Сказ о Городце. Конспект занятия кружка. Внеурочная деятельность.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Сказ о Городце. Конспект занятия кружка. Внеурочная деятельность.

Конспект занятия кружка, добавлениа презентация. Техника "Аппликация с подрисовкой". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятий кружка «Художественное творчество»

1-2 классы, возраст 7-9 лет.

Тема: «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

 2 академических часа.

Подготовила руководитель кружка Сидоровская Елена Станиславовна
Вепрь, 2021

Тема: «Народные промыслы России. Городецкая роспись».

Цель занятия:

Выполнить декоративное панно в технике аппликация с дорисовкой по мотивам городецкой росписи.

Задачи занятия:

  1. Образовательные:
  1. Знакомство с народными ремеслами России.
  2. Ознакомление учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.
  3. Знакомство с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.
  1. Развивающие:
  1. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.
  2.  Развивать творческую фантазию, познавательную активность, художественный вкус.
  3. Формировать навыки рисования с образца декоративных элементов городецкой росписи.
  4. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре. 
  2. Развивать такие качества усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  3. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование.

Для преподавателя: мультимедийный проектор, экран, презентация «Городецкое чудо», образцы работ, ноутбук, записи народной музыки.

Для учащихся: лист акварельной бумаги А6 (1/4 листа А4), цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, конверты с шаблонами «Фазан», «Купавка», «Розан», кисть белка № 1(2) и 3(4), гуашь белая, синяя, зеленая, красная, черная, простой карандаш, линейка, подложка или клеенка, прописи, трафареты и раскраски «Городецкая роспись, элементы росписи. Цветы, листики» и «Городецкий фазан», инструкционные карты по выполнению аппликации с подрисовкой «Фазан», «Ромашка», «Розан», «Купавка».

Ход занятия

1 занятие: «Сказ о Городце»

Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте.

Дело было не в тридевятом царстве, а в Русском государстве. Давно-давно, в 1152 году князь Юрий Долгорукий заложил на Волге-реке город и назвал его просто – Городец, маленький город. И стоял Городец в дивном красивом месте – река Волга-матушка, луга заливные, леса березовые. А в лесу великое множество птиц дивных, а на лесных полянах цветет шиповник красный, а в лугах купавки да ромашки расцветают…

И жили в городе люди мастеровитые да до красоты охочие. Вот и придумали они свои прялки, лукошки да доски расписывать цветами, птицами, конями и продавать на ярмарках. И разнеслась слава по земле русской о чудном городе Городце, о его удивительных мастерах, об уникальных расписных изделиях этих мастеров.

Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки – это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

Позже начали расписывать не только прялки, но и лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла, рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и «гуляния».

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами – все то, что придает живописи законченность и выразительность.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. 

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. 

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. 

В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

- цветочная роспись;

- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

- сюжетная роспись.

Физминутка

Улыбнись

 Вверх и вниз рывки руками,

 Будто машем мы флажками.

 Разминаем наши плечи.

 Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

 Руки в боки. Улыбнись.

 Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

 Приседанья начинай.

 Не спеши, не отставай. (Приседания.)

 А в конце — ходьба на месте,

 Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

 Упражненье повтори

 Мы руками бодро машем,

 Разминаем плечи наши.

 Раз-два, раз-два, раз-два-три,

 Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

 Корпус влево мы вращаем,

 Три-четыре, раз-два.

 Упражненье повторяем:

 Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

 Мы размяться все успели,

 И на место снова сели. (Дети садятся.) 

  1. 4.                Объяснение последовательности работы.

- Сегодня мы с вами постараемся выполнить аппликацию с подрисовкой  по мотивам городецкой росписи.

- У вас на столах лежат конверты «Фазан», «Ромашка», «Купавка», «Роза». Рассмотрите картинку на конверте и выберите конверт с той картинкой, которая вам больше всего понравится. Эту аппликацию вы и будете выполнять. Остальные конверты отложите на край стола.

(учащиеся перебирают конверты, выбирают понравившийся рисунок)

- Теперь положите перед собой инструкционные  карты по выполнению своей аппликации. Давайте разберем порядок работы.

