Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
проект по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Феклистова Полина Игоревна

Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная палитра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_palitra.docx59.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 им. А.С. Пушкина»

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»

        

Автор проекта:

Феклистова Полина Игоревна,

учитель начальных классов,

классный руководитель

МБОУ «Лицей № 1 им. А. С. Пушкина»

Нижневартовск, 2024


I. Пояснительная записка

Направленность данной образовательной программы – художественно-эстетическая. Программа дополнительных занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся:

1.Изобразительная деятельность;

2.Декоративно-прикладная работа;

3.Лепка из пластилина (или глины);

4.Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы;

5.Конкурсы, игры;

Новизна программы в том, что в ней широко применяются игры и конкурсы. Эти внеклассные мероприятия способствуют развитию интереса учащихся к изобразительному искусству, обогащают малышей новыми эстетическими впечатлениями, помогают в интересной игровой форме проявить свои изобразительные способности. В данной программе включены экскурсии в природу, во время которых дети знакомятся с красотой окружающего мира.

Актуальность программы в том, что она опирается на интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства. Интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, то есть как педагогическую технологию. Интеграция в обучении предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии. В результате такого активного процесса одновременного слияния в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов.

Педагогическая целесообразность. Каждому возрасту соответствует повышенный интерес к определённому виду искусства. Для учащихся начальной школы характерен интерес к изобразительному искусству, музыке, сочинению стихов, сказкам, танцам, выразительному чтению. Преобладание пластических искусств в сфере основных интересов детей 6 – 12 лет определяет целесообразность освоения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.

 Цель - воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи данной программы:

  • Обучающие:

- получить первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных;

- научить начальным навыкам изображения пространства на плоскости;

- получить первичные представления об изображении человека на    плоскости и в объёме;

- знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшими в школьную программу.

  • Развивающие: 

- совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и фантазию учащихся;

- развивать мелкую моторику, образное, пространственное и логическое мышление детей;

- развивать творческие индивидуальные способности учащихся;

- побуждать к самостоятельной творческой активности.

  • Воспитывающие:

- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству и народному творчеству;

- воспитывать эстетические чувства и понимание прекрасного;

- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, желание доставлять своим творчеством радость людям;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность.

Отличительные особенности данной программы в том, что она включает несколько видов творческой деятельности учащихся:

I. Изобразительная деятельность. Рисование предметов с натуры, по памяти и воображению, выполнение рисунков на тему с целью реалистической передачи объектов действительности. В программе этот вид деятельности предусматривает выполнение рисунков игрушек и других несложных объектов по памяти и с натуры, рисование на темы народных сказок, окружающей жизни, которое осуществляется по предварительным наблюдениям и воображению.

II. Декоративно-прикладная работа. На этих занятиях школьники создают предметы, соединяющие в себе эстетические и практические качества (декоративные маски, эскизы посуды, сувениры, игрушки), выполняют элементы декоративно-оформительской работы. Учащиеся продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством.

III. Лепка из пластилина (или глины). На этих занятиях учащиеся познают пластику и характер форм, учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию. Лепка способствует пространственному мышлению детей, формирует способности к художественному обобщению формы. На этих занятиях учащиеся лепят с натуры и по воображению птиц, животных, выполняют игрушки и несложные объемные композиции.

IV. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Занятия, посвященные этой теме, способствуют эстетическому развитию личности школьника, знакомят с памятниками отечественной художественной культуры и красотой окружающего мира.

V. Конкурсы, игры. Эти внеклассные мероприятия способствуют развитию интереса учащихся к изобразительному искусству, обогащают малышей новыми эстетическими впечатлениями, помогают в интересной игровой форме проявить свои изобразительные способности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 1год обучения – 6-8 лет, 2 год обучения – 9-10 лет.

Сроки реализации программы – два года обучения – 68 часов, одно занятие в неделю по 1 академическому часу  (45 минут), всего 34 часа в год.

Формы и режим занятий. В ходе освоения программы занятия являются групповыми. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к учащимся. В программу введены экскурсии в природу, которые знакомят учащихся с красотой окружающего мира.

Ожидаемые результаты. В результате освоения программы учащиеся

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;

- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в разных видах искусства;

- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобретают навыки общения через выражение эмоционального состояния, при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

-мини-выставки работ учащихся;

-участие в районных и городских конкурсах и выставках детского творчества.


Учебно-тематический план (1-ый год, 34 часа)

Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

В мире волшебных красок

10

5,5

4,5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Весёлые художники

1

0,5

0,5

3

Вот оно какое, наше лето

1

0,5

0,5

4

Весёлый карандаш

1

0,5

0,5

5

Коврик

1

0,5

0,5

6

Осенний букет

1

0,5

0,5

7

Сказочный цветок

1

0,5

0,5

8

Животные в городе

1

0,5

0,5

9

Сказочная птица.

