«Картина – портрет»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Цель: формирование умения рисовать портрет человека в живописи.

Задачи:

Дидактические: формирование представлений о жанре изобразительного искусства «портрет»; познакомить с известными картинами – портретами;

Развивающие: развивать практические навыки изображения портрета; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение;

Воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к человеческому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret.docx505.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Павленко Полина  

Предмет: ИЗО

Тема урока: «Картина – портрет»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель: формирование умения рисовать портрет человека в живописи.

Задачи:

Дидактические: формирование представлений о жанре изобразительного искусства «портрет»; познакомить с известными картинами – портретами;

Развивающие: развивать практические навыки изображения портрета; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение;

Воспитательные: формировать эстетическое отношение к действительности; укрепить любовь к родному краю, уважение к человеческому.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы: «Картина – портрет»

 

Словесный метод: беседа

Наглядный: демонстрация

Проблемный метод: приём постановки проблемного вопроса

Организационный момент.
Приветствует обучающихся.

- Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами произведений искусства.

С какими жанрами мы познакомились на прошлом уроке?

(натюрморт).

Каких художников живописного пейзажа вы можете назвать? Назовите мастеров жанра натюрморта. (Мастерами живописного жанра являются Н.Рерих, И.Левитан, А.Куинджи. Широко известны натюрморты В Стожарова, И.Машкова, К.Петрова-Водкина).

Что бывает изображено на картинах этих жанров? (На натюрмортах изображены обычные вещи повседневной жизни. На картинах живописи – природа).

Ребята, а для чего надо знать жанры произведений искусства?

(Чтобы разбираться в искусстве, быть образованным человеком).

Постановка проблемной ситуации.

Отгадайте, о каком жанре мы сегодня будем говорить.

Посмотрите на доску. Скажите, как называются эти картины?

(Картины – портреты).

А сейчас, я предлагаю вам разгадать ребус. Посмотрите на слайд и скажите какое слово здесь зашифровано? (музей)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада:  Путешествие в музей

- Итак, у нас есть два ключевых слова: музей и портрет.

- Предположите, какая тема нашего урока?

-Прочитайте тему нашего урока на слайде. (Тема: «Картина – портрет»).

-Показ готовых детских работ. Портреты.

 

-Что такое портрет? (жанр изобразительного искусства).

-Рассмотрите портреты, как вы думаете с помощью каких материалов они изображены?

-Сможете ли вы тоже нарисовать портрет человека? (да и нет)

-А умеете ли вы? (нет)

-Хотите ли научиться?

Формулировка цели урока.

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Мы должны научиться рисовать портрет)

- С каким видом искусства мы работаем? (с живописью)

 -Давайте совместно ее сформулируем: (научиться рисовать портрет человека в живописи).

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Вспоминают то, над чем работали

На прошлом уроке.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Рассматривают картины.

Отгадывают ребус.

Знакомятся с темой урока.

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя.

Речь учителя, презентация.

Интерактивная доска, презентация

Речь учителя, презентация

Доска, карточки.

Презентация.

Карточки

К

К

К

К

К

К

К

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (Формулировка плана урока)

Давайте составим план для достижения нашей цели. Обратимся к словам-помощникам.

  1. узнать, что такое «портрет»;
  2. познакомиться с известными картинами – портретами;
  3. выполнить портрет человека.

Планируют совместную деятельность на уроке.

Ф

Доска, карточки.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельно-сти

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Словесный, наглядный: беседа, объяснение, демонстрация;

Проблемный метод (Поиск решения проблемы)

Словесный: рассказ

Словесный: рассказ,

Наглядный: показ, словесный: объяснение

Наглядный: демонстрация

С чего начнём изучение нашей темы?

Нам нужно узнать, что такое «портрет».

-Чтобы, узнать, что же такое портрет, откроем словарь и прочитаем.

(Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир).

Правильно! Портрет – это жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

Модель- изображенный на портрете человек.

- Как вы думаете, для чего рисуют портреты? (ответы детей)

- О чем нам может рассказать портрет? (Портрет может рассказать о том, какой человек по характеру, какие у него черты лица. Может показать его настроение и эмоции.)

