Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство»
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

К учебнику для  1 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы : Неменская Л.А. «Искусство и ты». Учебник. 1 класс»; Москва «Просвещение», 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_izo_annotatsiya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство»

Учебник для  1 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы : Неменская Л.А. «Искусство и ты». Учебник. 1 класс»; Москва «Просвещение», 2018 г.

1. Роль учебного предмета «Изобразительное искусство »

     Предмет «Изобразительное искусство» играет важную роль в образовательном процессе.

      Задачи основных учебных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. Изобразительное искусство — особый предмет.

 Содержанием искусства становятся не просто чувства, а оценка разными людьми различных явлений на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев.

Цель и задачи программы

Главным смысловым стержнем программы, предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

 Вокруг этой идеи структурируется программа.

1. Содержание искусства — это, собственно, те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство: из века в век в нем отражалось отношение творца ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу). В свете этой задачи искусство рассматривается как культура отношений, как запечатленный в произведениях искусства опыт поколений в осознании добра и зла. Здесь — выработанные обществом (классом, группой, нацией) представления о верных для него отношениях ко всем явлениям жизни. Через искусство эти отношения и осознаются. Через искусство происходит их передача следующим поколениям, что невозможно было сделать иными путями, так как данные отношения всегда проявляются в единстве чувств и знания. Подобное единство возможно только в искусстве, в его эмоциональной форме познания.

 Подлинным содержанием учебных предметов искусств являются не те или иные изучаемые по программе художественные произведения и авторы, даже великие, не те или иные практические умения, навыки и знания, а человеческие чувства, человеческие отношения, духовные проблемы человека. Те чувства, которые открывает ученик в себе или в изучаемых произведениях искусства, сопереживая им и обогащая ими свою душу в процессе творчества и сотворчества. С помощью поэтизации жизни происходит переосмысление действительности, благодаря которому обычное становится художественным.

 2. Творческий опыт искусства — важнейший элемент триады. Здесь заложено систематическое развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности мышления человека. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии — ребенок становится то Художником, то Зрителем. Это и есть один из путей формирования способности к творчеству.

 Творчество в искусстве многопланово. Столь же многопланово должны развиваться творческие возможности человека. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способности накапливать, осваивать багаж знаний, того, что уже создало человечество, и способности создавать новое, не боясь сделать шаг в неведомое. Преодолеть робость, неуверенность в себе помогает система практических заданий и проектов, заложенных в программе.

 3. Язык искусства. Вне языка вообще не существует содержания, оно не может быть выражено. Этот элемент триады предусматривает обязательное выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства. Умения и навыки владения средствами языка — линией, цветом, объемом, пространством, ритмом и др. — помогут созданию художественного образа. Например, создание образа испанского танца с его свободной пластикой или изображение балетного спектакля повлекут за собой использование различных средств, приемов и техник изображения.

Сочетание общедидактических принципов с принципами и методами художественной педагогики

Принципы обучения — это руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения. Знание принципов предполагает возможность системного и поэтапного выстраивания процесса обучения и контроля знаний.    

2. Цель изучения предмета

Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.

Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).

На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.

Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Достижение указанных целей возможно при решении следующих учебных задач:

Первая задача — увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним. Программа придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Однако чем и в какой мере ребенок должен быть увлечен: эмоциональным восприятием учителя, автора произведения или собственным эмоциональным миром? Педагогическое мастерство во многом и определяется способностью учителя правильно соотносить эти стороны в каждом конкретном случае. Именно с учетом этих вопросов в программе разработаны последовательность поурочных задач и методические пути их решения. Создание атмосферы увлеченности на уроках — вот первая задача педагога.

 Вторая задача — приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:

 1) искусство как культура (содержание искусства);

 2) искусство как творчество (собственная творческая деятельность);

 3) искусство как язык (профессиональный опыт).

3. Сведения о программе курса

Рабочая программа разработана на основе  ПРИМЕРНОЙ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  (для 1–4 классов образовательных организаций), которая одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/21 от 27.09.2021.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

4. Документы, на основе которых разработана программа.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер  — 64100)
  • Примерная программа воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования ( Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)

5. Учебно-методический комплекс

Обучение изобразительному искусству обеспечивается учебниками и пособиями:

 -Неменская Л.А. «Искусство и ты». Учебник. 1 класс»; Москва «Просвещение», 2018 г.

-Неменская Л.А. «Искусство и ты». Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2021.

6. Информация о количестве учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений.

7. Ведущие формы, методы, технологии обучения

Формы: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии: технологии проблемного обучения, игровые технологии; технологии проектного обучения; развитие критического мышления, технологии личностно-ориентированного подхода, обучение в сотрудничестве, использование информационно-коммуникационных технологий, мультимедийная технология, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство

Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета   «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...