Внеурочная деятельность "Веселый карандаш"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Зинченко Дарья Генадьевна

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_veselyy_karandash_1kl_zinchenko_d.g.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 4 г. Сальска

№ ______ от ____08.2021 года 

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения

протокол заседания   №____от

 «____» _________2021 г.

«Утверждено»

приказом   директора   МБОУ СОШ № 4 г. Сальска  №______ от «___» ______   2021г.                  _______________Э.Г. Клец

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР________ Ткаченко С.Н.

_____________ 2021 года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Веселый карандаш»

1 «А», «Б», «В» класс

Уровень образования: основное общее образование

Направление курса внеурочной деятельности: художественное

Нормативный срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 7-8 лет

Автор составитель:

Зинченко Дарья Геннадьевна, учитель начальных классов

г. Сальск

2021 год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Веселый карандаш» в 1 классе разработана в соответствии с ООО НОО на основе примерной программы по внеурочной  деятельности  «Смотрю на мир глазами художника» автор Е. И. Коротеева, Москва, «Просвещение» 2011 год.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.      

Цель и задачи реализации программы внеурочной деятельности

Цель программы кружка «Волшебная палитра» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.  

Задачи программы: 

-развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

-научить приемам исполнительского мастерства;

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно, использовать термины, формулировать определения  понятий, используемых в опыте мастеров искусств.

Концепция (основная идея) программы: сохранение, развитие культуры, эстетическое воспитание-путь к духовному возрождению нации.

Формы и виды организации курса внеурочной деятельности:

Образовательные методы:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
  • наглядность упражнений (показ алгоритма выполнения творческих работ);
  • методы практических упражнений;
  • игра;  
  • метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно- игровой деятельности (выставки творческих работ).

Методы организации занятий:

  • фронтальный;
  •  групповой;
  • поточный.

Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.  

Место курса в плане внеурочной деятельности:

Программа по курсу внеурочной деятельности «Веселый карандаш» в 1а, 1б, 1в классе рассчитана на 1а- 33ч, 1б- 32ч, 1в- 32 ч. Срок реализации программы – 1 год. Запланированный объем программы 1а- 33ч, 1б- 32ч, 1в- 32 ч.

В соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год, государственными праздниками программа рассчитана 1а- 33ч, 1б- 32ч, 1в- 32 ч. Программа направлена на достижение 1 уровня. Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий.

Режим занятия курса внеурочной деятельности определяется с учетом санитарно- эпидемиологических норм.

Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности- 35 минут.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • Развитие в детях способностей к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
  • положительно относиться  к занятиям изобразительным искусством, проявлять интерес к отдельным видам художественно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время сбора природного материала;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Регулятивные УУДпланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные УУД

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:  

  • владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;
  • осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена;
  • украшали жизнь человека;
  • понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;
  • принимать условность и субъективность художественного образа;
  • сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;
  • выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства;
  • владеть простейшими основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, дизайна;
  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (рисунок, живопись);
  • применять начальные навыки изображения растений, животных, человека, явлений природы;
  • выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений;
  • решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;
  • передавать характер объекта в живописи, графике и скульптуре;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов человека в скульптуре;
  • создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного;
  • выбирать характер линий для изображения того или иного образа;
  • овладевать на практике основами цветоведения;
  • использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании детского портрета;
  • использовать приемы пластических средств при трансформации готовых форм предметов в целостный художественный образ;
  • создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы;
  • видеть и изображать красоту и разнообразие природы, предметов;
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

3.Содержание программы

1. Графика (9 ч).

Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

2.Живопись (7 ч)

             Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

3. Аппликация (8  ч).

 Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций). Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». 

4. Скульптура (9 ч).

Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.

4.Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы воспитания

основные модули программы

Модуль

Воспитательной программы «Школьный урок»

Общее количество

Часов

часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных активных занятий

форма контроля (модуля)

1.

Раздел 1.

Графика

«День знаний»

9

8

8

7

6

6

2

2

2

Выставка творческих работ.

2.

Раздел 2.

Живопись

«День матери в России»

7

7

8

5

5

6

2

2

2

Выставка творческих работ.

3.

Раздел 3.

Аппликация

«День защитника Отечества»

«Международный женский день»

8

9

9

6

6

7

2

2

2

Выставка творческих работ.

4.

Раздел 4.

Скульптура

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос- это мы».

9

8

7

7

6

5

2

2

2

Выставка творческих работ.

5.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 1а

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

1 четверть ( 9 часов)

Название раздела

Графика

1.

Основные формы- без них не обойтись!

1.09

2.

Рисование простых вещей основными фигурами. Треугольник

8.09

3.

 Рисование простых вещей основными фигурами. Прямоугольник и круг

15.09

4.

Рисование простых вещей основными фигурами. Круг и овал. Божья коровка

22.09

5.

Линия и форма. Рисование линиями. Бабочки

29.09

6.

Линия и форма. Рисование линиями . Барашки

6.10

7.

Рисуем домики.

13.10

8.

Тренируем наблюдательность. Рисуем деревья.

20.10

9.

Что такое композиция. Рисуем домики, деревья.

27.10

2 четверть (7 часов)

Живопись

10.

Секреты акварели: работа слоями. Рисуем по мокрой бумаге.

10.11

11.

Морские обитатели. Акула

17.11

12.

Рисование кружочками

24.11

13.

Рисуем деревья

1.12

14.

Тропические птицы.

8.12

15.