- Какого цвета бумага вам потребуется для выполнения аппликации? «Фазан»

 (черная для тела, синяя для хвоста и красная или зеленая для крыла)

«Купавка», «Роза», «Ромашка»

(голубая и синяя, или желтая и оранжевая, или красная и розовая)

- Обратите внимание, ребята, что цветы у нас не однотонные, используем два оттенка одного цвета – светлый-темный-светлый или темный-светлый-темный.

-Каков порядок выполнения работы?

(сначала надо обвести шаблон по контуру на бумаге нужного цвета, затем вырезать детали и собрать аппликацию на картоне)

- В каком порядке будем собирать фазана?

(сначала надо приклеить тело, затем хвост, и только потом крыло)

- А каков порядок выполнения цветов?

(приклеим большой круг, на него поменьше со смещением, и затем самый маленький)

- Давайте с вами повторим правила безопасной работы на занятиях.

 

Правила безопасности при работе с ножницами

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Ножницы сомкнутыми должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми, может быть беда.

Передаю я ножницы кольцами к тебе.

На стол кладу я ножницы кольцами к себе.

 

Правила техники безопасности при работе с клеем.

 Клей в упаковке ты храни

 И экономно    наноси. 

Салфеткой руки вытирай

И правил этих ты не забывай.

 

Напомнить хочу про рабочее место –

Диван или кресло? Нет, им там не место!

Усядемся лучше с тобой за столом,

Бумагу разложим, и краски найдём,

Коробку достанем, где все инструменты,

Наклеим мы четко все элементы,

Те, из которых картина родится,

Рабочее место тебе пригодится!

Все правила эти обязан ты знать

И неуклонно их выполнять!

  1. 5.                Самостоятельная работа учащихся: аппликация «цветы и птицы»

Дети самостоятельно выполняют аппликацию. Учитель оказывает необходимую помощь.

  1. 6.                Заключительная часть занятия.

Скоро прозвенит звонок,

И окончится урок.

Надо в классе нам убрать,

Все обрезки подобрать.

(дети наводят порядок на рабочих местах, садятся на место)

  1. 7.                Рефлексия.

- Ребята, о каком виде декоративно-прикладного творчества вы сегодня узнали? (о городецкой росписи)

- А какую работу вы выполнили? (аппликацию по мотивам городецкой росписи)

- Как вы думаете, наша с вами работа окончена? (нет)

- Почему? (картинки неживые, нет глаз, перьев, лапок у птиц, нет лепестков у цветов, нет листиков)

- Как вы думаете, что мы с вами будем делать на следующем занятии? (дорисовывать, приклеивать листочки)

А теперь давайте оценим нашу работу – поднимите зеленый кружок, если вам понравился урок, желтый, если не очень, или красный, если было скучно и неинтересно.

Спасибо за работу.

Занятие 2.

Подготовительная работа.

Перед занятием парты надо составить попарно, чтобы учащиеся могли работать малыми группами по 4-6 человек.

Ход занятия:

  1. 1.                Организационная частьМотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вот и пришло время нашей новой встречи.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте? Всё в порядке?

Есть ли прописи-тетрадки?

На столе клеенка есть?

Кисти, клей, бумага здесь?

Ножницы, шаблон, раскраски,

Карандаш, стакан и краски?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

  1. 2.                Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

- Ребята, давайте вспомним, о чем вы узнали на прошлом занятии.

- Где родилась городецкая роспись? (в Нижегородской губернии, в деревнях близ Городца)

- На каких изделиях можно увидеть городецкие мотивы? (на донцах прялок, на разделочных досках, на солонках, на хлебницах)

- Что отличает городецкую роспись от других видов декоративно-прикладного творчества? (красивые цветы – розы, ромашки, купавки, нарядные птицы и красивые кони, бытовые сюжеты; очень яркие цвета, подрисовано белым или черным).

- Все правильно, вы молодцы, все хорошо запомнили.

  1. 3.                 Постановка учебной задачи.

- А какую работу вы выполнили на прошлом занятии? (аппликации, только они не очень похожи на городецкую роспись).

- Почему не очень похожи? (нет белых штрихов, нет лепестков, птицы без ножек).

- Вот сегодня перед нами и стоит очень важная задача – из мотивов-аппликаций нам предстоит собрать декоративное панно, но вначале надо оживить наши цветы и наших птиц.

  1. 4.                Подготовительная работа к выполнению росписи.

