Урок ИЗО и художественного труда "Украшение и фантазия"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Елена Георгиевна Мухутдинова

 

 Урок изобразительного искусства во 2 классе на тему «Украшение и фантазия. Кружевные узоры», построен с применением информационно-коммуникативной технологии. Данный урок является первым в разделе «Украшение и фантазия». Дидактическая  цель : создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия"

  На уроке решались следующие задачи:

-дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;

- создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;

 совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции

- создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;

   Все задачи урока взаимосвязаны и направлены на достижение понимания того, что все мастера учатся у природы , изучают ее. Они переносят красоту природы  в жизнь человека и преобразуют  её с помощью фантазии.

  При планировании урока были учтены художественные способности учащихся, живой интерес к изобразительному искусству и уроку ИЗО.

 Тип урока комбинированный. В его содержании отобраны принципы: наглядности, научности, доступности, связь с жизнью, принцип проблемного обучения.

 Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний.

 Объём материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.

  На уроке использован литературный ряд: загадки, стихи  по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты", отрывки из книги

Л. Л. Яхнина "Воздушные узоры". Стихи и отрывки дети читали сами.

  Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередуются формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность учащихся организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ, т.к. это наиболее эффективно. Дети очень любят уроки с яркой наглядностью.

 С целью снятия утомляемости была проведена физминутка.  Атмосфера  в классе доброжелательная.

  Этапы урока плавно сменяли друг друга. Намеченный план был выполнен.

 В конце занятия был подведён итог, рефлексия, анализ работ.

 Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока.

 Считаю, что урок  достиг поставленной цели.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО  во 2 классе

по теме "Украшения и фантазия. Кружевные узоры"

Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

 дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;

 познакомить с народными художественно-декоративными промыслами - вышивкой, кружевом.

Развивающие:

создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные;

 совершенствовать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

Воспитательные:

 создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности;

 воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе

Б.М. Неменского "Искусство и ты", Л. Л. Яхнин "Воздушные узоры".

                           

                                         Ход урока

1. Организационный момент.

 Кто шагает с сумкой книг

 Утром в школу…(ученик)

 Долгожданный дан звонок?..(да)

 Начинаем наш …(урок)

Приветствие учителей.

Позитивный настрой на урок.

 Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

II. Введение в тему

В нашу дверь к нам, тук-тук-тук,

Постучал чудесный друг.

Он сказал: «Зовут меня

Мастер Украшения.

К вам пришёл я неспроста:

Показать, что красота

Есть повсюду,

Всем  нужна,

Украшений в мире тьма!

Что случится, если вдруг

Не будет красоты вокруг?

Станет мир наш некрасивым,

Серым, неуютным и унылым.

Потому я день и ночь

Каждому готов помочь

Украшать свои творения,

 Ведь я Мастер Украшения.  

- А что такое украшения?  (Дети могут назвать ювелирные украшения.)

Слайд 2. Посмотрите на репродукцию картины М. Врубеля « Царевна Лебедь». Какие вы украшения видите на ней?

( Красивое сплетение металла и драгоценных камней в короне, украшения на руках)

Слайд 3. Украшения бывают самые разнообразные. Это ювелирные украшения, которыми чаще всего любят украшать себя  девочки, мамы, бабушки, т. е. все женщины.

Слайд 4. Короны  царей и королей  тоже украшены драгоценными камнями.

Слайд 5. Украшены орнаментом одежда разных народов ( на слайде русская  и алтайская национальная одежда)

Слайд 6.  Посуда.

Слайд 7.  Дома.

- Теперь вы  видите, что Мастер Украшения действительно   делает предметы неповторимыми,  красивыми, от которых мир наш становится ярким, цветным.

- Но  откуда художники позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их?  (В природе.)

-Красоту  специально искать в природе не надо.  Наблюдательный человек может заметить  её на каждом шагу и полюбоваться. Давайте это сделаем и мы.

Слайд 10.Красивы и неповторимы  в природе бабочки,

Слайд 9-   Капли  дождя, росы,  роса на нитях паутины.

Слайд 11 -14  Иней на ветках, морозные узоры на стекле

 

 III. Художественно-технологический этап.

Слайд 15

Прослушайте  отрывок из книги "Волшебные узоры" (Аюшеев Вадим)

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

- Ответьте на вопросы:

 Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?

 Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Слайд 16

     Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают и вещи, принесенные на урок).

- А что помогает им создавать такую красоту? (Их фантазия)

Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать.

