Изобразительное искусство.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Анастасия Анатольевна Бутусова

Изобразительное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_gzhel.docx122.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Изобразительного искусства во 2 классе.

Учитель: Бутусова А.А

Тема:  Выполнение росписи Гжели на готовом изделии (тарелка).

Цель урока: формирование у детей умения составлять узор из элементов Гжельской росписи.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с Гжельской керамикой, особенностью росписи.
  • Развивать умение составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелки.
    Продолжить формирование навыков работы художественными материалами (кистью и красками, фломастером)
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение, эстетический вкус и фантазию.
  • Прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:  альбом, краски, фломастер, кисти, баночка с водой,  карандаш,  резинка,  палитра, шаблоны тарелки.

Зрительный ряд: презентация «Сказочная гжель», иллюстрации тарелок.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод  стимулирования.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Беседа об истории развития Гжельской керамики (5 мин.)
  3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)
  4. Практическая работа (15 мин.)
  5. Итог урока (5 мин.)

ХОД УРОКА

1. Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

  •  Сегодня мы с вами познакомимся с историей и элементами  Гжельской росписи, украсим тарелку узором Сказочной  Гжелью. (СЛАЙД 1) К концу урока у нас с вами должна появится импровизированная выставка «Сказочная Гжель».                                                                                                                                                       2. Рассказ из истории развития Гжельской керамики (5 мин А началось все много столетий назад. Историю народного искусства, прославившегося на весь мир, принято отсчитывать с 1339 года. В письменных изданиях, датируемых этим годом, встретили исследователи первую информацию о гжели. Так же из духовной грамоты Ивана Калиты следует, что Гжель была прибыльной волостью, и владели ею высшие чины Отечества. Но ясно исследователем и то, что гжельские поселения существовали уже в 11 веке, и местные жители активно занимались ремеслами. 11-13 века. В старинном подмосковном районе, который и назывался Гжель, местным жителям не удавалось добиться успехов в земледелии. Пахари трудились день и ночь, но земля так и не становилась поистине кормилицей. А все из-за того, что вместо чернозема здесь были залежи высококачественной белой глины. Нашли это богатое место аптекари, посуду из ценной белой глины они использовали в своих медицинских нуждах.
  • Начало 14 столетия. Умельцы, живущие в районе реки Гжелки, освоили гончарное ремесло. Речь не идет еще о бренде с мировой известностью, гжельском фарфоре, но изделия в конкурентной среде того времени были знамениты на всю округу.
  • Начало 18 века. Большая слава приходит к региональному промыслу. И хоть мелкие кустарные артели быстро превращаются в большие предприятия, развитие промысла не ведет к механизации росписи: изделия по-прежнему расписывают вручную.
  • 1972 год. Появляется Первое Гжельское Товарищество (в него вошли 6 малых цехов). Народный промысел продолжает развиваться и сегодня. Гжель не осталась в ранге самобытного творчества предков, она существует как отдельное направление росписи, узнаваемое и востребованное.

Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. (СЛАЙД 2)
200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлась она 
майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот 
фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белоснежной глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. (СЛАЙД 3)
Прославилось село  удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами. (СЛАЙД 4)                                         

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь. (СЛАЙД 5)
Известно всем в народе
Ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой. (СЛАЙД 6)
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла. (СЛАЙД 7)
У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Сторонушка любимая,
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние –
И мастерство волшебное
Достойно восхищения. (СЛАЙД 8)                                                                                                                    

    3. Знакомство с особенностью гжельской росписи (3 мин.)Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге, кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь приобретала блеск.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! (СЛАЙД 9)
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
А какими же элементами украшали свои  изделия Гжельские мастера. Давайте посмотрим на слайды. (СЛАЙДЫ 10, 11, 12, 13)
Узоры, легко выполняются кистью, голубоватым, темно-синим цветом с переливами, придают необыкновенный сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам и другим изделиям, которые кажутся воздушными и радуют глаз. (СЛАЙДЫ 14, 15)
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. (СЛАЙД 16)
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. (СЛАЙД 17)
Задача нашего урока украсить узором из цветов, листьев  вазу.

4. Практическая работа

Украшение тарелки, создание своего узора. (СЛАЙД 18)

Учитель следит за работой, дает советы, исправляет ошибки, стимулирует. (СЛАЙД 19)

Физкультминутка.

5. Итоги урока. Анализ работ и выставка рисунков. Выставление оценок.

1. С каким промыслом вы сегодня познакомились?
2. Какими элементами украшали свои изделия мастера?
3. Что понравилось на уроке?

– Вы все сегодня молодцы, создали и творили свою сказку по выполнению узора. А с каким настроением вы уходите с урока… Я рада, что у вас хорошее настроение, и пусть цветные волны вдохновения присутствуют у вас на каждом уроке. Спасибо за урок, до свидания.

Роспись: Сказочная Гжель - Сделай сам - 11 августа - 43648525333 -  Медиаплатформа МирТесен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...