Технологическая карта
учебно-методический материал по музыке (3 класс)

Аносова Екатерина Александровна

Учебный материал для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnk-3.1_anosova.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Предмет

Музыка

Тема урока

«Старый замок»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Расширить знания  учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Задачи урока

Образовательная :

- продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского и его сюитой

« Картинки с выставки» - пьеса « Старый замок» (определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности);

-  продолжить знакомство  учащихся с клавишным инструментом –   фортепиано ;

 -работа над исполнительским планом песни « Чему учат в школе» В. Шаинского .

Развивающая: развитие памяти, вокально- хоровых навыков, развитие тембрального слуха.

Воспитательная : воспитывать  интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Методы организации учебной деятельности

Наглядный:учебник, тетрадь;  практический: работа с песней, с учебников, работа в тетради.

Форма организации работы

Фронтальная, индивидуальная

Универсальные учебные действия:

Личностные : стимулировать формирование эмоционально- нравственной отзывчивости; соотношение личностного восприятия музыки  с восприятием класса;

Познавательные : учиться на слух определять музыкальные произведения в исполнении  фортепиано, использовать специальную терминологию;

Регулятивные : уметь характеризовать музыкальные произведения, находить соответствующие средства музыкальной выразительности ; уметь соотносить  произведения искусства ( архитектуру и музыку);

Коммуникативные : участие в коллективном пении  и выполнении поставленных задач в исполнении песни;  учиться грамотно строить высказывания и аргументировать их.

Музыкальный материал

«Гимн России» (А. Александров, С. Михалков), «Патриотическая песня»

(М. Глинка),

«Гимн России» (А. Александров, С. Михалков), «Патриотическая песня»

(М. Глинка),

Пьесы из сюиты « Картинки с выставки» М. П. Мусоргского «Старый замок», песня «Учат в школе», видео о истории пианино и фортепиано.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Задачи этапа:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Здравствуйте дети.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … запоминая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

А теперь , давайте внимательно послушаем… 

Звучит в исп.фортепиано мелодия песни

«Чему учат в школе»

Вопросы:

- Что прозвучало?

-Определите название.  

-Голоса, инструменты имеют свою окраску голоса  это....

-Звучание какого инструмента вы слышали?

Музыкальное приветствие .

-песня

-«Чему учат в школе»

-Тембр

-Пианино, фортепиано.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

понимание социальных функций музея  в жизни людей, общества, в своей жизни; Предметные:

мысли

2.Этап

актуализация опорных знаний.

(закрепление пройденного)

Задачи этапа:

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Сегодня мы будем говорить о замечательном инструменте.

А сейчас мы с вами посмотрим видео, и вы узнаете о каком инструменте идёт речь. Слушайте внимательно!

-Где можно встретить этот инструмент?

-А как расшифровывается форте и пиано?

-Итак,ребята а как же называется маленькое фортепиано?

-Правильно!

Для фортепиано музыку писали композиторы следующих произведений. Вспомним их имена.

 - « Детский альбом» :  пьесы - Марш деревянных солдатиков, Мама, игра в лошадки, Баба-яга.

-« Картинки с выставки» - балет невылупившихся птенцов, Баба-яга.

А теперь давайте познакомимся с фрагментом пьесы Мусоргского Модеста Петровича «Старый замок»,

(включить пьесу)

-В школах, дет.садах, дворцах культуры и даже дома.

-тихо и громко

-Пианино

Дети вспоминают композиторов  - П.И. Чайковского, М. П. Мусоргского.

Регулятивные УУД:

проявление способности к саморегуляции .

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в коллективе;

- оценивать  содержание усваиваемого материала  (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ые:

-  называть  государственную

символику.

 

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе

знаний  (определять  границы

знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать  свое

предположение;

коммуникативные:

-точно  и  полно  выражать  свои

мысли

и

3. Постановка цели урока.

Принятие целей учебно- познавательной деятельности

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся?

- Правильно, дети!

- Мы познакомимся с творчеством Мусоргского Модеста Петровича «Старый замок».

4. Освоение новых знаний и способов деятельности. (Беседа –рассказ)

-Как вы считаете, какое настроение  пьесы?