1

0,5

0,5

10

Краски осени. Итоговая выставка.  

1

0,5

0,5

Мы готовимся к празднику

6

3

3

11

Первый снег

1

0,5

0,5

12

Моя любимая игрушка

1

0,5

0,5

13

Городецкая лошадка

1

0,5

0,5

14

Наши книжки

1

0,5

0,5

15

Украсим школу!

1

-

1

16

Рождественское дерево. Выставка

1

0,5

0,5

III

Чудеса Зимы-красавицы

10

5

5

17

Зимняя сказка

1

0,5

0,5

18

Зимние игры и забавы

1

0,5

0,5

19

Космический корабль

1

0,5

0,5

20

Танец снежинок

1

-

1

21

Весёлая мозаика

1

0,5

0,5

22

Открытка к 23 февраля

1

0,5

0,5

23

Весёлый снеговик

1

0,5

0,5

24

Открытка к 8 марта

1

0,5

0,5

25

Загадки и отгадки.

1

0,5

0,5

26

Книжная полка. Итоговая выставка.

1

1

-

IV

Встреча с Весной-красной

8

4

4

27

Первые весенние листочки

1

0,5

0,5

28

Желтые цыплятки

1

0,5

0,5

29

Посуда для кукол

1

0,5

0,5

30

У нас в гостях весёлый карандаш

1

0,5

0,5

31

Вазочка

1

0,5

0,5

32

Игры во дворе

1

0,5

0,5

33

Пусть всегда будет солнце

1

-

1

34

Цвет весны. Подготовка работ к выставке.

1

0,5

0,5

Итого

34

17

17


По истечении 1 года обучения учащиеся будут знать:

- основные и дополнительные цвета;

- общее и различное в цветах и их оттенках;

- выразительные возможности цвета и линии;

- понятие симметрии в композиции;

- декоративное обобщение формы;

- цветовой контраст и нюанс;

- пропорции фигуры человека;

уметь:

- создавать новые цвета, путем смешивания красок на палитре;

- использовать выразительные возможности цвета и линии для передачи образных характеристик героев;

- передавать в объёме обобщенную форму птиц и животных;

- использовать контраст и нюанс для создания выразительного образа;

- передавать на бумаге простейшие движения человека;

- передавать пропорции птиц и животных и их простейшие движения.

Учебно-тематический план (2-ой год, 68 часов)

Раздел/тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Мы рисуем осень

10

5

5

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Осень в лесу, в парке, в саду

1

0,5

0,5

3

Ветвистое дерево

1

0,5

0,5

4

Птицы на ветке

1

0,5

0,5

5

Букет осени

1

0,5

0,5

6

В магазине

1

0,5

0,5

7

Конь-игрушка

1

0,5

0,5

8

Разноцветная палитра

1

0,5

0,5

9

Сказочные кони.

1

0,5

0,5

10

Золотая осень. Экскурсия. Итоговая выставка.

1

0,5

0,5

II

Мы рисуем сказку

7

3,5

3,5

11

Чашки и блюдца для Снегурочки

1

0,5

0,5

12

Новогодний натюрморт

1

0,5

0,5

13

Снегурочка и Дед Мороз

1

0,5

0,5

14

Новогодний карнавал

1

0,5

0,5

15

Маски

1

0,5

0,5

16

Ёлочная игрушка

1

0,5

0,5

17

Новогодний бал. Итоговая выставка

1

0,5

0,5

III

Наши друзья

10

5

5

18

Художник и сказка

1

0,5

0,5

19

В гостях у сказки

1

0,5

0,5

20

Снегопад на улице

1

0,5

0,5

21

Мой маленький друг

1

0,5

0,5

22

В мире сказок

1

0,5

0,5

23

Открытка ко дню Защитника Отечества

1

0,5

0,5

24

Подарок маме

1

0,5

0,5

25

В зоопарке

1

0,5

0,5

26

Кто быстрее?

1

0,5

0,5

27

Богородская игрушка. Выставка

1

0,5

0,5

IV

С чего начинается Родина

7

3,5

3,5

28

Весенние цветы

1

0,5

0,5

29

Зоркий глаз

1

0,5

0,5

30

Театр

1

0,5

0,5

31

Ковш-скобкарь

1

0,5

0,5

32

Весна пришла

1

0,5

0,5

33

Летучий корабль

1

0,5

0,5

34

Любимое время года. Итоговая выставка

1

0,5

0,5

Итого

34

17

17


По истечении 2 года обучения учащиеся будут знать:

-особенности работы каждым художественным материалом;

-выразительные свойства цвета, связь цветовой гаммы с теми или иными характеристиками героя (тёплый - холодный, лёгкий – тяжёлый, злой – добрый);

-образный строй картины, выделение цвета как одного из средств выразительности;

- пропорции фигуры человека;

-пропорции животных и птиц;

уметь:

-использовать контраст, нюанс, оттенков цвета для создания выразительного образа;

-различать оттенки по светлоте и получать различные по светлоте оттенки путем разбеливания (гуашь) или разведения водой (акварель);

-создавать цветовую гамму рисунка в соответствии с замыслом работы;

-создавать простые композиции с 2-3 фигурами людей и животных.

Содержание программы, 1 год обучения

I. В мире волшебных красок

Тема № 1. Вводное занятие.

Теоретические сведения. Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда. Анализ программы на учебный год. Материалы, инструменты, необходимые для работы.

Тема № 2. Весёлые художники. 

Теоретические сведения.  Знакомство с тремя основными цветами: красным, жёлтым и синим, знакомство с дополнительными цветами: оранжевым, зелёным, фиолетовым.

Практическая работа. Выполнение упражнения «Весёлые художники» (смешение красной и жёлтой краски, жёлтой и синей, красной и синей), получение навыков работы гуашью.

Тема №3. Вот оно какое, наше лето.

Теоретические сведения. Знакомство с понятием «линия горизонта». Показ работы акварельными красками.

Практическая работа. Зарисовки по памяти. Упражнения акварелью «Время суток». Получение навыков работы акварелью.

Тема № 4. Весёлый карандаш.

Теоретические сведения. Знакомство с возможностями карандаша. Рисунок, набросок, длительный рисунок – определение.

Практическая работа. Выполнение упражнений, знакомящих малышей с возможностями карандаша. Упражнения: змейки, клубок, штрихи-квадратики. Штриховая зарисовка «Колючий ёжик».

Тема № 5. Коврик.

Теоретические сведения. Понятие о симметрии в декоративной композиции. Знакомство с образцами ковров разных народов на фотографиях.

Практическая работа. Выполнение из цветной бумаги аппликации в виде коврика.

Тема № 6. Осенний букет.

Теоретические сведения. Знакомство с флористикой. Основы композиции.

Практическая работа. Составление из осенних листьев декоративной композиции. Конкурс «Чей букет красивее?». Игра «На кого похоже» - составление из листьев фигурок зверей, птиц, насекомых.

Тема № 7. Сказочный цветок

Теоретические сведения. Знакомство с техникой акварели «вливание цвета в цвет».

Практическая работа. Рисование по воображению. Игра, включающая в себя живописные упражнения по овладению техникой работы акварелью, вливание одного цвета в другой на листе (белая бумага, акварель).

Тема № 8. Животные в городе. 

Теоретические сведения. Знакомство с возможностями цветных графических материалов.

Практическая работа. Рисование по памяти городских животных: собак, кошек. Работа цветными карандашами или пастелью.

 

Тема №9. Сказочная птица. 

Теоретические сведения. Знакомство с творчеством народных мастеров, рассматривание дымковских игрушек, передача характерной обобщенной формы птицы.

Практическая работа. Лепка из пластилина по мотивам дымковских игрушек.

Тема № 10. Краски осени.

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Осень в произведениях Мавриной, Левитана, Поленова.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение изменений в природе. Подготовка итоговой выставки.

II. Мы готовимся к празднику.

Тема № 11. Первый снег. 

Теоретические сведения. Понятие о контрасте. Передача контраста белого снега с хмурым зимним небом и темной землёй.

Практическая работа. Рисование на основе натурных наблюдений. Композиция на тонированной серой бумаге с использованием гуаши.

Тема № 12. Моя любимая игрушка. 

Теоретические сведения. Игра «Отгадай игрушку» - дети показывают мимикой и жестами свои игрушки.

Практическая работа. Рисунок по воображению на тонированной бумаге с помощью цветных карандашей и гуаши. Развитие наблюдательности и фантазии детей.

Тема № 13. Городецкая лошадка.

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями городецких мастеров и основами городецкой росписи.

Практическая работа. Роспись тонированного силуэта лошадки гуашью. Освоение техники работы гуашью, выполнение росписи с помощью простейших элементов – тычка и змейки.

Тема № 14. Наши книжки. 

Теоретические сведения. Знакомство с работами художников, создающих детские игрушки. Сказка итальянского писателя Джанни Родари «Чиполлино».

Практическая работа. Лепка из пластилина героев сказки Джанни Родари «Чиполлино».

Тема № 15. Украсим школу!

Практическая работа. Коллективное выполнение из цветной бумаги новогодних игрушек и гирлянд с подрисовкой простейших декоративных элементов в виде кружков, квадратов и змеек, использование аппликации для декорирования поделок. Цветная бумага, гелиевые ручки.

Тема № 16. Рождественское дерево.

Теоретические сведения. Знакомство с историей  возникновения традиции наряжать ель на Рождество.

Практическая работа. Зарисовки еловых и сосновых веток с натуры. Работа цветными карандашами или пастелью. Подготовка итоговой выставки.

III. Чудеса Зимы-красавицы.

Тема № 17. Зимняя сказка.

Теоретические сведения. Рисунок выполняется по мотивам детских сказок о зиме. Знакомство с основами композиции.

Практическая работа. Ребята самостоятельно выбирают любимую зимнюю сказку. Рисунок  на тему зимних сказок. Тонированная бумага, гуашь.

Тема № 18. Зимние игры и забавы.

Теоретические сведения. Игра «Весёлые человечки на катке». Знакомство с пропорциями человеческой фигуры.

Практическая работа. Групповое выполнение упражнения на нескольких больших листах бумаги. Попытка передать простейшие движения человека. Учащиеся заполняют фигурками катающихся человечков «каток» - лист ватмана, на котором предварительно нарисованы границы катка. Дети работают группами по 3-4 человека. Белая бумага, акварель или гуашь.

Тема № 19. Космический корабль.

Теоретические сведения. Знакомство с художественными возможностями цветных мелков.

Практическая работа. Рисование по воображению. На синей или черной бумаге гуашью, цветными мелками. Развитие фантазии и творческого воображения.

Тема № 20. Танец снежинок.

Практическая работа. Декоративная работа. Аппликация из цветной и белой бумаги. Создание простейшей композиции из двух- трех снежинок разной формы и величины. Работа в группах по 2-3 человека, каждый вырезает и наклеивает снежинку на цветной фон.

Тема № 21. Весёлая мозаика. 

Теоретические сведения. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов.

Практическая работа. Составление из кусочков цветной бумаги подвижных декоративных композиций. Поиск декоративного цветового решения.

Тема № 22. Открытка к 23 февраля. 

Теоретические сведения. Основы композиции.

Практическая работа. Составление композиции поздравительной открытки. Цветная бумага, гуашь.

Тема № 23. Веселый снеговик.

Теоретические сведения. Зимние стихи, загадки и пословицы.

Практическая работа. Лепка из пластилина. Передача общего объёма и пропорций снеговика. Конкурс «Чей снеговик веселее?».

Тема № 24. Открытка к 8 марта.

Теоретические сведения. Праздник 8 марта, стихи о маме, бабушке.

Практическая работа. Декоративная работа.  Объёмная аппликация из цветной бумаги. Составление композиции.

Тема № 25. Загадки и отгадки.

Теоретические сведения. Игра «отгадай загадку, придумай свою».

Практическая работа. К понравившимся загадкам дети рисуют отгадки. Белая бумага, гуашь.

Тема № 26. Книжная полка. 

Теоретические сведения. Знакомство с шуткой и игрой, нашедшими отражение в изобразительном искусстве. Иллюстрации к детским книгам: В.Сутеев «Петух и краски», М.Каневский «Золотой ключик». Подготовка итоговой выставки.

IV. Встреча с Весной-красной.

Тема № 27. Первые весенние листочки. 

Теоретические сведения. Знакомство со строением весенних веточек и листочков.

Практическая работа. Рисование с натуры. Передача характерного строения веточки дерева и листьев. Белая бумага, цветные карандаши или пастель.

Тема № 28. Жёлтые цыплятки.

Теоретические сведения. Знакомство с новыми возможностями работы гуашью губкой.

Практическая работа. Рисование по памяти. Передача основных пропорций птиц, их движения. Работа гуашью и губкой.

Тема № 29. Посуда для кукол.

Теоретические сведения. Связь простейшего геометрического узора с формой.

Практическая работа. Лепка и украшение из пластилина декоративной посуды для кукол.

Тема № 30. У нас в гостях весёлый Карандаш.

Теоретические сведения. По страницам детских журналов «Чиж и Ёж», «Мурзилка», «Весёлые картинки».

Практическая работа. Рисование на свободную тему.

Тема № 31. Вазочка. 

Теоретические сведения. Знакомство с искусством хохломской росписи.  

Практическая работа. Декоративно-прикладная работа. Простейшая роспись тонированного силуэта вазочки. Создание узора в полосе из весенних цветов.

Тема № 32. Игры во дворе. 

Теоретические сведения. Пропорции и передача движений человека.

Практическая работа. Зарисовки на основе натурных наблюдений и по памяти. Передача простых движений человека. Гуашь, белая бумага.

