Урок изобразительного искусства в 3 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Шмелёва Яна Сергеевна

Тема "Красота и мудрость народной игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_v_3_klasse.docx148.53 КБ
Файл samoanaliz_uroka_izo.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства

Тип урока: Формирование новых знаний.

Вид урока: Традиционный урок.

Цели: развитие художественно - творческих способностей младших школьников через знакомство с народной игрушкой и отражение их в изобразительной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

-формировать представление у детей об особенностях, форме, декоре игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам.

Развивающие:

- развивать умение извлекать информацию из прослушанных текстов;

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планировать свои учебные действия;

–развивать личную мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитывающая:

– воспитывать умение правильно оценивать свою деятельность на уроке.

Планируемые результаты

Личностные: толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявление художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства.

 Предметные: приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различают виды художественной деятельности; узнают, воспринимают, описывают и эмоционально оценивают шедевры русского искусства;

Метапредметные:

Регулятивные:

– умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия.

Познавательные:

– умение извлекать необходимую информацию из рассказа учителя.

Коммуникативные:

– умение правильно оценивать свою деятельность на уроке, давать объектную оценку работе товарища.

Предметные:

– представления детей о значении русской матрешки в жизни русского человека, ее особенностях и составных частях.

Оборудование: компьютер, проектор, народные игрушки: матрешки, свистульки, куклы.

Характеристика педагогического инструментария:  

Методы:

- Педагогические (беседа)

- Исследовательские (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

- Работа с информацией (восприятие, анализ, оценка содержания визуальной и слуховой информации).

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

– Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое и интересное.

2.Самоопределение к деятельности

Ребята, обратите внимание на экран. (слайд 1)

Что изображено? Назовите одним словом. (Игрушки.)

А какие именно это игрушки? (Народные деревянные  игрушки)

Кто мне скажет, какая тема нашего урока?

(ТЕМА: НАРОДНАЯ ИГРУШКА)

Правильно, красота и мудрость народной игрушки

Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

3.Работа над новым материалом

  1. Беседа о матрешке

- Перед тем, как мы нарисуем нашу народную игрушку, мы должны узнать её историю, где и как она создавалась, из каких материалов мастера на Руси делали народные игрушки.

Поэтому предлагаю, дети, разделиться на две группы. Одна группа готовит выступление о истории игрушки, а другая группа о том, почему в России стала процветать именно деревянная игрушка.

(работа в группах)

Наши группы готовы?

Слушаем ваши выступления.

Группа № 1

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

Группа № 2

Издавна славится Россия своими лесными богатствами. Дерево с древнейших времен было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта. А резьба по дереву была широко распространена в нашей стране как очень популярное народное декоративное искусство.

Ребята, а для того чтобы узнать какую игрушку сегодня мы будем рисовать, вам нужно собрать на доске пазлы.

(Под музыку дети собирают пазлы матрешки).

 (слайд 3)

-Ребята, что же у нас получилось? (Матрёшка)

Ребята, посмотрите к нам в гости пришла настоящая матрёшка. (Показать игрушку) 

Она вам хочет что – то очень важное рассказать. Давайте внимательно послушаем её.

(Просмотр видео - происхождение матрёшки)

В чем секрет этой игрушки? (Она состоит из нескольких маленьких игрушек) Самая крупная матрешка – ростом с первоклассницу; самая маленькая – не больше семечка подсолнуха. (показать семечко)

Формочки для матрешек вытачивались из березовых и липовых чурок. Матрешка родилась и украшалась в разных волостях России по-разному.

-Матрешка из Сергиева Посада. (слайд 6) 

Родилась в старинном русском городе Сергиев Посад (Загорск). Настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник, платок. Единственное украшение – это нитка красивых бус. Ее форма добротная, устойчивая.

-Матрешка из Семенова. (слайд 7)

Она родилась в городе Семенове Нижегородской области. Эта матрешка гораздо тоньше и стройнее других матрешек. У нее очень выразительные глаза, губы, нос, брови, румяные щеки. А еще у нее ярко-красные цветы (розы, маки, васильки), между которыми вьются ветки с бутонами. Их можно увидеть на платке, юбке и фартуке.

Полхов-Майданская матрешка- это соседка семеновской матрешки. (слайд 8)

А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Овал лица с кудряшками волос, платок не спадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая.

