Изображение животных и птиц в технике граттаж.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

В данной разработке представлены материалы об Е И Чарушине и его технике рисования, при изображении животных птиц, а также конспект урока изобразительного искусства для работы с учащимися.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литографии Евгения Ивановича Чарушина

Слайд 2

Литографский камень представляет собой плиту мелкозернистого плотного известняка. Изображение на нём рисуют жирным литографским карандашом, потом обрабатывают поверхность камня химическим составом и печатают оттиск на специальном печатном станке и на особой литографской бумаге. Такой оттиск называется литографией.

Слайд 3

Чарушин с азартом брался за камень, и литографские оттиски хранят на себе явственные следы этой атаки: мешанина штрихов, как бы беспорядочно пересекающихся друг с другом, дробное зерно карандаша, рассыпающегося на поверхности камня, удары кистью в самых плотных местах и вихрь царапин, которыми он испещрял всё изображение, ослабляя его там, где нужно, и ещё сильнее обогащая его и без того сложную фактуру. Эта мешанина удивительным образом превращалась в красивый и цельный оттиск клише.

Слайд 4

Чарушин выработал свой подход – чисто живописный и, быть может, самый убедительный, во всяком случае, до сих пор остающийся самым убедительным. Он рисует не контурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев.

Слайд 5

В 1929 году Чарушин издал две книги «Вольные птицы» и «Разные звери». Эти книги являются книжками-картинками, где весь текст состоит из подписей «Медведь», «Ворона», «Кабаны» и прочее.

Слайд 6

«Кабаны» - сходное движение двух фигур по диагонали, но оно затруднено, утяжелено пластикой зверей да ещё перебито мелкими пёстрыми фигурками поросят. Кабаниха с кабанятами. Иллюстрация к книжке Е.Чарушина «Разные звери» 1929г.

Слайд 7

«Медведь» - тяжёлая статичность: большая туша развёрнута симметрично и фронтально (маленькие глазки упёрлись в зрителя) и плотно сидит на странице – в состоянии задумчивости или сосредоточенности.

Слайд 8

«Ворона» - профильное, немного торжественное расположение очень серьёзной нахохленной птицы заключает в себе мягкий комизм: ворона серьёзное существо, она может быть смешной, но легкомысленной – никогда.

Слайд 9

В «Мохнатых ребятах» 1933 года появился смешной лисёнок, недовольно шипящий на ёлочку. Лисёнок. Эстамп. 1939г.

Слайд 10

В эстампе «Рысёнок» в зелени вокруг рысёнка затаились мышки, «идёт он ночью на мышей охотиться». Рысёнок. Эстамп 1939г.

Слайд 11

Чарушин часто возвращался к излюбленным темам и мотивам, варьируя их – и даже, уже исполнив один из лучших своих листов «Волчата», год или полтора спустя снова захотел немного по-иному нарисовать свернувшихся клубком волчат и вставил в свою книжку «Про сороку», хотя там они ему как писателю не были нужны. Волчата. Эстамп. 1932г.

Слайд 12

«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь» - говорил Е.И.Чарушин. Кабанята и волчонок. Иллюстрация к книжке Е.Чарушина «Мохнатые ребята».1929г.

Слайд 13

Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? Нашёл ягоды и давай лакомиться. А потом устал и сел. Мишка объелся, веточка с постылыми ягодами висит изо рта.

Слайд 14

С 1941 года Чарушин начинает иллюстрировать сказки. Сказка начала его привлекать как своеобразный взгляд на мир, как иные отношения художника с миром. Самой первой проиллюстрированной сказкой стал «Упрямый котёнок» И.Балышева.

Слайд 15

Чарушин принёс в сказку своё – глубокое понимание и ощущение психологии животных. Он редко, только там где без этого не обойтись, прибегает к приёмам прямого очеловечивания животных: ставит их на задние лапы, обряжает в человеческие костюмы. С каким опасливым, напряжённо-мучительным выражением Волк, смотрит на приближающегося Медведя: всё, конец – сейчас раздавит.

