Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Стенина Любовь Борисовна

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                    Стенина  218-913-730

Краснодарский край

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

Урок русского языка

  3 класс

 «Образование имён существительных  

от основ существительных и глаголов».

Автор: учитель начальных классов

Стенина Любовь Борисовна

2010 год

Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование имён существительных  от основ существительных и глаголов».

Цели:             познакомить  учащихся  со  способом  образования существительных  с  разными

                        значениями  от  основ  существительных  и  глаголов  при  помощи суффиксов

                       

Задачи:          дидактические, образовательные:

                              - обеспечить в ходе урока повторение и закрепление  пройденного материала,

                              - рассмотреть случаи словообразования существительных,

                        коррекционно-развивающие:

                              - коррекция навыка образования новых слов на основе упражнений,

                              - упражнения на развитие речи уч-ся, пополнение словарного запаса и объёма

                                памяти,

                              - стимулирование развития у уч-ся познавательного интереса,

                        воспитательные:

                              - формирование мотивации к учению,

                              - воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:       учебник русского языка 3 класс, ч. 2 ( авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,

                                  О. В. Пронина);  загадки для словарной работы; тетради уч-ся;

                                  схемы к восприятию нового материала; цветные стики для рефлексии.

                                                                       Ход   урока

I  Орг. момент.

1. Психологический настрой уч-ся.

 - У вас впереди рабочий день. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелайте себе удачи с помощью приятных поглаживаний:

 - обними себя руками (удача),

 - погладь шею,

 - погладь себя по голове,

 - опусти руки на лицо,

 - помассируй руки и пожелай удачи своему соседу.

 - Займите свои места.

2. Запись даты и вида работы.

II  Актуализация знаний.

1. Части речи.

- Какую тему мы изучаем на уроках русского языка? Какая часть речи называется именем существительным? Перечислите все известные вам части речи .

- Внимательно послушайте шуточное стихотворение. О чём идёт речь в одном из предложений?

                                                              На доске  (устно)

       прил.       сущ.                  гл.

  Хливкие  шорьки пырялись по наве.

- Ясен ли смысл предложения? (не определяется значение слов)

- А можно определить к какой части речи относятся эти слова? Как это сделать? (задать вопрос)

2. «Назови одним словом» (словарная работа).

- Отгадки записывайте в столбик (образец на доске).

Словарь: 1) медведь – медведица - медвежонок (медвежата)

                    заяц – зайчиха - зайчонок (зайчата)

               2) мечтать - мечтатель

                    учить - учитель

                3) салат - салатник

                    багаж - багажник

1) а) Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд,

        Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,

        Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны.

    б) У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

        От врагов спасают ноги, а от голода-кора.

2) а) Воображать или представлять что-то заветное.

    б) Передавать кому-либо какие-нибудь знания.

3) а) Блюдо  очень интересное, овощам хватает места:

        Всё порезать, посолить и сметанкою полить,

        Добавить зелень, помешать и на стол скорей подать

        Ну, и что это…?

    б) Упакованные для отправки  поездом, самолётом, машиной  вещи пассажиров.

III Постановка  проблемы.

- Понаблюдайте за словами 1 и 2 столбиков. Что вы заметили? Изменились ли значения слов?

  С помощью какой части слова? (суффикса) - Какое значение они приобрели?

На  доске

     Нос-носик               перо-пёрышко        ухо-ушко

     поле-полюшко       глаза-глазоньки      колокол-колокольчик

- В высказываниях малышей встречаются такие слова:

- Рыбёнок-это рыбкина детка.  У луковицы-луковёнок, у корзинки-корзинёнок..

- Жили-были царь с царицей, и был у них маленький царёнок…

- Понятно ли значение  этих слов? Какой общий смысл выражается? (название детёнышей)

-А знают ли малыши о существовании в языке другого названия детёнышей? (нет)

-Давайте  посмотрим как образуются такие слова. Вернёмся к словарю.

