ТК урока ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Мельникова Анна Анатольевна

Технологическая карта урока ИЗО по теме "Выражение характера изображае­мых живот­ных: передаем характер и настроение животных в рисунке" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_izo.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства

2 класс

Тема урока: Выражение характера изображаемых животных: передаем характер и настроение животных в рисунке.

Цель урока: Формирование умений использовать различные изобразительные средства для выражения характера и настроения изображаемых животных.

Задачи урока:

  • Изображать животное с ярко выраженным характером и настроением, используя разнообразные изобразительные средства;
  • Развивать коммуникативные навыки, наблюдательность;
  • Воспитывать ценностное отношение к животным как к части природы.

Планируемы результаты:

Пространственные представления и сенсорные способности:

  • выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
  • выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
  • анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

Умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

  • вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
  • демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

  • внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
  • соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Предметные результаты:

  • осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
  • приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы организации урока: индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы обучения: иллюстрация, проблемный метод, беседа, обсуждение в парах, практическая работа.

Оборудование: 

Для педагога:

- слайд «Рисующие дети»,

- мультимедийная энциклопедия животных Кирилла и Мефодия,

- иллюстрации В. Ватагина,

- таблица «Словесные опоры»,

- карточки с описанием различных животных,

- запись музыкального произведения,

- сенсорный крест.

Для обучающихся:

- наборы геометрических фигур,

- альбом,

- гуашевые краски,

- палитра,

- баночки с водой,

- кисти,

- цветовой веер.

Этап занятия

Содержание деятельности

педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

1.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей.

Организует проверку готовности к уроку.

Читает стихотворные строки:

И в десять лет, и в семь, и в пять 
Все люди любят рисовать. 
И каждый сразу нарисует 
Все, что его интересует: 
Далекий космос, ближний лес, 
Цветы, машины, пляски, сказки 
Все нарисуем! Были б краски, 
Да лист бумаги на столе, 
Да мир в семье и на Земле!

Формирует позитивную установку на предстоящую деятельность:

– Чем мы занимаемся на уроке изобразительного искусства?
- Конечно, не каждый может стать профессиональным художником, но научиться понимать искусство и делать нашу жизнь красивее доступно всем. 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Воспринимают словесный и визуальный ряд.

Отвечают на вопрос:

- На уроках изобразительного искусства мы рисуем, рассматриваем картины, учимся рисовать, смешиваем краски) 

Слайд «Рисующие дети»

Цель: Предоставление визуального ряда для формирования позитивного эмоционального фона предстоящей деятельности.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Предлагает проблемное задание:

- Составьте из геометрических фигур изображения животных.

- Можем ли мы по силуэту определить, какое животное вы изобразили?

- Можем ли мы определить характер животного, создав только его силуэт?

Составляют силуэты животных (свободный выбор), используя наборы геометрических фигур.

Отвечают на вопросы.

Фиксируют затруднение при передаче характера животного при создании его силуэта.

Наборы геометрических фигур.

Цель: использование для создания силуэта животного

3.

Выявление места и причины затруднения.

Предлагает визуальный ряд: мультимедийная энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

- Просматривая видеофрагменты, обратите внимание на повадки и характер животных.

Создает проблемную ситуацию:

- У каждого животного свой характер, своё настроение. Животные, как и люди, бывают добрые и злые, смелые и трусливые, радостные и печальные.

- Каким образом мы можем отразить характер животного в его изображении?

- Чему же мы сегодня должны научиться на уроке?

Просматривают предложенные видеофрагменты, обращая внимание на повадки и характер животных.

Отвечают на вопросы.

Выявляют место и причины затруднений.

Формулируют цель.

Мультимедийная энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

Цель: Просмотр сюжетов о различных животных в природе.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает детям три иллюстрации В. Ватагина «Тигр» (карандаш), «Голова тигра», «Тигр» (акварель) и словесные опоры: величественный и гордый, суровый и грозный, печальный:

- Работая в парах, соотнесите иллюстрации и словесные опоры, аргументируйте свою точку зрения.

- Почему одно и то же животное может быть таким разным?

- Что использует художник для передачи характера животного?

- Давайте теперь посмотрим, как описывают животных писатели в детских книгах, а художники-иллюстраторы изображают их, передавая  характер и поведение животных.

Рассматривают и анализируют иллюстрации В. Ватагина, соотносят иллюстрации и словесные опоры, аргументируют свой выбор.

Отвечают на вопросы.

Предлагают варианты выхода из затруднения.

Определяют, из каких литературных произведений приведены отрывки.

Анализируют иллюстрации исходя из того, какие изобразительные средства использует художник-иллюстратор для передачи характера животного.

Иллюстрации В. Ватагина, таблица «Словесные опоры», карточки с описанием различных животных, иллюстрации к произведениям из круга детского чтения.

