Технологическая карта урока. Изобразительное искусство. "Пробуем акварель. Техника акварели. Цветовые растяжки"
материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Орлова Светлана Александровна

Изучение техники акварели и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_tsvetovaya_rastyazhka.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  урока

             Название предмета          Изобразительное искусство           класс                           № урока  4                                        Дата 4 апреля 2022 год

 

Тип урока:         Изучение нового материал

ФИО  учителя:  Орлова Светлана Александровна

                                                                 

Тема урока

 Пробуем акварель. Техника акварели. Цветовые растяжки.

Цель

 Изучение техники акварели и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.

Задачи

Обучающая - изучить приемы работы акварелью (цветовая растяжка)

Развивающая - развитие внимания, чёткую организацию мыслительного анализирования последовательности выполнения этапов работы, чувство гармонии, равновесия и умение анализировать увиденное;

Воспитательная - воспитание аккуратности в исполнении работы, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, чувство меры и утонченного вкуса в выборе цветовых сочетаний;

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Основные понятия

Акварель, Три техники акварели: многослойная, алла прима и по-сырому

Межпредметные связи

Литература, Окружающий мир.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; мультимедийная презентация,  альбомные листы, акварель , карандаш, ластик, фонограммы «Музыка без слов», И. Крутой.,   иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины; наглядный пример выполнения акварельной работы в технике «Цветовая растяжка»; лучшие работы обучающихся.

 Для обучающихся:

  1. Лист акварельной  бумаги формат А-4, акварельные краски, кисти №3,5,8(белка), простой карандаш, ластик, баночки для воды, салфетка для рук, планшеты  iPad

Литература, интернет-ресурсы

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствие

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

Проверка готовности к уроку (наличие необходимого оборудования).

Здравствуйте, ребята!

 - Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

 

Коммуникативные

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

3-5 мин.

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

Организует формулирование  темы и цели  урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний  у учащихся.

Сегодня у нас урок  будет не обычным, потому что приём, который мы будем использовать в выполнение работы, не оставит никого равнодушным. Название этого приёма в акварели не вызовет у Вас удивления. Вы ею уже пользовались, слышали о ней на занятиях .Этот приём называется цветовая растяжка.

Цель урока: изучение техники акварели и раскрытие её живописных возможностей на практическом занятии.

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,

высказывают свое мнение  о практической значимости работы

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после   предварительного обсуждения (4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

III.  Усвоение новых знаний

(10-12 мин.)

 

 

1. Вводная беседа.

Акварель — (от франц. aquarelle — водяной, от лат. aqua — вода). Как нетрудно догадаться, акварельная живопись появилась с появлением бумаги, а бумага — это изобретение китайцев начала II века нашей эры.

Расцвет акварельной живописи в Европе, а также в России пришелся на на рубеж XVIII—XIX веков. Многие русские художники использовали акварель, часто для зарисовок, эскизов. Постепенно акварель становилась самостоятельным видом  искусства.

-Давайте посмотрим на работу Александра Андреевича Иванова «Приморский  город». Сквозь первый план, обрамлённый деревьями, видны вдали голубоватые гряды гор и береговые здания, прозрачная поверхность моря. Много воздуха и света, свежести и бодрости ощущаешь, рассматривая этот скромный итальянский пейзаж.

- А вот работа Сергея Николаевича Андрияки «Весеннее небо».

Работа написана легко, быстро, воздушно. Передано настроение.

- А теперь посмотрим на  техники акварельной живописи. В акварельной живописи существует две основные техники: рисование по-сухому и рисование по-мокрому. (Слайд 8).  

Техника «по-сырому» или «по-мокрому» использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты). (Слайд 9) Акварель „по сухому" (классический прием) заключается в просушивании каждого слоя краски перед нанесением последующего. Таким образом создаются строгие контуры и четкие формы.  (Слайд 10)                                          

Приёмы работы с акварелью. В акварели существует множество художественных приемов
Прием заливка, размывка, аля прима, резерваж. (Слайд 11)

Приёмом заливка пользуются для создания фонов.
Плавные переходы цветов позволяют эффектно изображать небо, воду, горы. (Слайд12)

 Размывка часто применяется при создании в пейзажах больших областей неба (Слайд 13).