- Прочитайте 1 слово, определите род существительного, образуйте от этого первичного слова сущ.  ж.р. (самку медведя), теперь их детёныша.

-Как образовались эти слова (от основы  сущ. м.р.+ суффикс –иц,  -онок (детёныш).

-Как назвать детёнышей медведя во множественном числе? С помощью какого суффикса образовалось нов. слово? Какой частью речи являются эти слова? Почему?

(Аналог. разбор со вторым словом)

На доске  появляется схема:

                                                                              их, -иц,

                                                                        -онок, -ёнок,

                                                                              -ат, -ят

                                                                       

2) Чтение вывода на с.42

3) Наблюдение.   - Образуйте новые слова (дифференциация по группам)

    1гр.-  грач, лев, петух.

    2 гр.- с. 42, упр. 274

3 гр.- с.42, упр.273

- У кого возникли проблемы? В литературном языке нет суффиксов для образования названия самок этих животных, но в речи мы их употребляем:

На доске

Петух-курица-цыплёнок.

Бык-корова-телёнок (графически выделяются суффиксы).

IV Физминутка.

1. Упр-е  «Ёжик».

2. Упр-е  «Снеговик».

V Образование существительных с суффиксом -тель.

1 Исследование.

-Вернёмся ко 2-й группе словарных слов. Какая это часть речи? Раскрою вам один секрет (вы будете изучать это чуть позже),что у глаголов  -ть  - это суффикс, и он не входит в основу.

-Как называют человека, который любит мечтать? Как образовалось  это слово?   (аналог с др.

словом)

2. Чтение вывода на с.44.

3. Наблюдение.( упр. 277)

-Что называют слова с суффиксом  –тель? (указывают на занятие человека)

На доске появляется схема

             

                                                                          -тель                            

VI  Психологическая разгрузка.

1. Упражнение  « Гармошка».

2. Упражнение  « Змея».

VII Образование существительных с суффиксом   -ник.

1. Исследование(аналог. предыдущим заданиям).

2.Чтение вывода на с.185.

3.Наблюдение.( упр.278)

-Слова с каким значением образуются с помощью этого суффикса?

На доске появляется схема

           -ник

                                       

VIII Итог урока. Рефлексия.

-Какие значения имеют имена существительные , образованные с помощью этих суффиксов?

Дети, по просьбе учителя, отмечают на доске усвоение  темы.

IX Домашнее задание.

 -Послушайте текст.

Как их зовут?

 У нас на земле просто.У волка-волчата,у лося-лосята, у зайца-зайчата, у глухаря-глухарята, у гуся-гусята. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки-щурята…А дальше? Запишите названия водных обитателей, графически выделите суффикс.

-Спасибо за работу. Урок окончен (учитель объявляет отметки).

Список использованной  литературы.

      1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник

     3  класс.

      2. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику

          «Русский  язык» для 3    класса.

      3. Справочник школьника (эталоны) для 1–4 классов.

      4. Сборник упражнений. Русский язык  З класс. Шклярова Т. В., Грамотей

          2009 г.

      5. К пятёрке шаг за шагом.Русский язык. Начальная школа. Ахременкова

          Л. А., М., Просвещение, 2005 г. (для работы с сильными учащимися).

 

 

 существительное

         глагол

         глагол

 существительное      существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Способы образования имён существительных.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)   Учитель Верменик О.Г. Тема урока:«Способы образования имён существительных» Тип урока:комбин...

Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...

Урок русского языка в 3 классе «Способы образования имён существительных» Учител ь Верменик О.Г.

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов № Начальная школа ХХ1 века»)    Учител ь Верменик О.Г. Тема урока: «Способы образования имён существительных» Тип урока: комбини...

урок русского языка в 3 классе "Способы образования имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа ХХIвека», автор учебника С.Иванов)Тип: урок исследовательской деятельности.Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, про...

"Образование имён существительных от основ существительных и глаголов"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" даётся в 3 четверти. Дети знакомятся со способами образова...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать усло...