ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «Природа и настроение. Образ моря»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Наумова Ксения Сергеевна

Цель урока: познакомить с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе; познакомить с творчеством художника мариниста И.Айвазовским

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Дать представление о выражении художником состоянии природы через цвет и характер мазка.

Дать представление о выражении

художником состояния природы через цвет и

характер мазка.

Дать представление о выражении

художником состояния природы через цвет и

характер мазка.

 

 Предметные:

1. Уметь использовать изобразительные средства выразительности цвета и мазка в живописном изображении.

 Развивающие:

1.Развивать навыки использования цвета, линий для выражения эмоционального состояния.

2.Развивать наблюдательность, творческие способности, навыки смешивания красок на палитре.

Личностные:

1. Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.

 

Воспитательные:

Эмоционально-ценностное отношение к природе;

Художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 22.01.2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 2

Урок: 9:40

Время:         Кабинет: 109

Студент: Наумова Ксения Сергеевна

Группа: №  35

Учитель: Моцная Натальная Виктория

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

                                     Тема урока: «Природа и настроение. Образ  моря»

Тип урока: «Открытие» нового знание

Цель урока: познакомить с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе; познакомить с творчеством художника мариниста И.Айвазовским

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Дать представление о выражении художником состоянии природы через цвет и характер мазка.

Дать представление о выражении

художником состояния природы через цвет и

характер мазка.

Дать представление о выражении

художником состояния природы через цвет и

характер мазка.

 Предметные:

1. Уметь использовать изобразительные средства выразительности цвета и мазка в живописном изображении.

 Развивающие:

1.Развивать навыки использования цвета, линий для выражения эмоционального состояния.

2.Развивать наблюдательность, творческие способности, навыки смешивания красок на палитре.

Личностные:

1. Иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.

Воспитательные:

Эмоционально-ценностное отношение к природе;

Художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства

УМК: Школа России «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеева

 

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте! Я рада вас видеть, меня зовут Ксения Сергеевна. Сегодня я буду вести у вас урок.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение  материалов предшествующих уроков,  активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

 Давайте вспомним, чему мы научились на уроках изобразительного искусства?

-Тема второй четверти была («Реальность и фантазия»)

 Рааскажите, что может изобразить художник в реальности  и с помощью фантазии

Вывод: -Узнали, что Мастер Изображения не только рисует, (то,  что видит, но и то, что подсказывает ему фантазия).

 -Мы начинаем новую тему в 3 четверти, прочитайте её на слайде.

-Молодцы! Верно.

-Посмотрите на слайд, на нём изображены разные картины художников.

-1 слайд: Е. Чарушин «Не подходи!». Что может выражать эта картина?  

2 слайд: портрет В. Васнецова «Алёнушка». Что художник хотел передать этой картиной?

-3 слайд: И. К. Айвазовский пейзаж «Девятый вал». Что выражает эта картина?

-Давайте ещё раз скажем, что может выразить художник через свои картины?

Художник в своих картинах может выразить настроение, характер, чувства.

-Верно, характер

-Да, чувства

Верно, на этой картине мы видим настроение моря.

Л: строит речевое высказывание

М:  активно участвует в общей  работе

П: учится структурировать знания

Презентация: Тема «О чём говорит искусство?»

Картины: портрет, пейзаж, море, изображение животного

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

 Учитель в занимательной (познавательной ) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

-Вспомните сказку «о рыбаке и рыбке». О каких состояниях моря там говорилось? слайды обязательно

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.»
 (спокойное море)

«Вот пришел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось» (взволнованное море)

«Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют» (буря на море)

 -Предположите, какую тему мы будем изучать сегодня?

И каковы наши цели на сегодняшний урок?

спокойное, взволнованное, буря

Образ моря 

познакомиться с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе; познакомиться  с творчеством художника мариниста И.Айвазовским

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Презентация

Таблица с опорными словами

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

игра

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

4.1. Учитель  организует проблемную (эвристическую)   беседу по открытию нового знания

-Посмотрите на слайд: есть ли различия между этими

-Вернёмся к картине И.К. Айвазовского «Девятый вал». Посмотрите, какое неспокойное море изобразил художник. Айвазовский был маринистом, то есть изображал морские виды. Большинство его картин составляют моря, и все они написаны в разных состояниях. На одних картинах он изображал море тёмными оттенками, с большими волнами, что свидетельствовало о буре на море. А на других картинах он изображал море спокойным в светлых оттенках.

Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён. Маринист – это художник, который специализируется на изображении моря и океана. Слово «маринист» означает человека, который работает над изображением морской стихии.

4.2. Учитель проводит анализ образов (образцов, композиций)

В анализе-

-Сегодня мы с вами тоже попробуем себя в роли маринистов. Будем изображать море в разных состояниях.

-Давайте попробуем изобразить море с помощью рук в воздухе, а делать мы это будем с помощью мазков.

1. Море спокойное – «рисуем» руками море, характер мазков – длинные, ровные.

2. На море волны – «рисуем» мелкие дробные волны.

3. На море буря – «рисуем» взмахи рукой, как сильные волны.

4.3. Учитель проводит педагогический показ приёмов выполнения практического задания

(расписать словесно по этапам)

1 этап-….

