Главные вкладки

    Статья по логопедии по теме:
    ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)

     

      Статья раскрывает вопрос об использовании технологии  развивающего  чтения Е.М. Плюсниной   в коррекционной школе. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Розова Юлия Евгеньевна

    учитель-логопед

    Государственное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8

    Пушкинского района Санкт-Петербурга

     ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    (Использование технологии  развивающего чтения в коррекционной школе)

    Истинные патологии чтения, называемые дислексиями, определяются как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

    Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ложных патологий чтения: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтение у многих детей, которые исчезают в дальнейшем, от нарушения чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении.

    Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер на всех этапах формирования навыка чтения (этап овладения звукобуквенными обозначениями, этап послогового чтения, этап становления синтетических приемов чтения, этап синтетического чтения (по Т.Г.Егорову)).

    У детей с ограниченными возможностями здоровья (по данным Р.И. Лалаевой, Г.Я. Трошина и др.) процесс овладения чтением более длительный, характеризующийся рядом особенностей. Большую трудность для таких детей представляет усвоение букв из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различать оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложным является слияние звуков в слоги, так как процесс слияния звуков в слоги осуществляется  на основе четкого представления о звуковой структуре слогов, что недостаточно развито у учащихся с ОВЗ. Сложным является для них и формирование представления о слоге. У данной категории учащихся в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово. А раз способность звукослогового синтеза снижена, происходит замедленное узнавание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текстов. У учащихся с ОВЗ  недостаточно  развита смысловая догадка, что приводит к неправильному прочитыванию слов, непониманию прочитанного.

    Таким образом, основные нарушения чтения у данной категории учащихся    могут быть представлены в четырех основных формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного.

     Процесс чтения имеет цели и задачи, которые могут быть различными: получение информации различного вида, художественное чтение и т.д. Но при любых целях сам процесс чтения является  воссозданием звуковой формы слова на основе ее графической, буквенной модели. У хорошо читающего человека этот процесс становится свернутым, быстрым, но стоит ему столкнуться с трудным, малознакомым текстом, как чтение приобретает свою изначальную форму.

    Какие же задачи должен решить педагог, чтобы избежать ложных патологий чтения или устранить истинные патологии чтения (дислексии)?

    Приведем некоторые из  них:

    1. Необходимо научить качественному развернутому чтению слова с последующим синтезированием звуковых структур в целые слова. (Этап фонемного анализа слова и следующий этап позиционного буквенного анализа слова).  
    2. Учить читать слова целиком   без выделения предлога, союза, частицы в самостоятельную единицу речи, то есть вспомогательные части речи не должны нести на себе ударение.
    3.  Научить понимать читаемый текст, что не возможно без мелодично интонируемого ударного гласного в слове, чему необходимо учить уже на этапе фонемного анализа слова. Без этого не возможно правильное понимание текста.
    4. Чтение слова, текста «с чувством», «выразительно», что также невозможно без мелодично интонируемого ударного гласного в слове, а не в слоге.
    5. Учить четко и правильно интонировать начало и конец  предложений, различных по цели высказывания. Эту работу начинают в добукварный период, используя графическую схему предложения, и продолжают  на всех этапах обучения чтению.
    6. Отрабатывать технику чтения, то есть выработать скорочтение.

             Эти задачи помогают решать задания, представленные в приложении №2.

      Основная задача учителя – обучать ребенка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество.

    Эти задачи с успехом решает технологии развивающего чтения, разработанные Плюсниной Е.М. при содействии Третьяковой И.В., Даниловой Н.В., Ермаковой Е.А.

    Технология развивающего чтения включает следующие разработки:

    1. «Целостно-ценностный подход в развивающем чтении» (методическое пособие). С-Пб.,2004.
    2. «Технология словесного чтения» (Часть 1, карточки-горки). С-Пб.,2004.  
    3. «Технология словесного чтения» (Часть 2, карточки-задания).

    С-Пб.,2004.

    «Уроки развивающего чтения». (Методическое пособие для начальной школы). С-Пб.,2001.

    1. «Хрестоматия  к урокам развивающего чтения».  С-Пб.,2001.
    2. «Читаю сам». (Практические задания для детей от 6 до 9 лет).

    С-Пб.,2001.

    «Пишу сам». (Практические задания к урокам чистописания).

    С-Пб.,2002.

    1. «Альбом первокласснику». С-Пб., 1998.
    2. «Голос в развивающем обучении». С-Пб., 1999.

    Процесс обучения чтению начинается с осознания ценностно-целевых установок. Самая важная цель и ценность данного способа обучения чтению заключается в возможности одновременно обучать, воспитывать и развивать ученика.

     Сначала необходимо отработать качественное чтение отдельных слов.  Переходить  к чтению предложений, а тем более текстов, не отработав словесного чтения, нельзя, так как оно приведет к появлению регрессий, чтение с возвратом (челночное чтение) может войти в привычку и будет сдерживать беглое чтение.

