Разработка урока изобразительного искусства " Материнство" 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_samolyuk_i.v.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

4 класс

Тема урока: «Материнство»

Цели и задачи:

  1. Дать представление о едином образе материв искусстве разных народов;
  2. Совершенствовать навыки и умения в изображении человека;
  3. Развивать навык рисования по представлению;
  4. Воспитывать уважение к женщине, к матери;
  5. Укреплять межпредметные связи (ИЗО,  литература).

Оборудование:

Для учителя – методические таблицы, репродукции.

Для учащихся – акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», икона «Богоматерь Владимирская».

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

  1. Постановка темы и целей урока.
  2. Беседа по теме урока (слайд №1, 2,)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «Мама»:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это с роду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: Мама.

Учитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, самого дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.

Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».

«Родина-мать» – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

Учитель предлагает заглянуть в копилку мудрых мыслей великих людей. ( слайд №3)

Звучит запись «Колыбельной»

Учитель: Руки мамы качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Это она вас согревала своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Учитель демонстрирует репродукции картин

Учитель: В разные времена, в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественного выражения. Что объединяет все эти произведения?

Ученик: Светлый образ матери.

Учитель: Для многих народов образ матери был идеализирован в иконе «Богоматерь Владимирская» и в Мадонне.

Сравним образ богоматери и образ Мадонны кисти Леонардо да Винчи:

Ученики: Авторы иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, ласковость, умиление и восхищение младенцем. В то же время женщины, изображённые на иконе и на картине,не похожи друг на друга: Богоматерь как бы чем-то озабочена, даже скорбит, а Мадонна Леонардо да Винчи – юная. Непосредственная. Игривая, сама как ребёнок.

Учитель предлагает учащимся всмотреться в Мадонну Рафаэля и поделиться своими впечатлениями об этой картине.

 Выслушав ответы детей, учитель зачитывает отрывок из статьи В. Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля»

«…В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения; но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается. На её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя, но в нём находишь, в каком-то таинственном соединении, всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного; а для неё уже нет счастья – всё свершилось; но в них есть какая-то глубокая , чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное…»

Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней всё новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а так же с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребёнка.

  1. Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем:

Мы своими нежными руками

Вышиваем рушничок для мамы,

Чтоб на праздник подарить смогли мы

Нашу радость мамочке любимой,

В синей нитке – птицы прилетают,

В красной нитке – маки расцветают.

М. Сингаевский

  1. Самостоятельная работа учащихся

Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

Учитель даёт рекомендации по изображению частей лица у взрослого и ребёнка по таблице «Пропорциональное расположение частей лица у взрослого и ребёнка. Построение отдельных частей лица

Пропорции лица: голова имеет овальную форму, расширяющуюся кверху  и суживающуюся книзу к подбородку. Ширина лица определяется скуловыми костями, овал – формой нижней челюсти.

Соотношение ширины головы к высоте примерно два к трём. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: от вершины до надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Длина глаз равна одной четверти ширины лица; расстояние между глазами – одна четверть , от глаза до овала лица – половина четверти.

Ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами, её можно определить, проведя вертикальные линии от внутренних уголков глаза до линии, определяющей окончание носа.

Для определения места нахождения губ расстояние от носа до подбородка делится на три части: одна от носа до разреза губ, две от разреза губ до конца подбородка. Рот несколько шире крыльев носа. Уши расположены в среднем отрезке – от надбровных дуг до кончика носа.

У ребёнка форма головы более круглая, все части лица расположены на нижней половине головы. Обычно у человека все эти соотношения соблюдаются с небольшими отклонениями, создающими своеобразие облика. Слишком сильные отклонения от нормы кажутся нам уродливыми, необычными.

Учитель: Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, черты лица. Напишите маму в её любимом платье, за любимым делом и вместе с вами. Подумайте, на каком фоне вы изобразите маму. Может быть, она вышла в цветущий сад. Может быть, вы нарисуете её с букетом цветов. Всё, что окружает маму должно помочь вам глубже раскрыть её образ.

  1. Итог урока
  1. Выставка работ учащихся.
  2. Анализ и оценка работ учащихся.
  3. Уборка рабочих мест.
  1. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации с изображением мудрости и старости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказка зимнего леса" для 2 класса по программе В.С. Кузина

Уроки ИЗО - это прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. В учебном плане этот предмет занимает всего ...

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"

Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и  их возвастных особенностей развития....

Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

Цели и задачи: знакомство  с графикой. Обучение умению анализировать средства  художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение  особенностей материалов и инструментов для г...

Разработка урока изобразительного искусства в 4 классе "Отношение к красоте природы в японской культуре"

Разработка урока  изобразительного искусства  по теме:«Отношение к красоте природы в японской культуре» Класс: 4Учитель: Дюмина Л.Н.       Цель...

Методические разработки уроков «Изобразительное искусство» 1 класс

Методические разработки уроков «Изобразительное искусство» 1 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс

Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...