Тема № 33. Пусть всегда будет солнце.

Практическая работа. Конкурс рисунков на асфальте.

Тема № 34. Цвет весны. 

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями художников Левитана, Бакшеев, Мавриной.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдения изменений в весенней природе. Сопоставление увиденного в природе с изображенным на картинах художников. Подготовка работ к итоговой выставке.

Содержание программы, 2 год обучения

I. Мы рисуем осень

Тема № 1. Вводное занятие.

Теоретические сведения. Организационные вопросы. Анализ  программы на учебный год. Охрана труда. Материалы, инструменты, необходимые в работе.

Тема № 2. Осень в лесу, в парке, в саду. 

Теоретические сведения. Многообразие цветовых оттенков в природе. Получение цветовых оттенков различными способами.

Практическая работа. Выполнение упражнений по получению цветовых оттенков (белая бумага, акварель). Рисование на основе натурных наблюдений. Отражение в работе разнообразия цветовых оттенков в природе.

Тема № 3. Ветвистое дерево. 

Теоретические сведения. Знакомство со строением различных пород деревьев, формой кроны, листьев.

Практическая работа. Рисование с натуры и по представлению (белая бумага, карандаш). Передача в рисунке строения дерева.

Тема №4. Птицы на ветке. 

Теоретические сведения. Знакомство с понятием «коллаж». Основы композиции.

Практическая работа. Декоративно-прикладная работа. Выполнение плоскостной композиции на листе картона с применением цветной бумаги, осенних листьев, веточек. Игра, выполнение коллективной декоративной работы.

Тема № 5. Букет осени. 

Теоретические сведения. Получение цветовых оттенков путём разбеливания, смешивания, затемнения цвета.

Практическая работа. Зарисовки с натуры (белая или тонированная бумага, гуашь). Смешивание красок для получения оттенков жёлтого цвета.

Тема № 6. В магазине.

Практическая работа. Игра – коллективное вырезание из цветной бумаги силуэтов овощей, фруктов. Передача выразительности силуэтов. Создание коллективного декоративного панно.

Тема № 7. Конь-игрушка. 

Теоретические сведения. Пропорции фигуры лошади.

Практическая работа.  Лепка из пластилина. Передача пропорций и общего объёма фигуры лошади. Передача простейших движений и пластики фигуры.

Тема № 8. Разноцветная палитра.

Теоретические сведения. Закрепление знаний об основных и  дополнительных цветах. Цветовой круг.

Практическая работа. Живописные упражнения по составлению дополнительных цветов (белая бумага, гуашь). Игра, коллективная декоративная работа «Жар-птица».

Тема № 9. Сказочные кони.

Теоретические сведения. Ознакомление с простейшим способом изображения животных с использованием схемы их строения.

Практическая работа. Рисование по памяти и по воображению (бумага, карандаши).

Тема № 10. Золотая осень. 

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Восприятие красоты родной природы, наблюдение цветовой гаммы осеннего парка (леса), сбор природных материалов для поделок.

II. Мы рисуем сказку.

Тема № 11. Чашки и блюдца для Снегурочки.

Теоретические сведения. Различие оттенков по светлоте и получение различных по  светлоте оттенков цвета путем разбеливания.

Практическая работа. Рисование по воображению посуды для Снегурочки. (Тонированная бумага, гуашь).

Тема № 12. Новогодний натюрморт.

Теоретические сведения. Знакомство с жанром живописи – натюрмортом. Основы композиции. Ознакомление с техникой работы акварелью и гелиевыми стержнями.

Практическая работа. Рисование с натуры и по представлению новогоднего натюрморта. (Акварель, гелиевые стержни, цветные карандаши).

Тема № 13. Снегурочка и Дед Мороз. 

Теоретические сведения. Пропорции фигуры человека.

Практическая работа. Лепка из пластилина фигурок Снегурочки и Деда Мороза.

Тема № 14. Новогодний карнавал. 

Теоретические сведения. Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа. Рисование по воображению. Выполнение композиции с новогодней ёлкой и фигурками людей или животных. (Тонированная бумага, гуашь).

Тема № 15. Маски. 

Теоретические сведения. Загадки о животных.

Практическая работа. Выполнение декоративно-прикладной работы – карнавальные маски животных (цветной картон, гуашь, ленты, ножницы, клей). Конкурс: «Чья маска самая выразительная».

Тема № 16. Ёлочная игрушка.

Практическая работа. Выполнение сказочного героя в виде ёлочной игрушки из яичной скорлупы (цветная бумага, вата, яичная скорлупа, клей).

Тема № 17. Новогодний бал. 

Практическая работа. Конкурсы, игры, украшение своими игрушками, выполненными на внеклассном занятии, новогодней ёлки, класса. Новогодняя выставка работ.

III. Наши друзья.

Тема № 18. Художник и сказка.

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Произведения художников В.Васнецова, М.Врубеля. Знакомство с особенностями книжной иллюстрации, связь изображения с текстом. Игра «Узнай персонажей сказок».

Тема № 19. В гостях у сказки. 

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями В.Васнецова и народного искусства.  Сирин и алконост – птицы радости и печали. Яркие «мажорные»  и приглушенные «минорные» краски.

Практическая работа. Упражнение: передача праздничного настроения через яркие «мажорные» краски, передача грустного настроения через приглушённые «минорные» краски. Выполнение декоративных птиц радостного или грустного оперения (гуашь, белая бумага).

Тема № 20. Снегопад на улице. 

Теоретические сведения. Передача пространства путем изображения ближних предметов ниже, а удалённых – выше на плоскости листа.

Практическая работа. Рисование на основе натурных наблюдений (тонированная бумага, гуашь, цветные мелки).

Тема № 21. Мой маленький друг. 

Теоретические сведения. Таблицы с пропорциями различных домашних  животных.

 Практическая работа. Учащиеся выполняют по памяти рисунки своих любимых домашних животных (белая бумага, гуашь).

Тема № 22. В мире сказок.

Теоретические сведения. Обсуждение с педагогом темы рисунка. Композиционное решение работы.

Практическая работа.  Композиция по воображению (акварель, восковые мелки). Тема рисунка выбирается каждым школьником самостоятельно.

Тема № 23. Открытка ко Дню Защитника Отечества.

Теоретические сведения. Знакомство с элементами военной символики (георгиевская лента, щит, меч, шлем, винтовка).

Практическая работа. Декоративно-прикладная работа (цветной картон, гуашь, цветные карандаши) по созданию открытки ко Дню Защитника Отечества.

Тема № 24. Подарок маме. 

Теоретические сведения. Знакомство с искусством жостовской росписи и простейшими приёмами её выполнения.

Практическая работа. Роспись декоративного подноса в подарок маме по народным мотивам (готовая круглая или овальная формы чёрного цвета, гуашь).

Тема № 25. В зоопарке. 

Теоретические сведения. Таблицы пропорций различных диких животных, обсуждение строения и формы тела животных.

Практическая работа. Лепка по памяти разных животных. Передача общего строения и формы животного. Создание макета «В зоопарке».

Тема № 26. Кто быстрее?

Практическая работа. Конкурс зарисовок с натуры игрушек. Передача выразительного силуэта предметов (бумага, карандаш).

Тема № 27. Богородская игрушка. 

Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством (Богородская игрушка, резьба по дереву).

Практическая работа. Зарисовки элементов резьбы. Акварель, восковые мелки, бумага.

IV. С чего начинается Родина.

 

Тема № 28. Весенние цветы. 

Теоретические сведения. Обсуждение строения весенних цветов.

Практическая работа. Зарисовки весенних цветов на прогулке или по памяти и по представлению (тонированная бумага, карандаш, цветные мелки).

Тема № 29. Зоркий глаз.

Теоретические сведения. Обсуждение правил игры по развитию глазомера.

Практическая работа. Игра по развитию глазомера. Разделение отрезка прямой на равные части, соединение двух точек на плоскости листа прямой линией и т. д. (Бумага, карандаш).

Тема № 30. Театр.

Теоретические сведения. Знакомство с театральным искусством.  Кукольный театр. Выбор спектакля для постановки.

Практическая работа. Выполнение простейших кукол из бумажных цилиндров для представления кукольного спектакля (цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры).

Тема № 31. Ковш-скобкарь. 

Теоретические сведения. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Народная деревянная посуда. Красота формы и пластики предметов народного быта.

Практическая работа. Лепка из пластилина одного из предметов народного русского быта на основе изучения в классе народного декоративно-прикладного искусства.

Тема № 32. Весна пришла.

Практическая работа. Изготовление цветов из цветной бумаги. Создание коллективного панно.

Тема № 33. Летучий корабль.

Теоретические сведения. Выразительные возможности акварели. Размывание, вливание цвета в цвет, работа по сырой бумаге, работа с солью, набрызг.

Практическая работа. Упражнение: изображение неба в разном состоянии. Рисование по представлению полёта по небу (акварель, восковые мелки).

Тема № 34. Любимое время года. Итоговая выставка.

Теоретические сведения. Понятие о колорите картины. Жанр живописи – портрет. Обсуждение цветовой гаммы рисунка.

Практическая работа. Портрет по воображению. Форма-образ. Создание цветовой гаммы рисунка в соответствии с замыслом работы (белая бумага, гуашь).

Итоговая выставка детских работ.

Методическое обеспечение программы, 1-ый год обучения

Раздел/тема

Форма занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

I. В мире волшебных красок

Тема 1. Вводное занятие

Лекция

Словесные:

лекция

Иллюстративный материал

Собеседование

Тема 2. Весёлые

художники.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Гуашь, бумага, кисти

Коллективный просмотр работ

Тема 3. Вот оно какое, наше лето.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Акварель, бумага, кисти

Выставка работ

Тема 4. Весёлый карандаш.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Карандаш, бумага

Коллективный просмотр работ

Тема 5. Коврик.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, клей

Выставка работ

Тема 6. Осенний букет.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- игра

- конкурс

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Природный материал, листья, бумага, клей

Выставка работ

Тема 7. Сказочный цветок

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Акварель, бумага, кисти

Коллективный просмотр работ

Тема 8. Животные в городе.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пастель, цветные карандаши

Выставка работ

Тема 9. Сказочная птица.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Выставка работ

Тема10. Краски осени.

Лекция/ экскурсия в природу

Практические:

- наблюдение природы

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Собеседование

II. Мы готовимся к празднику.

Тема 11. Первый снег

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированная бумага, гуашь

Выставка работ

Тема 12. Моя любимая игрушка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Натурный материал

Тонированная бумага, цветные карандаши, гуашь

Коллективный просмотр работ

Тема 13. Городецкая лошадка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированный силуэт лошадки, гуашь, кисти, тычок

Выставка работ

Тема 14. Наши книжки.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Коллективный просмотр работ

Тема 15. Украсим школу!

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, гелиевые ручки, клей

Выставка работ

Тема 16. Рождественское дерево.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Натурный материал

Белая бумага, цветные карандаши, пастель

Коллективный просмотр работ, итоговая выставка

Тема 17. Мои любимые книги.

Лекция

Практические:

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Собеседование

III. Чудеса Зимы-красавицы

Тема 18. Зимняя сказка.

Лекция/практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированная бумага, гуашь

Выставка работ

Тема 19. Зимние игры и забавы.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

-игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, акварель, гуашь

Выставка коллективной работы

Тема 20. Космический корабль.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Темная бумага, цветные мелки или гуашь

Выставка работ

Тема 21. Танец снежинок.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, тонированный фон, клей, ножницы

Выставка работ

Тема 22. Весёлая мозаика.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, тонированный фон

Выставка работ

Тема 23. Открытка к 23 февраля.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, гуашь

Коллективный просмотр работ

Тема 24. Весёлый снеговик.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- конкурс

- Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Коллективный просмотр работ

Тема 25. Открытка к 8 марта.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, клей, ножницы

Коллективный просмотр работ

Тема 26. Загадки и отгадки.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, гуашь, кисти

Коллективный просмотр работ, итоговая выставка

Тема 27. Книжная полка.

Лекция/ практика

Практические:

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Собеседование

IV. Встреча с Весной-красной.

Тема 28. Первые весенние листочки.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Натурный материал

Иллюстративный материал

Белая бумага, цветные карандаши или пастель

Коллективный просмотр работ

Тема 29. Жёлтые цыплятки.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Гуашь, губки, тонированная бумага

Выставка работ

Тема 30. Посуда для кукол.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Коллективный просмотр работ

Тема 31. У нас в гостях весёлый карандаш.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Самостоятельный выбор художественных материалов

Выставка работ

Тема 32. Вазочка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированный силуэт вазочки, гуашь, кисти, тычок

Выставка работ

Тема 33. Игры во дворе.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, гуашь

Коллективный просмотр работ

Тема 34. Пусть всегда будет солнце.

Лекция/ практика

Практические:

- конкурс

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Цветные мелки

Конкурс рисунков на асфальте

Тема 35. Цвет весны.

Лекция/ экскурсия

Практические:

- наблюдение природы

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Собеседование

Методическое обеспечение программы, 2-ой год обучения

Раздел/ тема

Форма занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

I. Мы рисуем осень.

Тема 1. Вводное занятие.

Лекция

Словесные:

лекция

Иллюстративный материал

Собеседование

Тема 2. Осень в лесу, в парке, в саду.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, акварель, кисти

Коллективный просмотр работ

Тема 3. Ветвистое дерево.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Натурный материал

Белая бумага, карандаш

Коллективный просмотр работ

Тема 4. Птицы на ветке.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Природный материал

Цветная бумага, клей

Выставка коллективной работы

Тема 5. Букет осени.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Натурный материал

Иллюстративный материал

Тонированная бумага, гуашь

Коллективный просмотр работ

Тема 6. В магазине.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- игра

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, ножницы, клей

Выставка коллективной работы

Тема 7. Конь-игрушка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Коллективный просмотр работ

Тема 8. Разноцветная палитра.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнение

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, гуашь

Выставка коллективной работы

Тема 9. Сказочные кони.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветные карандаши, белая бумага

Итоговая выставка

Тема 10. Золотая осень.