    Технология отработки навыков словесного чтения представлена серией карточек (карточки-столбики, карточки-ёлочки, карточки-горки), подобранными по принципу усложнения материала. Сначала в карточках подобраны односложные слова, которые детям прочитать легко, главное – быть внимательным, поэтому ребенок с первых слов настраивается на внимательное чтение. Затем постепенно увеличивается количество слогов в словах, что усложняет воспроизведение слов. Ученик должен определять и правильную постановку ударения (особенно в малознакомых словах), а, следовательно, стараться понять смысл слова.  В процессе чтения подборки слов учащийся будет определять, какие слова ему знакомы, а какие нет, что важно учитывать при отработке навыков чтения с пониманием. Таким образом, данная технология способствует выработке у детей не только беглого. Но и осмысленного чтения.

    Принцип работы с карточками:

    1. Упражнения с карточками-горками (карточками-ёлочками).

    Начинать упражнения можно с любой карточки. Читать необходимо по строчкам. Если школьник не умеет еще держать строчку глазами, то он может использовать закладку. Эти задания можно выполнять в парах, что способствует развитию самоконтроля.

    1. Упражнения с карточками-столбиками.

    Сначала по карточке определения порога восприятия чтения  выявляется, какое слово может прочитать ученик за одно мелькание, затем подбираются карточки соответствующей сложности.

               В каждой серии от 1 до 5 столбиков слов одинаковой длины, но различной звуковой структуры. Слова должны читаться целостно, можно использовать «прием мелькания».

    Серия карточек-заданий  1- 13 обеспечивает возможность не только озвучить прочитанное, но и сразу же «включить» осознание того, что прочитал, так как  в каждой карточке необходимо выполнить определенное задание. Формирование   техники чтения и понимания прочитанного должны идти вместе, чтобы избежать механического чтения. Выработка связи графической формы слова с его семантикой – важная задача при обучении чтению. Для ребенка это является формированием нового речевого механизма.   Решению этой задачи   служат карточки-задания 1-13. Эти задания можно использовать как для устных, так и для письменных работ.

    Карточки-задания 14-23 помогут тщательно отработать фразовое чтение. Этот вид чтения служит переходным звеном от словесного чтения к текстовому. Хорошо отработанное  фразовое чтение поможет ученикам освоить чтение текстов. Карточки можно использовать для фронтальной и индивидуальной работы.

    Технология развивающего чтения включает в себя и работу с текстами (тексты 1-11). В хрестоматии к урокам развивающего чтения даются небольшие художественные тексты без сокращений, с хорошо проработанной сюжетной линией. Эти тексты подбираются очень тщательно, поскольку они должны быть доступны детям по содержанию и нести нравственную нагрузку. К текстам прилагаются вопросы.

    Организационные формы работы с текстами:

    1. Контрольно-рефлексивное чтение.

    Цель - осознание учеником своих возможностей при чтении.

    Последовательность проведения:

    1. Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
    2. Письменные ответы на вопросы к тексту.
    3. Обсуждение содержания текста.
    4. Выставление детьми самооценки.
    5. Проверка учителем правильности ответов, самооценки.
    1. Чтение с предварительным размышлением.

    Цель – развитие письменной речи, помощь детям в нахождении главной темы произведения по аналогии.

    Последовательность проведения:

    1. Написание минисочинения-рассуждения на тему, близкую к теме текста.
    2. Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
    3. Письменные ответы на вопросы к тексту.
    4. Сравнение содержания сочинения и текста.
    1. Подсказывающее чтение.

    Цель – помочь ученикам зафиксировать внимание на основных моментах текста.

    Последовательность проведения:

    1. Учитель зачитывает вопросы к тексту.
    2. Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
    3. Письменные ответы на вопросы к тексту.
    4.  Обсуждение содержания текста.
    1. Показательно-обучающее чтение.

    Цель – показать способ фиксирования внимания на основных моментах текста.

                  Последовательность проведения:

    1. Вопросы к тексту написаны на доске или лежат у каждого ученика на парте.
    2. Учитель зачитывает вопросы к тексту.
    3. Учитель читает текст по абзацам, дети отвечают на вопросы.

              Таким образом, рассмотрев все выше представленные виды работ, можно сказать, что технология развивающего чтения объединяет в себе одновременно количественное измерение качества чтения и обучение самому процессу чтения, все это подчинено одновременно обучению, развитию и воспитанию.  Такая технология обучения для начальных классов разработана впервые.

    Литература

    1.Плюснина Е.М.,   Третьякова И.В., Данилова Н.В., Ермакова Е.А.  Целостно-ценностный подход в развивающем чтении  (методическое пособие). С-Пб.,2004.

    2. Плюснина Е.М.,   Третьякова И.В., Данилова Н.В., Ермакова Е.А.  «Технология словесного чтения» (Часть 1, карточки-горки). С-Пб.,2004.  Технология словесного чтения» (Часть 2, карточки-задания). С-Пб.,2004.Уроки развивающего чтения». (Методическое пособие для начальной школы). С-Пб.,2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья,   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной коррекци...

    Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

    Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

    «Использование компьютерных технологий при коррекции нарушения чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Роль чтения нельзя недооценить:  хорошо читающий ребенок быстро ориентируется в тексте, испытывает меньше трудностей при решении задач, при выполнении упражнений, так же осознанное беглое чтение ...

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....

    Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

    Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....