беседа по картине
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2, 4 класс)
Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по картине
А. К. Саврасова
«Грачи прилетели»
Цель: формирование умения воспринимать художественные образы картины.
Задачи:
Образовательные: познакомить с творчеством А. К. Саврасова;
Воспитательные: формировать умение анализировать изобразительно – выразительные средства картины; учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
Развивающие: развивать воображение, фантазию, мировоззрение.
Ключевые слова:
- художник-пейзажист;
- настроение;
- цветовая гамма.
Ход беседы
1. Предварительная работа:
Учитель читает отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева (сам текст написан на доске):
В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П. И. Чайковского «Пробуждение весны. Март» из цикла «Времена года».
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
У: О каком времени года идет речь в этом стихотворении?
О: О весне.
2. Беседа по содержанию картины.
На доске открывается репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Ученики внимательно рассматривают ее.
У: Какое название вы бы дали этой картине? Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске. Прокомментируйте свой выбор.
- «Снег»;
- «Зима»;
- «Грачи прилетели»;
О: Картина называется «Грачи прилетели», потому что на ней изображено много птиц и время года не зимнее.
У: Вы правы. Картина называется «Грачи прилетели».
Рассказ о художнике.
Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – один из выдающихся русских художников-пейзажистов. Он родился в Москве, в многодетной купеческой семье (у него было три старших сестры и младший брат). Алексей лет в 10-12 стал проявлять интерес и способности к рисованию, его рисунки пользовались спросом у рыночных торговцев. Вопреки желанию отца, который хотел, чтобы сын был его успешным преемником в торговом деле, мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния. Задумав всё-таки учиться любимому делу, Алексей целеустремлённо копит деньги, вырученные за свои работы. Именно этими средствами он оплатил первые месяцы учёбы в Московском училище. Творческий мир захватил юного художника. Но учёбу пришлось прервать – умерла долго болевшая мать. Отец взбунтовался, требуя, чтобы старший сын помогал семье в деле. Желая изгнать из сына страсть к живописи, даже запирал его на чердаке. Вернуться в 1848 году в училище помогли преподаватель Карл Рабус и товарищи по учёбе, вмешался даже обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин, человек просвещённый и уверовавший в дарование купеческого сына. Отец сдался. Как художник Саврасов рос стремительно – в год восстановления в Училище его эскизы названы лучшими. Картины Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», датированные 1849 и 1850 годом, принесли автору звание художника. Совет счёл, что он зрелый мастер, и в обучении в стенах Училища больше не нуждается. В 1855 году художник стал руководителем пейзажного класса училища. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.
У: Почему картина называется «Грачи прилетели»?
О: Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда на улице становится теплее и птицы прилетают из жарких стран.
У: Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?
О: Радость, потому что заканчиваются холода, можно будет наслаждаться теплой погодой и пением птиц и т.д.
У: Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник?
О: День теплый, светит солнце, т.к. видна тень деревьев и тает снег
У: Чтобы добиться нужного оттенка, художники смешивают краски. Скажите, каких красок больше использовал А.К. Саврасов на своей картине - ярких, светлых или темных?
О: Художник использовал светлые оттенки для изображения снега и неба, темные – для деревьев и зданий.
У: Какие деревья вы видите на картине? Что вы можете о них сказать?
О: На картине изображены голые березы, которые еще не успели расцвести.
У: Посмотрите на небо. Что вы можете сказать о нем?
О: Небо голубое, чистое, ясное, безоблачное.
У: Что изображено на переднем фоне? На заднем?
О: На переднем фоне изображены деревья, на которых сидят прилетевшие грачи, лужи от растаявшего снега, на заднем фоне – дома, поле, старенькая церковь, возле которой расположена такая же постаревшая часовня.
3. Итог.
У: Давайте подведем итог. С творчеством какого русского художника мы сегодня познакомились?
О: С Алексеем Кондратьевичем Саврасовым.
У: С какой его картиной мы сегодня познакомились?
О: Грачи прилетели
У: Какие чувства вызывает картина?
О: Радость, тепло на душе, восхищение.
У: Вам понравилась картина?
О: Да.
У: Ребята, спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо поработали.
До свидания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-287408-1377919384.jpg)
Клуб "Ключ и Заря". Работа с картиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».
Так много птиц в одном месте. Аудиторное (5 часов). Форма проведения – практическое занятие, игра. Работа в Музейном доме. Работа с картиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».Прочтение на...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/23/picture-683057-1450875837.jpg)
Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». (внеклассное мероприятие)
Цель:1. Познакомить детей с биографией художника М. В. Васнецова, его картиной «Алёнушка».Задачи:1. Рассказать детям о художнике и раскрыть содержание к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-810628-1473876512.jpg)
Урок-беседа по картине И.Шишкина "Рожь"
Методическая разработка по программе "Путешествие по миру искуства" во втором классе на тему "Беседа по картине И.И. Шишкина "Рожь""...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-810628-1473876512.jpg)
Методическая разработка занятия "Беседа по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели""
Методическая разработка занятия по программе "Путешествие по миру искусства" для 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/14/picture-810628-1473876512.jpg)
Методическая разработка занятия "Беседа по картинам В.М. Васнецова "Богатыри", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке "
Методическая разработка по программе "Путешествие в мир искусства" для учащихся 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/06/picture-754554-1467822541.jpg)
Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
Пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»....