Методическая разработка учебного занятия «Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые». Изостудия. Дополнительное образование. (9-10 лет)
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

На занятии учащиеся знакомятся, осваивают  способы передачи фактуры меха животного средствами живописи.

Дети учатся рисованию животных с передачей пропорций строения тела,  фактуры и цветовых оттенков шерсти;

Так же учащиеся закрепляют навыки рисования сухой щетинной кистью, расширяют свое представлений об возможностях использования инструментов и материалов при изображении животных.

Дополнительным наглядным материалом служит презентация "Линия, штрих"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Истоки» г. Челябинска»

(МБУ ДО «ЦВР «Истоки»)

ул. Клары Цеткин, д. 13, г. Челябинск, Челябинская область, 454080

тел. (351) 727-76-67; e-mail:mudodistoki@mail.ru; http://www.истоки-74.рф

Методическая разработка учебного занятия

«Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые»

в изостудии для детей 9-10 лет

Направленность: художественная

Автор: Методист

Черкасова Ольга Ивановна

г. Челябинск, 2022 г.

Методическая разработка учебного занятия

«Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые»

                                                            Изостудия.

Продолжительность занятия: 90 минут

Количество учащихся: 15 человек

Тема занятия: «Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые»

Блок: «Мир животных»

Цель занятия: ознакомление со способом передачи фактуры меха животного средствами живописи

Задачи занятия:

предметные:

- закрепление навыков рисования сухой щетинной кистью для передачи фактуры шерсти животного;

  •  обучение рисованию животных с передачей пропорций, строения; фактуры и цветовых оттенков шерсти;
  •  расширение представлений об возможностях использования инструментов и материалов;
  •  обучение видению объекта рисования не только как предмет, но и как совокупность разных цветовых пятен;

- формирование навыка работы пользоваться изобразительным средством «пятно», умения детализировать изображение с помощью линии, умения строить композицию рисунка.

метапредметные:

  •   развитие умение ставить цель деятельности;
  •   расширение представления учащихся о способах живописи гуашью;
  •   развитие художественных навыков, глазомера, цветоощущения;
  •   развитие наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;
  •   развитие потребности в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;
  •   развитие критического и творческого мышление;

личностные:

  •    воспитание бережного, гуманного отношение к природе;
  • воспитание отзывчивости, доброжелательности, аккуратности;
  • формирование личностного отношения детей к экологическим проблемам;

Тип занятия: комбинированное – изучение нового и актуализация знаний и способов действия.

Вид занятия: учебное - формированию умений, применение знаний на практике.

Методы обучения:

  • наглядные: показ презентации, фотоматериалов;
  • словесные: рассказ, беседа, объяснение, диалог, коллективное обсуждение, самоанализ и само-презентация;
  • практические: практическая работа, выполнение творческого задания.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная* работа.

Возраст участников занятия: 9 - 10 лет

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, фотоматериал, образцы работ учащихся прошлых лет, раздаточный материал с изображением животных,  книги с иллюстрациями художников –анималистов; дидактический материал: варианты изображения шерсти животных, выполненные сухой щетинной кистью; столы, стулья; тонированная бумага ФА – 3, гуашь, кисти щетинные № 12-14, круглые кисти № 2, 5; черно-грифельные карандаши ТМ, стиралки, емкости для воды; листы ФА – 5 писчей бумаги для обсушивания кисти; тряпочки.

Прогнозируемый результат:

  • узнают о творческих возможностях техники работы «от пятна»;
  • научатся рисовать животных с передачей их характера и фактурных особенностей с использованием приема «сухая кисть»
  • расширят представление о технике рисования; научатся выполнять контроль за способом действия и результатом с заданным эталоном (образцом) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (образца), вносить необходимые дополнения и корректировки; 
  • познакомятся с произведениями художников-анималистов.

                                                  Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
  • Приветствие.
  • Проверка материалов на столах.

Предложение педагога – подумать для чего сегодня понадобится щетинная кисть. Предположения детей.

  • У педагога в руках коробка, в которой находится куски искусственного меха.

Ребятам предлагается, не заглядывая в коробку, отгадать на ощупь,что находится внутри, а затем и чей это мех (шерсть).

Наводящий вопрос: легко ли изобразить мех животного?

  1. Сообщение целей и проблемы занятия. Мотивация
  • Прослушивание аудиозаписи с голосами животных.

Краткая беседа об услышанном.

  • Формулировка цели занятия самими обучающимися – Изображение животного. «Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые»
  • Беседа о домашних любимцах и о любимых животных.
  • Повторение знаний о способе рисования сухой кистью (краткий обзор работ с предыдущего занятия в этой технике):

Вопросы обучающимся:

  • На предыдущем занятии мы уже пользовались щетинной кистью.
  • Что изображали?
  • Какие особенности в использовании этой кисти?
  • Что вызвало затруднение?
  • Кто увидел, нашел свои приемы использования щетинной кисти? Какие?
  1. Актуализация и приобретение знаний.
  1. Знакомство с творчеством художников-анималистов:
  • Рассматривание книг с анималистическими иллюстрациями всеми обучающимися за общим столом;
  • Поиск в книге данных об авторе иллюстраций;
  • Краткое обсуждение особенностей изображения шерсти (меха), понравившихся деталей.
  • Представление педагогом в презентации творчества художников-анималистов Е. И. Чарушина и В. А. Ватагина.
  • Представление жанра анималистики.