Зимний пейзаж

15.12

16.

Птица- зима

22.12

3 четверть (8 часов)

 Аппликация

17.

Снеговик

12.01

18.

Зимнее дерево

19.01

19.

Птичка-невеличка

26.01

20.

Пестрая бабочка

2.02

21.

Настольная игрушка «Улитка»

9.02

22.

Праздничный букет

2.03

23.

Букет роз

9.03

24.

Овечки из ваты

16.03

4 четверть (9 часов)

25.

Вишенка

30.03

26.

Слонник

6.04

27.

Мишка-Топтыжка

13.04

28.

Зайка-попрыгайка

20.04

29.

Котик- Барсик

7.04

30.

Божья Коровка

4.05

31.

Гусеница

11.05

32.

Стрекоза

18.05

33.

Мультяшные мордашки

25.05

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 1б

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

1 четверть ( 8 часов)

Название раздела

Графика

1.

Основные формы- без них не обойтись!

2.09

2.

Рисование простых вещей основными фигурами. Треугольник

9.09

3.

 Рисование простых вещей основными фигурами. Прямоугольник и круг

16.09

4.

Рисование простых вещей основными фигурами. Круг и овал. Божья коровка

23.09

5.

Линия и форма. Рисование линиями. Бабочки

30.09

6.

Линия и форма. Рисование линиями . Барашки

7.10

7.

Рисуем домики.

14.10

8.

Тренируем наблюдательность. Рисуем деревья. Что такое композиция. Рисуем домики, деревья.

21.10

2 четверть (7 часов)

Живопись

9.

Секреты акварели: работа слоями. Рисуем по мокрой бумаге.

11.11

10.

Морские обитатели. Акула

18.11

11.

Рисование кружочками

25.11

12.

Рисуем деревья

2.12

13.

Тропические птицы.

9.12

14.

Зимний пейзаж

16.12

15.

Птица- зима

23.12

3 четверть (9 часов)

 Аппликация

16.

Снеговик

13.01

17.

Зимнее дерево

20.01

18.

Птичка-невеличка

27.01

19.

Пестрая бабочка

3.02

20.

Настольная игрушка «Улитка»

10.02

21.

Праздничный букет

24.03

22.

Букет роз

3.03

23.

Овечки из ваты

10.03

24.

Вишенка

17.03

4 четверть (8 часов)

25.

Слонник

31.03

26.

Мишка-Топтыжка

7.04

27.

Зайка-попрыгайка

14.04

28.

Котик- Барсик

21.04

29.

Божья Коровка

28.04

30.

Гусеница

5.05

31.

Стрекоза

12.05

32.

Мультяшные мордашки

19.05

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 1в

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

1 четверть ( 8 часов)

Название раздела

Графика

1.

Основные формы- без них не обойтись!

6.09

2.

Рисование простых вещей основными фигурами. Треугольник

13.09

3.

 Рисование простых вещей основными фигурами. Прямоугольник и круг

20.09

4.

Рисование простых вещей основными фигурами. Круг и овал. Божья коровка

27.09

5.

Линия и форма. Рисование линиями. Бабочки

4.10

6.

Линия и форма. Рисование линиями . Барашки

11.10

7.

Рисуем домики.

18.10

8.

Тренируем наблюдательность. Рисуем деревья. Что такое композиция. Рисуем домики, деревья.

25.10

2 четверть (8 часов)

Живопись

9.

Секреты акварели: работа слоями. Рисуем по мокрой бумаге.

8.11

10.

Морские обитатели. Акула

15.11

11.

Рисование кружочками

22.11

12.

Рисуем деревья

29.11

13.

Тропические птицы.

6.12

14.

Зимний пейзаж

13.12

15.

Птица- зима

20.12

16.

Зимнее дерево

27.12

3 четверть (9 часов)

 Аппликация

17.

Снеговик

10.01

18.

Птичка-невеличка

17.01

19.

Пестрая бабочка

24.01

20.

Настольная игрушка «Улитка»

31.01

21.

Праздничный букет

7.02

22.

Букет роз

21.02

23.

Овечки из ваты

28.02

24.

Вишенка

7.03

25.

Слонник

14.03

4 четверть (7 часов)

26.

Мишка-Топтыжка

28.03

27.

Зайка-попрыгайка

4.04

28.

Котик- Барсик

11.04

29.

Божья Коровка

18.04

30.

Гусеница

25.04

31.

Стрекоза

16.05

32.

Мультяшные мордашки

23.05

6.Информационно- методическое обеспечение

1. Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Квач.Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 6-7 лет» Просвещение, 2007.

4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007.

5 Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А.Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. -199с.

6. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

7. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

9.http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html#2 О.И.Радомская. Волшебный мир народного искусства. 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 1 класс

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" (1-4 класс) Тематическое планирование внеурочного курса "Волшебный карандаш" (для 1 класса)...

Семинарское занятие в кружке внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" - "Зимние зарисовки"

Тема: «Зимние зарисовки»Цели:-  развитие воображения и фантазии, а также художественного вкуса ребят;-  расширение методов познания окружающей их действительности;-  формирование культу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Программа внеурочной деятельности "Кисточка и карандаш"

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным о...

Внеурочная деятельность по ФГОС 1 класс "Весёлый карандаш"

Здесь представлено планирование внеурочной деятельности в 1 классе, которое рассчитано на 33 занятия: 1 час в неделю. Планирование составлено по ФГОС  На занятиях дети знакомятся с народными пром...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...