Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
проект по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная палитра"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Автор проекта:
Феклистова Полина Игоревна,
учитель начальных классов,
классный руководитель
МБОУ «Лицей № 1 им. А. С. Пушкина»
Нижневартовск, 2024
I. Пояснительная записка
Направленность данной образовательной программы – художественно-эстетическая. Программа дополнительных занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся:
1.Изобразительная деятельность;
2.Декоративно-прикладная работа;
3.Лепка из пластилина (или глины);
4.Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы;
5.Конкурсы, игры;
Новизна программы в том, что в ней широко применяются игры и конкурсы. Эти внеклассные мероприятия способствуют развитию интереса учащихся к изобразительному искусству, обогащают малышей новыми эстетическими впечатлениями, помогают в интересной игровой форме проявить свои изобразительные способности. В данной программе включены экскурсии в природу, во время которых дети знакомятся с красотой окружающего мира.
Актуальность программы в том, что она опирается на интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства. Интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, то есть как педагогическую технологию. Интеграция в обучении предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии. В результате такого активного процесса одновременного слияния в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов.
Педагогическая целесообразность. Каждому возрасту соответствует повышенный интерес к определённому виду искусства. Для учащихся начальной школы характерен интерес к изобразительному искусству, музыке, сочинению стихов, сказкам, танцам, выразительному чтению. Преобладание пластических искусств в сфере основных интересов детей 6 – 12 лет определяет целесообразность освоения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.
Цель - воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи данной программы:
- Обучающие:
- получить первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных;
- научить начальным навыкам изображения пространства на плоскости;
- получить первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;
- знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшими в школьную программу.
- Развивающие:
- совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и фантазию учащихся;
- развивать мелкую моторику, образное, пространственное и логическое мышление детей;
- развивать творческие индивидуальные способности учащихся;
- побуждать к самостоятельной творческой активности.
- Воспитывающие:
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству и народному творчеству;
- воспитывать эстетические чувства и понимание прекрасного;
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, желание доставлять своим творчеством радость людям;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность.
Отличительные особенности данной программы в том, что она включает несколько видов творческой деятельности учащихся:
I. Изобразительная деятельность. Рисование предметов с натуры, по памяти и воображению, выполнение рисунков на тему с целью реалистической передачи объектов действительности. В программе этот вид деятельности предусматривает выполнение рисунков игрушек и других несложных объектов по памяти и с натуры, рисование на темы народных сказок, окружающей жизни, которое осуществляется по предварительным наблюдениям и воображению.
II. Декоративно-прикладная работа. На этих занятиях школьники создают предметы, соединяющие в себе эстетические и практические качества (декоративные маски, эскизы посуды, сувениры, игрушки), выполняют элементы декоративно-оформительской работы. Учащиеся продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством.
III. Лепка из пластилина (или глины). На этих занятиях учащиеся познают пластику и характер форм, учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию. Лепка способствует пространственному мышлению детей, формирует способности к художественному обобщению формы. На этих занятиях учащиеся лепят с натуры и по воображению птиц, животных, выполняют игрушки и несложные объемные композиции.
IV. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Занятия, посвященные этой теме, способствуют эстетическому развитию личности школьника, знакомят с памятниками отечественной художественной культуры и красотой окружающего мира.
V. Конкурсы, игры. Эти внеклассные мероприятия способствуют развитию интереса учащихся к изобразительному искусству, обогащают малышей новыми эстетическими впечатлениями, помогают в интересной игровой форме проявить свои изобразительные способности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 1год обучения – 6-8 лет, 2 год обучения – 9-10 лет.
Сроки реализации программы – два года обучения – 68 часов, одно занятие в неделю по 1 академическому часу (45 минут), всего 34 часа в год.
Формы и режим занятий. В ходе освоения программы занятия являются групповыми. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к учащимся. В программу введены экскурсии в природу, которые знакомят учащихся с красотой окружающего мира.
Ожидаемые результаты. В результате освоения программы учащиеся
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в разных видах искусства;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретают навыки общения через выражение эмоционального состояния, при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-мини-выставки работ учащихся;
-участие в районных и городских конкурсах и выставках детского творчества.