- Мы будем с вами тренироваться выполнять «оживку», этот прием объединяет рисунок в цельную композицию  с помощью черной и белой краски.

 Для оживок кисти нужны художественные. Выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков (у нас это детали аппликации) наносится множество точек и мазков, которые так преображают роспись, что сразу понимаешь, какое это удачное слово — оживки! От белой кружевной отделки оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы, до того совсем плоские. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью: все хорошо лишь в меру. При этом оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.

Белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.

  1. 5.                Самостоятельная работа в прописи.
  2. (Пропись можно скачать с сайта Разумники.ру http://www.razumniki.ru/tehnika_ispolneniya_gorodeckaya_rospis.html )

- Приготовьте кисти № 1, гуашь черную, а также распечатки городецкой прописи. Попробуем нарисовать элементы оживки.

(учащиеся выполняют работу самостоятельно)

Физкультминутка.

Крутим мельницу вперёд, 
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) 
Наклоняться будем все, 
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.) 
А потом назад прогнёмся, 
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.) 
И попрыгать нам пора, 
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.) 
Шаг на месте в заключенье. 
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.) 
Поскакали, потянулись — 
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.) 

 

  1. 6.                Коллективная работа. Декоративное панно «Городецкое чудо»

- Наступил самый ответственный момент, ради которого мы и работаем уже второй час – мы будем собирать большое декоративное панно. Вы не зря сидите сегодня кружками по 4 (6) человека. Работать будем в бригадах. Выберите бригадира. (дети совещаются, выбирают бригадира).

- Посмотрите инструкционные карты. Каков порядок нашей работы? (сначала надо дорисовать и расписать детали панно, пока сохнет, вырезать листики; примеряем детали, примеряем, как будем приклеивать листики; все приклеить и добавить декоративные элементы).

- Очень хорошо. А каким цветом вы будете расписывать цветы и тело птицы? (белым)

- Какие цвета потребуются для подрисовки перьев хвоста? (синий, голубой)

 - А для того, чтобы выписать лепестки роз? (розовый или красный)

- Молодцы, можете приступать к работе.

(учащиеся работают малыми группами)

 

  1. 7.                Заключительная часть. Выставка работ.

Как славно вы все сегодня трудились!

Чудесные панно у вас получились!

А теперь мы встанем дружно,

Навести порядок нужно. (учащиеся наводят порядок)

- Умницы! Возвращайтесь на места.

  1. 8.                Рефлексия

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

- А теперь, не говоря ни слова, мне поведайте секрет – понравилось вам или нет? Покажите смайлик вашего настроения.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Умения точно уж вам пригодились.

 

Список использованных источников

  1. http://artorbita.ru/tipy_rospisi/istoriya.html
  2. http://my-gorodets.livejournal.com/26666.html#cutid1
  3. http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm
  4. http://www.pandia.ru/text/77/325/38217-3.php
  5. http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_istoriya.html
  6. http://www.razumniki.ru/tehnika_ispolneniya_gorodeckaya_rospis.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила руководитель кружка « Художественное творчество» Сидоровская Елена Станиславовна Вепрь, 2021 «Сказ о Городце » Народные промыслы России. Городецкая роспись

Слайд 2

Городец

Слайд 4

П рялка

Слайд 5

Изделия городецких мастеров

Слайд 6

Панно « Фазанята »

Слайд 7

Материалы и инструменты Подготовим детали аппликации «Фазаны» Подготовим детали аппликации «Розан и купавка»

Слайд 8

Примерка деталей

Слайд 9

Занятие 2. «Оживка» Элементы городецкой росписи

Слайд 10

Образцы работы

Слайд 11

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Детское конструирование" 1 класс.

В материале представлено одно из занятий кружка "Детское конструирование" для первого класса "Конструирование буквы Р, р". Обучение умению работать в команде на основе сингапурской технологии как одна...

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" на тему "ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?"

конспект занятия по  внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" на тему "ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?"ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «исследование», «наблюд...

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)

конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ  ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему  "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"ЦЕЛЬ:  продолжить знакомство с интересными фактами из жизни ...

План-конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Математика и шахматы» 1 класс

Тема: Весёлый счётЦель деятельности педагога: развитие математических способностей учащихся; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности....