«Урок изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций учащихся с ОВЗ»
материал по изобразительному искусству (изо)

ТИМОФЕЕВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

В статье раскрывается значение уроков изобразительного искусства в формировании специальных предметных компетенций у учащихся с ОВЗ, задача состоящая не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить, присущие таким детям, недостатки, помочь сформировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Ключевые слова: рисунок, юный художник, детей с ОВЗ, уроки изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Урок изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций учащихся с ОВЗ»

Тимофеева Татьяна Ивановна

Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ 103,

высшей квалификационной категории,

«Почетный работник среднего профессионального образования РФ»

Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».

                                                                         Лев Семёнович Выгодский

Хочу начать сегодняшнюю встречу со слов Льва Семёновича Выгодского – Творчество удел не только гениев, а всех живущих. Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей с ОВЗ.

Для начала, давайте вспомним, что в современной школе существуют несколько форм организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, давно отработанных на практике. Их всего четыре:

1. Очная. Данная форма знакома всем, она применима к большинству учеников современных школ.

2. Вечерняя. Происходят занятия вечером. Такая форма актуальна переполненных школ, из-за нехватки кабинетов.

3. Экстернат. Форма обучения таких учащихся в школе, которая доступна не в каждой ОО.

4. Домашнее обучение. Форма обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, применимая в нескольких случаях: если ребенок болен и такую форму получения образования рекомендует врач.

До недавнего времени самой распространенной формой организации получения образования детьми с ОВЗ было обучение на дому.

Егор 6 класс. Тема «Линия и её выразительные возможности». Я показала ему выразительные возможности линии в рисунках. Предлагаю порисовать Он неуверенно взял в руки карандаш, и мы вместе начали рисовать. Я предлагаю нарисовать дерево. Я показывала, а он повторял в зеркальном отражении дерево. Снизу вверх ползет линия, ветка, веточка, листок. Появилось прекрасное дерево.

В нашей школе МБОУ СОШ 103 учатся ребята с разным социальным опытом и есть, как правило, не всегда положительным. Есть дети тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные. Здесь же учатся дети с ограниченными возможностями здоровья и этим детям вдвойне сложнее, они ощущают себя другими, «не такие как все», испытывают трудности, преодолевают сложности.

         Наша задача состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить, присущие таким детям, недостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Почти в каждом начальном классе есть ребенок с ОВЗ. Отсюда необходимость индивидуального подхода в развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства.

2 класс –  Роман   и Даша

3 класс -

4 класс -

Главная цель компетентностного подхода в преподавании изобразительного искусства заключается в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Предметные компетенции формируются в рамках изучения изобразительного искусства. Марина учащиеся 9 класса. При первых встречах Марина поделилась своими рисунками. Её графические рисунки – это её отражение, её восприятие мира. У неё блокнот, где она постоянно рисует. В феврале, когда пришло положение о конкурсе «Космический натюрморт», она не сразу решилась. И вот он результат работы Марины «Ракета на просторах галактики». А в сентябре, когда я подошла к ней с предложением поучаствовать, Марина, не раздумывая согласилась участвовать в конкурсе рисунков «Я рисую выборы» среди молодых и будущих избирателей Новосибирской области.

Важная сторона личности человека – это его отношение ко всему, с чем ему приходится соприкасаться: это и нравственный опыт, и окружающая действительность, и социум или среда обитания как физическая, так и социальная, и это, вне сомнения, те знания, которые он получает в процессе образования.

Искусство может вызывать самые глубокие и содержательные чувства и эмоции.

Я Вас хочу познакомить с творчеством моего земляка Ильдаром Апчелеевым 

Его дар к рисованию открылся рано. Учителя, которые приходили на надомные уроки, не знали, как обучать мальчика, у которого практически не работали руки. Но он хотел научиться печатать буквы, а потом писать слова, и начал делать это – ногами. В семье радовались успехам сына. Уроки рисования раскрыли его творческое начало. Он охотно рисовал акварельными красками животных, природу, предметы. Потом мама подарила ему гуашь и масляные краски.

Молодой художник Ильдар Апчелеев признан победителем регионального конкурса "Народный герой", добился похвалы от мастера кисти Зураба Церетели.

«Что мы будем рисовать?​ Небо, поле, солнце.​

Разрисуем белый лист,

Притворив идеи в жизнь...​ Ильдар Апчелеев

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В статье показано, как наиболее эффективно подготовиться учителю к уроку изобразительного искусства: какие материалы использовать, как правильно организовать рабочее место ученика, как воспользоваться...

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Урок изобразительного искусства во 2 м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: "Рисование елочных украшений"

Урок разработан и проведен во втором классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В ходе урока обучающиеся получили представления об истории появления ёлочных украшений, их многообразии, со...

Возможности использования интерактивной доски на уроках изобразительного искусства в начальных классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Ознакомительная статья о возможностях такого инструмента, как интерактивная доска, е функциях и способах их использования на уроке изобразительной деятельности в начальной школе....

Статья " Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства как средство формирования личности"

В статье представлен опыт работы по воспитанию патриотизма через уроки изобразительного искусства....

Сборник игровых графических упражнений на уроках изобразительного искусства в 1 классе специальной коррекционной школы.

Планирование игровых графических упражнений, обеспечивающих развитие мелкой моторики у младших школьников   первого класса с интеллектуальной недостаточностью При проведении игровых гра...