Учебно-тематический план (1-ый год, 34 часа)
№ | Раздел/тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | В мире волшебных красок | 10 | 5,5 | 4,5 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Весёлые художники | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Вот оно какое, наше лето | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Весёлый карандаш | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Коврик | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Осенний букет | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Сказочный цветок | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Животные в городе | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Сказочная птица. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Краски осени. Итоговая выставка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мы готовимся к празднику | 6 | 3 | 3 | |
11 | Первый снег | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Моя любимая игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Городецкая лошадка | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Наши книжки | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Украсим школу! | 1 | - | 1 |
16 | Рождественское дерево. Выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
III | Чудеса Зимы-красавицы | 10 | 5 | 5 |
17 | Зимняя сказка | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Зимние игры и забавы | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Космический корабль | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Танец снежинок | 1 | - | 1 |
21 | Весёлая мозаика | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Открытка к 23 февраля | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Весёлый снеговик | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Открытка к 8 марта | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Загадки и отгадки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Книжная полка. Итоговая выставка. | 1 | 1 | - |
IV | Встреча с Весной-красной | 8 | 4 | 4 |
27 | Первые весенние листочки | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Желтые цыплятки | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Посуда для кукол | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | У нас в гостях весёлый карандаш | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Вазочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Игры во дворе | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Пусть всегда будет солнце | 1 | - | 1 |
34 | Цвет весны. Подготовка работ к выставке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 34 | 17 | 17 | |
По истечении 1 года обучения учащиеся будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- общее и различное в цветах и их оттенках;
- выразительные возможности цвета и линии;
- понятие симметрии в композиции;
- декоративное обобщение формы;
- цветовой контраст и нюанс;
- пропорции фигуры человека;
уметь:
- создавать новые цвета, путем смешивания красок на палитре;
- использовать выразительные возможности цвета и линии для передачи образных характеристик героев;
- передавать в объёме обобщенную форму птиц и животных;
- использовать контраст и нюанс для создания выразительного образа;
- передавать на бумаге простейшие движения человека;
- передавать пропорции птиц и животных и их простейшие движения.
Учебно-тематический план (2-ой год, 68 часов)
№ | Раздел/тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Мы рисуем осень | 10 | 5 | 5 |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Осень в лесу, в парке, в саду | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Ветвистое дерево | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Птицы на ветке | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Букет осени | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | В магазине | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Конь-игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Разноцветная палитра | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Сказочные кони. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Золотая осень. Экскурсия. Итоговая выставка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II | Мы рисуем сказку | 7 | 3,5 | 3,5 |
11 | Чашки и блюдца для Снегурочки | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Новогодний натюрморт | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Снегурочка и Дед Мороз | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Новогодний карнавал | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Маски | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Ёлочная игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Новогодний бал. Итоговая выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
III | Наши друзья | 10 | 5 | 5 |
18 | Художник и сказка | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | В гостях у сказки | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Снегопад на улице | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Мой маленький друг | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | В мире сказок | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Открытка ко дню Защитника Отечества | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Подарок маме | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | В зоопарке | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Кто быстрее? | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Богородская игрушка. Выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
IV | С чего начинается Родина | 7 | 3,5 | 3,5 |
28 | Весенние цветы | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Зоркий глаз | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Театр | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Ковш-скобкарь | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Весна пришла | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Летучий корабль | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Любимое время года. Итоговая выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 34 | 17 | 17 | |
По истечении 2 года обучения учащиеся будут знать:
-особенности работы каждым художественным материалом;
-выразительные свойства цвета, связь цветовой гаммы с теми или иными характеристиками героя (тёплый - холодный, лёгкий – тяжёлый, злой – добрый);
-образный строй картины, выделение цвета как одного из средств выразительности;
- пропорции фигуры человека;
-пропорции животных и птиц;
уметь:
-использовать контраст, нюанс, оттенков цвета для создания выразительного образа;
-различать оттенки по светлоте и получать различные по светлоте оттенки путем разбеливания (гуашь) или разведения водой (акварель);
-создавать цветовую гамму рисунка в соответствии с замыслом работы;
-создавать простые композиции с 2-3 фигурами людей и животных.
Содержание программы, 1 год обучения
I. В мире волшебных красок
Тема № 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения. Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда. Анализ программы на учебный год. Материалы, инструменты, необходимые для работы.
Тема № 2. Весёлые художники.
