Имя существительное
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ специальная (коррекционная) НШДС VII вида № 1822


Тема: «Имя существительное»


Конспект открытого логопедического занятия

Конспект

открытого логопедического

 занятия на тему:

 «Имя существительное»

Цель: продолжать знакомить  с именем существительным

Задачи

Образовательные:  

- закреплять умение выделять имя существительное среди других частей речи;

- дифференцировать одушевленные и неодушевленные существительные;

- формировать навык определения рода имен существительных;

- повторять обобщающие понятия;

 - формировать навык определения границ предложения;

- формировать навык списывания с печатного текста.

Коррекционные:

- развивать грамматический строй речи путем формирования навыка словоизменения: единственное и множественное число существительных;

- формировать навык деления сплошного текста на слова;

- развитие словесно-логического мышления;

 - развитие зрительного внимания;

- развитие отсроченного запоминания;

- развитие пространственной ориентации, закрепление понятий «слева», «справа».

Воспитательные:

- воспитание самоконтроля и взаимоконтроля;

Оборудование: компьютер; презентация PP «Словесный ряд. Выделение существительных»; презентация PP «Одушевленные и неодушевленные существительные»; карточки с именами существительными мужского, женского, среднего рода; карандаши красного, синего, зеленого цвета; деформированный текс «Зима в лесу»; индивидуальные тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент.  

Л. Ребята, посмотрите внимательно на монитор. Я предлагаю вам ознакомиться со словесным рядом. Читайте слова внимательно, старайтесь их запомнить.

Д. читают и запоминают слова.

Л. Повторите слова, которые вы запомнили.

Д. повторяют слова.

Л. Прочитайте слова еще раз.

Д. читают слова.

II. Основная часть.

1. Беседа. Определение темы занятия.

Л. Слова, отвечающие на какие вопросы повторялись чаще других?

Д.  слова, отвечающие на вопросы КТО?, ЧТО?

Л. К какой части речи относятся слова, отвечающие на эти вопросы? Вспомните определение.

Д. вспоминают определение имени существительного.

Л. Молодцы, а теперь посмотрите еще раз на слова, которые обозначают имена существительные, и запомните их. Чуть позже я попрошу вас вспомнить все эти слова.

Л. Сегодня мы продолжим говорить об имени существительном.

2. Игра «5-й лишний».  

Л. Ребята, послушайте ряд слов. Подумайте, какое их них  лишнее? Объясните свой выбор.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Река, озеро, море, мост, болото.

Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

Окружность, треугольник, ромб, указка, квадрат.

Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

Д. Выбирают лишние слова, обосновывают свой ответ.

3. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.

Л. Какие существительные отвечают на вопрос кто?.

Д. одушевленные существительные, они обозначают живые предметы.

Л. А на вопрос что?

Д. неодушевленные существительные, они обозначают неживые предметы.

Л. Приготовьте тетради и ручки. На мониторе будут появляться картинки, если предмет, изображенный на картинке, отвечает на вопрос КТО?, обозначает одушевленное существительное – слово записываете в первый столбик, а если на вопрос ЧТО? и обозначает неодушевленное существительное – слово записываете во второй столбик. Задание понятно?

Д. выполняют задание.

Л. А теперь на мониторе появится правильно выполненное задание, проверьте себя. Если есть ошибки, исправьте их.

Д. проверяют правильность выполнения задания.

4. Формирование навыка словоизменения. Развитие отсроченного запоминания. Физминутка.

Л. Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я предлагаю вам вспомнить имена существительные из первого упражнения.  Называем по одному слову по очереди, первый тот, кто стоит справа от меня. А дальше тот, кто справа от него.

Д. вспоминают слова.

Л. А теперь мы поиграем с ними. Каждый из вас называет слово, которое вспомнил, и передает его хлопком соседу слева. А ваш сосед должен повторить это слова и  изменить его так, чтобы оно обозначало много предметов. И уже своему соседу назвать следующее. И так по кругу.

Д. вспоминают слова, изменяют число имен существительных

Л. Молодцы, хорошо поиграли, садитесь.

5. Актуализация знаний о родах имен существительных.  

Л. Давайте вспомним, каких родов бывают имена существительные.

Д. отвечают.

Л. Как можно определить род имени существительного?

Д. вспоминают слова-помощники.

Л. Приведите по два примера существительных мужского, женского и среднего рода.

Д. называют имена существительные разного рода.

6. Самостоятельная работа.  

Л. Ребята, у вас на столах лежат карточки и цветные карандаши. Прочитайте слова, напечатанные на карточках. Все ли слова вам понятны и знакомы?

Д. Читают слова.

Л. Сейчас каждый из вас самостоятельно выполнит такое задание: имена существительные мужского рода обвести синим карандашом, женского – красным, среднего – зеленым.

Д. самостоятельно выполняют задание.

Л. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте задание друг у друга. Если есть ошибки, укажите их простым карандашом. Обсудите их с товарищем.

Д. осуществляют взаимопроверку с обсуждением.

7. Работа с деформированным текстом.

Л. Ребята, посмотрите на экран, прочитайте, что здесь написано.

зимавлесу

заглянулазимавлесобрядилаонасосныиеливтяжёлыеснеговыешубыстоятспокойнолесныебагатырииждутвесну

Д. читают деформированный текст.

Л. А теперь постарайтесь определить границы каждого слова. По цепочке читайте отдельные слова.

Д. делят сплошной текст на слова, читают слова.

Л. Молодцы. Постарайтесь определить границы предложения в этом тексте.

Д. читают текст по предложениям.

Л. Запишите в тетради этот рассказ, грамматически обозначая на письме предложения.

Д. Списывают текст в тетрадь.

8. Обозначение имен существительных в тексте.

Л. По очереди, начиная с названия текста, найдите все имена существительные и надпишите их.

Д. обозначают имена существительные в тексте.

III.  Итог занятия.

Л. Повторите, что такое имя существительное.

Д. Повторяют определение части речи.

Л. Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня. Занятие окончено.

2010 – 2011 учебный год                Учитель-логопед Резниченко Елена Николаевна

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....