-Теперь попробуем выполнить это упражнение с помощью кисти и красок. ХОРОШО

-Все внимательно смотрим на доску и повторяем.

-Итак, возьмём половину листа А4 широкую кисть. Для изображения моря в спокойном состоянии, какие оттенки нам лучше взять? Какими мазками мы его будем рисовать?

-Верно. Берём палитру и набираем синюю краску и немного белой, теперь смешиваем их. Какой цвет мы получили?

-Верно, светло-голубой. Наносим его плавными, длинными и ровными мазками. Затем берём немного синего и можно  взять ещё немного жёлтого, и наносим пару плавных мазков поверх других мазков.

2 этап-…

-А теперь нарисуем немного взволнованное море.

-Какие оттенки мы можем взять для такого состояния моря?

-Верно. Берём больше синего, но здесь мы можем взять ещё немного зелёного.

-Смотрим, потом повторяем.

-Берём  ярко-синий цвет и немного зеленого. Какой цвет у нас получился?

Наносим его мелкими, отрывистыми мазками. Берём зелёный цвет и наносим его такими же мазками поверх других.

3 этап-…..

-Теперь нарисуем бурю на море. Какие оттенки мы возьмём для этого состояния моря?

-Верно, самые тёмные оттенки. Это обязательно синий, к нему мы можем добавить тёмно-зелёный.

-Берём синий цвет и наносим резкими, длинными мазками.

-Далее берём палитру и смешиваем зелёный с темно- синим цветом. Получаем тёмно-зелёный.

-Наносим его такими же резкими мазками поверх синего.

-Также, когда вы будете рисовать само море, можно добавить поверх волн немного белого цвета, это будет пена, потому что при буре оно может сильно вспениваться.

Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас я вам покажу как надо рисовать море. Для этого берем лист А4, кладем его горизонтально.

Композиция

-Лист должен быть полностью заполнен.

Форма –части- пропорции

-должно быть изображено море и небо. Определяем линию горизонта. Сначала рисуем небо, затем море. Они должны соприкасаться, но не сливаться.

Цветовой строй

-Небо не должно сливаться с морем, его желательно писать светлыми оттенками.

 Первое с чего мы начнем рисовать, нам надо отметить линию горизонта, где море соприкасается с небом. Рисуем небо, оно должно быть светлее, чем море. Начинаем рисовать с верхнего левого угла вашего листа и полностью заполняем все небо. А теперь рисуем море, я нарисую взволнованное море и так же заполняем весь лист. Я показала вам только часть, как надо рисовать, а вы уже сами дальше будете рисовать. У каждого ряда свое задание. Не забываем, что лист нужно полностью закрасить, нигде не должно остаться белого листа. Посмотрите, как получилось у меня. И как получилось у других детей.

Физминутка для глаз

Синий и белый

Плавные, длинные ровные мазки

Больше синего и немного зеленного

Самые темные

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация

Картины моря в разных состояниях

Образцы учителя

Технологическая  карта

Образцы учителя

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

 Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

Определяет критерии качества выполнения задания

-Теперь вы сами нарисуете море.

Внимательно слушайте и определите состояние моря (задание для 1 ряда):

«Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют» (буря на море)

Теперь 2 ряд внимательно слушает:

«Вот пришел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось» (взволнованное море)

 Теперь 3 ряд внимательно слушает:

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.»
 (спокойное море)

-1 ряд – бурю на море

-2 ряд – взволнованное море

-3 ряд – спокойное море

Критерии по которым будут оцениваться ваши работы.

  1. правильно передано настроение моря
  2. точно  выбраны мазки  и цвет   для передачи настроения моря

буря на море

взволнованное море

спокойное море

П: учится формулировать учебную задачу

Р:  

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

-Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество

-Осуществляет наблюдение и контроль  темпа выполнения задания

-Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

наглядный

 Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов.

-Вспомните какая тема нашей четверти? (О чем говорит искусство)      

Что может показать и выразить в своих произведениях Художник? (характер, настроение, чувства)

-Картины какого художника мы сегодня рассматривали? (Айвазовского И.К)

Как называют художника, который рисует море?(маринист)

-Что выражают его картины? (настроение)

О чем говорит искусство

Характер, настроение, чувства

Айвазовского И.К

Маринист

Настроение

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация, образцы учителя

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ-

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

критерии:

  1. правильно передано настроение моря
  2. точно  выбраны мазки  и цвет   для передачи настроения моря

Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

  Практические работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Новогоднее настроение (новогодняя композиция карнавала)» (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.Задачи урокаДидактические:1)    ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира» (УМК "Школа России, 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАДата:10.05.2022Студентка: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: №74Учитель: Новикова Анна АлександровнаКласс: 4 «М» Урок:1 Время:...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира. Обобщение», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Расширение  представлений о культуре разных стран, создание условий для развития интереса к истокам мирового искусства, разв...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Природа и настроение. Образ зимнего дерева." (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об образе зимнего дерева, об основных средствах ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Музеи искусства"

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о музеях искусстваЗадачи урока:Дидактические:1)  Познакомить с музеями искусства, их историей и значением2)...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству,«Природа и настроение. Образ моря»,2 класс

Цель урока: формирование знания о характере и настроении моря,освоение приемов изображения моря в разных состояниях.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...