Теоретические сведения. Знакомство с тремя основными цветами: красным, жёлтым и синим, знакомство с дополнительными цветами: оранжевым, зелёным, фиолетовым.
Практическая работа. Выполнение упражнения «Весёлые художники» (смешение красной и жёлтой краски, жёлтой и синей, красной и синей), получение навыков работы гуашью.
Тема №3. Вот оно какое, наше лето.
Теоретические сведения. Знакомство с понятием «линия горизонта». Показ работы акварельными красками.
Практическая работа. Зарисовки по памяти. Упражнения акварелью «Время суток». Получение навыков работы акварелью.
Тема № 4. Весёлый карандаш.
Теоретические сведения. Знакомство с возможностями карандаша. Рисунок, набросок, длительный рисунок – определение.
Практическая работа. Выполнение упражнений, знакомящих малышей с возможностями карандаша. Упражнения: змейки, клубок, штрихи-квадратики. Штриховая зарисовка «Колючий ёжик».
Тема № 5. Коврик.
Теоретические сведения. Понятие о симметрии в декоративной композиции. Знакомство с образцами ковров разных народов на фотографиях.
Практическая работа. Выполнение из цветной бумаги аппликации в виде коврика.
Тема № 6. Осенний букет.
Теоретические сведения. Знакомство с флористикой. Основы композиции.
Практическая работа. Составление из осенних листьев декоративной композиции. Конкурс «Чей букет красивее?». Игра «На кого похоже» - составление из листьев фигурок зверей, птиц, насекомых.
Тема № 7. Сказочный цветок
Теоретические сведения. Знакомство с техникой акварели «вливание цвета в цвет».
Практическая работа. Рисование по воображению. Игра, включающая в себя живописные упражнения по овладению техникой работы акварелью, вливание одного цвета в другой на листе (белая бумага, акварель).
Тема № 8. Животные в городе.
Теоретические сведения. Знакомство с возможностями цветных графических материалов.
Практическая работа. Рисование по памяти городских животных: собак, кошек. Работа цветными карандашами или пастелью.
Тема №9. Сказочная птица.
Теоретические сведения. Знакомство с творчеством народных мастеров, рассматривание дымковских игрушек, передача характерной обобщенной формы птицы.
Практическая работа. Лепка из пластилина по мотивам дымковских игрушек.
Тема № 10. Краски осени.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Осень в произведениях Мавриной, Левитана, Поленова.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение изменений в природе. Подготовка итоговой выставки.
II. Мы готовимся к празднику.
Тема № 11. Первый снег.
Теоретические сведения. Понятие о контрасте. Передача контраста белого снега с хмурым зимним небом и темной землёй.
Практическая работа. Рисование на основе натурных наблюдений. Композиция на тонированной серой бумаге с использованием гуаши.
Тема № 12. Моя любимая игрушка.
Теоретические сведения. Игра «Отгадай игрушку» - дети показывают мимикой и жестами свои игрушки.
Практическая работа. Рисунок по воображению на тонированной бумаге с помощью цветных карандашей и гуаши. Развитие наблюдательности и фантазии детей.
Тема № 13. Городецкая лошадка.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями городецких мастеров и основами городецкой росписи.
Практическая работа. Роспись тонированного силуэта лошадки гуашью. Освоение техники работы гуашью, выполнение росписи с помощью простейших элементов – тычка и змейки.
Тема № 14. Наши книжки.
Теоретические сведения. Знакомство с работами художников, создающих детские игрушки. Сказка итальянского писателя Джанни Родари «Чиполлино».
Практическая работа. Лепка из пластилина героев сказки Джанни Родари «Чиполлино».
Тема № 15. Украсим школу!
Практическая работа. Коллективное выполнение из цветной бумаги новогодних игрушек и гирлянд с подрисовкой простейших декоративных элементов в виде кружков, квадратов и змеек, использование аппликации для декорирования поделок. Цветная бумага, гелиевые ручки.
Тема № 16. Рождественское дерево.
Теоретические сведения. Знакомство с историей возникновения традиции наряжать ель на Рождество.
Практическая работа. Зарисовки еловых и сосновых веток с натуры. Работа цветными карандашами или пастелью. Подготовка итоговой выставки.
III. Чудеса Зимы-красавицы.
Тема № 17. Зимняя сказка.