Слайд 16

В 1947 году Е.И.Чарушин проиллюстрировал большой сборник О.Капицы «Русские сказки про зверей». Эти работы он выполнил тушью.

Слайд 17

В начале 50-х годов Чарушину пришлось оставить две свои излюбленные техники выполнения рисунка: чёрно-белый рисунок тушью и литографию, и перейти к живописи, так как его искусство подверглось критике.

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема урока. Изображение животных и птиц в технике «граттаж»

Цель урока. Ознакомить с новыми возможностями художественной техники, графических материалов; развитие творческих способностей и навыков; познакомиться с понятиями печатной графики; познакомить учащихся с выполнением работ в технике «граттаж».

Планируемые результаты:

1. Предметные - Научиться  выделять особенности животных.  Выполнять изображения животных в технике «граттаж». Пользоваться различными видами штриховки.

2. Метапредметные - Давать оценку результатам своей   творческо-художественной деятельности.   Отличать особенности техники «граттаж», делать их наиболее выразительными в зависимости от вида животного. Представлять   этого животного.   Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.

3. Личностные - Воспитание любви к животным, гуманному отношению к «братьям нашим меньшим».

 Оборудование:  для учащихся  -  альбом, тушь, желток, кисть, банка с водой, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.;  для учителя –  таблицы.

  Зрительный ряд:  Е.Чарушин. Литографии:  иллюстрации  к книжке Е.Чарушина «Разные звери» - «Кабаниха с кабанятами», «Медведь»;  иллюстрация  к книжке Е.Чарушина «Вольные птицы» -  «Ворона»; иллюстрации  к книжке Е.Чарушина  «Мохнатые ребята» - «Кабанята и волчонок», «Рысёнок», «Лисёнок»; иллюстрации  к журналу «Чиж» -  «Медведица с медвежатами», «Тигрёнок», «Волчонок»,  «Медвежонок»;  иллюстрация  к книжке Е.Чарушина «Про сороку» -  «Волчата»;  иллюстрация  к сказке «Теремок»; иллюстрации  к книжке И.Белышева «Упрямый котёнок» -  «Котёнок и ворона»;  Тушь: иллюстрации  к сборнику О.Капицы -  «Медведь и волк», «Собака и волк».  

Музыкальный ряд:  К. Сен-Санс «Карнавал животных»

План урока.

  1. Беседа.
  2. Объяснение задания учащимся
  3. Выполнение задания.
  4. Итог урока.

Ход урока.

  1. Беседа

Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и картин. Таких художников называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что значит «животное».

Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.

 Лес густой, зелёный и полон шорохов, писков, песен. Но вот вошёл в него человек – и мигом всё спряталось и насторожилось. Изо всех лесных тайничков следят за ним быстрые глаза, влажные носы ловят бегущие струйки ветра. Много зверьков и птиц. А попробуй, найди!

 Рисовать животных не так-то просто – позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер. Зато как много интересного можно узнать, наблюдая и изучая животный мир. Строение тела, окраска представителей этого большого и разнообразного мира зависят от среды, в которой они живут. Чтобы выразительно рисовать животных, необходимо научиться правильно передавать их характер внешние особенности, движения. Конечно, подвижность живых существ усложняет отображение их в рисунке. Кроме того, мелкие детали иногда мешают начинающим целостно воспринимать и воспроизводить образы животных средствами изобразительного искусства. Поэтому следует начинать с выполнения быстрых набросков силуэтов животных.

Учитель: Что такое силуэт?

Учащиеся: Силуэт – это графическое изображение натуры, в основе которого лежит рисование моделей сплошным тёмным пятном.

Выполняя силуэтные изображения, научишься быстро улавливать и точно передавать динамичность позы и характерные особенности тела животных в разных положениях.

После силуэтных зарисовок выполняют контурные наброски.

Учитель: Что такое контур рисунка?

Учащиеся: Контур – это линия, передающая внешние очертания изображаемого объекта или отдельных его частей. Контурные изображения передают разные положения фигуры животных существ.

Учитель: Далее следует научиться отображать в рисунке особенности строения, характерные отличия кожного покрова, объёмность форм, динамичность состояния птицы или животного, то есть усвоить основные правила изображения живых существ.