-А к кому обращается композитор этой пьесой?

Композитор обращается к давно ушедшей эпохе, которая оставила в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений..

- Печальная, загадочная

5. Слушание музыки

Задачи этапа:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Беседа по содержанию и музыкальному образу

Давайте послушаем ещё раз.

Слушание: «Старый замок» М.П. Мусоргский

-Какой музыкальный инструмент играет главную партию?

-Пьеса «Старый замок» - это поэтичная картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. А вы знаете кто такой трубадур?

Трубадур — это средневековый поэт и певец. Трубадуры были участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков.

-Фортепиано

-Музыкант, певец.

6.Вокально-хоровая работа: --работа с голосом, артикуляцией, дыханием,

-показ песни,

-разучивание по фразам,

-исполнение куплета и припева,

(либо драматизация, инсценировка, исполнение всей песни)

-Ребята, я предлагаю вам послушать «Песню трубадура» написанной Геннадием Гладковым.

(включить песню)

-Из какого мультфильма эта песня?

-Молодцы, мы с вами начнём разучивать эту песню на уроке. Ваша задача  доучить её дома до конца.

Прежде чем мы приступим к пению , нам нужно сделать разминку.
1)- Вытяните руку перед собой. Представьте, что на ладошке у вас листик. Наберите воздух и медленно выдыхайте. Теперь выдыхайте быстрее, прерывисто.
-Молодцы.
2)На раз губы трубочкой, на два в улыбку.
3)Вдох- на выдохе ха-ха-ха-ха
4)Сейчас мы с вам немного пожужжим. С закрытым ртом повторите звук аааааааа.
Мы с вами немного разогрелись. Теперь приступим к изучению песни.
- Я произношу строчку, вы повторяете за мной. Готовы?
(произношу первую строчку, затем вторую, повторяем обе строчки.
Произношу третью строчку, повторяем 1-3 и т.д. Повторяем первый куплет. Пропеваем каждую строчку.
Тоже и с припевом. Пропеваем куплет и припев. Под песню)

Разучивание «Песни трубадура»

Луч, солнца золотого тьмы скрыла пелена
И между нами снова вдруг выросла стена
Ночь пройдёт, наступит утро ясное
Знаю, счастье нас с тобой ждёт
Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная
Солнце взойдёт, солнце взойдёт

Петь, птицы перестали, свет звёзд коснулся крыш
В час, грусти и печали ты голос мой услышь
Ночь пройдёт, наступит утро ясное
Знаю, счастье нас с тобой ждёт
Ночь пройдёт, пройдёт пора ненастная
Солнце взойдёт, солнце взойдёт

- Молодцы. Мы немного отдохнули, а теперь возвращаемся к работе.

Слушают учителя.

-Бременские музыканты

- Ребята, а какими словами можно определить эмоциональное состояние пьесы «Старый замок»?

-Это состояние передано художником оформителем учебника на стр. 79, где изображен старый замок.

-Скажите, пожалуйста, какие цвета преобладают на картине? (светлые или темные)?

-На каком фоне нарисован замок? Каким вы видите этот замок?

-Мелодия пьесы «Старый замок» такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи. Давайте мы их прочитаем вслух. Посмотрите, пожалуйста, на стр. 79.

Чтение стихотворения

-Как вы думаете, схожи эти стихи по смыслу с мелодий «Старого замка»?

-Ребята, вы большие молодцы!

-Тревожное, сумрачное, таинственное

-Открывают страницу 79.

-Темные. 

-Замок нарисован на темном фоне. Он мрачный, заброшенный, страшный.

-Открывают страницу 79.

-Да.

7. Закрепление знаний

(Итог)

-А теперь, давайте вспомним, с каким композитором мы сегодня познакомились?

- Какое произведение мы слушали?

-Какой инструмент исполняет главную партию?

-Какую песню мы с вами заучивали?

-С Модестом Петровичем Мусоргским. 

-Сюиту «Картинки с выставки» («Старый замок»).

-Фортепиано

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Рефлексия.

Молодцы. Мы с вами сегодня хорошо потрудились. Наш урок подошёл к концу.  

Оценивают свою работу на уроке.

Уметь выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...