Теоретические сведения. Рисунок выполняется по мотивам детских сказок о зиме. Знакомство с основами композиции.
Практическая работа. Ребята самостоятельно выбирают любимую зимнюю сказку. Рисунок на тему зимних сказок. Тонированная бумага, гуашь.
Тема № 18. Зимние игры и забавы.
Теоретические сведения. Игра «Весёлые человечки на катке». Знакомство с пропорциями человеческой фигуры.
Практическая работа. Групповое выполнение упражнения на нескольких больших листах бумаги. Попытка передать простейшие движения человека. Учащиеся заполняют фигурками катающихся человечков «каток» - лист ватмана, на котором предварительно нарисованы границы катка. Дети работают группами по 3-4 человека. Белая бумага, акварель или гуашь.
Тема № 19. Космический корабль.
Теоретические сведения. Знакомство с художественными возможностями цветных мелков.
Практическая работа. Рисование по воображению. На синей или черной бумаге гуашью, цветными мелками. Развитие фантазии и творческого воображения.
Тема № 20. Танец снежинок.
Практическая работа. Декоративная работа. Аппликация из цветной и белой бумаги. Создание простейшей композиции из двух- трех снежинок разной формы и величины. Работа в группах по 2-3 человека, каждый вырезает и наклеивает снежинку на цветной фон.
Тема № 21. Весёлая мозаика.
Теоретические сведения. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов.
Практическая работа. Составление из кусочков цветной бумаги подвижных декоративных композиций. Поиск декоративного цветового решения.
Тема № 22. Открытка к 23 февраля.
Теоретические сведения. Основы композиции.
Практическая работа. Составление композиции поздравительной открытки. Цветная бумага, гуашь.
Тема № 23. Веселый снеговик.
Теоретические сведения. Зимние стихи, загадки и пословицы.
Практическая работа. Лепка из пластилина. Передача общего объёма и пропорций снеговика. Конкурс «Чей снеговик веселее?».
Тема № 24. Открытка к 8 марта.
Теоретические сведения. Праздник 8 марта, стихи о маме, бабушке.
Практическая работа. Декоративная работа. Объёмная аппликация из цветной бумаги. Составление композиции.
Тема № 25. Загадки и отгадки.
Теоретические сведения. Игра «отгадай загадку, придумай свою».
Практическая работа. К понравившимся загадкам дети рисуют отгадки. Белая бумага, гуашь.
Тема № 26. Книжная полка.
Теоретические сведения. Знакомство с шуткой и игрой, нашедшими отражение в изобразительном искусстве. Иллюстрации к детским книгам: В.Сутеев «Петух и краски», М.Каневский «Золотой ключик». Подготовка итоговой выставки.
IV. Встреча с Весной-красной.
Тема № 27. Первые весенние листочки.
Теоретические сведения. Знакомство со строением весенних веточек и листочков.
Практическая работа. Рисование с натуры. Передача характерного строения веточки дерева и листьев. Белая бумага, цветные карандаши или пастель.
Тема № 28. Жёлтые цыплятки.
Теоретические сведения. Знакомство с новыми возможностями работы гуашью губкой.
Практическая работа. Рисование по памяти. Передача основных пропорций птиц, их движения. Работа гуашью и губкой.
Тема № 29. Посуда для кукол.
Теоретические сведения. Связь простейшего геометрического узора с формой.
Практическая работа. Лепка и украшение из пластилина декоративной посуды для кукол.
Тема № 30. У нас в гостях весёлый Карандаш.
Теоретические сведения. По страницам детских журналов «Чиж и Ёж», «Мурзилка», «Весёлые картинки».
Практическая работа. Рисование на свободную тему.
Тема № 31. Вазочка.
Теоретические сведения. Знакомство с искусством хохломской росписи.
Практическая работа. Декоративно-прикладная работа. Простейшая роспись тонированного силуэта вазочки. Создание узора в полосе из весенних цветов.
Тема № 32. Игры во дворе.
Теоретические сведения. Пропорции и передача движений человека.
Практическая работа. Зарисовки на основе натурных наблюдений и по памяти. Передача простых движений человека. Гуашь, белая бумага.
Тема № 33. Пусть всегда будет солнце.
Практическая работа. Конкурс рисунков на асфальте.