- На цветном портрете мы можем узнать цвет глаз?

- Как вы думаете, что должен делать художник, чтобы передать все свойства и качества человека на портрет?

- Художнику нужно передать и внешнее сходство, и внутренний мир и настроение модели. Поэтому в жанре портрета важно все: общая композиция, детали одежды, обстановка. Портретные изображения доносят до нас образы людей из разных стран и эпох. Вглядываясь в их лица, мы словно вступаем с ними в разговор.

Существует множество разновидностей портрета:

1.Парадные. На таких портретах всегда изображались очень знатные люди. Их изображали в полный рост или даже на коне, в роскошной одежде, с наградами. Такие портреты всегда выполнялись на заказ.

2. Камерные. В таких портретах основное внимание обращено на личность изображаемого человека. Такие портреты обычно невелики по размерам. В них более полно выражено личное отношение художника к модели.

3. Групповые (на них изображено несколько человек), индивидуальные. (на них изображен один человек)

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? Смайликом оцените свою работу на данном этапе.

-А теперь отправимся с вами в галерею и рассмотрим несколько картин.

Вот картина «Девочка с персиками». Её написал русский художник В.Серов. У девочки немного насмешливый взгляд, наверное, она всегда и во всём умеет подметить смешное. Вокруг неё всё залито солнцем, розовый цвет одежды, персики на столе – всё это показывает доброе отношение художника к девочке.

(Портрет В.А. Серова «Мика Морозов»)

Портрет мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям.

Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?

- Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

(Нет. На нем ночная рубашка. И волосы его спутались!)

- Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

- Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

- Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер? (Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!)

– Ребята, а что делает Мика сейчас? (Он сидит в кресле).

– Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте? (Он непоседливый, шаловливый, озорной. Кажется, что ещё минута и он соскочит и убежит).

- Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

- Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Внимательно рассмотрите портреты детей на доске. (Репродукции В.Тропинина «Портрет Арсения», И.Репина «Стрекоза. Портрет дочери художника», В.Сурикова «Портрет О.В.Суриковой в детстве».) Как ты думаешь, какие характеры у этих ребят? (У Арсения спокойный, задумчивый характер. У дочери Сурикова весёлый нрав, она любит играть в куклы. А дочь художника И.Репина подвижная, весёлая, озорная, любит шумные игры).

-Что помогает нам понять характеры детей? (Цвет, позы детей, предметы, фон, черты лица, взгляд).

-С чем мы познакомились?

Сегодня, ребята мы будем рисовать с вами портрет.

– Ребята, а вам хотелось бы написать портрет?

- В какой части альбомного листа нужно расположить портрет?

- Какой формы будет лицо человека?

- Как на лице расположить нос?

- На что похож нос человека?

- На каком расстоянии находятся глаза?

- Какой формы могут быть брови человека?

- На что похожи губы человека?

- Какого цвета губы у человека?

- Какого цвета могут быть глаза?

- Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, папы, мамы. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки). Подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

-Какие материалы нам понадобятся? (простой карандаш, ластик, альбом, краски и кисти)

-Обсудим этапы выполнения портрета:

Делаем набросок простым карандашом.

1 этап – Берем лист А4. Простым карандашом в центре листа рисуем голову человека размером с вашу ладонь.

2 этап – Сейчас рисуем шею. Какую форму имеет шея человека?

(Шея имеет форму цилиндра).

- Правильно. Какого размера шея? Больше или меньше головы? (Меньше и короче головы).

- Хорошо. Рисуем вместе со мной шею. Рисуем прямые линии и указываем направление плеч.

3 этап – Сейчас мы изобразим глаза. Какую форму имеют наши глаза?

-Обратите внимание, как я рисую глаза. Я делю голову на две равные части и посередине изображаю лодочки глаз.

Физминутка для глаз

4 этап – Следующий этап нашей работы – это отделить линией вверху начало роста волос. Я наношу их штрихами. Штрихи лежат прямо, либо волнами – обозначая легкие кудри, пышность.

(!Цвет волос зависит от того, кого рисовать вы будете. Допустим если, волосы коричневые, нужно меняю цвета для создания оттенков).