Тема нашего урока "Украшения и фантазия".

 На уроке будем создавать свои  кружевные узоры .   Слайд 17

А  сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто  в природе создаёт  необыкновенные узоры. Кто подсказал человеку идею создания плетёных кружевных салфеток, скатертей, воротничков ,шалей и других подобных изделий. Кто научил человека плести.

Слайд .    

 С ветки на ветку,

 Зацепив за сук,

 Тоненькую сетку

 Натянул … (паук)

 

-Кто наблюдал  действия паука?

 Это настоящий древний мастер природы. Его творение  - очень тонкая и хрупкая паутина.

Слайд 18-20..  Паутина  среди листвы днём, паутина  в  последних лучах солнца, паутина днём – паутина  на закате.

        

Физкультминутка.

Пауки пузатые,

Брюшки полосатые,    

Ходят на восьми ногах,

Паутину вьют в углах.    

Мухи черные летают,

В паутину попадают -  

Не порвешь ее сетей,

Остаются мухи в ней.  

Движения.

И.п. – о.с. Руки соединены впереди, имитируя большой живот. Наклоны в стороны.

Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.

Круговые движения с вытянутыми в стороны руками, вперед, назад.

Руки перед грудью, рывки согнутыми в локтях руками (2 раза) и вытянутыми в стороны руками (2 раза).

Работа по учебнику стр.70-73

- Посмотри на украшения с драгоценными камнями - ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

- Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника - старинного головного женского убора.

- Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Слайд 21

- Рассмотри это кружево.

- Какие природные формы можно увидеть в нем?

Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Слайд 22

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гулички", "цветочек", "елочка" и другие.

- Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -

 Одуванчик, дрожащий едва,

 Пенный гребень на гладкой волне

 И узор на морозном окне.

 Кружева - в стрекозиных крылах

 И в летящих сквозных облаках,

 В паутине воздушной лесной,

 В невесомой тени вырезной.

 Кружит лист кружевной надо мной,

 Заплелась кружевами трава -

 Кружева, кружева, кружева…

Слайд 23   Рассказ "Крючок, игла и коклюшки" о мастерицах, создающих кружева с помощью коклюшек из книги "Волшебные узоры". (Русанова Настя)

"Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается.

И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки - коклюшки. Сидит мастерица, перебирает нити, перекидывает их через колышки-иголки, воткнутые в рисованный на бумаге узор. Быстро снуют мастеровые руки, кажется, что само собой плетется узорчатое прозрачное полотно. Будто сказочная старушка нитью воздух оплетает.

Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У нее много механических рук - каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина за час успевает сделать. И чудесные кружева получаются. Легкие, воздушные. Словно подарили машине свое умение русские умелицы-мастерицы.

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Укрась воротничок, салфетку кружевным узором. Работа выполнена разными способами.

1 вариант (2 класс) – из белой бумаги  вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, работая тонкой кистью  нарисовать узоры.

Слайд 24     2 вариант (4 класс)- аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть, вырезанную из цветной бумаги. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

V. Итоги урока

- Молодцы! Спасибо за урок!

Выставка работ. Анализ общих ошибок, оценивание работ. Уборка рабочих мест.

- А кто из вас или ваших родных, близких умеет вязать на спицах, крючком, вышивать, плести кружева с помощью коклюшек?

Домашнее задание: принесите для выставки на следующий урок работы - ажурные салфетки и кружева, выполненные руками ваших мам, бабушек.

В заключение Соня прочитает стихотворение.

Солнце нитями-лучами

 вышивает.

 Луг - цветами,

 Сад - плодами,

 Пруд и небо - облаками,

 А колосьями - поля,

 Словно тонкими шелками,

 Шита-вышита стежками

 Разноцветная Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО и художественный труд. Изготовление объёмной аппликации "Водяная лилия"

Цель урока: -Дать знания о водяном растении – кувшинке, закрепить понятие «аппликация».-Развивать внимание, воображение, творческие способности учащихся.-Развивать сообразительность, конструктив...

Интегрированный урок изобразительного искусства, художественного труда и музыки во 2 классе по программе "Школа России".

Тема урока: "Новогодний хоровод".Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: формировать умение исполнять новогоднюю хороводную песню, оформлять композицию на тему: "Новогодний хоровод"....

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: Украшение и фантазия. «Кружевные узоры».

Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия для формирования умения рисовать кружевные узоры.Предметные задачи: содействовать формированию представления об отражении элементов природы ...