Тема № 34. Цвет весны.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями художников Левитана, Бакшеев, Мавриной.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдения изменений в весенней природе. Сопоставление увиденного в природе с изображенным на картинах художников. Подготовка работ к итоговой выставке.
Содержание программы, 2 год обучения
I. Мы рисуем осень
Тема № 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения. Организационные вопросы. Анализ программы на учебный год. Охрана труда. Материалы, инструменты, необходимые в работе.
Тема № 2. Осень в лесу, в парке, в саду.
Теоретические сведения. Многообразие цветовых оттенков в природе. Получение цветовых оттенков различными способами.
Практическая работа. Выполнение упражнений по получению цветовых оттенков (белая бумага, акварель). Рисование на основе натурных наблюдений. Отражение в работе разнообразия цветовых оттенков в природе.
Тема № 3. Ветвистое дерево.
Теоретические сведения. Знакомство со строением различных пород деревьев, формой кроны, листьев.
Практическая работа. Рисование с натуры и по представлению (белая бумага, карандаш). Передача в рисунке строения дерева.
Тема №4. Птицы на ветке.
Теоретические сведения. Знакомство с понятием «коллаж». Основы композиции.
Практическая работа. Декоративно-прикладная работа. Выполнение плоскостной композиции на листе картона с применением цветной бумаги, осенних листьев, веточек. Игра, выполнение коллективной декоративной работы.
Тема № 5. Букет осени.
Теоретические сведения. Получение цветовых оттенков путём разбеливания, смешивания, затемнения цвета.
Практическая работа. Зарисовки с натуры (белая или тонированная бумага, гуашь). Смешивание красок для получения оттенков жёлтого цвета.
Тема № 6. В магазине.
Практическая работа. Игра – коллективное вырезание из цветной бумаги силуэтов овощей, фруктов. Передача выразительности силуэтов. Создание коллективного декоративного панно.
Тема № 7. Конь-игрушка.
Теоретические сведения. Пропорции фигуры лошади.
Практическая работа. Лепка из пластилина. Передача пропорций и общего объёма фигуры лошади. Передача простейших движений и пластики фигуры.
Тема № 8. Разноцветная палитра.
Теоретические сведения. Закрепление знаний об основных и дополнительных цветах. Цветовой круг.
Практическая работа. Живописные упражнения по составлению дополнительных цветов (белая бумага, гуашь). Игра, коллективная декоративная работа «Жар-птица».
Тема № 9. Сказочные кони.
Теоретические сведения. Ознакомление с простейшим способом изображения животных с использованием схемы их строения.
Практическая работа. Рисование по памяти и по воображению (бумага, карандаши).
Тема № 10. Золотая осень.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Восприятие красоты родной природы, наблюдение цветовой гаммы осеннего парка (леса), сбор природных материалов для поделок.
II. Мы рисуем сказку.
Тема № 11. Чашки и блюдца для Снегурочки.
Теоретические сведения. Различие оттенков по светлоте и получение различных по светлоте оттенков цвета путем разбеливания.
Практическая работа. Рисование по воображению посуды для Снегурочки. (Тонированная бумага, гуашь).
Тема № 12. Новогодний натюрморт.
Теоретические сведения. Знакомство с жанром живописи – натюрмортом. Основы композиции. Ознакомление с техникой работы акварелью и гелиевыми стержнями.
Практическая работа. Рисование с натуры и по представлению новогоднего натюрморта. (Акварель, гелиевые стержни, цветные карандаши).
Тема № 13. Снегурочка и Дед Мороз.
Теоретические сведения. Пропорции фигуры человека.
Практическая работа. Лепка из пластилина фигурок Снегурочки и Деда Мороза.
Тема № 14. Новогодний карнавал.
Теоретические сведения. Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.
Практическая работа. Рисование по воображению. Выполнение композиции с новогодней ёлкой и фигурками людей или животных. (Тонированная бумага, гуашь).
Тема № 15. Маски.
Теоретические сведения. Загадки о животных.
Практическая работа. Выполнение декоративно-прикладной работы – карнавальные маски животных (цветной картон, гуашь, ленты, ножницы, клей). Конкурс: «Чья маска самая выразительная».
Тема № 16. Ёлочная игрушка.
Практическая работа. Выполнение сказочного героя в виде ёлочной игрушки из яичной скорлупы (цветная бумага, вата, яичная скорлупа, клей).