Лекция/ экскурсия

Практические:

- наблюдения природы

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Натурный материал

Собеседование

II. Мы рисуем сказку.

Тема 11. Чашки и блюдца для Снегурочки.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированная бумага, гуашь, кисти

Выставка работ

Тема 12. Новогодний натюрморт.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Натурный материал

Иллюстративный материал

Акварель, белая бумага, гелиевые стержни, цветные карандаши

Выставка работ

Тема 13. Снегурочка и Дед Мороз.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Коллективный просмотр работ

Тема 14. Новогодний карнавал.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированная бумага, гуашь, кисти

Выставка работ

Тема 15. Маски.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- конкурс

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая и цветная бумага, гуашь, ножницы, клей

Конкурс работ

Тема 16. Ёлочная игрушка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, яичная скорлупа, вата, клей

Коллективный просмотр работ

Тема 17. Новогодний бал.

Конкурсы/ игры/ лекция

Практические:

- конкурсы

- игры

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Загадки, стихи, песенки

Конкурс, выставка лучших работ

III. Наши друзья.

Тема 18. Художник и сказка.

Лекция/ практика

Практические:

- игра

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Собеседование

Тема 19. В гостях у сказки.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, гуашь, кисти

Выставка коллективной работы

Тема 20. Снегопад на улице.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Тонированная бумага, гуашь, цветные мелки

Выставка работ

Тема 21. Мой маленький друг.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, гуашь

Коллективный просмотр работ

Тема 22. В мире сказок.

Лекция/ практика

Практические:

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Акварель, восковые мелки, белая бумага

Выставка работ

Тема 23. Открытка ко Дню Защитника Отечества.

Лекция/ практика

Практические:

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветной картон, гуашь, цветные карандаши

Коллективный просмотр работ

Тема 24. Подарок маме.

Лекция/ практика

Практические:

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветной силуэт подноса, гуашь, кисти

Коллективный просмотр работ

Тема 25. В зоопарке.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Создание общего макета

Тема 26. Кто быстрее?

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- конкурс

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Натурный материал

Карандаш, белая бумага

Коллективный просмотр работ

Тема 27. Богородская игрушка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Натурный материал

Белая бумага, акварель, восковые мелки

Коллективный просмотр работ, выставка лучших работ

IV.. С чего начинается Родина.

Тема 28. Весенние цветы.

Лекция/ практика/ экскурсия

Практические:

- упражнения

- наблюдения природы

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Натурный материал

Тонированная бумага, карандаш, цветные мелки

Выставка работ

Тема 29. Зоркий глаз.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- конкурс

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, карандаш

Конкурс

Тема 30. Театр.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры

Кукольный спектакль (сценка)

Тема 31. Ковш-скобкарь.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Пластилин

Коллективный просмотр работ

Тема 32. Весна пришла.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Цветная бумага, ножницы, клей

Выставка коллективной работы

Тема 33. Летучий корабль.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, акварель, восковые мелки

Выставка работ

Тема 34. Любимое время года. Итоговая выставка.

Лекция/ практика

Практические:

- упражнения

- композиция

Словесные:

- лекция

Эмоциональные:

- поощрение

- порицание

Иллюстративный материал

Белая бумага, гуашь

Выставка работ


Список использованной литературы

  1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Н.А.Горяева. – М., Просвещение, 1991. – 159 с.
  2. Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К.Жегалова. – М., Просвещение, 1984. – 160 с.
  3. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору/ Л.В.Неретина. – М., ВЛАДОС, 2008. – 135 с.
  4. Новая школьная энциклопедия. Искусство/ Сост. Н.Е.Ильенко. – М., РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. – 727 с.
  5. Полунина В.Н. Искусство и дети/ В.Н.Полунина. – М., Просвещение, 1982. – 191 с.
  6. Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / Претте М.-К., Копальдо А. – М., Просвещение, 1981, 1987. – 98 с., 105 с.
  7. Программы дополнительного образования/ Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. – М., Просвещение, 2008. – 207 с.
  8. Сухарев В.И. Сказки-раскраски и история с рисованием./ Сухарев В.И. – С-Пб., Агентство образовательного сотрудничества,  2007. – 128 с.
  9. Фольклорные посиделки/ ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, Красико-Принт, 2008. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Палитра" 3класс

Программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс).

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс). Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов с использованием регионального компо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра детских голосов"

Через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...