Цель: Получить представление о различных способах изображения характера животных.

5.

Реализация построенного проекта.

Организует игру «Ассоциации»:

- Выбирайте себе понравившееся животное, которое вы будете рисовать и представляйте себя в роли этого животного. Например: «Меня зовут Настя, но сегодня я пантера, потому что она очень грациозная, стремительная и у меня решительный характер. При изображении меня линии будут плавными, …».

Предлагает изобразить животное пантомимически.

Организует деятельность обучающихся по определению последовательности выполнения работы:

- Давайте решим, в какой последовательности будем выполнять свою работу.

- Сколько цветов гуаши будем брать для выполнения работы?  

Осуществляют выбор животного для последующего изображения, представляют себя в роли данного животного, изображают животное пантомимически, определяют изобразительные средства, которые возможно использовать для передачи в изображении характера животного. Определяют последовательность выполнения работы.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Дает задание:

- Составьте словесное описание животного, которое будете изображать. Обсудите предложенные варианты в парах.

Составляют словесный портрет животного, обсуждают предложенные варианты изображения в парах.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Организует тематическую физкультминутку.

Инструктирует обучающихся по соблюдению правил пользования изобразительными материалами, инструментами,

Напоминает цель работы, дает установку на успешную деятельность:

- Мы становимся художниками, и начинаем творить – создаем изображения животного, используя различные изобразительные средства для передачи его характера. Желаю всем творческих успехов и оригинальных решений в создании работы.

Оказывает индивидуальную помощь, указывает на типичные недочеты в процессе работы.

Выполняют заданные движения.

Выполняют изображения животных, используя различные средства для отображения их характера. В случае необходимости обращаются за помощью к педагогу.

Музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных».

Цель: Создание позитивной эмоциональной атмосферы.

Сенсорный крест. Цель: Адекватное восприятие цветов и их оттенков.

Эталон: алгоритм последовательности выполнения работы.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Задает вопрос:

- Как с помощью изобразительных средств выразить характер животного?

Определяют, какие изобразительные средства использовались в процессе работы. Формулируют вывод.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует выставку детских работ:

- Поместите готовые рисунки на доску, сгруппировав их по характеру изображенных животных.

Предлагает детям провести рефлексию собственной деятельности на уроке:

- У вас на партах веера из трёх основных цветов – красного, жёлтого, синего. Покажите своё отношение к деятельности, к своим успехам: жёлтый цвет – работа выполнена аккуратно, точно передан характер животного, использованы разнообразные изобразительные средства (характер линий, штрихов, пятен, цветовая гамма); красный – работа выполнена недостаточно аккуратно, по рисунку сложно определить характер животного; синий – работа не закончена, выполнена небрежно, в рисунке не передан характер животного). Заслушиваются мнения детей.

 Организует уборку рабочих мест.

Под руководством учителя помещают рисунки на выставку. Группируя их. Знакомятся с выставкой, анализируют предложенные работы с позиций передачи характера животного в рисунке.

Рефлексируют собственную деятельность в ходе урока, соотнося успешность с предложенными цветами.

Приводят рабочие места в порядок.

Выставка детских работ, цветовой веер.

Цель: организация рефлексивной деятельности обучающихся.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Задает вопрос:

- Как украшения могут выражать намерения человека?

Обобщают, формулируют вывод.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Пока дети работают, учитель раскрывает створки доски и перед детьми «открывается» морской пейзаж. По мере того как ученики заканчивают свою работу, на поверхности моря «появляются» корабли двух флотов, идущих навстречу друг другу.

Когда все работы учащихся будут закреплены на плоскости доски, начинается заключительная часть урока: анализ сделанного.

- Ребята, рассмотрите внимательно каждый корабль и оцените достоинства и недостатки каждой работы. Все справились с заданием, как вы считаете? Покажите, какие корабли добрых мореходов получились самыми красивыми и точно выражают характер моряков. Обоснуйте свое мнение.

Идет коллективное обсуждение каждой работы. Выделяется в каждом изображении все выразительное, красивое, оригинальное. Коллективно решается, как можно было бы исправить неудачное. Аналогичный разговор идет и о «пиратских» кораблях. В результате такого коллективного и подробного обсуждения закрепляются знания о выразительности цвета, о способности цвета передавать чувства художника.

Организует эмоциональную рефлексию:

- Прикрепите свой якорь на тот корабль, который соответствует вашему настроению.

Прикрепляют свои работы на плоскости доски. Анализируют представленные работы с позиции использования изобразительных средств для передачи намерений. Обсуждают, аргументируя собственное мнение.

Рефлексируют собственное эмоциональное состояние на уроке.

Изображение морского пейзажа, «якорьки».

Цель: Организация рефлексивной деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...