Тема № 17. Новогодний бал.
Практическая работа. Конкурсы, игры, украшение своими игрушками, выполненными на внеклассном занятии, новогодней ёлки, класса. Новогодняя выставка работ.
III. Наши друзья.
Тема № 18. Художник и сказка.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Произведения художников В.Васнецова, М.Врубеля. Знакомство с особенностями книжной иллюстрации, связь изображения с текстом. Игра «Узнай персонажей сказок».
Тема № 19. В гостях у сказки.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями В.Васнецова и народного искусства. Сирин и алконост – птицы радости и печали. Яркие «мажорные» и приглушенные «минорные» краски.
Практическая работа. Упражнение: передача праздничного настроения через яркие «мажорные» краски, передача грустного настроения через приглушённые «минорные» краски. Выполнение декоративных птиц радостного или грустного оперения (гуашь, белая бумага).
Тема № 20. Снегопад на улице.
Теоретические сведения. Передача пространства путем изображения ближних предметов ниже, а удалённых – выше на плоскости листа.
Практическая работа. Рисование на основе натурных наблюдений (тонированная бумага, гуашь, цветные мелки).
Тема № 21. Мой маленький друг.
Теоретические сведения. Таблицы с пропорциями различных домашних животных.
Практическая работа. Учащиеся выполняют по памяти рисунки своих любимых домашних животных (белая бумага, гуашь).
Тема № 22. В мире сказок.
Теоретические сведения. Обсуждение с педагогом темы рисунка. Композиционное решение работы.
Практическая работа. Композиция по воображению (акварель, восковые мелки). Тема рисунка выбирается каждым школьником самостоятельно.
Тема № 23. Открытка ко Дню Защитника Отечества.
Теоретические сведения. Знакомство с элементами военной символики (георгиевская лента, щит, меч, шлем, винтовка).
Практическая работа. Декоративно-прикладная работа (цветной картон, гуашь, цветные карандаши) по созданию открытки ко Дню Защитника Отечества.
Тема № 24. Подарок маме.
Теоретические сведения. Знакомство с искусством жостовской росписи и простейшими приёмами её выполнения.
Практическая работа. Роспись декоративного подноса в подарок маме по народным мотивам (готовая круглая или овальная формы чёрного цвета, гуашь).
Тема № 25. В зоопарке.
Теоретические сведения. Таблицы пропорций различных диких животных, обсуждение строения и формы тела животных.
Практическая работа. Лепка по памяти разных животных. Передача общего строения и формы животного. Создание макета «В зоопарке».
Тема № 26. Кто быстрее?
Практическая работа. Конкурс зарисовок с натуры игрушек. Передача выразительного силуэта предметов (бумага, карандаш).
Тема № 27. Богородская игрушка.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством (Богородская игрушка, резьба по дереву).
Практическая работа. Зарисовки элементов резьбы. Акварель, восковые мелки, бумага.
IV. С чего начинается Родина.
Тема № 28. Весенние цветы.
Теоретические сведения. Обсуждение строения весенних цветов.
Практическая работа. Зарисовки весенних цветов на прогулке или по памяти и по представлению (тонированная бумага, карандаш, цветные мелки).
Тема № 29. Зоркий глаз.
Теоретические сведения. Обсуждение правил игры по развитию глазомера.
Практическая работа. Игра по развитию глазомера. Разделение отрезка прямой на равные части, соединение двух точек на плоскости листа прямой линией и т. д. (Бумага, карандаш).
Тема № 30. Театр.
Теоретические сведения. Знакомство с театральным искусством. Кукольный театр. Выбор спектакля для постановки.
Практическая работа. Выполнение простейших кукол из бумажных цилиндров для представления кукольного спектакля (цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры).
Тема № 31. Ковш-скобкарь.
Теоретические сведения. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Народная деревянная посуда. Красота формы и пластики предметов народного быта.
Практическая работа. Лепка из пластилина одного из предметов народного русского быта на основе изучения в классе народного декоративно-прикладного искусства.
Тема № 32. Весна пришла.
Практическая работа. Изготовление цветов из цветной бумаги. Создание коллективного панно.
Тема № 33. Летучий корабль.
Теоретические сведения. Выразительные возможности акварели. Размывание, вливание цвета в цвет, работа по сырой бумаге, работа с солью, набрызг.