Сегодня на уроке мы продолжим совершенствовать умения и навыки рисования животного в графике. Художники-графики своё любование природой родного края передают с помощью чёрного и белого цвета.

Учитель: Что же такое графика?

Учащиеся: Графика – это искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги.  Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика, плакаты, компьютерная графика – всё это разновидности графики.

Учитель: Что такое станковая графика?

Учащиеся: Станковыми они называются потому, что, как и произведения живописи, создаются на мольберте. Это рисунки, эстампы.

Учитель: Что такое эстамп?

Учащиеся: Эстамп – художественное произведение, оттиснутое с печатной формы, изготовленной художником. Печатную форму художник создаёт на литографском камне, деревянной доске, линолеуме или металлической пластине, иногда на картоне.

 Чтобы научиться рисовать животных и птиц, а также познакомиться с произведениями станковой графики   рассмотрим   литографии   Евгения Ивановича Чарушина.

Евгению Ивановичу Чарушину принадлежит почётное место в чудном и многообразном явлении нашего искусства, книжной графике. Его произведения обращены к детям, но притягивают к себе читателей всех возрастов. Он первым поднял анималистику до уровня подлинного высокого искусства – того уровня, до которого после него она подняться не смогла. Е.И.Чарушин не только рисовал животных и птиц, но и писал  о них рассказы.  

(Презентация «Литографии Чарушина»)

(Слайд 1) Е.И.Чарушин, ещё учась в Академии художеств, живо интересовался всеми графическими техниками и, перепробовав их, остановился, конечно же, на литографии, как на самой свободной и гибкой, позволяющей работать наиболее естественно и по-разному.

(Слайд 2) Литографский камень представляет собой плиту мелкозернистого  плотного известняка. Изображение на нём рисуют жирным литографским карандашом, потом обрабатывают поверхность камня химическим составом и печатают оттиск на специальном печатном станке и на особой литографской бумаге. Такой оттиск называется литографией.

(Слайд 3) Конечно, техника литографии  очень нравилась Чарушину  именно тем, что позволяла работать как хочется, неестественно. Друзья Чарушина вспоминают, что он  с азартом брался за камень, и литографские оттиски хранят на себе явственные следы этой атаки:  мешанина штрихов, как бы беспорядочно пересекающихся друг с другом,  дробное зерно карандаша,  рассыпающегося на поверхности камня, удары кистью в самых плотных местах и вихрь царапин, которыми он испещрял всё изображение, ослабляя его там, где нужно, и ещё сильнее обогащая его и без того сложную фактуру – следы настойчивого и взволнованного движения, подталкиваемого чувством  - эта мешанина, которая удивительным образом превращалась в красивый и цельный оттиск клише.

У Чарушина  каждая картинка прежде всего произведение искусства.          Он настолько  подробно и конкретно изучил животных, что точность уже не могла быть для него целью, но только существенным и как бы самим собой подразумевающимся условием работы. Каждая картинка не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный мотив – определённый характер в определённом состоянии.

Изображение животного выдвигает перед художником совершенно особые трудности. Зверь или птица – не человек, их видимые формы, в сущности,  обманчивы: в большинстве случаев это бесплотная масса пуха, перьев, шерсти, в которой теряется тело. Если эту бесплотную массу так и изображать, то за ней пропадает истинное тело, материальность. Если эту массу воспринимать и изображать как материальную, то может возникнуть фальшь, и, скажем, хвост лисы окажется мощным и тяжеловесным, мускулистым.

(Слайд 4) Чарушин выработал свой подход – чисто живописный и, быть может, самый убедительный, во всяком случае, до сих пор остающийся самым убедительным. Он рисует не контурно,  необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев.  «Мне надо почувствовать поверхность шкурки зверька, чтобы сделать хорошо» - или: «Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка – я рад»  – не раз говаривал он, и нет сомнения, его повышенное чувственное восприятие удовлетворялось и наслаждалось упоением, с которым он как бы переводил фактуру шерсти на поверхность бумаги или литографского камня. Но он на этом не останавливался и не утрачивал предметности. Он искусно создавал ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапках или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности. Мы не видим, да и не можем видеть, самого тела животного, но мы чувствуем его под скрывающим его покровом.

