеи Челябинска. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие уральской природы в черепановском кружеве Южного Урала, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных Южного Урала: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях народов Южного Урала. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве народов Южного Урала. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Каслинское и кусинское чугунное литье, златоустовская гравюра).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ в культуре народов Южного Урала. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве народов Южного Урала.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Южного Урала

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Страницы истории Южного Урала в живописи

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и народов Южного Урала. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры (Памятники архитектуры Челябинска) и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Южноуральский пейзаж в работах А.М. Васнецова, А.К. Денисов-Уральский, Н.А. Русаков. Городской пейзаж в живописи И.Л. Вандышева. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала. Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов Южного Урала (Мечети и мавзолеи на Южном Урале). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков (Парки, скверы, бульвары городов и сел Южного Урала), транспорта и посуды, мебели и одежды, книг (Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва) и игрушек.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Изостудия»

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

теоретических

практических

Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения (14 часов)

1.

Изображение вокруг нас

Содержание НРЭО: экскурсия по школьной выставке

Рисунок «Из окна»

2

1

1

2.

Мастер Изображения. Учимся видеть

Содержание НРЭО: красота осени в уральских деревьях

Рисунок «Листопад»

2

1

1

3.

Изображать можно пятном

Рисунок «Лисенок»

2

1

1

4.

Изображать можно линией

Рисунок «Паутинка с паучком»

2

1

1

5.

Изображать можно в объеме

Содержание НРЭО: барельефы на улицах Челябинска

Барельеф «Улиточка»

2

1

1

6.

Разноцветные краски

Рисунок «Фейерверк»

2

1

1

7.

Изображать можно то, что невидимо

Рисунок «Звуки музыки»

2

1

1

Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения (16 часов)

1.

Мир полон украшений

Рисунок «Мухомор»

2

1

1

2.

Красоту надо уметь замечать

Содержание НРЭО: Красота самоцветов. Сказка уральского писателя Павла Бажова «Серебряное копытце»

Аппликация «Морозные узоры»

2

1

1

3.

Узоры, которые создали люди

Содержание НРЭО: Уральская вышивка

Рисунок-орнамент «Валенки»

2

1

1

4.

Как украшает себя человек

Аппликация «Мамины украшения»

2

1

1

5.

Мастер украшения помогает сделать праздник

  • Создание новогодних елочек
  • Создание панно со снежинками
  • Создание елочных игрушек «Звезды»

6

1

1

6.

Групповой проект к Новому году «Праздник к нам приходит»

Создание объемных гирлянд

2

1

1

Ты строишь (14 часов)

1.

Постройки в нашей жизни

Рисунок «Башня»

2

1

1

2.

Дома бывают разными

Содержание НРЭО: особенности росписи жилых домов Южного Урала

Аппликация «Домик Наф-Нафа»

2

1

1

3.

Домики, которые построила природа

Аппликация «Кораллы»

2

1

1

4.

Дом снаружи и внутри

Содержание НРЭО: обустройство жилища в домах Южного Урала

Рисунок «Чердак»

2

1

1

5.

Строим город

Создание объемной аппликации «Ночной город»

2

1

1

6.

Все имеет свое строение

Содержание НРЭО: памятники Челябинска

Аппликация-мозаика «Луна»

2

1

1

7.

Город, в котором мы живем

Содержание НРЭО: узнаваемые здания Челябинска

Рисунок «Моя улица»

2

1

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (12 часов)

1.

Три брата-мастера трудятся вместе

Объемная аппликация «Домик лесной феи»

2

1

1

2.

Сад – место красоты и отдыха

Рисунок-плакат «В саду»

2

1

1

3.

Создание панно «Сад и царство цветов»

Содержание НРЭО: цветы и редкие растения в садах Южного Урала

Объемная аппликация «Яблоня цветет»

2

1

1

4.

Конструирование из бумаги «Сад и мир насекомых»

Оригами «Жук»

2

1

1

5.

Урок любования «Сад и райские птицы»

Барельеф «Павлин» Птицы Южного Урала

2

1

1

6.

Групповой проект к концу года

Объемная аппликация «Поцелуй солнечного лучика»

2

1

1

Социальная деятельность (10 часов)

1.

Социальные акции

2

2

2.

Экскурсии

2

2

3.

Конкурсы

2

2

4.

Оформление выставок

4

4

Всего – 66 часов


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Изостудия»

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

теоретических

практических

Как и чем работает художник (16 часов)

1.

Три основных цвета – желтый, синий, красный

Рисунок «Урожай»

2

1

1

2.

Белая и черная краски

Рисунок «Ленивец»

2

1

1

3.

Пастель и цветные мелки

Рисунок «Космос»

2

1

1

4.

Выразительные возможности аппликации

Содержание НРЭО: аппликация по сказке П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Плоская аппликация «Попугай»

2

1

1

5.

Выразительные возможности графических материалов

Содержание НРЭО: Челябинск – край заводов. Графические работы города Уральских художников.

Рисунок углем «Котик»

2

1

1

6.

Выразительность материалов для работы в объеме

Объемная скульптура «Слон»

2

1

1

7.

Выразительные возможности бумаги

Модульное оригами «Шар»

2

1

1

8.

Неожиданные материалы

Аппликация из веток и пуговиц «Ягодки»

2

1

1

Реальность и фантазия (12 часов)

1.

Изображение и реальность

Рисунок «Гнездо с птенцами»

2

1

1

2.

Изображение и фантазия

Рисунок «Страна цветов»

2

1

1

3.

Украшение и реальность

Рисунок «Жуки» Уральские сосновые леса

2

1

1

4.

Украшение и фантазия

Рисунок «Единорог»

2

1

1

5.

Постройка и реальность

Содержание НРЭО: заводы и производства Южного Урала. Урочище Пороги

Объемная композиция «Каменный домик»

2

1

1

6.

Постройка и фантазия

Проект «Башня ледяная»

2

1

1

О чем говорит искусство (16 часов)

1.

Изображение природы в различных состояниях

Содержание НРЭО: осенний пейзаж уральских гор

Рисунок «Снегопад»

2

1

1

2.

Изображение характера животных

Содержание НРЭО: животный мир Южного Урала

Рисунок «Лев»

2

1

1

3.

Изображение характера человека

Рисунок «Моя семья»

2

1

1

4.

Образ человека в скульптуре

Содержание НРЭО: известные личности Южного Урала в скульптуре

Горельеф «Купидон»

2

1

1

5.

Человек и его украшения

Содержание НРЭО: особенности национального костюма народов Южного Урала

Рисунок «Серьги»

2

1

1

6.

О чем говорят украшения

Рисунок «Колпак волшебника»

2

1

1

7.

Образ здания

Рисунок «Башня Рапунцель»

2

1

1

8.

Искусство говорит обо всем

Рисунок «Персонаж»

2

1

1

Как говорит искусство (14 часов)

1.

Теплые и холодные цвета

Рисунок «Водопад»

2

1

1

2.

Тихие и звонкие цвета

Рисунок «Сирень»

2

1

1

3.

Что такое ритм?

Содержание НРЭО: Природные достопримечательности Южного Урала. Скалы. Уральские Шиханы

Рисунок «Стая птиц»

2

1

1

4.

Характер линий

Рисунок «Барашек»

2

1

1

5.

Ритм пятен

Рисунок «Кувшинки»

2

1

1

6.

Пропорции выражают характер

Рисунок «Снежный человек»

2

1

1

7.

Проект «На поляне»

2

1

1

Социальная деятельность (10 часов)

1.

Социальные акции

2

2

2.

Экскурсии

2

2

3.

Конкурсы

2

2

4.

Оформление выставок

4

4

Всего – 68 часов


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Изостудия»

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

теоретических

практических

Искусство в твоем доме (16 часов)

1.

Твои игрушки

Содержание НРЭО: Уральская тряпичная кукла

Объемная скульптура «Моя игрушка»

2

1

3

2.

Посуда у тебя дома

Содержание НРЭО: Керамика Южного Урала. Уральский фарфор

Роспись посуды из папье-маше «Гжель»

2

1

1

3.

Обои и шторы у тебя дома

Рисунок «Растительный орнамент»

2

1

1

4.

Мамин платок

Рисунок «Под хохлому» Озерский батик

2

1

1

5.

Твои книжки

Содержание НРЭО: Книга  П. Бажова «Хозяйка медной горы»

  • Рисунок «Обложка книги»
  • Рисунок «Иллюстрация»

4

2

2

6.

Открытки

Объемная аппликация «С днем матери»

2

1

1

7.

Труд художника для твоего дома

Объемная скульптура «Вазочка»

2

1

1

Искусство на улицах твоего города (14 часов)

1.

Памятники архитектуры

Содержание НРЭО: здания - памятники архитектуры Челябинска

Рисунок «Эйфелева башня»

2

1

1

2.

Парки, скверы и бульвары

Содержание НРЭО: парки и городские сады Челябинска

Аппликация «Городской сад»

2

1

1

3.

Ажурные ограды

Содержание НРЭО: каслинское чугунное литье

Аппликация «Кованные ажурные ворота»

2

1

1

4.

Волшебные фонари

Объемная скульптура «Фонарик»

2

1

1

5.

Витрины

Аппликация «Магазин моды»

2

1

1

6.

Удивительный транспорт

Рисунок «Дирижабль будущего»

2

1

1

7.

Групповой проект «Городские гуляния»

2

1

1

Художник и зрелище (14 часов)

1.

Художник в цирке

Рисунок «Акробаты» Челябинский цирк

2

1

1

2.

Художник в театре

Рисунок «Пьеро» Театры Челябинска

2

1

1

3.

Театр кукол

Объемная скульптура из веток «Марионетка»

2

1

1

4.

Маски

Объемная аппликация «Диковинная птица»

2

1

1

5.

Афиша и плакат

Рисунок-плакат «Школьный концерт»

2

1

1

6.

Праздник в городе

Содержание НРЭО: народные гуляния в городе

Украшения-гирлянды «Музыка зовет меня»

2

1

1

7.

Школьный карнавал

Объемные украшения-веера

2

1

1

Художник и музей (14 часов)

1.

Музей в жизни города

Содержание НРЭО: художественные галереи Челябинска

Написание справки о своей работе на свободную тему

2

1

1

2.

Картина-пейзаж

Содержание НРЭО: пейзажи художников Южного Урала

Рисунок «Сосновый бор»

2

1

1

3.

Картина-натюрморт

Рисунок «Крынка с грушей»

2

1

1

4.

Картина-портрет

Рисунок «Я и зеркало»

2

1

1

5.

Картины исторические и бытовые

Содержание НРЭО: художники-соцреалисты Южного Урала

  • Рисунок «Возвращение с войны»
  • Рисунок «Мой быт»

4

2

2

6.

Групповой проект-экскурсия «Художественная выставка»

2

1

1

Социальная деятельность (10 часов)

1.

Социальные акции

2

2

2.

Экскурсии

2

2

3.

Конкурсы

2

2

4.

Оформление выставок

4

4

Всего – 68 часов


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Изостудия»

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

теоретических

практических

Истоки родного искусства (12 часов)

1.

Пейзаж родной земли

Содержание НРЭО: южноуральский пейзаж с изображением природных достопримечательностей

Рисунок «Река Ай»

2

1

1

2.

Деревня. Деревянный мир

Содержание НРЭО: русские избы на Южном Урале

Рисунок «Деревенский быт»

2

1

1

3.

Красота человека. Народные костюмы

Содержание НРЭО: особенности мужского и женского национального костюма Южного Урала

  • Аппликация «Мужской национальный костюм
  • Аппликация «Женский национальный костюм»

4

2

2

4.

Красота человека. Сцены труда

Рисунок «Пахота»

2

1

1

5.

Народные праздники

Рисунок «Гуляния под луной»

2

1

1

Древние города нашей земли (16 часов)

1.

Родной угол. Город – крепость

Содержание НРЭО: Челябинская крепость на гравюрах

Объемная композиция «Челябинский острог»

2

1

1

2.

Древние соборы

Барельеф «Златоглавый собор»

2

1

1

3.

Города русской земли

Рисунок «На верфи»

2

1

1

4.

Москва, Новгород, Псков, Владимир и Суздаль

Рисунок «Новгородские собрания»

2

1

1

5.

Древнерусские войны-защитники

Рисунок «Богатырская силушка»

2

1

1

6.

Узорочье теремов

Объемная аппликация «Терем-теремок»

2

1

1

7.

Пир в теремных палатах

Аппликация «За обедом»

2

1

1

8.

Групповой проект «Торговые ряды»

2

1

1

Каждый народ - художник (16 часов)

1.

Страна восходящего солнца

  • Аппликация «Национальный костюм»
  • Плакат-графика «Журавли»

4

2

1

2.

Народы гор и степей

Содержание НРЭО: казахские племена на территории Южного Урала

Рисунок «Переселение»

2

1

1

3.

Города в пустыне

Содержание НРЭО: мечети на Южном Урале

Аппликация «Мечеть»

2

1

1

4.

Древняя Эллада

  • Аппликация «Национальный костюм
  • Барельеф «Греческая ваза»

4

2

1

5.

Европейские города средневековья

Рисунок «У городских стен»

2

1

1

6.

Многообразие художественных культур в мире

Рисунок-плакат «Танец народов»

2

1

1

Искусство объединяет народы (14 часов)

1.

Материнство

Рисунок-графика «Мама с младенцем»

2

1

1

2.

Мудрость старости

Содержание НРЭО: художники-ветераны Великой Отечественной Войны родом с Южного Урала

Рисунок «Ветеран»

2

1

1

3.

Сопереживание

Содержание НРЭО: Великая Отечественная Война на картинах южноуральских художников

Рисунок «Я твой друг»

2

1

1

4.

Герои-защитники

Содержание НРЭО: герои Великой Отечественной Войны на картинах художников Южного Урала

Рисунок «Великая победа!»

2

1

1

5.

Юность и надежды

Рисунок «Наша дружба»

2

1

1

6.

Искусство народов мира

Барельеф «Наша планета»

2

1

1

7.

Групповой проект-панно «Дела семейные»

2

1

1

Социальная деятельность (10 часов)

1.

Социальные акции

2

2

2.

Экскурсии

2

2

3.

Конкурсы

2

2

4.

Оформление выставок

4

4

Всего – 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

  Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , 1 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общекультурного направления "В мире книг" , Л.А.Ефросинина, в соответствии с требованиями ФГОС...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу внеурочной деятельности "Всезнайка" 3 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо курсу внеурочной деятельностина 2018 – 2019 уч. год        Направление: общеинтеллектуальное...

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Изобразительное искусство" 1-4 класс

Вариант тематического планирования по курсу внеурочной деятельности по изобразительному искусству с 1 по 4 класс (без НРЭО)...

Календарно - тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Самоделкино" (ФГОС ИН 1 вариант), 1-4 классы

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности  по учебному предмету   "Самоделкино" для учащихся с ОВЗ 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Акварелька»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Акварелька»составлена на основе авторской программы художественно - эстетического направления «Смо...