Практическая работа. Упражнение: изображение неба в разном состоянии. Рисование по представлению полёта по небу (акварель, восковые мелки).
Тема № 34. Любимое время года. Итоговая выставка.
Теоретические сведения. Понятие о колорите картины. Жанр живописи – портрет. Обсуждение цветовой гаммы рисунка.
Практическая работа. Портрет по воображению. Форма-образ. Создание цветовой гаммы рисунка в соответствии с замыслом работы (белая бумага, гуашь).
Итоговая выставка детских работ.
Методическое обеспечение программы, 1-ый год обучения
Раздел/тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
I. В мире волшебных красок | ||||
Тема 1. Вводное занятие | Лекция | Словесные: лекция | Иллюстративный материал | Собеседование |
Тема 2. Весёлые художники. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Гуашь, бумага, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 3. Вот оно какое, наше лето. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Акварель, бумага, кисти | Выставка работ |
Тема 4. Весёлый карандаш. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Карандаш, бумага | Коллективный просмотр работ |
Тема 5. Коврик. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, клей | Выставка работ |
Тема 6. Осенний букет. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Природный материал, листья, бумага, клей | Выставка работ |
Тема 7. Сказочный цветок | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Акварель, бумага, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 8. Животные в городе. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пастель, цветные карандаши | Выставка работ |
Тема 9. Сказочная птица. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Выставка работ |
Тема10. Краски осени. | Лекция/ экскурсия в природу | Практические: - наблюдение природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
II. Мы готовимся к празднику. | ||||
Тема 11. Первый снег | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь | Выставка работ |
Тема 12. Моя любимая игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Тонированная бумага, цветные карандаши, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 13. Городецкая лошадка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированный силуэт лошадки, гуашь, кисти, тычок | Выставка работ |
Тема 14. Наши книжки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 15. Украсим школу! | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, гелиевые ручки, клей | Выставка работ |
Тема 16. Рождественское дерево. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Белая бумага, цветные карандаши, пастель | Коллективный просмотр работ, итоговая выставка |
Тема 17. Мои любимые книги. | Лекция | Практические: - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
III. Чудеса Зимы-красавицы | ||||
Тема 18. Зимняя сказка. | Лекция/практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь | Выставка работ |
Тема 19. Зимние игры и забавы. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения -игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, акварель, гуашь | Выставка коллективной работы |
Тема 20. Космический корабль. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Темная бумага, цветные мелки или гуашь | Выставка работ |
Тема 21. Танец снежинок. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, тонированный фон, клей, ножницы | Выставка работ |
Тема 22. Весёлая мозаика. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, тонированный фон | Выставка работ |
Тема 23. Открытка к 23 февраля. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 24. Весёлый снеговик. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс - Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 25. Открытка к 8 марта. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, клей, ножницы | Коллективный просмотр работ |
Тема 26. Загадки и отгадки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь, кисти | Коллективный просмотр работ, итоговая выставка |
Тема 27. Книжная полка. | Лекция/ практика | Практические: - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
IV. Встреча с Весной-красной. | ||||
Тема 28. Первые весенние листочки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Иллюстративный материал Белая бумага, цветные карандаши или пастель | Коллективный просмотр работ |
Тема 29. Жёлтые цыплятки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Гуашь, губки, тонированная бумага | Выставка работ |
Тема 30. Посуда для кукол. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 31. У нас в гостях весёлый карандаш. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Самостоятельный выбор художественных материалов | Выставка работ |
Тема 32. Вазочка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированный силуэт вазочки, гуашь, кисти, тычок | Выставка работ |
Тема 33. Игры во дворе. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 34. Пусть всегда будет солнце. | Лекция/ практика | Практические: - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Цветные мелки | Конкурс рисунков на асфальте |
Тема 35. Цвет весны. | Лекция/ экскурсия | Практические: - наблюдение природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
Методическое обеспечение программы, 2-ой год обучения
Раздел/ тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
I. Мы рисуем осень. | ||||
Тема 1. Вводное занятие. | Лекция | Словесные: лекция | Иллюстративный материал | Собеседование |
Тема 2. Осень в лесу, в парке, в саду. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, акварель, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 3. Ветвистое дерево. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Белая бумага, карандаш | Коллективный просмотр работ |