(Слайд 5) В 1929 году Чарушин издал две книги «Вольные птицы» и «Разные звери». Эти книги являются книжками-картинками, где весь текст состоит из подписей «Медведь», «Ворона», «Кабаны» и прочее. Насколько правильно, убедительно и доступно пониманию изображены эти животные, насколько верное представление художник создаёт о них, об их внешности, а иногда и об образе жизни.

(Слайд 6) «Кабаны» - сходное движение двух фигур по диагонали, но оно затруднено, утяжелено пластикой зверей да ещё перебито мелкими пёстрыми фигурками поросят.  (Слайд 7) «Медведь» - тяжёлая статичность: большая туша развёрнута симметрично и фронтально (маленькие глазки упёрлись в зрителя) и плотно сидит на странице – в состоянии задумчивости  или сосредоточенности.  (Слайд 8) «Ворона» - профильное, немного торжественное расположение очень серьёзной нахохленной птицы заключает в себе мягкий комизм: ворона серьёзное существо, она может быть смешной, но легкомысленной – никогда.

(Слайд 9) В «Мохнатых ребятах» 1933 года появился смешной лисёнок, недовольно шипящий на ёлочку. (Слайд 10) В эстампе «Рысёнок» в зелени вокруг рысёнка затаились мышки, «идёт он ночью на мышей охотиться». В таких историях – весь Чарушин, его способ работать.

(Слайд 11) Чарушин часто возвращался к излюбленным темам и мотивам, варьируя их – и даже, уже исполнив один из лучших своих листов «Волчата», год или полтора спустя снова захотел немного по-иному нарисовать свернувшихся  клубком волчат  и  вставил в свою книжку «Про сороку», хотя там они ему как писателю не были нужны.

(Слайд 12) «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них угадывается уже взрослый зверь» - говорил Е.И.Чарушин.  В зверином и птичьем малыше ему было интересно всё то же «произрастание», развитие, движение к зрелости и совершенству, формирование и самовыявление – таинственное проявление жизни.

Чарушин работал в издательстве журнала «Чиж». Он предложил печатать  в журнале для детей настенные  картинки, её можно было вырезать и  повесить на стенку. Так появились «Медведица с медвежатами», «Тигрёнок», «Медвежонок».

(Слайд 13) Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? Нашёл ягоды и давай лакомиться.  А потом устал и сел. Мишка объелся, веточка с постылыми ягодами висит изо рта.

(Слайд 14)  С 1941 года Чарушин начинает иллюстрировать сказки. Сказка начала его привлекать как своеобразный взгляд на мир, как иные отношения художника с миром.  Самой первой проиллюстрированной сказкой стал «Упрямый котёнок»  И.Балышева.

(Слайд 15) Чарушин принёс в сказку своё – глубокое понимание и ощущение психологии животных.  Он редко, только там  где без этого не обойтись,  прибегает к приёмам прямого очеловечивания животных: ставит их на задние лапы, обряжает в человеческие костюмы. С каким опасливым, напряжённо-мучительным выражением Волк, смотрит на приближающегося Медведя: всё, конец – сейчас раздавит.

«Теремок» с текстом Чарушина нарядный, весёлый, построенный так, словно это представление кукольного театра.

(Слайд 16) В 1947 году Е.И.Чарушин проиллюстрировал большой сборник О.Капицы «Русские сказки про зверей». Эти работы он выполнил тушью.

(Слайд 17)  В начале 50-х годов Чарушину  пришлось оставить две свои излюбленные техники  выполнения рисунка: чёрно-белый  рисунок  тушью и  литографию, и перейти к живописи, так как его искусство подверглось   критике.  Его чёрно-белые картинки показались слишком условными и простыми в отличие от картин, исполненных акварелью или гуашью.

