Конспект урока ИЗО 3 класс "Хохлома"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Дегтярева Алина Андреевна

Цель: Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятие фоновой росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл наглядный материал1.36 МБ
Файл конспект46.49 КБ
Файл презентация2.67 МБ
Файл макет2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства 3  класс

Учитель: Дегтярева А.А.

Тема

Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятие фоновой росписи.

Педагогическая цель

Закрепить полученные ранее знания о хохломской росписи. Выполнять композицию узора на различных формах посуды с использованием шаблона.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Украшают форму предмета с элементами хохломского узора, с передачей ритма и пятен.

Личностные результаты

Осмыслять значение народных промыслов для культурно-исторического наследия России, осмыслять значение сохранения народных традиций; формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру, результату деятельности человека и культурно-историческому наследию страны и родного края.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные - вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулируют учебную задачу; прогнозируют свою деятельность;

Познавательные - формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи;

Коммуникативные - умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Основное содержание темы, понятия и термины

Понятия: фоновая роспись. Элементы росписи: усики, завитки, кустики, клубничка и т.д.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, наглядный материал (картинки с хохломской росписью).

                                                                         

Технологическая карта урока

Этапы урока. Цели.

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

3

4

5

I. Организация начала урока

(2мин.)

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовность к сотрудничеству.

Фронтальная. Словесный.

1.Приветствие учащихся.

2. эмоциональный

настрой на работу.

3.Проверка готовности учащихся к уроку.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Андреевна, сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушки

Глазки широко открыты

Слушаем запоминаем

Ни минутки не теряем.

-Но прежде чем мы начнем работу, давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: альбом, кисти, краски, простой карандаш и ластик.

-Также не забываем, что сидеть вы должны правильно.

Приветствую учеников, учительницу, гостей.

Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Проверяю готовность обучающихся к уроку.

Восприятие информации. Дети приветствуют учителя, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку.

II. Самоопределение к деятельности (2-3 мин.)

Цели:

обеспечивать мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Фронтальная. Словесный.

1.Сообщение учащимся цели учебного занятия.

Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие во времени. Мы отправимся с вами в XVII в., чтобы открыть секрет: хохломской чудо-росписи.

Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских селах: Новопокровское, Семино, Кулигино,... Этой росписью занималось несколько десятков деревень. Но назвали эту роспись не новопокровской и не кулигинской, а хохломской. Как же это объяснить? Нам предстоит сегодня об этом узнать.

III. Работа по теме урока.

Цель:

Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Фронтальная.

Словесная.

Групповая.

1.Беседа о хохломской росписи.

 

2. Практическая работа.

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Методы:

Практический

Словесный

Представьте себе, что мы на ярмарке в селе Хохлома, куда везут свой товар семинские и кулигинские мастера. Откуда разлетятся миски да ложки расписанные хохломской росписью по разным селам, деревням и городам...

-Почему же назвали роспись именно хохломской? (Потому что расписные изделия привозили и продавали в селе Хохлома.)

-Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не смотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях Хохломской посуды. (слайд 1) . Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.

-Обратите внимание на доску.

- Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Это Хохломская роспись. (слайд 2-3)

2 слайд-на нем изображен блюдо и заварник для чая, роспись на этих предметах называется хохломская.

3слайд- как мы видим изображена сахарница и ложки, на которых так же используются хохломские узоры.

- Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий? (Радостное, веселое.)

- Этого и хотели добиться художники.

-Хохломской росписи свойственны два типа письма- "верховой" и "фоновый".

-«Верховая» роспись называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, наносится рисунок. (слайд 4)

- Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры каких- либо узоров. (слайд 5)

-Сегодня мы все станем мастерами и будем расписывать посуду. Но сначала надо научиться писать узоры. Ребята рассмотрите внимательно картинки. (слайд 6-7)

- Какие вы заметили узоры? (клубнички, листики, крючочки, палочки, волнистые линии и т.д.)

-Сегодня мы с вами будем делать узоры на фоновой росписи.  

-Сегодня я вас познакомлю с элементами хохломской росписи. Давайте попробуем написать рябину. Возьмите свои листочки, которые я вам раздала. У вас на столах лежат палочки, сейчас с помощью них мы с вами попробуем нарисовать рябину.

– Берем с вами ватные палочки, которые лежат у вас на столах, макаем в алую краску красного цвета и ставим такие кружочки.

C:\Users\Администратор\Мои документы\Изучить\старт\Чудо-роспись.files\no20_05.gif

– Теперь берем черную краску. Кончиком кисти ведем  веточки. Нажимая кистью, выполняем листочки.

C:\Users\Администратор\Мои документы\Изучить\старт\Чудо-роспись.files\no20_06.gif

– Далее мы делаем оживку, т.е. чтобы рябинка получилась красивой.

C:\Users\Администратор\Мои документы\Изучить\старт\Чудо-роспись.files\no20_07.gif

– Следующий узор – клубника. Выполняем рисунок клубники так:

1.Рисуем полуовал справа, и слева.

2.Выполняем листик.

3.Добавляем зернышки кончиком кисти на клубничке.

 1.                         2.                         3.C:\Users\Администратор\Мои документы\Изучить\старт\Чудо-роспись.files\no20_10.gif

-А также для украшения мы с вами попробуем нарисовать узор, который называется: Трава-мурава:

1. Рисуем кончиком кисти линии, как бы змейкой. Ведем вверх.

2.Нажимаем на кисточку сильнее, когда ведем вниз.

3.Выполняем завитки справой стороны и с левой.

4.Делаем оживку. Дорисовываем завитки.C:\Users\Администратор\Мои документы\Изучить\старт\Чудо-роспись.files\no20_13.gif

– Молодцы! Вы великолепно написали хохломские узоры. А теперь вы будете сами расписывать посуду.

-Сейчас я вам раздам шаблоны вазы, которые мы будем с вами расписывать хохломской росписью.

-Какими же цветами красок мы будем пользовать?

- На желтом фоне мы будем писать черным и красными зеленым, т.к. у нас фон вазы золотого цвета.

 -Обратите внимание на доску, здесь мы видим иллюстрации с хохломской росписью, а также, узоры хохломской росписи. Они помогут вам в вашей работе над росписью вазы.

-Приступайте к своей работе, мастера. Лучшие работы мы с вами обсудим в конце урока. Устроим свою ярмарку хохломской посуды. Выполняют задание самостоятельно.

-Посмотрите, как красиво и нарядно смотрится ваш узор на этих вазах.

-Теперь вы в свои альбомы вклейте листок с вашим узором. Эта страничка будет посвящена хохломской росписи.

Провожу познавательную беду, подкрепленную презентацией.

Дети внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся вместе с учителем приступают к практической деятельности, следуя указаниям учителя.

 V. Итог урока. 

Цель: дать качественную оценку работы класса.

Фронтальная.

Словесный.

А теперь, подведем итоги урока:

-Почему хохлому называют золотой?

-Чем отличается фоновая роспись от верховой?

-Какие элементы хохломской росписи вам запомнились?

-Какие элементы используют в хохломской росписи?

Убирайте свои рабочие места и готовьтесь к следующему уроку. Всем спасибо за урок! До свидания.

С помощью вопросов, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Провожу фронтальный опрос, беседу.

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотая хохлома

Слайд 4

«ВЕРХОВАЯ РОСПИСЬ»

Слайд 5

Последовательность выполнения росписи «под фон». «ФОНОВАЯ РОСПИСЬ»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...