Тема 4. Птицы на ветке. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Природный материал Цветная бумага, клей | Выставка коллективной работы |
Тема 5. Букет осени. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 6. В магазине. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, ножницы, клей | Выставка коллективной работы |
Тема 7. Конь-игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 8. Разноцветная палитра. | Лекция/ практика | Практические: - упражнение - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Выставка коллективной работы |
Тема 9. Сказочные кони. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветные карандаши, белая бумага | Итоговая выставка |
Тема 10. Золотая осень. | Лекция/ экскурсия | Практические: - наблюдения природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал | Собеседование |
II. Мы рисуем сказку. | ||||
Тема 11. Чашки и блюдца для Снегурочки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь, кисти | Выставка работ |
Тема 12. Новогодний натюрморт. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Иллюстративный материал Акварель, белая бумага, гелиевые стержни, цветные карандаши | Выставка работ |
Тема 13. Снегурочка и Дед Мороз. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 14. Новогодний карнавал. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь, кисти | Выставка работ |
Тема 15. Маски. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая и цветная бумага, гуашь, ножницы, клей | Конкурс работ |
Тема 16. Ёлочная игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, яичная скорлупа, вата, клей | Коллективный просмотр работ |
Тема 17. Новогодний бал. | Конкурсы/ игры/ лекция | Практические: - конкурсы - игры Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Загадки, стихи, песенки | Конкурс, выставка лучших работ |
III. Наши друзья. | ||||
Тема 18. Художник и сказка. | Лекция/ практика | Практические: - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
Тема 19. В гостях у сказки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь, кисти | Выставка коллективной работы |
Тема 20. Снегопад на улице. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь, цветные мелки | Выставка работ |
Тема 21. Мой маленький друг. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 22. В мире сказок. | Лекция/ практика | Практические: - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Акварель, восковые мелки, белая бумага | Выставка работ |
Тема 23. Открытка ко Дню Защитника Отечества. | Лекция/ практика | Практические: - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветной картон, гуашь, цветные карандаши | Коллективный просмотр работ |
Тема 24. Подарок маме. | Лекция/ практика | Практические: - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветной силуэт подноса, гуашь, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 25. В зоопарке. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Создание общего макета |
Тема 26. Кто быстрее? | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Карандаш, белая бумага | Коллективный просмотр работ |
Тема 27. Богородская игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Белая бумага, акварель, восковые мелки | Коллективный просмотр работ, выставка лучших работ |
IV.. С чего начинается Родина. | ||||
Тема 28. Весенние цветы. | Лекция/ практика/ экскурсия | Практические: - упражнения - наблюдения природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Тонированная бумага, карандаш, цветные мелки | Выставка работ |
Тема 29. Зоркий глаз. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, карандаш | Конкурс |
Тема 30. Театр. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры | Кукольный спектакль (сценка) |
Тема 31. Ковш-скобкарь. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 32. Весна пришла. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, ножницы, клей | Выставка коллективной работы |
Тема 33. Летучий корабль. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, акварель, восковые мелки | Выставка работ |
Тема 34. Любимое время года. Итоговая выставка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Выставка работ |
Список использованной литературы
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Н.А.Горяева. – М., Просвещение, 1991. – 159 с.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К.Жегалова. – М., Просвещение, 1984. – 160 с.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору/ Л.В.Неретина. – М., ВЛАДОС, 2008. – 135 с.
- Новая школьная энциклопедия. Искусство/ Сост. Н.Е.Ильенко. – М., РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. – 727 с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети/ В.Н.Полунина. – М., Просвещение, 1982. – 191 с.
- Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / Претте М.-К., Копальдо А. – М., Просвещение, 1981, 1987. – 98 с., 105 с.
- Программы дополнительного образования/ Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. – М., Просвещение, 2008. – 207 с.
- Сухарев В.И. Сказки-раскраски и история с рисованием./ Сухарев В.И. – С-Пб., Агентство образовательного сотрудничества, 2007. – 128 с.
- Фольклорные посиделки/ ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, Красико-Принт, 2008. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс).
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра Хакасии" (ИЗО,1-4 класс). Данное пособие предлагается как помощь в работе учителю начальных классов с использованием регионального компо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Палитра детских голосов"
Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