5 этап – Следующим изображаем брови.

Брови располагаются над глазами.

6 этап – Сейчас нам нужно нарисовать нос. Обратите внимание как я его изображаю. Для начала я делю расстояние от глаз до подбородка пополам. Подчеркиваю кончик носа.

- Затем, мы изображаем уши. Уши рисуются от глаз до кончика носа.

7 этап – Остальные части лица и дополнительные детали вы нарисуете сами и передадите это цветом.

- Как вы добьетесь яркости и цветового разнообразия? (Используем разные цвета).

-Закончив работу, отложите ее на край парты и поднимите сигнальную карточку зеленого цвета. 

Участвуют в промежуточной рефлексии

Отвечают на вопросы.

Дают определение.

Знакомятся с презентацией.

Слушают рассказ

Учувствуют в беседе

.

Узнают о видах портрета.

Рассматривают картины м анализируют их.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают репродукции картин.

Отвечают на вопросы

Выполняют подготовку к работе. Обсуждают этапы последующей работы.

Рисуют голову

Рисуют шею

Рисуют плечи и глаза

Выполняют физминутку.

Рисуют волосы.

 Брови.

Нос.

Уши.

Дорисовывают и раскрашивают портрет.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф,И

Ф

Ф

И

ИФ

ИФ

Ф

И

Доска, карточки

Речь учителя.

Инт. доска,  презентация

Презентация

Презентация, речь учителя

Презентация, речь учителя

Презентация, речь учителя

Презентация

Презентация

Презентация

Речь учителя

Доска

Видеоролик

Сигн.кар

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

СК

КС

К

К

Умеют давать определение портрет;

Знают о жанре портрета;

Умеют давать определение модель;

Знают, какими цветами передать оттенки;

Знают о видах портрета;

Знают о известных картинах-портретах;

Умеют давать характеристику портрета;

Знают, как располагать лист;

Умеют рисовать портрет;

П: проявляют познавательный интерес при изучении темы;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

П: умеют добывать и анализировать полученную информацию и применять её

П: умеют организовать свое рабочее место
с учетом функциональности, удобства; осуществляют поиск информации о последовательности работы.

П: развивают воображение, творческое мышление.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

Проявляют познавательный интерес и учебную мотивацию

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

-Итак, сейчас мы проверим как вы освоили сегодняшнюю тему.

- Как называется картина, ка которой изображен человек?

- С какими видами картин – портретов мы сегодня познакомились?

- Какие художники писали автопортреты?

Наш урок подходит к концу. Сейчас я предлагаю (одному ученику) пройти по своему ряду и выбрать одну самую аккуратную работу.

- Я предлагаю (второму ученику) пройти по своему ряду и выбрать самую аккуратную и красивую работу.

- Сейчас, расскажите почему именно эта работы вы выбрали. Для ответа используйте опору на доске.

Я выбрал эту работы, потому что в них…

Я считаю эту работу…

- Все ваши работы сделаны очень красиво. Трудно выделить только одну. Вы большие молодцы. На этом наш урок окончен. До свидания!

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии.

Ф

Речь учи-теля, сигнальные карточки

Работы учеников

Контроль

Соотносят результаты с поставленной целью.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству по теме: "Картина – портрет. Изображение портрета по памяти или по представлению" 3класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанре «портрет»; ознакомление с известными картинами – портретами; развитие практических навыков изображения портретаПланируемые резу...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображен...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет (Жанр портрета)" (УМК Неменского, 3 класс, Л.А. Неменская)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство с жанром портрета, выполнение работы в жанре портрет.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с жанром пот...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Картина – портрет(к/р) (изображение портрета сказочного героя)» (УМК «Перспектива» 3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета сказочного героя живописными материалам...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет друга" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портретачеловека в цветной графике.Задачи урока:1. Узнать, как рисовать портрет человека;2. Научить...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина портрет. Портрет друга. (фломастеры)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования целостного представления у обучающихся о жанре портретной живописи и её непосредственной связи с повседнев...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Картина-портрет. Портрет друга".

Цель урока: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урока:Дидактические: Учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера П...