.Физминутка                            https://youtu.be/mMbInPnHcfQ

  1. Планирование

деятельности

А сейчас вы сами будете выступать в роли великих, искусных русских мастеров.

Матрешка имеет овальную, вытянутую форму. Она состоит из двух частей: головы и туловища. Они плавно соединены между собой и образуют одно целое.

Начнем рисовать матрёшку  при помощи трафарета.(слайд 9)

По старой русской традиции, на деревянных формах рисовали русских девушек. Как правило, они всегда ходили в платках. Завяжите платочек на узелок и нашей красавице.

Платочек.

Чтобы матрешка не покатилась, сделайте для нее подставку. (слайд 10) Тогда она сможет ровно стоять на столе. Также, волнистыми линиями отделите платок на голове игрушки от туловища.

Подставка.

(слайд 11) Нарисуйте красивые, четкие черты лица девушки. Не забудьте нарисовать кругленькие щечки. Это еще одна особенность матрешки.

Черты лица.

(слайд 12) Низ матрешки украсьте красивым узором из цветов декоративных линий

Декор.

Закончите рисунок. Сотрите ненужные линии. Раскрасьте матрёшку, используя яркие цвета, чтобы матрешка получилась нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я включу русскую народную музыку, которая поднимет вам настроение и поможет выполнить работу на отлично! (звучит музыка).

4.Самостоятельная работа учащихся

В процессе работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

5.Итог урока. Демонстрация работ учащихся.

Вы все хорошо потрудились на уроке.

Что вам запомнилось о народных игрушках?

Какую игрушку мы сегодня рисовали? Из чего сделана игрушка?

Почему она называется «Матрёшка»? 

Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек, сначала свой хоровод составит 1 первый ряд, 2.

- …, откуда прибыла твоя матрешка? А чем же она отличается от других?

6.Рефлексия

Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке с помощью смайликов.

Зелёный – на уроке было интересно, у меня все получилось.

Жёлтый -  на уроке было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения.

Красный - было скучно, мне трудно выполнять задания.

Прикрепите каждый свой смайлик на доску.

-Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли мастеров, создавая своих матрешек. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что работы у вас получились очень яркие, красивые.

Уберите, пожалуйста, каждый свое рабочее место.

Наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

Учитель анализирует работы детей и оценивает их.

        



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

Тема урока: Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Данный урок проводился в 3 классе.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Вид урока: Традиционный урок.

Цели: развитие художественно - творческих способностей младших школьников через знакомство с народной игрушкой и отражение их в изобразительной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

- формировать представление у детей об особенностях, форме, декоре игрушки, принадлежащие к различным художественным промыслам.

Развивающие:

- развивать умение извлекать информацию из прослушанных текстов;

– развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планировать свои учебные действия;

– развивать личную мотивацию к познавательной деятельности.

Воспитывающая:

– воспитывать умение правильно оценивать свою деятельность на уроке.

Планируемые результаты

Личностные: толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; проявление художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства.

 Предметные: приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различают виды художественной деятельности; узнают, воспринимают, описывают и эмоционально оценивают шедевры русского искусства;

Метапредметные:

Регулятивные:

– умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия.

Познавательные:

– умение извлекать необходимую информацию из рассказа учителя.

Коммуникативные:

– умение правильно оценивать свою деятельность на уроке, давать объектную оценку работе товарища.

Предметные:

– представления детей о значении русской матрешки в жизни русского человека, ее особенностях и составных частях.

Оборудование: компьютер, проектор, народные игрушки: матрешки

Характеристика педагогического инструментария:  

Методы:

- Педагогические (беседа)

- Исследовательские (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

- Работа с информацией (восприятие, анализ, оценка содержания визуальной и слуховой информации).

Используемые технологии: информационные; здоровьесберегающие.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Использовала на уроке презентацию, музыкальные композиции, наглядный материал.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; наглядные материалы.

После урока учащиеся смогут: применять знания, полученные на уроке на других предметах (окружающий мир, чтение); применять навыки работы с шаблоном на других занятиях ИЗО, технологии.

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми. На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через эмоциональное приветствие.

Структура урока выдержана, все этапы урока имели логическую связь. При планировании урока старалась большую часть времени отвести на практическую работу детей.

Для проведения практической части урока заранее был подготовлен алгоритм работы, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы.  Мне удалось вызвать у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что триединая цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились хорошие, аккуратные, каждый ребёнок творчески подошёл к своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"

Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...