Изобразительное искусство
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Савельева Ирина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_3_kl.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 3 класса МАОУ «СОШ № 63 г. Улан-Удэ» разработана  на основе нормативных документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее - ФГОС начального общего образования);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Учебного плана МАОУ «СОШ № 63 г.уУлан-Удэ» на 2021-2022 учебный год;

Для реализации программного содержания используется следующий УМК:

 Учебник «Изобразительное искусство», 3 класс , М.: Просвещение, 2019, Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.

Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 3 класс, М.: Просвещение, 2019, Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.

Цель программы:  обогащение нравственного опыта, формирование способности к восприятию искусства и окружающего мира,

 Задачи программы:

 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

       Место предмета в учебном плане:

  На изучение курса «Изобразительное искусство» в 3  классе

отводится 1 ч. в неделю.

  1. Планируемые результаты освоения учебной программы

Предметные  (требования к уровню подготовки учащихся 3 класса)

Учащийся научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

     

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Метапредметные характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 класса, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  Регулятивные УУД

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах изобразительной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания художественных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в практической и творческой деятельности; мотивации  и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Познавательные УУД

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях художественных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о художественном искусстве  и личностной оценкой его содержания, в устной и письменной форме; умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе образного и жанрового анализа художественных произведений;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

  Коммуникативные УУД

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач на уроках изобразительного искусства.

– желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных  средств произведений искусства.

Личностные отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе:

     В ценностно-эстетической сфере у третьеклассника будет формироваться:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

     В познавательной сфере у третьеклассника будет развиваться:

  • способность к художественному познанию мира;
  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

     В трудовой сфере у третьеклассника будут формироваться:

  • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

  1. Содержание учебного предмета

ОСЕНЬ.

«Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11 ч.

Учащиеся научатся:

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью). Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

ЗИМА.

«Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 ч

  Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью  и графической росписи  и т. д. Изображать (декоративно) бабочек,  рыб, птиц,  передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они    состоят.  Наблюдать городские постройки форму, конструкцию, пропорции. Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы.

ВЕСНА.

«Как прекрасен этот мир посмотри...» 5 ч.

  Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги, приемами работы в технике бумажной пластики. Создание коллективного макета. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. Развивать  первичные представления о конструктивном устройстве предметов быта,  конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомиться с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы.

ЛЕТО.

«Как прекрасен этот мир, посмотри…»  8 ч

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассматривать улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализировать формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создавать образ города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создавать  коллективное панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов  художественной  деятельности. Развивать зрительские навыки. Создавать композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы.

3.Тематическое планирование

  1. №п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (11 ч)

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

2

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.

3

О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём.

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

6

Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

7

Живописные просторы Родины. Пей- заж: пространство и цвет.

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства.

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

10

«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (10 ч)

1

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции.

2

Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета.

3

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

4

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

5

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

6

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

7

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

8

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

9

«Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация.

10

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (5 ч)

1

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.

2

Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

3

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства.

4-5

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (8 ч)

1

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

2

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.

3

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

4-5

В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.

6

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.

7

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

8

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...