Но надо было считаться с  новыми требованиями иллюстрирования  книг. Дело шло тяжело, не принося радости. Дотошно нарисованные пейзажи, а среди них совсем натуральные, но не живые, а скорее похожие на чучела, герои. Чарушину было скучно работать. Попытка перестроить свою творческую индивидуальность у Чарушина протекала болезненно.  К графическим техникам Евгений Иванович Чарушин пришёл сам и с ними сроднился, потому что в них лучше всего передавалось его, чарушинское, видение мира.    

Природа нуждается не только в познании, она ждёт от человека способности к сопереживанию ей, что это способность успешнее всяких призывов и обоснований может приостановить человека  в его нескончаемом цивилизаторском напоре.  Чарушин был одним из тех немногих, кого судьба наградила этим удивительным даром. Весь он – как человек, как художник – был явлением уникальным, но, оглядываясь на него и всматриваясь в то, что он нам оставил, легче поверить, что эта способность всё-таки доступна человеку.  

  1. Объяснение задания учащимся.

 Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом графики, который называется «граттаж». Мы будем изображать животных и птиц  в технике граттаж. Это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж» произошло от французского grater – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапания. Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других граттаж применяли графики начала 20 века.

  Выполните работу в следующей последовательности:

  1. Возьмите плотную бумагу и отчертите на листе рамку 2см со всех сторон листа.
  2. Затем необходимо загрунтовать лист. Разбейте сырое яйцо и содержимое вылейте в чашечку.
  3. Покрываем пространство внутри рамки слоем при помощи кисти составом яйца.  
  4. Широкой кистью или губкой наносят на поверхность слой туши 2-3 раза.      Нанесите тушь в несколько приёмов – просушите первый слой, а затем нанесите следующий. Перед работой тушью стол обязательно застелите.

Второй этап – процарапывание рисунка.

        Изображая представителей животного мира, руководствуйся основным правилом: следует начинать рисование с общей формы, детали выявлять постепенно. Чем больше деталей, и их особенностей ты выявишь, тем естественнее будет воспроизведён в рисунке образ живого существа.

Чтобы изобразить фактуру шерсти или перьев животного или птицы пользуйтесь динамическими таблицами выполнения штриховки. Начинать рисовать штрихами надо с маленького пятна (выше середины). Вокруг штриха оставить небольшой просвет, изображать штрихи надо по кругу, таким образом образуется шар-голова.

  Пользуясь разными видами штриховки дорисовать ножки, лапы, хвостик и другие детали. После окончания работы можно сделать цветную прокладку фона гуашью для большей выразительности работы.

Способы штриховки.

        


  1. Выполнение работы учащимися.
  2.  Итог урока. Анализ лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космический пейзаж в технике граттаж

Урок изобразительного искусства с использованием нетрадиционной техники рисования....

"Знакомство с техникой Граттаж" занятие кружка

Открытое занятие кружка «Пером и кистью»Тема «Знакомство с техникой граттаж»Педагог: Макарова Е.Л.Дата проведения: 29.01.2015Тема занятия: Знакомство с техникой граттажЦель занятия: познакомить с техн...

Рисование в технике граттаж. Роспись пасхального яйца.

Занятие в "Мастерской Волшебницы Кисточки" в рамках внеурочной деятельности....

«Техника граттаж. Космос».

Тема занятия: «Техника граттаж. Космос».Цели занятия: Ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов.Задачи:Образовательные:¾    Озна...

Конспект занятия в ГПД "Подводный мир в технике граттаж"

Занятие проводится в форме мастер-класса. Детям рассказывается о технике "граттаж", о ее возможностях,  о художниках, предпочитающих эту технику. На занятии каждый ребенок создаст свой ...

Создания картины «Зимний лес под луной» в технике граттаж

Графическая технологическая карта создания картины «Зимний лес под луной» в технике граттаж может быть использована при работе с учащимися 3-4 классов в группе продленного дня....

Мастер-класс «Осенние листья в технике граттаж»

Мастер-класс представляет собой пошаговую инструкция выполнения рисунка осенних листьев в технике граттаж с фотографиями. Будет интересен педагогам дополнительного образования  творческой направл...