       Беседа о характере изображенных животных, об особенностях передачи фактуры меха.

  1. Организация учебной деятельности.

     1. Формирование представление о художественном приеме рисования от пятна:

     Показ педагога на мольберте этапов работы:

  •    поиск формы – набросок карандашом;
  •    повторение правила о композиционном центре;
  •    определение палитры цветов для изображения животного.

     Для передачи фактуры шерсти желательно применить технику рассечения массива шерсти (меха) на отчётливые разрозненные пятна светлых, средних и тёмных пятен. Они показывают как естественную окраску животного, так и характер светотени, которая определяет рисунок пучков шерстинок, их движения по форме туловища. Мы можем научиться видеть объект не только как предмет, но и как объединение разных цветовых пятен. После того, как определен фактурно-тональный рисунок шерсти и светлые, тёмные пятна, выбираем краски, которые гармонично сочетаются и близки каждому участку цвета. Используем сухую щетинную кисть.

Важно! Добираем краску на палитру другой кистью.

Щетинная кисть должна оставаться сухой. Обсушиваем ее тряпочкой.

К примеру, если кот рыжий, то самые светлые участки мы проработаем в охристой гамме, самые темные – светлый красно-коричневый, основной тон – светлый терракот.

Показываем выкладку краски на палитре, а также степени смешивания красок и добавления белил.

  • показ набора краски на кисть и ее обсушивания на листе бумаги;
  • заполнение фигуры цветовыми пятнами тычком или протяжкой, в зависимости от фактуры меха;
  • обтирание кисти тряпочкой перед набором другого цвета;

2. Показ педагогом детских работ прошлых лет. Рассматривание фотоматериалов (презентация) с изображением животных.

3. Уточнение того, какие еще необходимые детали должны появиться в изображении. (глаза, пасть, нос, усы, когти, уточнение темных или светлых частей шерсти, дополнительные детали – ошейник, бант и т.п.)

3.3.  Рассматривание дидактического материала на столах.

Коллективная работа - интерактив (вопрос – ответ):

  • виды меха и шерсти; рассматривание меха из коробки;
  • определение каким животным могут принадлежать примеры меха на картинках;
  • поиск приемов изображения разных видов меха;
  • какое положение, движение кисти выбрать для изображения длинной (короткой) шерсти;
  • как показать волнистую шерсть;
  • если шерсть короткая и торчком – движение наружу объекта или вовнутрь.

   Тренировка в применении щетинной кисти для передачи фактуры меха на общем листе за общим столом.  Каждый обучающийся пробует 1 -2 приема изображения.

   Педагог* контролирует правильность выполнения приема, индивидуально работает с теми, кому нужна помощь в поиске правильного положения кисти в руке или поиска актуального движения руки.

Такой разбор приемов изображения шерсти в практике и коллективно позволяет школьникам запомнить характерные детали и особенности при изображении разных видов шерсти за короткий промежуток времени.

 3.4.  Физминутка – перемена.

 3.5.  Закрепление знаний и способов действия.

 1. Работа детей на тонированных листах Формат А – 3.

  • Набросок фигуры (силуэта) животного с учетом выбранной композиции.
  • Активная работа учащихся на палитре.
  • Заполнение отдельных участков фигуры животного разными оттенками выбранного цвета. Отработка навыка и техники изображения меха «сухой кистью».

2.   Детализация изображения тонкими кистями.

    Мелкие детали мордочки животного, дополнение тонкими линиями изображения шерсти, фигуры животного. Выполнение дополняющих элементов композиции.

3.  Индивидуальная помощь, подсказки педагога.

4.   Подведение итогов.

  • На завершающем этапе работы проводим мини-просмотр с анализом сделанного по наводящим вопросам педагога: о характере животных, особенностях применении техники «сухая» кисть».
  • Опрос – чему научились, что нового узнали на занятии, что было самое трудное в работе.

     Вопросы по технике смешивания цвета, получению оттенков, по способам передачи характера животного.

  • Поощрение. Оценка работ педагогом:что особенно удалось, на что стоит обратить внимание.
  • Уборка рабочего места.

5.   Рефлексия

  • Самооценка своей работы обучающимися: кого изобразили, каков характер животного на рисунке, что получилось, что оказалось сложным, что бы хотел доработать;
  • Оценка своего настроения после занятия. Какое животное вы бы сейчас изобразили - на выбор: веселое, грустное, уставшее, смеющееся, прыгающее, убегающее. Возможен показ мимически.
  • Оценка по пятибалльной шкале результативности своего труда, сложности техники изображения, полезности учебной работы.

6. Информационная часть:

  • Пояснение педагогом дальнейших тем в данном блоке.
  • Пояснение домашнего задания: поиск, изучение, рассматривание изображений животных жарких стран.

Благодарность детям на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Методическая разработка учебного занятия

С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельно...

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Математика   Класс: 3Тема урока:  Учимся решать задачи.Место и рол...

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...

Презентация к методической разработке конспекта учебного занятия «Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые» , Изостудия, (9-10 лет)

Презентация к  плану-конспекту учебного занятия «Пушистые, мохнатые, усатые, хвостатые» - "Линия, штрих" помогает понять и освоить навыки использования линий и штрихов для и...