Приёмом " Allaprima " создают плавные и нежные переходы из цвета в цвет. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. (Слайд 14).

Цветовая растяжка - это плавный переход от одного 
цвета к другому, например от зеленого к синему.   Цветовую растяжку можно сделать из любых двух и более  цветов. (Слайд 15).

Проведение преподавателем мастер-класса.

Объяснение последовательности выполнения практической работы

Физминутка

Преподаватель демонстрируются основные этапы выполнения работы: (Слайд 16 по 21)

1. Преподаватель раскладывает художественные принадлежности, комментируя, что ему пригодится в работе. Далее следует рассказ о выборе и расположении формата, цвета и качества бумаги.

2. Преподаватель начинает работу, смачивает бумагу, крепит к пластиковой основе, подробно рассказывая о своих действиях.

3. Далее ведется работа цветом .Широкой кистью прописываем небо. Показываем растяжку тона, добавляя воду.  Растяжка тона- это плавный переход от тёмного  к светлому. Небо чем ближе к нам темнее, чем ниже светлее. Берём синий ультрамарин, начинаем с верху вниз накладывать краску, немного разбавляя с водой. На нужном участке вводим другой цвет ( небо при закате солнца имеет разные оттенки, смешиваются цвета друг с другом).

 4. После того как набрана основная цветовая гамма, преподаватель рассказывает и показывает, как выделить главное, как ведется работа над деталями, как акцентируется передний план, как исправляются ошибки.

5. Завершение работы.

В итоге будет оцениваться, как вы умеете: создавать неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, лёгкость, воздушность работы.

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

 в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

 г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД:  учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

IV. Организация  рабочего места

1-2 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

- Нам понадобятся: альбом, простой карандаш, ластик, краски, клеёнка, кисточки, банки с водой.

- Расположите альбом перед собой. Справа воду, краски и кисть, карандаши и ластик.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ

  1. Чистой водичкой подготовить и смочить краски (напоить краски водой);
  2. Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти;
  3. Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции;
  4. В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой;
  5. По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  

V. Практическая работа

20-25 мин.

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с  опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает  пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит  контроль.

Далее учащимся предлагается выполнить цветовую растяжку неба  самостоятельно. Во время самостоятельной работы учащихся учитель следит за выполнением задания, проявляет индивидуальный подход к учащимся, комментирует их действия. Преподаватель подходит к каждому и в процессе работы указывает на ошибки, подсказывает возможные пути решения задания.

Выставка работ. Анализ и оценка работ:

По окончании обучающиеся выставляют готовые работы.

Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. Композиционное размещение в листе;
  2. Выполнение работы «Цветовая растяжка»;
  3. Завершённость работы.

Вопросы для закрепления темы урока:

  1. Дайте определение слова «ритм»;
  2. Что в переводе означает термин «Акварель »;
  3. Какая из работ вам больше всего понравилась и почему?

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:

Использовать техники: …….;

Выполнять:

— изображение,

используя алгоритм;

— выполнять конструирование объёмных изделий из …;

Применять изученные художественные техники при создании проекта;

Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует выставку рисунков по рядам.

- А теперь проведём выставку рисунков.

Ребята получают смайлики (отлично) и (хорошо). 

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

VII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

- А теперь пора убирать свои рабочие места. Воду нужно сходить вылить, промыть кисточки, убрать клеёнку со стола.

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о цветовом круге, ознакомление с основными и составными цветами, формирование умения применять цвета цвет...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

Технологическая карта урока изобразительного искусства “ Обои и шторы у тебя дома. Обои в технике штамповки листьями” (УМК “Школа России”, 3 класс)

Цель урока: знакомство с  нетрадиционной техникой изображения орнамента  и ее применение.Дидактические:Научиться изображать орнамент с помощью технике штампов (печати). Познакомить учащ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс

Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...